Главная > Программа


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Образовательная деятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования сертифицирована DQS по ISO 9001

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

Рыбного хозяйства,

биологии и природопользования

д.б.н., профессор

________________ Неваленный А.Н.

Протокол заседания Совета института

№____от «____»_________ 2011г

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ (СОБЕСЕДОВАНИЯ) В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 020400 Биология

магистерская программа

«Гидробиология и ихтиология»

Зав. кафедрой гидробиологии и

общей экологии

д.с/х.н., профессор

______________Зайцев В.Ф.

Протокол заседания кафедры

№ __ от «__» _________ 2011г

Протокол заседания методического

совета направления

№ __ от «__» _________ 2011г

Астрахань 2011

Авторы: доктор сельскохозяйственных наук, профессор Зайцев В.Ф., кандидат биологических наук, доцент Обухова О.В.

Требования к уровню подготовки (компетенциям)

поступающего в магистратуру

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

При этом поступающий в магистратуру должен обладать следующими компетенциями:

следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдать ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);

приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);

использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);

проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);

демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранных (ом) языках (ОК-11);

использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

проявляет творческие качества (ОК-14);

правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);

заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);

понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);

умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 19);

демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);

применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);

понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;

имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);

имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);

демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);

демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);

демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);

знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);

умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14).

способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);

пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20).

Перечень вопросов для вступительного

испытания (собеседования) в магистратуру

  1. Водные экосистемы. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Взаимодействие живого и косного компонентов. Устойчивость экосистем.

  2. Динамика экосистем. Сукцессия как экосистемный процесс. Автотрофная сукцессия. Гетеротрофная сукцессия. Флюктуация и трансформация экосистем.

  3. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Мировой промысел гидробионтов. Охраны и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых гидробионтов. Акклиматизация гидробионтов.

  4. Классификация экологических факторов. Экологическая валентность водных организмов. Терминология отношения организмов с факторами окружающей среды. Влияние экологических факторов на рост рыб: Температура, пищевая обеспеченность, плотность популяции.

  5. Питание гидробионтов. Кормовые ресурсы водоемов. Естественная кормовая база. Кормность водоемов и обеспеченность гидробионтов пищей.

  6. Рыбное хозяйство: место в мировой экономике, пути и тенденции развития. Правовое регулирование рыбоводства, история и современное состояние. Современное состояние и перспективы развития рыбного хозяйства лидирующих стран. Основные направления аквакультуры в России

  7. Жизненные формы населения гидросферы: планктон и нектон. Плавучесть. Активные движения. Пассивные движения. Миграция.

  8. Области и зоны в бентали и пелагиали морей и озер, особенности их населения.

  9. Методы сбора, определения основных групп и количественной обработки фито-, зоопланктона и бентоса.

  10. Классификация рыб по типам питания. Строение и функциональные характеристики пищеварительной системы.

  11. Классификация яиц рыбообразных и рыб: по соотношению желтка и плазмы в яйце, по морфогенетическим характеристикам.

  12. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Нейтрализм и конкуренция. Хищничество и паразитизм. Протокооперация и мутуализм. Комменсализм и аменсализм.

  13. Размножение у рыб. Естественное и искусственное воспроизводство

  14. Мировой океан и континентальные водоемы. Его население. Основные биотопы.

  15. Миграция рыб, их причины, механизмы, значение в жизненном цикле.

  16. Законодательная база Мирового и Российского рыболовства. Охрана и воспроизводство водных биологических ресурсов.

  17. Загрязнение гидросферы. Основные источники загрязнения и поллютанты. Экологические принципы рационального природопользования и мероприятия по охране гидроэкосистем.

Критерии оценивания уровня подготовки экзаменующегося.

Собеседование проводится по 2 вопросам, которые ориентированы на установление соответствия уровня подготовленности поступающего. Каждый вопрос оценивается по 100 бальной системе, при этом вопросы оцениваются с позиции «знать или (и) уметь».

Решение о соответствии принимается членами приемной комиссии персонально на основании бальной оценки каждого вопроса. Оценка несоответствия требованиям устанавливается в случае оценки какого-либо из вопросов ниже 70 баллов. Соответствие отмечается в случае оценок на вопросы не менее 80 баллов. В остальных случаях принимается решение «в основном соответствует». При этом учитывается степень соответствия или несоответствия подготовленности поступающего требованиям.

Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования) и соответствия уровня подготовки поступающего принимается на закрытом заседании приемной комиссии путем голосования, результаты которого заносятся в протокол.

При получении общей оценки «менее 70 баллов» по какому-нибудь вопросу итоговая оценка приравнивается к «менее 70 баллов».

Поступающий в магистратуру имеет право готовиться к ответу на поставленные вопросы 1 час. Продолжительность опроса поступающего, в котором участвует не менее трех членов приемной комиссии, не должна превышать 45 минут. Продолжительность заседания (работы) приемной комиссии не должна превышать 6 часов в день.

После окончания собеседования на каждого поступающего каждым членом приемной комиссии заполняется протокол вступительного испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности. Окончательное решение по оценкам и соответствию уровня знаний поступающего определяется открытым голосованием присутствующих на собеседовании членов приемной комиссии, а при равенстве голосов решение остается за председателем приемной комиссии и результаты обсуждения заносятся в протокол. Результаты вступительного испытания (собеседования) объявляются в день его проведения.

Список литературы:

1 Березина Н.А. Практикум по гидробиологии. – М.: Агропромиздат, 1989. – 208с.

2 Березина Н.А. Гидробиология. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 360с.

3 Богатова И.Б. Рыбоводная гидробиология. – М.: Пищевая промышленность, 1980. – 168с.

4. Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986. – 472с.

Дополнительная литература

5. Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 190с.

6 Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. - 190с.

7. Алимов А.Ф. Введение в продукционную гидробиологию. Л., Гидрометеоиздат, 1988

8. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы и её окружения. М., Наука, 1987

9. Гиляров А.М. Популяционная экология. Изд. МГУ, 1990

10. Мелякина Э.И., Зайцев В.Ф. Электронный учебник по продукционной гидробиологии. Астрахань, 1997

11. Крючкова Н.М. Трофические взаимоотношения зоо- и фитопланктона. М., «Наука», 1989

12. Зайцев В.Ф. Особенности формирования кормовой базы прудов и её влияние на рыбопродуктивность. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора с/х наук. Краснодар, 1992

13. Зайцев В.Ф., Мелякина Э.И., Обухова О.В. Микроскопическая альгофлора водоемов: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экология водных организмов», для студентов специальностей 020801.65 «Экология» и 020803.65 «Биоэкология». Изд-во АГТУ - 2007 - 49 с.

14.Зайцев В.Ф., Мелякина Э.И., Обухова О.В. Зоопланктон пресноводных водоемов: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экология водных организмов», для студентов специальностей 020801.65 «Экология» и 020803.65 «Биоэкология». Изд-во АГТУ - 2008 - 75 с.

15. Зайцев В.Ф., Юрченко В.В., Обухова О.В. Учебно-методическое пособие «Оценка качества воды по гидробиологическим показателям». Учебно-методическое пособие. Изд-во АГТУ – 2009 – 119с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ф едеральное агентство по рыболовству баренцево-беломорское территориальное управление

    Документ
    Ф ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству Коминтерна ул., д. 7, Мурманск ... территориальное управление Федерального агентства по рыболовству просит Вас еженедельно, ...
  2. Ф едеральное агентство по рыболовству (2)

    Основная образовательная программа
    ... учебной и производственной практик. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический ... Выпускная квалификационная работа + ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический ...
  3. Ф едеральное агентство по рыболовству (4)

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...
  4. Ф едеральное агентство по рыболовству

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...
  5. Ф едеральное агентство по рыболовству (1)

    Программа
    Федеральное агентство по рыболовству Федеральное ... поступающего требованиям. Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования ... испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности ...

Другие похожие документы..