Главная > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УФ ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Концепции современного естествознания

Направления подготовки: «Экономика», «Менеджмент»

Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой ЭиМ

Протокол №_ Протокол №_

«___»_____________2011г. «___»_______2011г.

Декан факультета СГиЭН Зав. кафедрой ЭиМ

Р.Р. Чугумбаев_________ В.В. Евдокимов______

УРЮПИНСК

2011

Автор-составитель:

Евдокимов В.В., к.с-х.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности:

080507 «Менеджмент организации»; 080105 «Финансы и кредит»

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр .

Введение 3

Цели и задачи учебной дисциплины 4

Учебно-тематический план 5

Темы лекций 7

Темы семинарских занятий и рефератов 11

Список вопросов для подготовки к зачету 23

Материалы тестовой системы 26

Темы контрольных работ 31

Основные термины дисциплины 35

ВВЕДЕНИЕ

Современное человечество живет в двадцать первом веке и это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса (НТП) перерастают в антагонизм, угрожающий самой жизни на нашей планете.

Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управ­ления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве че­ловека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к приро­де. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого опреде­ляется амплитудой природных условий, и все их могу­щество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Анализ барьеров, стоящих на пути выхода из кризи­са, показывает, что самый главный из них — нравствен­но-психологический. Его преодоление состоит в освое­нии человечеством духовной структуры Вселенной, так как нравственность и бессмертие тесно связаны; в смене парадигм в социальной сфере и науке, разумном исполь­зовании законов природы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Цель данного курса состоит в том, чтобы через систе­му знаний о закономерностях и законах, действующих в природе, расширить представления студентов:

• о месте человека в эволюции Земли;

• о направлениях и путях развития в научно-техничес­кой и организационно-экономической сферах деятель­ности человека;

• об использовании новых подходов к достижению бо­лее высокого уровня выживания человечества в усло­виях надвигающейся экологической катастрофы.

В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи:

• ознакомить студентов с основными концепциями со­временного естествознания;

• дать слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации мате­риального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи;

• вооружить студентов знаниями закономерностей раз­вития природы и общества;

• формировать умения и навыки практического исполь­зования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достиже­ние рационального природопользования;

  • сориентировать в основных парадигмах единства ма­териального и духовного миров;

• ознакомить с важнейшими приемами биоэтики;

• создать предпосылки для развития заложенного в каж­дом человеке интеллектуального потенциала, способ­ствующего профессиональному и личностному росту и т.д.

Предлагаемый курс призван вооружить студентов зна­ниями, отвечающими современному уровню развития

естествознания, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного есте­ствознания.

Практика получения знаний в области естественных наук связана с умением применять эти знания, опериро­вать ими в своей повседневной деятельности. У студен­тов должно быть выработано оценочное отношение к тем или иным открытиям, они должны не столько пассивно воспринимать материал, но и стремиться обосновать факт появления тех или иных знаний о природе, выяснять, что они дают человечеству, на службу каких сил постав­лены и тем самым выражать свою мировоззренческую позицию.

К концу курса у студентов должно быть выработано умение представлять знания как систему логически свя­занных общих и специальных положений науки, что дает им возможность лучше ориентироваться в сложных яв­лениях действительности и способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Выводы, которые студенты смогут делать в процессе усвоения курса, должны быть не фактом механического заучивания, а плодом творческого мышления, что ведет к формированию общей культуры, более глубокому ус­воению знаний, а значит, будет способствовать раскры­тию физических и духовных резервов человека.

Изучение курса поможет студентам выработать ак­тивную жизненную позицию, повысит качество подго­товки социально-активного специалиста, обладающего целостным научным мировоззрением, тем самым даст возможность оценивать последствия принимаемого ре­шения, острее ощущать свою ответственность и соли­дарность в борьбе за сохранение жизни на нашей Земле, что будет способствовать успешной социальной адаптации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ПРОГРАММА КУРСА, ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В области СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

прослушавший курс обязан знать:

• об основных этапах развития естествознания;

• об особенностях современного естествознания;

• о ньютоновской и эволюционной парадигмах;

• о концепции пространства и времени;

• о принципах симметрии;

• о законах сохранения;

• о понятии состояния в естествознании;

• о корпускулярной и континуальной традициях в опи­сании природы;

• о динамических и статических закономерностях в ес­тествознании;

• о соотношении порядка и беспорядка в природе;

• об упорядоченности строения физических объектов;

• о переходах из неупорядоченного состояния в упоря­доченное и наоборот;

• о самоорганизации в живой и неживой природе;

• об иерархии структурных элементов материи от мик­ро- до мегамира;

• о взаимодействиях физических, химических и биоло­гических процессов;

• о специфике живого;

• о принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

• об иерархичности, уровнях организации живых сис­тем;

• о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

• о биологических основах психики, социального по­ведения и здоровья человека;

• о взаимодействии организмов и среды, сообществах организмов, экосистемах;

• о принципах охраны природы и рационального при­родопользования;

• о месте человека в эволюции Земли;

• о ноосфере и парадигме единой культуры.

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

п/п

Наименование тем

Количество часов

лекц.

семин.

1.

2.

3.

4.

1.

Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития

1

2

2.

Естественнонаучная и гуманитарная культура

2

2

3.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

2

2

4.

Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры

2

2

5.

Структура и ее роль в организации живых систем

2

2

6.

Неопределенность в мире. Принцип неопределенности

2

7.

Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе

2

2

8.

Принцип дополнительности, суперпозиции, относительности

2

9.

Принципы симметрии

1

2

10.

Динамические и статистические закономерности в природе

2

2

11.

Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ

2

2

12.

Особенности биологического уровня организации материи

2

2

13.

Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем

2

2

14.

Отражение как всеобщее свойство материи и его роль в организации развивающейся системы

2

2

15.

Пространство и время. Необратимость времени

1

2

16.

Самоорганизация в живой и неживой природе

2

2

17.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

2

2

18.

Экология. Законы экологии

2

2

19.

Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания. Генетика и эволюция

1

2

20.

Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

2

2

ИТОГО

36

36

Тема 1. Предмет естествознания.

Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития

1. Предмет естествознания. Основная терминология.

2. Основные закономерности развития естествознания.

3. Роль практики и относительная самостоятельность развития естествознания.

4. Основные этапы развития естествознания.

5. Панорама и тенденции развития естествознания.

Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории.

2. Критика и борьба мнений в науке.

3. Преемственность и интернациональный характер развития науки.

4. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

5. Дифференциация и интеграция наук.

6. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».

7. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

1. Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.

2. Корпускулярная концепция описания природы.

3. Континуальная концепция строения материи.

4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов.

Тема 4. Структурные уровни организации материи.

Микро-, макро- и мегамиры

1. Структурность и системная организация материи как важнейший ее атрибут.

2. Проявления структурной бесконечности материи.

3. Системная организация материи.

4. Структурные уровни различных сфер.

5. Структура живой природы.

6. Социальная действительность в структурном аспекте.

Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем

1. Система и целое. Различные типы систем.

3. Часть и элемент.

4. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.

5. Диалектическое единство дифференциации и интег­рации частей.

6. Причины и факторы, обеспечивающие, по Ч. Дарви­ну, дифференциацию частей.

7. Алгоритм сборки частей в целое.

Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности

1. Неустранимость неопределенности.

2. Неопределенностные процессы в массиве реалий дей­ствительности.

3. Неопределенностные процессы в искусстве.

4. Принцип неопределенности.

5. Парадокс неопределенности.

Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе

1. Этимология понятия «хаос». Соотношение порядка беспорядка в природе.

2. Хаос и мифы.

3. Хаос и его проявления.

4. Причины хаоса.

5. Роль энтропии как меры хаоса.

6. Упорядоченность строения физических объектов.

7. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса.

8. Диалектическое единство 0-мермой точки.

Тема 8. Принципы дополнительности — суперпозици

относительности

1. Принцип дополнительности.

2. Принцип суперпозиции.

3. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна.

Тема 9. Принципы симметрии

1. Определение категорий симметрии.

2. Симметрия как эстетический критерий.

3. Математизация научного знания — одна из основных тенденций развития идеи симметрии.

4. Асимметрия. Роль понятия симметрии и асимметрии в живой природе.

5. Дисимметрия и антисимметрия.

6. Операции симметрии.

7. Симметрия подобия. Подобие как глобальная генетическая программа.

8. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии.

9. Иерархия принципов симметрии в законах сохранения физических величин.

10. Золотое сечение — закон проявления гармонии природы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания»

    Учебно-методический комплекс
    ... записка Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подисциплине «Концепциисовременного ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (3)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... Кафедра физики Учебно-методическийкомплексподисциплине «КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОГОЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Для специальностей ... подпись дата Состав учебно-методическогокомплексадисциплины «Концепциисовременногоестествознания» для специальностей ПИЭ ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» для специальностей 080107 – Налоги и налогообложение 080105 – Финансы и кредит 080502 – Экономика и управление на предприятии 080111 – Маркетинг

    Рабочая программа
    ... , низкий уровень культуры исполнения заданий. Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовремен-ного естествознания» предназначен для студентов, обучающихся ...

Другие похожие документы..