Главная > Закон


Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ ";О рекламе";

www.optimum-site.ru – создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов.

www.hotel-biz.ru – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

Введение

Федеральный закон Российской Федерации ";О рекламе"; был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российский Федерации. Закон ";О рекламе"; был принят Государственной Думой 14 июля 1995 г., подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 г. и вступил в действие 25 июля 1995 г., т.е. в день его опубликования в ";Российской газете";. Он опубликован и в ";Собрании законодательства Российской Федерации"; за 1995 г., N 30, ст. 2864.

Содержание Закона было изложено в информационном письме от 8 сентября 1995 г. N 05-7/03-540 ";О Федеральном законе ";О рекламе"; Высшим Арбитражным Судом, опубликованном в ";Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";, 1995, N 12, с. 68-70.

Указы Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. ";О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы"; и от 17 февраля 1995 г. ";О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы"; в отношении рекламы в настоящее время не применяются. Представляется ошибочным мнение А.А. Оганесян о действии и применении в настоящее время Указа Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 161 ";О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы"; (Оганесян А.А. Рекламная деятельность: Конспект лекций. М.: Приор, 2002. С. 93). Так как в этом Указе говорится о том, что он действует ";...до принятия Федерального закона ";О рекламе";.

Комментируемый Федеральный закон ";О рекламе"; был признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах (Фонарева Н. Почаще советуйтесь с юристами//Экономика и жизнь. 1996. N 29; О деятельности ГКАП России в 1996 г.//Экономика и жизнь. 1997. N 4).

15 ноября 2001 г. Государственной Думой России был принят и 20 декабря 2001 г. вступил в силу Закон Российской Федерации ";О внесении изменений в статью 11 Федерального закона ";О рекламе";. (Российская газета. 2001. 20 декабря).

Законодательство о рекламе состоит не только из Закона Российской Федерации ";О рекламе";. Оно охватывает целый ряд нормативных правовых актов, связанных с ним. Важнейшим из них является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой России 20 декабря 2001 г. (Российская газета. 2001, 31 декабря). Одновременно Думой был принят Федеральный закон ";О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";, согласно которому кодекс вводится в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях впервые отнес нарушение законодательства о рекламе к административным правонарушениям, с вытекающими последствиями, а Закон о введении его в действие отменил и внес изменения в некоторые нормы Закона ";О рекламе";. В комментарий включены изменения и дополнения, внесенные в законодательство о рекламе, учтена практика их применения антимонопольными органами и арбитражными судами. Он содержит разъяснение этих органов, а также предложения по дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства о рекламе. Рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся места законодательства о рекламе в системе российского законодательства, конституционности ст. 3 этого Закона и др. В комментарии использованы материалы о рекламе, опубликованные в периодической печати как России, так и некоторых других стран, высказывания специалистов в области рекламы, местное правотворчество в этой области. О необходимости подобного комментария говорилось на II Международной конференции ";Конкурентная политика в условиях переходной экономики";, прошедшей 17-20 февраля 1997 г. (Назаркина К.И. Законодательство о рекламе как способ обеспечения добросовестной конкуренции//Собрание тезисов участников II Международной конференции ";Конкурентная политика в условиях переходной экономики";. М.: ГКАП России. Ч. III, 1997. 17-20 февраля. С. 28).

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Как следует из п. 1 ст. 1 Закона, он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, т.е. отношения, возникающие между соответствующими субъектами рекламной деятельности после заключения ими гражданско-правовых договоров о производстве, размещении или распространении рекламы, в основном договоров подряда или аренды. Таким образом, Закон не регулирует отношения по производству, размещению и распространению рекламы, т.е. отношения, регулируемые гражданским законодательством о соответствующем виде договора. Это обстоятельство подтверждается рядом статей Закона. Согласно Закона, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать от рекламодателя предъявления лицензии или ее заверенной копии, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию. Такая обязанность не вытекает из договора подряда или аренды, заключенного между рекламодателем и рекламопроизводителем или рекламораспространителем, и не является гражданско-правовой обязанностью. О том, что Закон регулирует только отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, подтверждается также ст. 23 Закона, в соответствии с которой, если рекламодатель, несмотря на предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свои требования к рекламе, которые могут сделать ее ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если иное не предусмотрено договором. Это право рекламопроизводителя также не вытекает из договора - оно предусмотрено Законом и возникает в процессе производства рекламы.

Подтверждением тому, что Закон ";О рекламе"; регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, также являются положения ст. 3 комментируемого Закона, в которой об этом прямо сказано, и ст. 30 этого Закона, согласно которой рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель несут ответственность не за нарушение гражданско-правовых договоров, таких, например, как договор подряда или аренды, а за содержание информации для создания рекламы и за нарушения этого законодательства в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы. Согласно ст. 31 Закона за эти нарушения виновные несут как гражданско-правовую, так и административную ответственность. Таким образом, с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля, 27 сентября 2005 г.) (далее - КоАП РФ) абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона, устанавливающей гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, должен быть изменен. Согласно ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе виновные несут не гражданско-правовую, а в первую очередь административную ответственность. Что касается гражданско-правовой ответственности, то она возникает во вторую очередь и на общих основаниях за причинение ненадлежащей рекламой имущественного и морального вреда, а также вреда здоровью соответствующим людям, о чем указано в абзаце 2 п. 1 ст. 31 Закона ";О рекламе";, в то время как за нарушение гражданско-правовых договоров виновные несут только гражданско-правовую ответственность.

Все о чем было сказано выше о характере отношений, регулируемых Законом ";О рекламе";, имеет целью доказать ошибочность п. 3 ст. 1 Закона ";О рекламе";, в котором, в отличие от п. 1 ст. 1 этого Закона, указано, будто он регулирует не отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, а отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы на территории Российской Федерации. Представляется, что п. 3 ст. 1 Закона ";О рекламе"; должен быть приведен в соответствие с п. 1 ст. 1 того же Закона, так как противоречие между пунктами одной и той же статьи Закона явилось одним из оснований для принятия Конституционным Судом РФ неправильного, на наш взгляд, постановления по делу о конституционности ст. 3 Закона ";О рекламе";, о чем речь еще последует в комментарии к этой статье Закона.

Цель Закона ";О рекламе"; является двоякой. С одной стороны, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничений конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой стороны Закон как бы дополняет ранее принятые федеральные законы ";О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; от 22 марта 1991 г. N 948-I (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.) (далее - Закон ";О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";) и ";О защите прав потребителей"; от 9 января 1996 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.) (далее - Закон ";О защите прав потребителей";). Следует отметить, что до введения в действие комментируемого Закона ";О рекламе"; штраф на виновных в недостоверной рекламе налагался на основании Закона ";О защите прав потребителей";; что касается связи Закона ";О рекламе"; с Законом ";О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";, то ст. 10 этого Закона запрещала недобросовестную конкуренцию путем использования рекламы. В настоящее время эта часть ст. 10 из вышеуказанного Закона исключена. Так, в своей статье о ненадлежащей рекламе автор ошибочно ссылается на ст. 10 Закона РФ ";О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; как на норму, запрещающую ненадлежащую рекламу как особую форму недобросовестной конкуренции. Он не учел изменение, внесенное в ст. 10 указанного Закона Федеральным законом от 25 мая 1995 г., на который он сам ссылается в сноске 7 своей статьи (Тотьев К. Ненадлежащая реклама: законодательные запреты и ограничения//Хозяйство и право. 1996. N 1. С. 59-60). О связи Закона ";О рекламе"; и Закона ";О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; см. подробнее: Фонарева Н.Е. Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции//Собрание тезисов участников II Международной конференции ";Конкурентная политика в условиях переходной экономики";. М.: ГКАП России. Ч. III. 1997. 17-20 февраля. с. 1-2; Мельникова О.Б. Проблемы пресечения недоброкачественной конкуренции в области рекламы//там же. с. 17-18). За такое использование рекламы виновные стали привлекаться на основании Закона ";О рекламе";.

С другой стороны, целью комментируемого Закона является правовое регулирование специфического, самостоятельного вида предпринимательской деятельности - рекламной. Это, по существу, новый вид предпринимательства, который может развиваться только при наличии рыночных отношений. Чтобы обозначить масштабы этого вида предпринимательства в наши дни достаточно сказать, что на рекламу тратится несколько миллиардов долларов в год. Имеется в виду вся реклама: на телевидении, в газетах, на улицах и пр. (Барышев В. Напряжение в сети. Интернет ";обрастает"; пользователями//Российская газета. 2002. 13 марта). По российским масштабам, учитывая отношение к рекламе в прошлом, это, конечно, сумма большая. Но если сравнить эту сумму с другими суммами, которые расходуются на рекламу, то они покажутся мизерными. Так, годовой рекламный бюджет одной лишь автомобилестроительной компании ";Крайслер"; составляет 1,4 млрд. долл. (Три головы Chrysler//Новое русское слово. 2002. 3 августа). Отсутствие до горбачевской перестройки таких отношений исключало возможность развития рекламного предпринимательства и необходимость его правового регулирования. Поэтому первые нормативные правовые акты о рекламе появились в России только в первой половине 90-х годов прошлого века.

Думается, что у Закона ";О рекламе";, помимо того о чем указано было выше, есть еще одна немаловажная цель - воспитательная. Его целью является, по нашему мнению, воспитание честности, порядочности у предпринимателей, являющихся рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями. Разве не эту цель, помимо указанных в Законе ";О рекламе";, преследуют его статьи о недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой и иной ненадлежащей рекламе? Кроме того, целью Закона ";О рекламе"; и призванием самой рекламы является надлежащее воспитанное несовершеннолетних, о чем свидетельствуют статьи об их защите при производстве, размещении и распространении рекламы.

К сожалению, рекламная деятельность в наши дни тесно связана иногда с ";деятельностью";, направленной против преуспевающих рекламных предпринимателей, которая регулируется не законодательством о рекламе, а уголовным законодательством. Это, видимо, издержки развития в нашей стране предпринимательства вообще и рекламного предпринимательства в частности. Рекламный бизнес в России в настоящее время еще, к сожалению, пока еще не безопасен.

О случаях борьбы за рекламное поле в России, носящей криминальный характер, писали в СМИ неоднократно. В крупные рекламные структуры внедрялись свои люди, мелкие просто разорялись и отбирались. Известна история, когда в середине девяностых предпринимателей несколько суток возили связанными в багажниках автомобилей, чтобы заставить их уступать контракты на рекламу зарубежных брендов. На сегодняшний день, уже практически завершен передел крупных рекламных рынков, тянувшийся несколько последних лет. Факт этот только на первый взгляд кажется частностью - на самом деле, по мнению многих, он означает переход контроля за рекламой из рук частных предпринимателей в руки гораздо крупных компаний и холдингов. Что же стоит за словосочетанием ";реклама на улице";? Это несколько миллионов долларов ежемесячного оборота, постоянно растущий рынок, не зависящий от климатических условий и изменчивого городского законодательства о землепользовании...";

2. Из п. 2 ст. 1 Закона ";О рекламе"; следует, что он применяется не только к гражданам и юридическим лицам России, находящимся на ее территории, но и к гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, которые находятся за пределами России и публикуют, например, там, в распространяемых в нашей стране зарубежных средствах массовой информации, ненадлежащую рекламу, которая приводит к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических и физических лиц на территории Российской Федерации или влечет за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров, работ или услуг России.

3. Закон распространяется и на отношения прошедших государственную регистрацию иностранных юридических лиц, возникающие в процессе производства, размещения и распространения ими рекламы на территории России. Это относится и к иностранным гражданам и к лицам без гражданства, если они являются индивидуальными предпринимателями и зарегистрированы в установленном порядке (ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

4. Как указано в п. 4 комментируемой статьи настоящий Закон не распространяется на политическую рекламу. Но кроме политической есть еще религиозная и иная, например идеологическая, рекламы, на которые также не распространяется Закон. Примером идеологической рекламы может служить, по нашему мнению, предложенная министром информации и печати России Михаилом Лесиным в 2001 г. рекламная кампания в США с целью создания в умах американцев достойного образа новой России.

5. В связи с тем, что Закон ";О рекламе";, согласно п. 5 настоящей статьи, не распространяется только на объявления физических лиц, в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (понятие ";предпринимательская деятельность"; содержится в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ), споры по поводу того, является ли та или иная информация рекламой или нет, исключаются. В настоящее время любые объявления физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и объявления юридических лиц, если объявления всех этих лиц соответствуют требованиям, содержащимся в понятии ";реклама"; (ст. 2 Закона), следует рассматривать как рекламу.

Статья 2. Основные понятия

В первом абзаце этой статьи указано, что определение основных понятий Закона ";О рекламе"; дается только в целях Закона. Думается, что это неправильно, так как ведет к тому, что на данном основании в некоторых нормативных правовых актах даются определения рекламы, отличные от того определения, которое содержится в Законе ";О рекламе";. Это особенно касается положений о местных налогах и сборах. (например, п. 4.1 ";Понятие рекламы"; в Инструкции о порядке применения Положения о местных налогах и сборах).

В целях единообразного употребления слова ";реклама"; и других основных понятий, содержащихся в ст. 2 Закона ";О рекламе";, следовало бы, на наш взгляд, указать в нем, что определения всех основных понятий, содержащихся в Законе ";О рекламе";, являются обязательными для всех органов государственной власти и управления, издающих нормативные правовые акты.

Необходимо также единообразное понимание слов, применяемых для определения того или иного основного понятия, в частности слов, применяемых для определения слова ";реклама";. Речь идет о таких словах и словосочетаниях как ";товар";, ";идея";, ";начинание";, ";предназначен для неопределенного круга лиц";, ";интерес";, ";реализация";. Согласно п. 1 ст. 1 Закона ";О рекламе";, словом ";товар"; охватываются понятия ";работа"; и ";услуга";. Слово ";работа"; употребляется в данном случае в смысле определенного занятия, определенной деятельности по созданию чего-нибудь, определенного продукта труда или готового изделия (например, работа ученых, работа парикмахера), качества исполнения (например, превосходная работа, филигранная работа). Слово ";работа"; во всех этих смыслах может быть объектом рекламы. Слово ";услуга"; употребляется в понятии рекламы как действие одного лица (юридического или физического), приносящее пользу другому лицу (юридическому или физическому). Слово ";товар"; во многих словарях определяется как продукт труда, имеющий стоимость и распределяемый в обществе путем обмена, купли-продажи. Думается, что объектами рекламы могут быть не только продукты труда, но и творения природы, например земля, леса и др. В связи с этим слово ";товар"; в понятии рекламы следует толковать в широком смысле - как то, что является предметом торговли. Это обстоятельство имеет особое значение в наши дни в связи с принятием Государственной Думой закона, позволяющего осуществлять продажу земли. Слово ";идея"; в понятии рекламы следует, по нашему мнению, употреблять не в значении ";мысль";, ";главная мысль";, ";тезис";, а в смысле ";замысел"; или ";концепция";, так как именно они могут быть предметами рекламы.

Из всех имеющихся определений слова ";начинание"; (в смысле ";почин";, ";инициатива";) наиболее подходящим как объект рекламы является, по нашему мнению, ";начинание в качестве затеи";. Затею можно рекламировать, к ней можно вызвать интерес.

Если неправильно определить словосочетание ";предназначена для неопределенного круга лиц";, возможны споры по поводу того, является ли та или иная информация рекламной. Так, один из банков поместил в газете информацию, в которой он, обращаясь к своим вкладчикам, сообщил о повышении процентных ставок по вкладам с такого-то числа. Поскольку банк обращался только к своим вкладчикам, он считал, что его объявление не является рекламой, - она якобы адресована определенному кругу лиц. Эта точка зрения представляется неправильной, так как, хотя информация банка была адресована определенному кругу лиц, она предназначалась для точно неустановленного круга лиц, для неопределенного круга лиц, так как повышение процентных ставок по вкладам, равно как и их понижение, могло заинтересовать лиц, которые ранее вкладчиками этого банка не являлись, следовательно, такое объявление является рекламой. То, что объявление банка является рекламой, подтверждается последним абзацем ст. 2 Закона ";О рекламе";, согласно которому, для того чтобы считаться потребителем рекламы, не обязательно, чтобы реклама была доведена до этого лица, - достаточно того, что она может быть доведена до него. Не обязательно также, чтобы реклама оказала соответствующее воздействие на это лицо. Достаточно того, что она может оказать соответствующее воздействие на него.

Близко к рассмотренной ";адресной"; газетной рекламной информации, адресованной, по мнению рекламодателя, определенному кругу лиц, стоит так называемая ";прямая (адресная) почтовая реклама";. Можно ли сказать, что она адресована не одному лицу, а неопределенному кругу лиц? Думается, что можно, так как она предназначена не для одного лица, а для неопределенного круга юридических и (или) физических лиц, которым направляется по почте. В учебных пособиях по рекламе прямая почтовая реклама относится к одному из видов рекламы. Существует даже Ассоциация прямой почтовой рекламы (Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. Учебное пособие. Информационно-внедренческий центр. М.: Маркетинг, 1996. С. 42-45; Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе//Библиотека журнала ";Управление персоналом";. М., 1996. С. 39-46).

Пять лет назад, когда благодаря компьютерам прямая почтовая реклама переживала настоящий бум, появился очень своеобразный бизнес. Различные фирмы, получившие в свое распоряжение обширные списки потенциальных клиентов, начали их продавать для прямой рекламы. Например, в базе данных телефонной компании можно выделить потенциальных клиентов по суммам, потраченным на переговоры (косвенно свидетельствующие о высоких доходах). В договоре с телефонной компанией не оговаривается, что анкетные данные не должны разглашаться, так что все законно. Впрочем, стоит рассмотреть письмо повнимательнее и немного над ним поразмыслить. Отпечатано оно на лазерном принтере - из тех, что способны за час выплюнуть несколько тысяч листов. Подпись нанесена типографским способом, так же как и шапка фирменного бланка. В самом низу листа мелким шрифтом напечатано пятизначное число - очевидно, номер письма. Стало быть, разослано таких писем было не менее двадцати тысяч, а скорее тысяч пятьдесят";. (Скор Б. Не дай себя обжулить!//Форвертс. 2002. 6-12 сентября).

Значение слова ";интерес";, думается, следует позаимствовать из энциклопедического словаря. ";Интерес"; в смысле психологического понятия - это ";отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному..."; (Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 502). ";Интерес"; - это внимание, возбуждаемое кем-нибудь или чем-нибудь привлекательным. Формирование интереса, как указано в понятии ";реклама";, является одной из целей рекламы.

Следует отметить стремление рекламы вызвать подчас интерес к залежалым и ненужным потребителю товарам с целью их реализации. Известен, например, случай, когда человек купил за 25 долларов широко разрекламированный красивый блокнот, прикрепляющийся вакуумной присоской к изнанке ветрового стекла. За год он воспользовался этим блокнотом три раза. Другой, поверив рекламе, купил за 30 долларов отпариватель, который, как гласила реклама, ";незаменим во время путешествий";, забыв при этом, что у него дома есть утюг с таким же отпаривателем и во время путешествий можно получить такой утюг в любом отеле. Вот что сказал по поводу такой рекламы читатель ";Российской газеты"; - электромеханик из Воронежа Виталий Ещенко, отвечая на вопрос ";Вам реклама помогает или мешает?";: ";Мне она только мешает. Реклама влезла в нашу жизнь как монстр, который парализует наше собственное Я";. Ведь она силой навязывает нам дорогие товары и услуги, в то время когда есть более качественные и более доступные продукты. Мы о них не знаем, а на нашей подкорке уже записана ";установка"; приобрести вещь широко разрекламированную (Касаткина О. Вам реклама помогает или мешает? Вопрос дня//Российская газета. 2002. 14 марта).

Слово ";реализовать"; не следует применять, по нашему мнению, как синоним слова ";продать";. Неправильным является и применение слова ";реализовать"; в смысле слова ";исполнять"; или ";выполнять";. Они не объясняют цели рекламы (";MI"; Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. ";D"; Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1998. С. 589).

Думается, что слово ";реализовать"; в контексте понятия рекламы следует понимать как осуществление цели предпринимательской деятельности - ";...получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг..."; (ст. 2 ГК РФ) другим физическим или юридическим лицам. Таким образом, реклама должна способствовать заключению не только договоров купли-продажи, но и договоров обмена, аренды, проката, найма, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, экспедиции, банковского вклада и банковского счета, хранения, страхования, комиссии и других гражданско-правовых договоров, приносящих прибыль рекламодателю.

Понятие ";реклама"; содержится не только в ст. 2 Закона ";О рекламе";. Выше уже указывалось, что, исходя из содержания п. 5 ст. 1 этого Закона, в качестве рекламы следует рассматривать любые объявления юридических и физических лиц, за исключением объявлений последних, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако все эти объявления должны соответствовать требованиям, указанным в понятии ";реклама";, которые содержатся в ст. 2 Закона. Так, объявление юридического лица о том, что ему требуются рабочие определенной специальности, или объявление физического лица - индивидуального предпринимателя о том, что им утрачены документы, относящиеся к его предпринимательской деятельности, и он просит нашедших и всех, кто обладает информацией о том, где эти документы находятся, вернуть их или сообщить об их местонахождении за вознаграждение, хотя и формирует интерес к юридическому или физическому лицу и предназначено для неопределенного круга лиц, не способствует реализации товаров, идей и начинаний, поэтому рекламой не является.

Можно ли называть рекламной информацию, которая содержится в объявлении, отвечающем всем признакам рекламы, в котором отсутствует наименование рекламодателя, но имеется номер его телефона? На запрос по этому поводу Омского ТОО, Редакция газеты ";Ореол-Экспресс"; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации ответил: ";В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона ";О рекламе"; рекламой является распространяемая в любой форме информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Из данного определения понятия ";реклама"; не следует, что в рекламе товаров и услуг рекламодатели должны обязательно указывать информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе"; (письмо Государственного антимонопольного комитета РФ от 14 июля 1997 г. N ПК/2992).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК методических материалов по курсу РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО на 2009/10

    Методические указания
    ... № 25. ст. 2343.). О рекламе. Федеральныйзаконот18июля1995г. № 108-ФЗ. С послед. изм. ... Постатейный комментарий к Федеральномузакону «О несостоятельности (банкротстве)» // ВВАС. 1998. № 4-10. Постатейный комментарий к Федеральномузакону «О ...
  2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Курс лекций

    Документ
    ... Законом РФ от18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральнымзакономот ... Федеральногозаконаот 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; см. абз. 3 п. 1 комментария ... . 43-47 Федеральногозаконаот 15 июля 1995 г. ... регламентируется Федеральнымзакономот 15июля 1995г. «О ...
  3. Федеральная служба исполнения наказаний материалы для подготовки к сессии слушателей 5-го курса заочной формы обучения

    Материалы для подготовки
    ... Федеральныйзаконот18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральныйзаконот ... К.К. Комментарий к Федеральномузакону «Об оперативно-розыскной деятельности». М. 1997. Комментарий к Федеральномузакону «Об ...
  4. Гражданское право часть первая

    Рабочая учебная программа
    ... Федеральныйзаконот 26 октября 2002 года 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 18. Федеральныйзаконот ... Суда РФ 2/1 от 28 февраля 1995г. "О некоторых вопросах ... праве. — М., 1984. Комментарий к Федеральномузаконуот 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ ...
  5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (40)

    Учебно-методический комплекс
    ... Российская газета, 16 декабря 1995г., № 242. 31. Федеральныйзаконот 7 мая 1998 г. ... марта 2003г., № 42. 44. Федеральныйзаконот 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О ... СПб.: Питер, 2003. 18. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском ...

Другие похожие документы..