Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании ИСТОРИИ в 2012– 2013 учебном году

1. Нормативно-правовые документы

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте /asp.

7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357. /files/materials/7195/373.pdf , /dok/fgos/7195 .

9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» /db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf .

10.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 6.09.2010 № 3044.

11.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

12.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

2. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Основное общее образование

Подробная информация о современных УМК по ИСТОРИИ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (/asp)

2. Издательство «Просвещение ()

3. Издательство Дрофа ()

4. Издательство Русское слово (http:// )

5.Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ ( )

6. Издательство БАЛАСС ()

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

Номер в ФП

Автор, название

Класс

Издательство

1444

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С. История Древнего мира

5

Просвещение

1445

Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков

6

Просвещение

1446

Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени

7

Просвещение

1447

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени

8

Просвещение

1448

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история

9

Просвещение

1460

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

6

Просвещение

1461

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

7

Просвещение

1462

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России

8

Просвещение

1463

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России

9

Просвещение

1492

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Русское слово

1493

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков

6

Русское слово

1494

Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени

7

Русское слово

1495

Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени

8

Русское слово

1496

Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история

9

Русское слово

1497

Пчелов Е.В. История России

6

Русское слово

1498

Пчелов Е.В. История России

7

Русское слово

1499

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России

8

Русское слово

1500

Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И. и др. История России

9

Русское слово

1486

Майков А.Н. История

5

ВЕНТАНА-ГРАФ

1487

Андреевская Т.П., Белкин Н.В., Ванина Э.В. / Под ред. В.С.  Мясникова. История Древнего мира

5

ВЕНТАНА-ГРАФ

1488

Федоров С.Е. Искровская Л.В., Гурьянова Ю.В. / Под ред. В.С. Мясникова. История Средних веков

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

1489

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

1490

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

1491

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М. / Под ред. В.С. Мясникова. Всеобщая история

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

1440

Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. / Под ред. Р.Ш. Ганелина. История России

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

1441

Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. / Под ред. Р.Ш. Ганелина. История России

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

1442

Лазукова Н. Н., Журавлева О. Н. / Под ред. Р.Ш. Ганелина. История России

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

1443

Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. / Под ред. Р.Ш. Ганелина. История России

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

Для образовательных учреждений, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рекомендуем учебники для 5 класса:

Номер

в ФП

Автор, название

Класс

Издательство

864

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Баласс

888

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Русское слово

901

Уколова В.И., Маринович Л.П. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Просвещение

При выборе УМК необходимо учитывать следующие особенности издательских линий:

  1. Издательство «Баласс» – содержательная и методическая база позволяют полностью реализовать идеологию ФГОС ООО. Особенно продуктивен в системном использовании с учебниками по другим предметам.

  2. Издательство «Русское слово» – рекомендуется использовать в гимназических классах с углубленным изучением истории.

  3. Издательство «Просвещение» – прослеживается преемственность с ФГОС НОО.

В помощь учителю ИСТОРИИ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

  1. ГИА-2012. История. Диагностическое тестирование. 10 комплектов контрольных измерительных материалов/Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  2. История России. Диагностические тесты. 9 класс/Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  3. Артасов И.А., Гаврилина Ю.Г., Лозбенёв И.Н. ГИА. История. Тематические самостоятельные и итоговые работы. 6-9 классы. Национальное образование, 2012 г.

  4. ГИА-2012. История. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов/ Артасов И.А. и др. Национальное образование, 2012 г.

  5. Артасов И.А., Мельникова О.Н., Гаврилина Ю.Г. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. История. 9 класс. АСТ, 2012 г.

  6. Артасов И.А., Мельникова О.Н., Гаврилина Ю.Г. ГИА-2012. История. 9 класс. Экзамен в новой форме. Тренировочные варианты экзаменационных работ. АСТ, 2012 г.

  7. Артасов И.А. История России. 9 класс. 60 диагностических вариантов. Национальное образование, 2012 г.

Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

1. /view/sections/203/docs/404.html

2.

3.

4. /work/obr/dok/obs/3838

Количество часов, предусмотренное для изучения ИСТОРИИ в 5 – 9 классах, в соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки №5563 от 10.07.2012 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края», следующее:

Наименование предмета

Классы

5

6

7

8

9

история

2

2

2

2

2

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

2.2. Среднее (полное) общее образование

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846 .

Подробная информация о современных УМК по ИСТОРИИ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (/asp)

2. Издательство Просвещение ()

3. Издательство Дрофа ()

4. Издательство Русское слово (http:// )

5.Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ ( )

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

Номер в ФП

Автор, название

Класс

Издательство

1951

Уколова В.И., Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

1952

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

1953

Борисов Н. С. История России (базовый уровень)

10

Просвещение

1954

Левандовский А.А. История России (базовый уровень)

10

Просвещение

1955

Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России (базовый уровень)

11

Просвещение

1936

Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М. и др. / Под ред. Данилова А.А. История России (базовый уровень)

10

Просвещение

1937

Данилов А.А., Барсенков А.С., Горинов М.М. и др. / Под ред. Данилова А.А., Филиппова А.В. История России, (1900-1945) (базовый уровень)

11

Просвещение

1938

Уткин А.И., Филиппов А.В., Алексеев С.В. и др. / Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. История России, (1945-2008) (базовый уровень)

11

Просвещение

1939

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История (базовый уровень)

10

Просвещение

1940

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История (базовый уровень)

11

Просвещение

1932

Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история (базовый уровень)

10

Дрофа

1933

Волобуев О. В., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Всеобщая история (базовый уровень)

11

Дрофа

1956

Павленко Н. И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. / Под ред. Киселева А.Ф. История России (базовый уровень)

10

Дрофа

1957

Киселев А.Ф., Попов В.П. История России (базовый уровень)

11

Дрофа

1947

Климов О.Ю., Земляницын В.А., Носков В.В. и др. / Под ред. Мясникова В.С. Всеобщая история (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1948

Пленков О. Ю., Андреевская Т. П., Шевченко С. В. / Под ред. Мясникова В. С. Всеобщая история (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1941

Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. / Под ред. Ганелина Р.Ш. История России (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1942

Измозик В. С., Рудник С. Н. / Под ред. Ганелина Р. Ш. История России (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1945

Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

1946

Загладин Н.В. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

1958

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

1959

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. История России. (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

1949

Новиков С.В., Дмитриева О.В., Посконина О.И. / Под ред. Карпова С.П. Всеобщая история (профильный уровень)

10

Просвещение

1950

Смирнов В.П., Белоусов Л.С., Докучаева О.Н. / Под ред. Смирнова В.П. Всеобщая история. Новейшая история (профильный уровень)

11

Просвещение

1960

Сахаров А.Н., Буганов В.И., Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

10

Просвещение

1961

Шестаков В.А. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень)

11

Просвещение

В помощь учителю ИСТОРИИ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

  1. Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ-2012. История. 25 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. Национальное образование, 2012 г.

  2. Гевуркова Е.А., Чернова М.Н., Румянцев В.Я. ЕГЭ. История России. Интенсивный минимум. Айрис-Пресс, 2012 г.

Обращаем внимание на то, что все имеющиеся пособия для подготовки к ЕГЭ 2013 возможно использовать только в качестве ориентира. Структуру и примерное содержание КИМов необходимо сверять с демонстрационным вариантом, кодификатором и спецификацией, размещенными на сайте Федерального института педагогических измерений (/view/sections/203/docs/404.html)

Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

1.

2.

3. /work/obr/dok/obs/3838

Количество часов, предусмотренное для изучения ИСТОРИИ в 10 – 11 классах, в соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки №5563 от 10.07.2012 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края», следующее:

Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10 кл.

11 кл.

Базовый уровень

история

2(3)*

2(3)*

Профильный уровень

история

4

4

*в случае реализации филологического профиля

3. Особенности преподавания ИСТОРИИ

в 2012-2013 учебном году

В 2012-2013 учебном году в преподавании истории обращаем внимание на

следующие особенности.

Основой для преподавания предмета История являются: Примерная программа основного общего образования по истории; Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень); Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) (/work/obr/dok/obs/3838).

Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Предпочтительно внутри концентров работать по одной предметной линии, авторской или издательской, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов.

В рамках среднего (полного) общего образования на усмотрение ОУ можно продолжить работать по выбранной линии или же поменять УМК, сохранив преемственность X и XI классов внутри второго концентра.

Лидирующие позиции по востребованности учителями и учащимися и библиотечному обеспечению сохраняют издательства «Просвещение» (более 60%) и «Русское слово» (около 40%). Кроме того, УМК [под ред. А.А. Данилова] издательства «Просвещение» активно задействованы при составлении КИМов ГИА в новой форме для IX класса и ЕГЭ для XI класса.

Обращаем также внимание на современную линию учебников издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ». Завершенные комплекты по всеобщей истории под ред. В.С. Мясникова (5 – 9 кл.), по истории России под ред. Р.Ш. Ганелина (6 – 9 кл.), по всеобщей истории под ред. В.С. Мясникова (базовый уровень, 10 – 11 кл), по истории России под ред. Ганелина Р.Ш. (базовый уровень, 10 – 11 кл.) в полном объеме вошли в перечень рекомендованных. Названные учебники отличаются компактностью изложения, интересным содержанием, грамотным методическим аппаратом, удобны в работе в условиях часовой сетки БУП – 2004 г., полностью соответствуют примерной программе по предмету и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Немаловажно наличие в указанной линии специального учебника по пропедевтическому курсу «Что изучает история» для пятого класса.

Интересными в плане подачи материала по истории России во взаимосвязи со всеобщей историей представляются обновленные учебники издательства «Дрофа» по истории России под ред. А.Ф. Киселева (базовый уровень, 10   11 кл.) и по всеобщей истории (базовый уровень, 10 – 11 кл.).

В соответствии с наличием в Федеральном базисном учебном плане основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) единого предмета История, состоящего из двух курсов

«История России» и «Всеобщая история», изложенных в примерных программах

общего образования по истории раздельно, на практике рекомендуется изучать

синхронно-параллельно с возможностью интеграции некоторых тем отечественной и всеобщей истории. Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн,

отдельные вопросы истории и культуры и др.

При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и по объему учебного времени, и по задействованности в контрольно-измерительных материалах ГИА и ЕГЭ.

В классных журналах (5 – 11 класс) необходимо оба курса записывать в

единый раздел История в соответствии с календарно-тематическим планированием без специального разделения между курсами «Всеобщая история»

и «История России». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок

осуществляется также в рамках единого предмета История в общепринятом порядке.

В зависимости от имеющихся в распоряжении образовательных учреждений учебников, внесенных в федеральный перечень, и вида рабочей программы (см. Письмо ДОН от 06.04.2010 г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательных программ общеобразовательных учреждений») возможно 3 варианта синхронизации учебного материала.

1. Последовательно-блочное изучение. При этом блок всеобщей истории должен предшествовать блоку отечественной истории в пределах определенного

хронологического периода, например XVI – XVIII вв. В качестве методической

основы можно выбрать Рабочую программу I вида (полное соответствие примерной или авторской программе), составленную, там где это возможно, на

базе единой учебно-дидактической линии учебно-методических комплектов «История России» и «Всеобщая история» для соответствующей параллели классов.

Например, для 6 кл. возможно соединение двух учебников издательства

«Просвещение» Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл. и Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 кл. на базе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «История России 6 – 9 кл.» под ред А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение,

2006 г.

Для 10 кл. (базовый уровень) возможно соединение двух учебников издательства «Просвещение» и одного учебника издательства «Русское слово»:

Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история 10 кл. и Борисов Н.С. История

России. 10 кл., Левандовский А.А. История России. 10 кл. на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история с

древнейших времен до конца XIX в.» 10 кл. – М.: «Русское слово», 2007, и авторской программы «История России» 10 – 11 кл. Под редакцией Н.С. Борисова

и А.А. Левандовского. – М.: Просвещение, 2007 г.

Для 11 кл. (профильный уровень) возможно соединение учебников издательства «Русское слово» Загладин Н.В. Всеобщая история. 10 - 11 кл., Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 10 кл., Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России.11 кл. на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (профильный

уровень); Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история с

древнейших времен до конца XIX в.» 10 кл.; Н.В. Загладин Всемирная история

XX в. (11 кл) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса. Профильное обучение 10 – 11 кл. – М.: «Русское слово», 2007;

авторских программ Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. История России с

древнейших времен до конца XIX в. Программа курса 10 кл.; Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование.

11 кл.

2. Интегрированное обучение на основе Рабочей программы I вида (полное соответствие примерной или авторской программе), составленной на базе интегрированных учебников «История» для 10 – 11 классов, внесенных в федеральный перечень.

Например, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История. 10 кл. на

базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории

(базовый уровень) и Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., Баранов П.А.

«Россия и мир: 10 кл.: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2007.

3. Интегрированное обучение на основе Рабочей программы II вида.

При планировании рекомендуется ориентироваться на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования. При отборе учебного материала в первую очередь необходимо задействовать содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников (в обязательном минимуме выделено прямым шрифтом). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Использование указанного формата позволяет дифференцировать образовательные программы по уровням содержания в направлении сужения границ «знаниевых» требований и наряду с этим стимулирует полное изучение обязательного программного материала, что особенно актуально при значительных объемах курса.

Комплексный проект модернизации образования корректирует приоритетные направления в преподавании истории, стимулирует разработку перспективных технологий, позволяющих решать проблемы развивающего обучения. Принципиально новые задачи по развитию методики преподавания

стоят, прежде всего, в сфере предпрофильного и профильного исторического образования, а также организации системы итогового контроля знаний и умений

учащихся. Главным представляется поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на следующих основных

моментах:

1. Широко использовать нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, политических дебатов и т.д. Это позволит увеличить

познавательную активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной

учебной работе.

2. При профильном изучении истории в старшей школе попробовать переход к модульной системе организации учебного процесса. Подобный подход позволит не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и избежать перегрузки учебного процесса излишними, второстепенными фактами. Особенно важно это в старшей школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности материала.

3. Совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории.

4. Активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе, методику исследовательских проектов для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения

действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном

процессе.

5. Считать приоритетным индивидуальный подход к каждому ученику.

В рамках реализации практической части обращаем внимание на то, что

Интернет-поддержка профессионального развития педагогов осуществляется на

сайте . Интересные материалы для учителей истории размещены на

федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты: .

(раздел «Педагогические инициативы»); .

Рекомендуем также пособие на бумажном носителе, содержащее аннотированные

списки сайтов по использованию Интернет-ресурсов на уроках истории:

Плотникова В.А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя

общеобразовательной школы. Методическое пособие: 10 – 11 классы. – М.:

Вентана-Граф, 2009.

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания ИСТОРИИ в 2012-2013 учебном году

При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующее.

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является поддержка талантливых детей. В этой

связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах обществоведческой направленности; способствовать популяризации необходимости углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному выбору

профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайты ; .

Приглашаем принять участие в тематических краевых семинарах-совещаниях, организованных кафедрой обществоведческих дисциплин ГБОУ КК

ККИДППО «Подготовка учащихся к олимпиадам обществоведческого цикла» и

«Особенности проверки олимпиадных заданий по предметам обществоведческого

цикла», а так же в курсах повышения квалификации по соответствующим модулям. Информация располагается на Интернет-сайте

Рекомендуем взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

Каждому педагогу необходимо при работе с одаренными детьми активно использовать возможности дистанционного обучения через систему базовых школ Краснодарского края.

5. Предпрофильное обучение

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору).

В преподавании элективных курсов рекомендуем:

  1. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Сборник. 9 – 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Напоминаем, что историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов (из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения), предназначенных для расширения как базового,

так и профильного уровней, а также для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

В этой связи рекомендуем обратить внимание на следующие

издания:

1. Господарик Ю.П. История России XV – начала XX вв. в записках иностранцев. – М.: Вентана-Граф, 2010.

2. Программы элективных курсов. История: 10 – 11 классы: профильное обучение / М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007;

3. Элективные курсы для профильного обучения учащихся 10 – 11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус. 2007.

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета ИСТОРИИ

в 2012-2013 учебном году

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс.

Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей

современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ), необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего,

предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами

обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов Министерства образования и науки РФ.

В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и

развития умений и навыков учащихся.

В целях рационального использования оборудования, повышения качества

преподавания необходимо:

1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний.

2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся.

Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных

сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой –идеальный вариант оптимизации обучения предмету.

3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.

4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике, средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух

лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может

оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись

телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации

на оборудовании, установленном в кабинете.

5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Исторические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

6. В календарно-тематическом планировании необходимо указывать

использование учебного оборудования.

7. Перечень рекомендованного оборудования (мультимедийная установка, интерактивная доска, таблицы и т.д.) зависит от соответствующей темы и ее связи с базовым предметом.

8. Для расширения теоретической подготовки рекомендуем следующую литературу:

- Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007 г.

- Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко. М.: «Русское слово», 2009 г.

- Кабинет истории и обществознания // Преподавание истории в школе.2008 г., №3. С.3 – 21.

Заведующий кафедрой обществоведческих дисциплин

Галутво Л.М.

Преподаватель кафедры, курирующий предмет

Галутво Л.М.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. -методические рекомендации для общеобразовательных учреждений краснодарского края о преподавании обществознания в 2012– 2013 учебном году 1 нормативно-правовые документы

    Методические рекомендации
    ... МетодическиерекомендациидляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая о преподавании обществознания в 20122013учебномгоду 1. Нормативно-правовыедокументыПреподавание предмета в 20122013учебномгоду ... курсы («История государства и ...
  2. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений краснодарского края о преподавании химии в 2012–2013 учебном году 1 нормативно-правовые документы

    Методические рекомендации
    МетодическиерекомендациидляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая о преподавании химии в 20122013учебномгоду 1. Нормативно-правовыедокументыПреподавание предмета в 20122013учебномгоду ведётся в соответствии со следующими ...
  3. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений краснодарского края о преподавании основ безопасности жизнедеятельности (обж) в 2012– 2013 учебном году

    Методические рекомендации
    МетодическиерекомендациидляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая о преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 20122013учебномгоду 1. Нормативно-правовыедокументыПреподавание предмета в 20122013учебномгоду ...
  4. Публичный доклад мбоу сош № 39 в 2011-2012 учебном году i констатирующая часть

    Доклад
    ... нормативныхдокументов: - приказа департамента образования и науки Краснодарскогокрая от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах дляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая» ...
  5. Публичный доклад мбоу сош № 6 в 2011-2012 учебном году

    Доклад
    ... июля 2011 года № 3820«О примерных учебных планах дляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая»; -письма департамента образования и науки Краснодарскогокрая от ...

Другие похожие документы..