Главная > Основная образовательная программа


Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.

  • Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.

  • Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.

  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

  • Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.

  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.

  • Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.

  • Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.

  • Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.

  • Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.

  • Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.

  • Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.

  • Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.

  • Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2001.

  • Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2007.

  • Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.

  • Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004.

  • Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.

  • Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 1982.

  • Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.

  • Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008 .

  • Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .

  • Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .

  • Различные виды лингвистических словарей.

    Литература для учащихся

    Учебники:

    1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.

    2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.

    1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.

    2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.

    3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.

    4. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.

    5. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.

    6. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.

    7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.

    8. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.

    9. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.

    10. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.

    11. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .

    12. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .

    13. Различные виды лингвистических словарей.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Согласовано:

    На заседании методического объединения школы

    Протокол № _____ от

    «___»__________2009 г.

    Принято:

    На заседании педагогического совета

    Протокол № _____от

    « » ____ 200 г.

    Утверждаю:

    Директор школы

    _________________(Ф.И.О.)

    Приказ № ____ от

    «___»__________2009 г.

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

    « Функциональная стилистика русского языка»

    10 класс

    на 2010 -2011учебный год

    Разработана:

    (Ф.И.О) Носовой Л. Н.

    учителем (предмет) Русского языка и литературы

    1 квалификационной категории

    Пояснительная записка

    Развитие языка и речи учащихся является одной из приоритетных задач, которая должна быть реализована в процессе преподавания курса русского языка в школе. Понятие «развитие речи» подразумевает такую организацию аналитико-синтетической языковой и практической речевой деятельности школьников, которая с помощью дидактических средств содействует целенаправленному развитию интеллектуально-речевых механизмов детей и подростков, выработке норм литературного произношения и правописания, стимулирует обогащение словаря и грамматического строя речи учеников, формирует умение воспринимать и создавать связные тексты, разнообразные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли. Одним из путей развития речи школьников является их знакомство с основами функциональной стилистики, которая рассматривает речевые разновидности литературного языка, обслуживающие определённые сферы человеческой деятельности.

    Цельфакультатива: систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

    Задачи:

    • сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

    • обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

    • обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

    • выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

    Факультативныя занятия по стилистике должны активизировать умственную деятельность школьников, формировать интерес к самостоятельной исследовательской работе, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Для этого предусматривается применение на занятиях таких видов работы, как самостоятельный или групповой лингвистический анализ учебных текстов с последующим обобщением полученных результатов и формулировкой выводов, выдвижение и обоснование собственных утверждений, создание текстов определённой жанровой разновидности и их последующее рецензирование.

    Учебная программа факультатива разработана на основе программы «Русский язык. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. V--XI классы» (Минск, 2009 г.) и рассчитана на 35 часов.

    Стилистика как раздел науки о языке (1 ч)

    Предмет изучения, задачи, основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие языковые средства, жанр.

    Смысловое наполнение понятий стилистика языковых единиц (практическая стилистика), стилистика текста, стилистика художественной речи.

    Научный стиль (10 ч)

    Общая характеристика стиля. Сфера применения: наука (научные труды, выступления на научных конференциях). Функциональное назначение: передача научной информации, сообщение определённой совокупности знаний. Стилевые черты: информативная насыщенность, объективность, точность, доказательность, последовательность. Особенности научно-популярного изложения, способы популяризации научной информации.

    Лексика. Термины. Глаголы мыслительной деятельности.

    Особенности функционирования частей речи. Единственное число имён существительных, обозначающих считаемые предметы, и множественное число имён существительных, обозначающих отвлечённые понятия, вещества, продукты питания. Существительные с суффиксами -ений, -ний, -ств,-тий,
    -ость.
    Переход имён прилагательных в разряд существительных в научной терминологии. Употребление местоимения мы (совместное, авторское). Глагол (возвратные глаголы, употребление форм 3-го лица настоящего времени, несовершенный вид; причастия).

    Синтаксис. Распространённые простые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями. Сложные предложения (преобладание сложноподчинённых предложений). Способы определения научных понятий (терминов).

    Жанры. Научная статья и рецензия.

    Официально-деловой стиль (7 ч)

    Общая характеристика стиля. Сфера применения: законодательная деятельность, международные отношения, делопроизводство, юриспруденция. Функциональное назначение: сообщение объективной, точной, беспристрастной информации о лице, факте, событии; представление лаконичного и вместе с тем обстоятельного изложения существа дела, сути договоров, законов, правил, инструкций, предписаний. Стилевые черты: точность, объективность, логичность, стандартизированность.

    Лексика и фразеология. Специальная терминология (слова-обозначения должностей, учреждений, юридических действий, служебных процедур). Канцеляризмы. Формулы делового речевого этикета.

    Особенности функционирования частей речи. Существительные с отвлечённым значением, отглагольные существительные с суффиксами -ний,
    -тий,
    (со значением действия) и -тель (со значением действующего лица). Глаголы (употребление форм 3-го лица настоящего времени несовершенного вида, глаголы и глагольные формы со значением долженствования). Отыменные предлоги.

    Синтаксис. Рубрикация. Предложения с однородными членами для перечисления. «Цепочки» родительных падежей, нагромождение падежей.

    Жанры. Закон, деловое письмо.

    Художественный стиль (7 ч)

    Общая характеристика стиля. Сфера применения: художественная литература. Функциональное назначение: воздействовать на разум и чувства читателя, доставить эстетическое наслаждение. Стилевые черты: образность, эмоциональность, выразительность.

    Лексика. Синкретизм языковых средств. Средства создания исторического и местного колорита. Средства индивидуализации языка персонажей. Авторские неологизмы как средство образности. Тропы.

    Синтаксис. Разнообразие синтаксических конструкций. Период. Стилистические фигуры.

    Нормы русского литературного языка. Ориентация на литературные нормы. Введение в текст ненормативных речевых явлений.

    Публицистический стиль (8 ч)

    Общая характеристика стиля. Сфера применения: политика, общественные отношения, средства массовой информации. Функциональное назначение: формировать общественное мнение и влиять на него. Стилевые черты: информативность, экспрессивность, оценочность, призывность.

    Лексика. Общественно-политическая, научно-техническая, экономическая, спортивная терминология, слова и понятия из сферы культуры и шоу-бизнеса. Лексические единицы с эмоционально-экспрессивной окраской. Авторские неологизмы. Метафорическое употребление нейтральных слов и терминов. Жаргонная лексика. Лексические единицы, характерные для официально-делового стиля.

    Синтаксис. Передача эмоционального отношения автора к предмету сообщения средствами синтаксиса (вопросительные и восклицательные предложения, непрямой порядок слов, парцелляция). Передача эмоционального отношения с помощью знаков препинания.

    Жанры. Заметка, репортаж, интервью, статья: содержательные и композиционные особенности.

    Разговорный стиль (1 ч)

    Сфера применения, функциональное назначение, стилевые черты. Орфоэпические, лексические, синтаксические особенности.

    Обобщение (1 ч)

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В ходе изучения материалов факультатива учащиеся должны:

    • получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;

    • усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);

    • приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

    • развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

    Рекомендуемая литература

    1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.

    2. Дунаевская, О. В. Современная деловая речь / О. В. Дунаевская. – М., 1987.

    3. Кожина, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. – Пермь, 1972.

    4. Кожина, М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М. Н. Кожина. – Пермь, 1966.

    5. Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи / Н. М. Лариохина. – М., 1979.

    6. Паневчик, В. В. Деловая переписка / В. В. Паневчик, С. В. Некраха, Н. В. Самоедова. – Минск, 2005.

    7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982.

    8. Рогожин, М. Ю. Справочник секретаря / М. Ю. Рогожин. – М., 2006.

    9. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розен-таль. – М., 1982.

    10. Солганик, Г. Я. Лексика газеты / Г. Я. Солганик. – М., 1981.

    11. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик. – М., 2005.

    12. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2005.

    13. Чуковский, К. И. Живой как жизнь / К. И. Чуковский. – М., 1976.

    14. Шмелев, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.

      1. Программа внеурочной деятельности

    Программа развития 10-11 класса.

    « Я - личность»

    Направление работы.

    Программа работы включает в себя 5 направлений:

    «Учение»

    «Образ жизни»

    «Ценности»

    «Здоровье»

    «Самопознание»

    Цель: воспитание интеллектуальной, высокодуховной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию.

    «Учение» - данное направление работы ориентировано на создание условий для получения детьми качественного образования, на развитие их эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом работы в данном направлении должны стать развитые способности учащихся, устойчивые естественно-научные взгляды на природу и общество, самостоятельное и критическое мышление, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

    Задача: формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

    «Образ жизни» -данное направление работы ориентировано на обучение детей умению общаться, корректировке своих взаимоотношений с одноклассниками, работе в команде, умению руководить при организации различных мероприятий. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципов самоуправления.

    Задача: выявление и развитие творческих способностей, предоставление ученикам возможности самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

    «Ценности» - данное направление в работе ориентировано на диагностику, анализ и формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции в нравственном аспекте. Работа предполагает формирование сознательного соблюдения школьниками эстетических норм, ориентирование учащихся на ответственность перед обществом, государством, семьей.

    Задача: дальнейшее развитие эстетической культуры, воспитание патриотических, гражданских, нравственных качеств, формирование гуманистических отношений к людям и природе.

    «Здоровье» - данное направление ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся. На обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием.

    Задача: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

    «Самопознание» - данное направление работы ориентировано на совместную работу классного руководителя, родителей и психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств; оно направлено на формирование самосознания, становление активной жизненной позиции школьников, развитие их потребности в самопознании, самосовершенствовании, самореализации.

    Задача: выявление, коррекция и развитие личностных качеств; познание и формирование каждым ребенком своего «Я», изучение мотивов своих поступков. Развитие умения понимать и принимать себя и выстраивать линию поведения.

      1. Условия реализации учебных программ. (см.пункт 2.3.)

    6.7 Виды деятельности.

    1.Познавательная деятельность.

    Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимости.

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставление, оценки и классификация объектов.

    Участие в проектной деятельности, в организации и проведение учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

    Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий реализация оригинального замысла, использование разнообразных средств, умений импровизировать.

    2. Инфомационно-коммуникативная деятельность.

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и другие), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

    Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и другие). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создание собственного текста.

    Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

    Владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

    3.Рефлексиная деятельность.

    Понимание ценности образования как средства развития личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учёт мнения других людей при определении собственной позиции самооценки. Умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

    Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

    Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнения практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

    Осознание своей национальной, социальной конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    6.8. Планируемые результаты и способы их достижения.

    Предполагаемый результат реализации образовательной программы МОУ «Первомайская СОШ» .

    Уровень обученности, сформированности ключевых компетентностей необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

    1. Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана.

    2. Овладел основными общеучебными умениями и навыками необходимыми для дальнейшего профессионального образования и успешной трудовой деятельности:

    • основными мысленными операциями: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации, делать выводы, умозаключения;

    • навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, исследовательской, творческой деятельности;

    • трудовыми умениями и навыками по работе с металлом, деревом, тканью, уходом за землёй, животными, приготовления пищи, навыками самосохранения в экстремальных ситуациях;

    • основами восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации; информационными технологиями связанными с приёмом, передачей, чтением, конспектированием информации, преобразованием информации; массмедийными, мультимедийными, Интернет технологией;

    • основами компьютерной грамотности, технологического обслуживания вычислительной техники;

    • овладел умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции, личной и предметной рефлексии, смысла жизни, профессионального развития;

    • овладел навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, владения иностранным языком.

    II. Уровень ключевых компетентностей связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

    Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

    а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

    б) знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;

    в) знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

    г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типы нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма и т.д.

    д) знание и владение основами физической культуры человека.

    III. Уровень сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.

    • Владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами;

    • Владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), погашение конфликтов;

    • Владение основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования в социуме;

    • Владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность);

    • Основы устного и письменного общения, диалог, монолог, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное общение, иноязычное общение, деловая переписка, уровень воздействия реципиента, особенности коммуникации с разными людьми;

    • Владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;

    • Знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга, самоконтроля в своих действиях, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн).

    IV. Уровень сформированности культуры человека

    • Знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки, науки, производства;

    • Знание и использование истории цивилизации, собственной страны, религии;

    • Владение основами экологической культуры;

    • Знание ценностей бытия, жизни.

    Модель выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования.

    I. Уровень обученности:

    1. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь-владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.

    2. Освоил общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов (например: информатика, иностранный язык и т.д.)

    3. Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

    -учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

    а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

    б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

    в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);

    г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);

    д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-воспитательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):

    - обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)

    - основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).

    -звучащей речи, работы со словарём, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.

    -овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

    -умение правильного и быстрого ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.

    -учебно-информационными умениями:

    а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

    б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;

    в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

    г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.

    - учебно-огранизационными умениями:

    а) владеть гигиеной учебного труда;

    б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

    в) руководствоваться режимом дня, определить временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

    г) рационально осуществлять домашнюю работу;

    д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).

    II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

    - начальные технико-технические знания, умение и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление отделка изделий);

    - начальные знания, умение и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

    а) умение и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

    б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техники, средствами информационных и коммуникационных технологий;

    в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землёй.

    - уровень развития мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

    III. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическими развитием и укреплением здоровья.

    Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

    а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

    б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

    в) правилами, нормами предупреждения бытового. дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоёмах, лесах, горных массивах;

    г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

    д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

    е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

    ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

    з) знание элементов, приёмов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приёмов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.

    IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанны с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира;

    1. Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

    2. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умения самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).

    3. уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.

    4. уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.

    5. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

    V. Уровень сформирования культуры личности:

    - культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома украшения дома;

    - первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

    - восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;

    - уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

    1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Основная образовательная программа «планета знаний» начального общего образования

      Основная образовательная программа
      ... общегообразования «Планета знаний», автор Ольга Борисовна Калинина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмма начального общегообразования МОУ – средней ... за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей ...
    2. Основная образовательная программа (114)

      Основная образовательная программа
      ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
    3. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы

      Основная образовательная программа
      ... общества; - преемственности основныхобразовательныхпрограмм дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения ...
    4. Основная образовательная программа моу гимназия №2

      Основная образовательная программа
      ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
    5. Основная образовательная программа моу сош №7 начальная школа

      Основная образовательная программа
      ... _______________________________________________________________ (начального, основного и среднего (полного)общегообразования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учётом ...

    Другие похожие документы..