Главная > Основная образовательная программа


Тематическое планирование по биологии в 11 классе при 2 часах в неделю

( 68 часов) .

Учебник: Общая биология, В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин., Дрофа- 2002

№ урока

дата

Тема урока

Эволюционное учение (25 часов)

1

1.09

История представлений об эволюции живой природы

2

6.09

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж. Де Сент-Илера.

3

8.09

Эволюционная теория Ж- Б Ламарка

4

13.09

Первые русские эволюционисты

5

15.09

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

6

20.09

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

7

22.09

Изучение результатов искусственного отбора

8

27.09

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. Высшая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

9

29.09

Лабораторная работа

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

10

4.10

Борьба за существование и естественный отбор

11

6.10

Вид- эволюционная единица. Его критерии и структура. Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

12

11.10

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций.

13

13.10

Генетическое процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.

14

18.10

Формы естественного отбора.

15

20.10

Приспособленность организмов к среде обитания, как действие естественного отбора.

16

25.10

Лабораторная работа

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

17

27.10

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Географическое видообразование и экологическое видообразования.

18

8.11

Микроэволюция

( обобщение)

19

10.11

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс

20

15.11

Пути достижения биологического прогресса.

21

17.11

Основные закономерности эволюции

22

22.11

Результаты эволюции.

23

24.11

Эволюция.

24

29.11

Макроэволюция.

25

1.12

Дарвинизм.

Развитие органического мира (17 часов)

26

6.12

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.

27-28

8.12

13.12

Развитие жизни палеозойскую эру.

29-30

15.12

20.12

Развитие жизни в мезозойскую эру.

31

22.12

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

32-33

27.12

29.12

Развитие жизни на земле.

34

12.01

Контрольная работа «развитие жизни на Земле».

35

17.01

Место человека в живой природе. Систематическое положение. Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

36-37

19.01

24.01

Движущие силы антропогенеза.

38

26.01

Стадии эволюции человека: древние люди.

39

31.01

Современный человек. Свойства человека, как биосоциального существа. Человеческие расы.

40-41

2.02

7.02

Происхождение человека.

( Обобщение). Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

42

9.02

Контрольная работа. «Происхождение человека»

Взаимоотношения организма и среды (15 часов)

43

14.02

Биосфера живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы ( В. И. Вернадский).

44

16.02

Круговорот веществ, в природе.

45

21.02

Жизнь в сообществах.

46

23.02

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.

47

28.02

Естественные сообщества живых организмов.

48

2.03

Структура биогеоценозов.

49

7.03

Характеристика биоценозов.

50

9.03

Абиотические факторы среды

Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды.

51

14.03

Биотические факторы среды. Пределы выносливости.

52

16.03

Смена биоценозов, причины смены, формирование новых сообществ.

53

21.03

Взаимоотношения организма и среды.

54

23.03

Пищевые цепи. Практическая работа «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»

55

4.04

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами

56

6.04

Взаимоотношения между организмами. Абиотические отношения между организмами.

57

11.04

Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция, нейтрализм.

Биосфера и человек. (11 часов)

58

13.04

Понятие о биосфере, ее структуре и функциях.

59

18.04

Жизнь в сообществах.

60

20.04

Основы экологии( зачет)

61

25.04

Антропогенные факторы. Воздействия на биоценозы.

Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

62

27.04

Проблемы рационального природопользования.

63

2.05

Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование. Практическая работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

64

4.05

Уровни организации живой материи. Клетка – структурно-функциональная единица живого.

65

11.05

Эволюционное учение. (Повторение).

66

16.05

Итоговая контрольная за курс общей биологии . эволюционное учение. Основы экологии.

67-68

18.05

23.05

Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Тематическое планирование курса «Общая биология»

10 класс

(Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.) «Дрофа» 2003

Объем 68 часов в год

Тема

Дата

1

Цели, задачи и значение курса общей биологии.

1.09

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (4часа)

2

Уровни организации живой материи.

6.09

3

Критерии живых систем (единство химического состава, обмен веществ)

8.09

4

Основные свойства живого (наследственность, изменчивость, рост и др.)

13.09

5

Многообразие живого мира, царства живой природы.

15.09

Учение о клетке. (22 часа)

1

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

20.09

2

Органические вещества. Белки. Строение.

22.09

3

Свойства и функции белков.

27.09

4

Биологические катализаторы - ферменты. Их классификация и роль в жизнедеятельности клетки. Действие фермента каталаза на Н2О2

29.09

5

Углеводы.

4.10

6

Жиры.

6.10

7

ДНК - биологические полимеры.

11.10

8

РНК: строение и функции.

13.10

9

Генетический код. Свойства кода.

18.10

10

Строение и функции прокариотической клетки.

20.10

11

Эукариотическая клетка. Цитоскелет. Включения.

25.10

12

Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз

Изучение митоза в корешках лука.

27.10

13

Особенности строения растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Наблюдение, описание и сравнение строения растительной и животной клеток».

8.11

14

Метаболизм. Биосинтез белков.

10.11

15

Энергетический обмен – катаболизм. 1 и 2 этапы.

15.11

16

Катаболизм. Гликолиз.

17.11

17

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза.

22.11

18

Фотосинтез. Темновая фаза. Хемосинтез.

24.11

19

Обмен веществ и энергии в клетке.

29.11

20

Вирусы – бактериофаги.

1.12

21

Клеточная теория строения организмов.

6.12

22

Обобщение по теме «Строение клетки».

8.12

Размножение и развитие организмов (12 часов)

1

Формы размножения. Бесполое размножение

13.12

2

Вегетативное размножение растений.

15.12

3

Половое размножение. Его формы

20.12

4

Строение половых клеток. Гаметогенез.

22.12

5

Осеменение и оплодотворение. Партеногенез.

27.12

6

Двойное оплодотворение растений.

29.12

7

Обобщающий урок по теме «Размножение организмов»

12.01

8

Эмбриональное развитие животных. Онтогенез

17.01

9

Органогенез.

19.01

10

Постэмбриональное развитие. Прямое развитие.

24.01

11

Онтогенез высших растений

26.01

12

Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.

31.01

Основы генетики и селекции (29 часов)

1

История развития генетики.

2.02

2

Основные понятия генетики.

7.02

3

Моногибридное скрещивание первый и в закон Менделя. Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещивания»

9.02

4

Второй закон Менделя – закон расщепления.

14.02

5

Закон чистоты гамет.

16.02

6

Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание.

21.02

7

Дигибридное скрещивание.

23.02

8

Практическая работа «Решение элементарных генетических задач»

28.02

9

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана.

2.03

10

Генетика пола.

7.03

11

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.

9.03

12

Решение генетических задач и составление родословных.

14.03

13-14

Генетика. Основные закономерности наследственности. Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм»

16.03

21.03

15

Основные формы изменчивости

23.03

16

Комбинативная изменчивость

4.04

17

Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова

6.04

18

Фенотипическая модификационная изменчивость

11.04

19

Лабораторная работа «Изучение изменчивости»

13.04

20

Закономерности изменчивости

18.04

21

Создание пород животных и сортов растений.

20.04

22

Методы селекций животных и растений

25.04

23

Селекция микроорганизмов

27.04

24

Достижения и основные направления современной селекции

2.05

25-26

Основные биологические закономерности

4.05

11.05

27

Итоговая контрольная работа

16.05

28-29

Развитие организма и окружающая среда.

18.05

23.05


урока

Тема урока

часы

дата

примечание

Раздел 5. Эволюционное учение 18ч

Тема Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина2ч

1

История представления о развитии жизни на Земле

1

2

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

1

Тема Дарвинизм 3ч

3

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

5

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

Тема Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция 8ч

6

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Вид. Критерии. Структура

1

7

Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

1

8

Популяция – элементарная единица эволюции

1

9

Форма естественного отбора. Естественный отбор в свете современных эволюционных представлений

1

10

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

1

11

Относительный характер приспособленности организмов к среде обитания

1

12

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

1

13

Результаты эволюции. Видообразование, роль изоляции

1

Тема Основные закономерности эволюции. Макроэволюция 5ч

14

Главные пути биологического прогресса

1

15

Лабораторная работа «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптация у насекомых»

1

16

Основные закономерности биологической эволюции. Закономерности эволюционного процесса

1

17

Правила эволюции

1

18

Обобщение знаний по теме. Учение об эволюции органического мира

1

Раздел 6. Развитие органического мира 12ч

Тема Основные черты эволюции животного и растительного мира 5ч

19

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде

1

20

Развитие жизни в палеозойскую эру

1

21

Развитие жизни в мезозойскую эру

1

22

Развитие в кайнозойскую эру

1

23

Обобщение знаний по теме. Развитие жизни на Земле

1

Тема Происхождение человека 7ч

24

Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира

1

25

Эволюция приматов

1

26

Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие люди

1

27

Стадии развития человека. Древние люди

1

28

Первые современные люди. Роль труда в происхождении человека

1

29

Современный этап эволюции человека

1

30

Обобщение знаний по теме. Происхождение человека

1

Раздел 7. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 16ч

Тема Понятие о биосфере2ч

31

Биосфера, её структура и функции. Биосфера – глобальная экологическая система, её границы

1

32

Круговорот веществ в природе

1

Тема Жизнь в сообществах 2ч

33-34

История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши

2

Тема Взаимоотношения организма и среды 7ч

35

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

1

36-37

Абиотические факторы среды

2

38

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор

1

39

Биотические факторы среды

1

40

Лабораторная работа «Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов»

1

41

Смена биоценозов

1

Тема Взаимоотношения между организмами 5ч

42

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения – симбиоз

1

43-44

Абиотические отношения

2

45

Конкуренция. Нейтрализм

1

46

Обобщение по теме «Биосфера, её структура и функции; жизнь в сообществах; основы экологии

1

Раздел. 8 Биосфера и человек 7ч

Тема Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы 5ч

47

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

48

Природные ресурсы и их использование

1

49

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

1

50

Влияние человека на растительный и животный мир

1

51

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

1

Тема Бионика 2ч

52-53

Проблемы бионики

2

54

Заключительный урок по теме «Роль биологии в будущем»

1

55-56

Повторение. Закономерности развития живой природы

2

57-58

Повторение. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция

2

59

Повторение. Развитие жизни на Земле

1

60

Повторение. Происхождение человека

1

61

Тестирование

1

62

Повторение. Биосфера, её структура и функции

1

63-64

Повторение. Жизнь в сообществах. Основы экологии

2

65-66

Повторение. Биосфера и человек. Ноосфера

2

67

Повторение. Бионика

1

68

Итоговое тестирование

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркоманию правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях отравлении пищевым продуктами;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

Учебно-методическая литература:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа «планета знаний» начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... общегообразования «Планета знаний», автор Ольга Борисовна Калинина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмма начального общегообразования МОУ – средней ... за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей ...
  2. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы

    Основная образовательная программа
    ... общества; - преемственности основныхобразовательныхпрограмм дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения ...
  4. Основная образовательная программа моу гимназия №2

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  5. Основная образовательная программа моу сош №7 начальная школа

    Основная образовательная программа
    ... _______________________________________________________________ (начального, основного и среднего (полного)общегообразования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учётом ...

Другие похожие документы..