Главная > Книга


<36> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; 2010. N 31. Ст. 4166.

Статья 20.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ <37>) предусматривает административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. В соответствии со ст. 4.6 данного Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. О снятии и погашении судимости см. комментарий к ст. 2 Закона.

--------------------------------

<37> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3029.

Нарушение ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 комментируемого Закона, либо совершение действий, предусмотренных подп. ";ж"; п. 7 и подп. ";ж"; п. 8 ст. 76 данного Закона, является основанием для утери пассивного избирательного права при одновременном выполнении следующих условий: факт совершения указанных нарушений либо действий установлен вступившим в силу решением суда; указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий ОГВ или ОМСУ, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

4. По общему правилу, закрепленному в п. 4 комментируемой статьи активным избирательным правом обладают только те граждане, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Согласно пункту 2 ст. 16 комментируемого Закона факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи, не может служить основанием для лишения права на участие в выборах в ОГВ соответствующего субъекта РФ, ОМСУ пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов. Как отмечено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 16 октября 2003 г. по делу N 43-Г03-10 <38>, из содержания нормы данного пункта следует, что наличие у гражданина активного избирательного права связано, как правило, совпадением его места жительства с избирательным округом; в случае временного пребывания гражданина вне его места жительства и пределов округа ему должно быть обеспечено право на участие в выборах.

--------------------------------

<38> СПС.

На реализацию рассматриваемой гарантии направлены положение п. 4 ст. 3 комментируемого Закона, обязывающее дипломатические представительства, консульские учреждения оказывать содействие гражданину в реализации избирательных прав при проведении выборов в федеральные ОГВ и права на участие в референдуме РФ, положение п. 14 ст. 64 данного Закона, допускающие предоставление законом субъекта РФ возможности голосования избирателей, участников референдума по почте, положение ст. 65 данного Закона, предусматривающее досрочное голосование при проведении референдума субъекта РФ, выборов в ОМСУ, местного референдума.

Как предусмотрено в п. 4 комментируемой статьи, законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 20 января 2003 г. по делу N 38-Г02-12 <39> обращалось внимание на то, что указанная норма не содержит перечень случаев, допускающих возможность реализовать активное избирательное право гражданина, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, как при проведении выборов в ОМСУ, так и выборов в ОГВ. В то же время именно рассматриваемой норме соответствует положение п. 4 ст. 3 комментируемого Закона, согласно которому гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные ОГВ, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме РФ.

--------------------------------

<39> СПС.

5. В пункте 5 комментируемой статьи указано, что ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Такие ограничения установлены только в отношении избрания Президента РФ: согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Соответственно, без внесения поправки в Конституцию РФ нахождением места жительства гражданина на определенной территории РФ (включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории) не может быть ограничено его право быть избранным ни при проведении выборов иного выборного должностного лица, ни при проведении выборов депутатов представительного ОГВ или представительного органа муниципального образования. Положения же законов, устанавливающих такие ограничения, являются неконституционными. В качестве примеров следует упомянуть о Постановлении КС России от 24 июня 1997 г. N 9-П <40>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Хакасия, устанавливающие требование о сроке постоянного проживания как условие избрания гражданина депутатом законодательного органа и председателем правительства, а также о Постановлении КС России от 27 апреля 1998 г. N 12-П <41>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан ";О Президенте Республики Башкортостан";, устанавливающие требование о сроке постоянного проживания как условие избрания гражданина президентом Республики Башкортостан.

--------------------------------

<40> СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3145.

<41> СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2063.

6. Пункт 6 комментируемой статьи указывает на возможность установления федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ дополнительных условий реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющих одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Также указано на возможность установления уставом муниципального образования дополнительных условий реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющих одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Данный пункт с учетом положения подп. 8 ст. 2 комментируемого Закона касается возможности ограничения пассивного избирательного права только при выборах Президента РФ и глав муниципальных образований. Запрет на пребывание в должности Президента РФ одного и того же лица более двух сроков подряд установлен в ч. 3 ст. 81 Конституции РФ. Соответственно, в п. 5 ст. 3 Закона о выборах Президента РФ установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что при наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в ОГВ, ОМСУ состоится до истечения указанного срока.

В данном пункте речь идет о применении в отношении гражданина РФ:

такого уголовного наказания, указанного в п. ";б"; ст. 44 УК РФ, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно части 1 ст. 47 данного Кодекса лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

такого административного наказания, указанного в п. 8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, как дисквалификация. В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ <42>) дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

--------------------------------

<42> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3597.

8. Пункт 8 комментируемой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать в своих конституциях (уставах), законах дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Как отмечалось в Определении КС России от 21 февраля 2002 г. N 27-О <43>, установление такого права субъектов РФ обусловлено тем, что для адекватного выражения воли и интересов избирателей их представители в органах публичной власти должны обладать определенным жизненным опытом, уровнем знаний и зрелости; данные возрастные ограничения для кандидатов не являются чрезмерными или недопустимыми в силу Конституции РФ, которая связывает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод с целями защиты основ конституционного строя, а значит, и ценностей представительной демократии, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55).

--------------------------------

<43> СПС.

Устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата в соответствии с рассматриваемым пунктом не может превышать 21 год на день голосования на выборах как депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, так и выборного должностного лица местного самоуправления (до внесения Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ изменения говорилось о выборах в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ и в ОМСУ).

Установление максимального возраста кандидата согласно рассматриваемому пункту запрещено. Следует отметить, что упоминавшимся выше Постановлением КС России от 27 апреля 1998 г. N 12-П также признаны не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан ";О Президенте Республики Башкортостан";, устанавливающие такое дополнительное условие реализации гражданами пассивного избирательного права на выборах Президента Республики Башкортостан, как достижение кандидатом максимального (65 лет) возраста.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлен запрет для работающих на постоянной основе депутатов, выборных должностных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Как отмечено в Определении КС России от 11 марта 2005 г. N 72-О <44>, возможность осуществления депутатами депутатской деятельности без отрыва от основной оплачиваемой работы не нарушает принципа их независимости и объективного выражения интересов избирателей.

--------------------------------

<44> ВКС РФ. 2005. N 5.

При этом предусмотрено, что преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Данное положение на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ включено в рассматриваемый пункт Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ, внесшим изменения в целый ряд федеральных законов, в целях обеспечения безопасности государства и для устранения возможного конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Пункт 9 комментируемой статьи также устанавливает запрет на замещение депутатами, выборными должностными лицами государственных должностей, муниципальных должностей, выборных должностей (причем вне зависимости от того, осуществляет данное лицо свои полномочия на профессиональной постоянной основе или нет). Данный запрет установлен исходя из закрепленного в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении КС России от 29 мая 1998 г. N 16-П <45>, принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие; в том виде, как он закреплен в Конституции РФ, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.

--------------------------------

<45> СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2626.

Иные связанные со статусом депутата, выборного должностного лица ограничения, нежели предусмотренные в п. 9 комментируемой статьи, согласно данному пункту могут устанавливаться только федеральным конституционным законом или федеральным законом. Ограничения, связанные со статусом депутата Государственной Думы, установлены в ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ ";О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) <46>, со статусом депутата законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ - в ст. 12 Закона об организации органов власти субъектов РФ, а депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица местного самоуправления - в ст. ст. 36 и 40 Закона о местном самоуправлении.

--------------------------------

<46> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466.

Должностям государственной службы посвящена статья 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ ";О системе государственной службы Российской Федерации"; <47>, должностям государственной гражданской службы - статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ ";О государственной гражданской службе Российской Федерации"; <48>, муниципальным должностям муниципальной службы - статья 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ ";О муниципальной службе в Российской Федерации"; <49>.

--------------------------------

<47> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<48> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<49> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

10. Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, прав избирать и быть избранными в ОМСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Согласно данному пункту такие права предоставляются на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом. Такие же нормы содержатся в ст. 3 Закона об обеспечении прав избирать и быть избранными в ОМСУ, ч. 1 ст. 3 Закона о местном самоуправлении, п. 2 ст. 12 Федерального закона ";О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";. Это регулирование является изъятием из общего правила, согласно которому иностранные граждане не наделены избирательными правами, правом на участие в референдуме, предоставленным гражданам РФ (см. комментарий к ст. 3 Закона).

В качестве единственного примера необходимо отметить следующее. В статье 18 Устава Союза Беларуси и России <50> (ратифицирован Федеральным законом от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ <51>) предусматривалось, что гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве - участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в ОМСУ на территории этого государства. Однако, Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., неотъемлемой частью которого являлся указанный Устав, прекратил свое действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства (ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ <52>) от 8 декабря 1999 г., т.е. с 26 января 2000 г.

--------------------------------

<50> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3596.

<51> СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2732.

<52> СЗ РФ 2000. N 2. Ст. 146.

Предоставление иностранным гражданам права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме соответствует международной практике. В частности, такие права предусмотрены в ст. 8 ";b"; Договора о Европейском союзе <53>, подписанного в г. Маастрихте 7 февраля 1992 г., в ч. 1 ст. 6 Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения (ETS N 144) <54>, заключенной в г. Страсбурге 5 февраля 1992 г. Однако Россия в указанных актах не участвует.

--------------------------------

<53> СПС.

<54> СПС.

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме

Комментарий к статье 5

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как равное избирательное право и право на участие в референдуме (см. комментарий к указанной статье).

В рамках данного регулирования в п. 1 комментируемой статьи установлено, что граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. В отношении федерального референдума названный принцип раскрыт в ч. 3 ст. 2 Закона о референдуме РФ: граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях; каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

Рассматривая названный принцип, необходимо привести следующую правовую позицию, которую КС России сформулировал в Постановлении от 23 марта 2000 г. N 4-П <55> и позднее неоднократно подтвердил в других своих решениях: принцип равенства, закрепленный в ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, в полной мере относится и к регулированию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленного ч. 2 ст. 32 Конституции РФ; равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях; это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. ст. 1 и 3 Конституции РФ) действительное представительство народа в выборных органах публичной власти.

--------------------------------

<55> СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1429.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет гарантию, обеспечивающую равное избирательное право, на случаи образования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, в представительный орган муниципального образования избирательных округов с разным числом мандатов: согласно данному пункту в этих случаях каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

В этой связи следует отметить, что в упоминавшемся выше Постановлении КС России от 23 марта 2000 г. N 4-П отмечалось, что право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти в процессе демократических выборов осуществляется в различных формах, в т.ч. путем проведения выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах, в которых распределяется несколько депутатских мандатов; вместе с тем использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов; при соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно- и многомандатным избирательным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.

Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме

Комментарий к статье 6

В комментируемой статье раскрыто содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме (см. комментарий к указанной статье). Как следует из комментируемой статьи, каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, лично участвует в выборах; соответственно, избиратель определяет представителя своих интересов в органах публичной власти, а участник референдума выражает свое отношение к вопросу референдума путем своего непосредственного волеизъявления.

В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи предусматривалась возможность голосовать на выборах против всех кандидатов, против всех списков кандидатов. Однако Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ данная возможность исключена. В обоснование этого авторами законопроекта отмечалось следующее: такое изменение обусловлено необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний; в избирательном законодательстве большинства зарубежных стран отсутствуют аналоги голосования ";против всех";; в развитых демократических странах такая форма политического волеизъявления граждан не считается ";отходом от демократии"; и ущемлением конституционных прав избирателей, поскольку в условиях гражданского общества голосование ";против всех"; не может быть конструктивным.

Следует также упомянуть, что в силу правовой позиции, выраженной в Постановлении КС России от 14 ноября 2005 г. N 10-П <56>, признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы ";против всех"; в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя.

--------------------------------

<56> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4968.

Статья 7. Тайное голосование

Комментарий к статье 7

Комментируемая статья раскрывает содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как тайное голосование (см. комментарий к указанной статье).

В рамках данного регулирования установлено, что голосование на выборах и референдуме должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В отношении федерального референдума названный принцип раскрыт в ч. 6 ст. 2 Закона о референдуме РФ: голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в т.ч. наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Комментарий к статье 8

1. В комментируемой статье содержится регламентация сроков полномочий выборных ОГВ и ОМСУ. Пункт 1 данной статьи регламентирует установление таких сроков. Прежде всего, следует отметить, что этот пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ, приводящим положения отдельных законодательных актов РФ в соответствие с поправками к Конституции РФ, которыми предусматривается увеличение срока полномочий Президента РФ до шести лет и Государственной Думы до пяти лет.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи срок, на который избираются федеральные ОГВ, устанавливается непосредственно Конституцией РФ. Соответствующее регулирование содержится в ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, устанавливающей избрание Президента РФ сроком на шесть лет, и в ч. 1 ст. 96, устанавливающей избрание Государственной Думы сроком на пять лет. Данные положения приведены в редакции изменений, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ ";Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"; <57>.

--------------------------------

<57> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.

В прежней редакции указанных конституционных положений предусматривалось избрание как Президента РФ, так и Государственной Думы сроком на четыре года. Как отмечалось авторами проекта изменений, увеличение срока полномочий позволит Президенту РФ и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий; тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности; установление более продолжительного срока полномочий Президента РФ по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики; в условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента РФ, а также сложение Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ), достижение указанной цели может быть осложнено.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября 24 декабря 2002 г 23 июня 4 июля 23 декабря 2003

    Закон
    Федеральныйзаконот12июня2002 г. N 67-ФЗ "Обосновныхгарантияхизбирательныхправ и праванаучастие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 ...
  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации" (с изменениями от 27 сентября 24 декабря 2002 г 23 июня 4 июля 23 декабря 2003

    Закон
    ... публикации Федеральныйзаконот12июня2002 г. N 67-ФЗ "Обосновныхгарантияхизбирательныхправ и праванаучастие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... <71>. -------------------------------- <71> Научно-практический комментарий к Федеральномузаконуот12июня2002 г. N 67-ФЗ "Обосновныхгарантияхизбирательныхправ и праванаучастие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный) / Под ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... <71>. -------------------------------- <71> Научно-практический комментарий к Федеральномузаконуот12июня2002 г. N 67-ФЗ "Обосновныхгарантияхизбирательныхправ и праванаучастие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный) / Под ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-фз " об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    Комментарий к Федеральномузаконуот 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, ... 48 и ст. 58 Федеральногозаконаот12июня2002 г. N 67-ФЗ "Обосновныхгарантияхизбирательныхправ и праванаучастие в референдуме граждан Российской Федерации" *(153 ...

Другие похожие документы..