Главная > Основная образовательная программа


(Ф.И.О) Савенко Н.В.

учителем (предмет) математики

1 квалификационной категории

Программа факультатива

";Уравнения, неравенства и системы с параметрами";

(10, 11 классы,68ч)

Разработана Савенко Н.В.., учителем математики МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»,первой квалиф. категории

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА факультатива «УРАВНЕНИЯ, НЕРАВЕНСТВА И СИСТЕМЫ С ПАРАМЕТРАМИ»

X, XI классы - 1 часа в неделю (68часов)

,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость такого курса вызвана несколькими причинами:

  • необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников;

  • тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;

  • задания абитуриентов почти на 50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного факультатива.

Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале, Спецкурс позволяет значительно сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и школа к своему выпускнику.

Учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Наряду с этим, целью факультатива является подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Особая установка - подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в ВУЗы соответствующего ПРОФИЛЯ. Поэтому преподавание факультатива должно обеспечить систематизацию знаний и умений учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов. В процессе работы возможно перераспределение часов в зависимости от уровня подготовки старшеклассников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Локоть В.В. Задачи с параметрами в курсе 8-9 классов с углубленным изучением математики.

  2. Горнштейн ПИ., Полонский В.Б., ЯКИРМ.С. Задачи с параметрами.

  3. Ястребинецкий ГА. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.

  4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике ";Решение задач"; (10 класс).

  5. Шарыгин И.Ф., Голубев. В. И. Факультативный курс по математике ";Решение задач"; (10 класс).

  6. Зильберберг Н.Н. Алгебра 9 класс. (Для углубленного изучения математики).

  7. Журнал ";Репетитор";.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

X класс - 1 часа в неделю (34 часов)

1. Введение. (1 ч.)

Понятие параметра, применение, методы решения задач с параметрами.

2. Линейные уравнения, неравенства, системы. (6 ч.)

Линейные уравнения, уравнения., приводимые к ним; дробно-линейные уравнения, системы линейных уравнений и неравенств.

3. Квадратные уравнения, неравенства и системы. (15ч.)

Квадратные уравнения, соотношение между корнями квадратных уравнений; квадратные неравенства, взаимное расположение корней квадратного уравнения; задачи на нахождение наибольших и наименьших значений; системы уравнений и неравенств; уравнения приводимые к квадратным.

4. Уравнения и неравенства с модулем. (6 ч.)

Линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств.

5. Текстовые задачи с параметрами. (5 ч.) Задачи на движение, сплавы, работу и др.

6. Резерв (1 ч )

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

XI класс - часа в недели (34 часов)

1. Введение. (1 ч.)

Понятие параметра, применение, методы решения задач с параметрами.

.

2. Иррациональные уравнения, неравенства и системы. (6 ч.)

Различные методы решения иррациональных уравнений в зависимости от условия; уравнения, приводимые к квадратным заменой переменных и др .

3. Тригонометрические уравнения, неравенства и систем. (5 ч )

Методы решения уравнений, неравенств и систем; нестандартные приемы решения тригонометрических задач.

4. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства и системы. (6 ч.)

Методы их решения; нестандартные приемы решения; использование свойств показательной и логарифмической функций.

5. Решение задач с параметрами с использованием свойств функций . (8 ч.)

Область значений, экстремальные свойства, монотонность, четность, периодичность, обратимость, производная функция.

6. Графические приемы решения задач с параметрами. (2 ч.)

Параллельный перенос, поворот, гомотетия, координатная плоскость, графики функций.

7. Решение геометрических задач с использованием параметров. (4 ч.

8. Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов, изученных на факультативе. (2 ч.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Согласовано:

На заседании методического объединения школы

Протокол № _____ от

«___»_________2010 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № _____от

« » ____ 2010г.

Утверждаю:

Директор школы

_________________(Ф.И.О.)

Приказ № ____ от

«___»__________2010 г.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Интенсивный русский в вопросах и ответах»

11 класс

на 2010 -2011учебный год

Разработана:

(Ф.И.О) Носовой Л. Н.

учителем (предмет) Русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан минимум на 35 часов и предназначен прежде всего для учащихся 11 классов. (При возможности вести факультатив в течение 2-3-х лет , учителю необходимо увеличить количество часов на раздел «Речеведение», на практические занятия, а также на наиболее трудные темы курса русского языка).

Данный факультатив позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся, включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях).

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно (кроме тем № 5-6), она систематически проводится в процессе работы с текстом.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:

1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.

2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2001 г.

(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Задачи:

- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;

- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- анализ готовых образцов сочинений;

- работа с тестами ЕГЭ;

- различные виды грамматического разбора;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- обсуждение, диалог;

- написание и редактирование сочинений-рассуждений;

- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;

- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять

авторскую позицию и аргуметированно выражать свою)

Содержание программы:

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы.Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Календарно-тематическое планирование факультатива в11 классе.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды

деятель-ности

Формы

контроля

Дата

1

Введение.

Каковы содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ, критерии её оценки?

Фонетика и орфоэпия.

Для чего нужно знать классификацию гласных и согласных звуков? Что такое орфоэпическая норма?

1

Слушание.

Зрительное ознакомление

с тестами.

Запись опорного конспекта.

Работа

с таблицей.

Работа с орфоэпическим минимумом

Тест.

Выполнение задания

А-1

2

Лексика и фразеология.

Что такое паронимы? Что такое контекстуальные синонимы и антонимы? Каковы признаки фразеологизма? Что такое лексическая норма? (Попутное повторение омонимов, групп слов по происхождению и употреблению, экспрессивной лексики)

1

Запись основных понятий.

Работа

с текстами.

Лексический анализ.

Тест.

Выполнение заданий А-2, А-11, А-30

3-4

Речеведение.

Что такое логика текста? Какие существуют средства связи предложений в тексте? Каковы основные способы сжатия текста?

2

Запись опорного конспекта.

Работа

с текстом.

Тест.

Выполнение заданий

А-6, А-7,

А-27, А-28,

В-7

5-6

Какие существуют типы и стили речи? Каковы их композиционные и языковые особенности?

2

Запись опорного конспекта.

Анализ текстов различных стилей и типов.

Тест.

Выполнение

заданий

А-29, В-8

7

Как создать собственный текст-рассуждение на основе предложенного текста?

1

Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/ы, авторская позиция, средства её выра-жения, формули-ровка собственной позиции, её аргу-ментация, компози-ция и речевое оформление сочинения)

Анализ готовых образцов сочинений.

Тест

(на дом).

Написать сочинение (Часть С) по предложен-ному тексту

8-9

Практикум. Написание, обсуждение и редактирование сочинений-рассуждений

2

Написание сочинений по предложенному тексту.

Обсуждение.

Редактирование.

Сочинение по предложенному тексту

10

Грамматика. Морфология. Синтаксис. Что такоеграмматические нормы? (Грамматически верное построение предложений с деепричастным оборотом; согласование в роде, числе, падеже; употребление предлогов; образование степеней сравнения прилагательных и наречий; склонение числительных)

1

Запись опорного конспекта.

Работа

с таблицами.

Тренировочные упражнения.

Тест.

Выполнение заданий

А-3, А-4,

А-5, А-26

11-12

Морфология.

Как определить часть речи? Что такое омонимия частей речи?

2

Работа с таблицами.

Составление и запись опор.

Работа

с учебной литературой.

Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций).

Морфологиче-ский анализ слова.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-10, В-2

13

Орфография.

Сколько «Н» писать?

(Н и НН во всех частях речи.)

1

Работа

с таблицами.

Составление опор и алгоритмов.

Работа с лингвистическими задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

с учебной литературой.

Тренировочные упражнения.

Орфографиче-ский анализ.

Составление словарных диктантов.

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение задания А-12

14

Что нужно знать о правописании суффиксов различных частей речи?

От чего зависит выбор Ь и Ъ знаков?

1

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение заданий

А- 16, А-14

15

От чего зависит выбор приставок ПРИ- и ПРЕ-?

Что нужно знать о правописании приставок на З, С и когда после приставок вместо И пишется Ы?

1

Словарный диктант.

Тест.

Выполнение задания А-14

16

Чем отличаются проверяемые гласные от чередующихся? (Попутно повторяем непроверяемые гласные и согласные, правописание гласных букв после шипящих и Ц)

1

Тест.

Выполнение задания

А-13

2 полугодие

17

Для чего нужно знать спряжение глаголов?

1

Работа

с таблицами.

Составление опор. Орфографиче-ский и морфологиче-ский анализ.

Работа с лингвистиче-скими задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

с учебной литературой.

Тренировоч-ные упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-15

18

От чего зависит выбор НЕ и НИ?

Слитно или раздельно? (Правописание НЕ со всеми частями речи)

1

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

А-17

19

Слитно или раздельно? (правописание слов также/так же, тоже/то же, чтобы/что бы, поэтому/по этому и др.)

1

Тест.

Выполнение задания

А-18

20

Синтаксис и пунктуация.

Что такоесогласование, управление и примыкание? (Типы связи слов в словосочетании)

1

Работа

с таблицей.

Составление алгоритма.

Тренировочн. упражнения.

Тест.

Выполнение задания

В-3

21

Чем может быть выражена грамматическая основа предложения? Какие бывают типы сказуемых? (Попутно повторяем тему «Тире между подлежащим и сказуемым»)

1

Работа

с таблицами.

Синтаксиче-ский разбор.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-8, В-4

22

Какие существуют типы простых и сложных предложений?

1

Работа

с таблицами.

Синтаксиче-ский разбор.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-9, В-4

23-24

Чем может осложняться простое предложение? (Обособление обращений, определений и приложений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложения, вводных слов)

2

Работа

с таблицами.

Составление опорных схем.

Пунктуацион-ный анализ.

Синтаксиче-ский разбор.

Тренировочн. упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-20, А-21,

В-5

25

Чем отличаются вводные слова от членов предложения? (Попутно - пунктуация при вводных предложениях, прямой речи и цитировании)

1

Работа

с таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

А-21

26

Что такое однородные члены предложения? Как расставить знаки препинания?

1

Работа

с учебной литературой, таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Тренировочн. упражнения.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-19, А-22

27

Что такое сложносочинённое предложение? Как расставить знаки препинания?

1

Работа

с учебной литературой, таблицами.

Пунктуацион-ный анализ.

Синтаксиче-ский разбор.

Тренировочн. упражнения.

Работа с пунктуацион-ными задачами (решение проблемных ситуаций).

Работа

с текстом

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания А-19

28-29

Что такое сложноподчинённое предложение? Как расставить знаки препинания? Какие существуют виды придаточных предложений?

2

Устный опрос.

Тест.

Выполнение заданий

А-24, В-6

30

Какие бывают виды подчинения придаточных предложений в составе сложноподчинённого с несколькими придаточными?

1

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания В-6

31-32

Что такое бессоюзное сложное предложение? Как расставить знаки препинания?

2

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания А-23

33

Что такое сложное предложение с разными видами связи? Как можно найти его в тексте? Как правильно расставить знаки препинания на стыке союзов?

1

Тест.

Выполнение заданий

А-25, В-6

34-35

Морфемика

и словообразование.

Какие существуют способы образования слов?

2

Запись опорного конспекта.

Работа с текстом.

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Устный опрос.

Тест.

Выполнение задания

В-1

Литература для учителя

Учебники:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.

  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа «планета знаний» начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... общегообразования «Планета знаний», автор Ольга Борисовна Калинина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмма начального общегообразования МОУ – средней ... за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей ...
  2. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы

    Основная образовательная программа
    ... общества; - преемственности основныхобразовательныхпрограмм дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения ...
  4. Основная образовательная программа моу гимназия №2

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  5. Основная образовательная программа моу сош №7 начальная школа

    Основная образовательная программа
    ... _______________________________________________________________ (начального, основного и среднего (полного)общегообразования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учётом ...

Другие похожие документы..