Главная > Основная образовательная программа



Лексинсо-фразеологичеекий разбор


• дайте толкование выделенных слов,
• Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
• Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
• Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

• Найдите в тсксте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
• Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
• Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста


• Прочитайте выразительно тексту, укажите признаки текста в нем.
• Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
• Выделите микротемы, составьте план.
+ Укажите средства связи между частями текста.
• Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
• Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художеетвенно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

Содержание программы

11 класс.

(34ч)

Синтаксис и пунктуация-6ч.

Публицистический стиль-6ч.

Художественный стиль-6ч.

Общие сведения о языке-4ч

Повторение-12ч.

Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 11 классе.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ под редакцией А. И. Власекова,Л.М. Рыбченкова.- Москва.: Просвещение.

Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение по теме.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Принципы и функции русской пунктуации.
Синтаксическая синонимия как источник богатств русской речи.
Виды синтаксического разбора, практическое их применение.
Анализ синтаксических структур художественного текста и поэтического текста.

6 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч

Публицистический стиль
Особенности публицистического стиля.
Очерк. Эссе.
Устное выступление
Дискуссия.

6 ч
1 ч
2 ч
1 ч
2 ч

Художественный стиль
Общая характеристика художественного стиля.

Язык как первоэлемент художественной литературы.
Виды тропов и стилистических фигур.
Урок- практикум по анализу художественного текста, лирического произведения.
Индивидуально языковой стиль писателя

6 ч
1 ч
1 ч

1 ч
1 ч

Общие сведения о языке.
Нормы современного русского литературного языка
Выдающиеся учёные- русисты.

4 ч
2 ч
2 ч

Повторение
Систематизация знаний и умений по русскому языку.
Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения.
Лингвистический разбор научно-популярного текста
Лингвистический разбор художественного текста( в том числе стихотворного, поэтического).
Лингвистический анализ публицистического текста.
Связные устные высказывания, сочинения, рефераты, презентации ( их подготовка и защита).

Контрольные, проверочные работы( тестирование). Анализ проведенных работ.

12ч
1 ч
3 ч
1 ч
2 ч
1 ч
2 ч

Требования к знаниям, умениям и навыкам.


По окончании 11 класса учащиеся должны:


иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и
жанров;
— уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, — в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательнщй, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляв термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
— иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.


Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.


Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение,. узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. 1Iсннользуемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию, Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометий целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз , частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет глазную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
• найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
• назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
• определите разряд (группу) по значению;
• выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
г • назовите, как образована часть речи (для производных, сложны и составных частей речи);
• каковы особенности правописания.


Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно,
и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический
разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляю чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают
наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся
в слове суффикс и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу
по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания»
(с определением и способа синтаксической связи между словами, и
грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения (включая разбор его по членам предложения и выявление
элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью»
(при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно —
выполнить это действие).
Лексинсо-фразеологичеекий разбор
• дайте толкование выделенных слов,
• Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
• Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
• Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

• Найдите в тсксте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
• Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
• Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста


•Прочитайте выразительно тексту, укажите признаки текста в нем.
•Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
•Выделите микротемы, составьте план.
+Укажите средства связи между частями текста.
• Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
•Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художеетвенно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

Список литературы:

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ под редакцией А. И. Власекова,Л.М. Рыбченкова.- Москва.: Просвещение.2008г.

2.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2006.

3.Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Власенков. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

4.Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Власенков. и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Согласовано:

На заседании методического объединения школы

Протокол № _____ от

«___»__________2010г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № _____от

« » ____ 2010 г.

Утверждаю:

Директор школы

_________________(Ф.И.О.)

Приказ № ____ от

«___»__________2010 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Алгебра и начала анализа»

10-11 класс, базовый уровень

на 2010-2011 учебный год

Разработана: (Ф.И.О) Савенко Надеждой Владимировной учителем (предмет)_математики 1 квалификационной категории

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Программа для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы./ Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

2.      Базисный учебный план 2004 г.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников

Содержание обучения.

1.Тригонометрические функции

Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс. Периодические функции. Свойства и графики тригонометрических функций.

Цель: расширить и закрепить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками.

2. Тригонометрические уравнения.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.

Цель: сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

3. Производная.

Производная. Производная суммы, произведения и частного. Производная степенной функции с целым показателем. Производная синуса и косинуса.

Цель: ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.

4.Применение производной.

Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений.

Цель: ознакомить с простейшими методами дифференцированного исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.

Содержание материала

Кол-во часов

Тригонометрические функции любого угла

6

Основные тригонометрические формулы

9

Формулы сложения и их следствия

7

Тригонометрические функции числового аргумента

6

Основные свойства функции

13

Решение тригонометрических уравнений и неравенств

13

Производная

14

Применение непрерывности и производной

9

Применение производной к исследованию функции

16

Итоговое повторение

9

Тематическое планирование

по алгебре и началам анализа, 10 класс

(3 ч. в неделю, 102 ч. за год)

Учебное пособие: Алгебра и начала анализа 10-11 класс,

А.Н. Колмогоров и др.

урока

Содержание изучаемого материала

Кол-во часов

Дата проведения

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, (22 ч)

§ 12. Тригонометрические функции любого угла

6

1-2

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса (п. 28)

2

3-4

Свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса (п. 29)

2

5-6

Радианная мера угла (п. 30)

2

§ 13. Основные тригонометрические формулы

9

7-8

Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того угла (п. 31)

2

9-12

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений (п. 32)

4

13-14

Формулы приведения (п. 33)

2

15

Контрольная работа № 1

1

§ 14. Формулы сложения и их следствия

7

16-19

Формулы сложения. Формулы двойного угла

(п. 34-35)

4

20-22

Формулы суммы и разности тригонометрических выражений (п. 36)

3

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (32 ч)

§ 1. Тригонометрические функции числового аргумента

6

1-2

Синус, косинус, тангенс и котангенс (повторение)

2

3-5

Тригонометрические функции и их графики (п. 2)

3

6

Контрольная работа № 2

1

§ 2. Основные свойства функций

13

7-8

Функции и их графики (п. 3)

2

9-10

Четные и нечетные функции. Периодичность тригонометрических функций (п. 4)

2

11-12

Возрастание и убывание функций. Экстремумы (п. 5)

2

13-16

Исследование функций (п. 6)

4

17-18

Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания (п. 7)

2

19

Контрольная работа № 3

1

§ 3. Решение тригонометрических уравнений и неравенств

13

20-21

Арксинус, арккосинус, арктангенс (п. 8)

2

22-24

Решение простейших тригонометрических уравнений (п. 9)

3

25-26

Решение простейших тригонометрических неравенств (п. 10)

2

27-31

Примеры тригонометрических уравнений и систем уравнений (п. 11)

5

32

Контрольная работа № 4

1

ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ (39 ч)

§ 4. Производная

14

1-2

Приращение функции (п. 12)

2

3

Понятие о производной (п. 13)

1

4-5

Понятие о непрерывности и предельном переходе

(п. 14)

2

6-9

Правила вычисления производных (п. 15)

4

10

Производная сложной функции (п. 16)

1

11-13

Производные тригонометрических функций (п. 17)

3

14

Контрольная работа № 5

1

§ 5. Применение непрерывности и производной

9

15-17

Применения непрерывности (п. 18)

3

18-20

Касательная к графику функции (п. 19)

3

21

Приближенные вычисления (п. 20)

1

22-23

Производная в физике и технике (п. 21)

2

§ 6. Применение производной к исследованию функции

16

24-27

Признак возрастания (убывания) функции (п. 22)

4

28-30

Критические точки функции, максимумы и минимумы (п. 23)

3

31-34

Примеры применения производной к исследованию функции (п. 24)

4

35-38

Наибольшее и наименьшее значения функции (п. 25)

4

39

Контрольная работа № 6

1

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (9ч)

1-2

Тригонометрические выражения.

1

3-4

Тригонометрические функции.

1

5-7

Тригонометрические уравнения.

2

8-9

Производная.

2

10-11

Применение производной.

2

12

Итоговая контрольная работа № 7

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа «планета знаний» начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... общегообразования «Планета знаний», автор Ольга Борисовна Калинина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмма начального общегообразования МОУ – средней ... за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей ...
  2. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы

    Основная образовательная программа
    ... общества; - преемственности основныхобразовательныхпрограмм дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения ...
  4. Основная образовательная программа моу гимназия №2

    Основная образовательная программа
    ... учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общегообразования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее ...
  5. Основная образовательная программа моу сош №7 начальная школа

    Основная образовательная программа
    ... _______________________________________________________________ (начального, основного и среднего (полного)общегообразования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учётом ...

Другие похожие документы..