Главная > Учебное пособие


Долгие годы эта библиотека служила примером для учреждения других книжных собраний. По образцу библиотеки, созданной стараниями Ярослава Мудрого и преумноженной его потомками, стали создаваться библиотеки в других русских городах.

Библиотека Киевской Софии способствовала появлению на Руси начитанных, образованных людей.

3. Монастырские библиотеки древнерусского государства

Со времен княжения Ярослава Мудрого начинается история русского монашества, появляются русские монастыри, которые играют не только роль религиозных центров, но и своего рода академий наук и университетов. В ХI-XIII веках были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах. В период до нашествия монголо-татар монастырей на Руси возникло около 70, они были расположены по всей обширной территории древнерусского государства.

Зерна книжной мудрости”, посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои летописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи.

У

Монах-переписчик. XIII в.

став монастырей предусматривал в них особую должность книгохранителя и вменял в обязанности монахам чтение книг. В частности, устав греческого Студийского монастыря, который в XI веке был введен в русских монастырях, требовал от книгохранителя “по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы, и раздавать им книги для чтения. Вечером, по сигналу же, монахи должны были собираться опять и возвращать книги, взятые по записи”. По монастырским правилам книги также читались и вслух во время общей трапезы.

Устав обязывал книгохранителя бережно хранить книги, предусматривал меры наказания нерадивых читателей: “Кто же умедлит (опоздает) возвратить книгу, да подвергнется эпитимии (форма религиозного наказания: поклоны, пост, длительные молитвы)”.

Основным источником поступления книг в монастырь было переписывание книг наиболее образованными монахами. Но существовал еще и другой источник книжных поступлений. В те времена был обычай делать в монастыри и церкви вклады книгами. На многих древнейших рукописях имеются пометки, рассказывающие кто, когда и по какому поводу пожертвовал книги. Об этом же есть записи и в некоторых летописях.

Наиболее богатыми книжными собраниями владели новгородский Софийский собор и владимирский Успенский собор.

Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром. Здесь было много грамотных людей, переписывались книги, велись летописи. Новгород, как и все древнерусские города, много раз страдал от пожаров, но избежал монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода.

Здесь, при новгородском Софийском соборе, еще в пору просветительской деятельности Ярослава Мудрого была создана другая древнейшая русская библиотека. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории России древнейшие славянские рукописи, в том числе Остромирово Евангелие (датируется 1056-1057 гг., в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке), “Изборник” Святослава (датируется 1073 г., сейчас хранится в Государственном историческом музее), древнейший список “Русской правды” (1280) и другие. Библиотека Софийского собора находилась под наблюдением и в ведении новгородского владыки.

Слава о собрании книг в Новгороде шла “по всей Руси великой”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Известно, например, что в библиотеке Софийского собора работал игумен Соловецкого монастыря, который копировал самые древние и знаменитые рукописи и пересылал их в библиотеку на Соловки.

Значение книжного собрания новгородской Софии огромно. Достаточно сказать, что новгородские рукописные книги легли в основу книгохранилища Новоиерусалимского монастыря, основанного в XVII веке патриархом Никоном. Около 2000 книг увезли в 1859 г. в Петербургскую духовную академию. И поныне многие книжные сокровища Софийской библиотеки Новгорода хранятся в фондах Российской национальной библиотеки.

Самым поразительным является то, что знаменитую библиотеку собора можно осмотреть и в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора.

Книжный фонд, собранный сейчас в Новгороде в Софийском соборе, насчитывает около 1000 рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. К сожалению, это издания более позднего времени: ни одной книги, созданной в пору учреждения новгородской Софии, в фонде сегодня нет.

Книжные собрания были и в Спасском соборе Чернигова. Собор этот в XI веке после киевской Софии был самым роскошным храмом на Руси. Черниговские князья Святослав и Всеволод (сыновья Ярослава Мудрого) славились своей образованностью и способствовали собиранию книг. В черниговском княжестве при Спасском соборе активно шла работа по переписыванию рукописей. Известно, что отсюда вывозились книги в северо-восточную Русь и на берега Черного и Азовского морей.

Значительными были и библиотеки в смоленском Успенском соборе, в Софийском соборе Полоцка, в Киево-Печерском монастыре.

Монастырская древнерусская библиотека XI-XIII веков не являлась библиотекой в современном понимании этого слова. Ныне библиотековедение понимает под библиотекой развивающуюся систему, включающую четыре взаимосвязанных элемента: книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база. В давние же времена из этих элементов присутствовал по существу лишь один – книга. Значение для библиотеки читателя, библиотекаря и материально-технической базы осознается позднее. Примат книги приводил к тому, что древнюю монастырскую библиотеку называли именно “книгохранительницей”. Это точное слово, передающее книгохранилищный (книгособирательный) характер деятельности библиотеки. Поэтому самой характерной особенностью монастырских библиотек этого периода являлась работа по созданию и сохранению книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада (при этом последние явно доминировали).

4. Отношение к книгам и чтению на Руси. Личные библиотеки

Во многих летописях и других памятниках древнерусской письменности подчеркивается ценность книг и знания, приводятся свидетельства о князьях и духовных лицах, прославившихся своей начитанностью и собиранием книг. Образование и чтение было неразрывно связаны с христианским религиозным мировоззрением и считались “богоугодным делом”.

В Лаврентьевской летописи в записи под 1037 годом есть восторженная похвала книжному учению: “Великая польза от книжного учения: книгами мы учимся и наставляемся на путь покаяния; от книжных слов приобретаем мы мудрость и воздержание; они ведь реки, напояющие вселенную, они источник мудрости, в книгах несчетная глубина...”

В Изборнике Святослава 1076 г. приводится обширное поучение о чтении книг: не надо спешить, читая; следует раздумывать о значении каждого слова и книги в целом; составитель советует трижды возвращаться к прочитанному, чтобы все хорошо усвоить.

Каковы были масштабы распространения книги и грамотности в древней Руси? Исследователи предположительно определили, что в период XI-XIII веков на Руси должны были обращаться не менее 85 тысяч одних только церковных книг, а общее количество книг, находившихся в обращении с Х века по 1240 год, предположительно исчислялось порядком сотен тысяч единиц.

Число грамотных людей, по мнению советского историка Б. В. Сапунова, составляло примерно 2%, а это приблизительно 100 тысяч человек. Напомним, что во времена правления Екатерины II процент грамотности составлял всего 0,1 % населения России. Эти сухие цифры не характеризуют в полном объеме распространенность книжности в средневековой Руси. Дело в том, что книги не только читались, но и слушались. Тогда были даже специальные чтецы, для которых чтение было профессией.

Грамотой владели не только ученые монахи, но и многие светские лица. Летописи сохранили имена некоторых из них – чаще всего князей. И если монахи обычно не имели больших личных библиотек в связи с дороговизной книг, то князья нередко собирали богатые библиотеки. Так, собиранием книг занимался Ярослав Мудрый, о котором уже говорилось, что он был прилежен в чтении и читал книги днем и ночью. Покровителем книжного дела и обладателем личной библиотеки был сын Ярослава – Святослав. Книговеды предполагают, что уже в середине ХI века у него имелась обширная библиотека богословской и светской литературы.

Князья имели богатые возможности для приобретения книг, но иногда и для них это оказывалось непосильным делом. Известно, что киевский великий князь Роман Ростиславович разорился на покупке книг. Более удачно сложилась книжная деятельность князя Владимира Васильевича, который сам занимался переписыванием книг и не только для себя. Он дарил их монастырям и храмам.

Крупный государственный деятель и писатель Владимир Мономах прекрасно ориентировался в литературе, имел личное книжное собрание, а “Псалтырь” так любил, что брал с собой в дорогу.

Можно предположить, что еще в домонгольский период небольшие книжные собрания могли иметь воины и ремесленники, о чем сохранились косвенные свидетельства. Археолог А. Монгайт, производивший раскопки древнерусских городов, писал: “В старой Рязани в рядовых жилищах часто находили застежки книжных переплетов единственную хорошо сохранившуюся в земле деталь от древних рукописных книг. Книги были не только у богачей книжные застежки найдены также в жилищах ремесленников, в полуземлянках бедноты”.

5. Библиотеки на Руси в период монгольского нашествия

Огромный ущерб библиотекам и всей книжной культуре древней Руси нанесло в XIII веке монголо-татарское нашествие. В летописях есть многочисленные упоминания о гибели книг. Например, при взятии Владимира татарами в 1238 г. множество людей было “побито”, зданий порушено и книг сожжено. В 1240 г. был захвачен Киев, разграблен собор святой Софии и все монастыри. Видимо, тогда же в очередной раз была расхищена и библиотека этого собора.

Даже много позднее, в 1382 г., во время захвата Москвы ханом Тохтамышем “многое множество” книг со всего города и из сел “сохранения ради” было сложено в соборных церквах и все это “безвестно пропало”.

Эти события сильно повлияли на уровень образованности россиян. Историки отмечают, что в Московской Руси конца XIII-XV веков по сравнению с домонгольским периодом упал уровень образованности, уменьшилось количество грамотных людей даже среди высшей знати. С. Соловьев, например, обращал внимание на необразованность князей и вельмож эпохи Дмитрия Донского и Василия Темного, включая и их самих.

Двухсотлетнее монголо-татарское иго привело к практически полному исчезновению книг домонгольского периода на юго-востоке, в центре и отчасти в западных областях Руси. Древние рукописи этого периода сохранились лишь в Новгороде, не подвергшемся нашествию татар.

Одновременно с нашествием на русскую землю татар с запада участились нападения немецких рыцарей. Они разоряли города и истребляли население. Гибли при этом и книги. В 1240 г. немецкими рыцарями был осажден Псков, подожжен посад под городом и тогда “многие зла бысть, и погореша церквы, и честныя иконы, и книги, и еуангелья”.

Таким образом, после принятия христианства на Руси отличительными чертами ее культурного развития стали скорое и относительно широкое (по сравнению с Европой раннего средневековья) распространение грамотности; интенсивный рост числа монастырских библиотек и школ, личных книжных собраний князей и высшего духовенства. В этот период закладывался высший авторитет и престиж книги и книжного знания в нашей стране.

Старорусская библиотека сыграла немаловажную роль в отечественном просвещении. В пределах своих реальных возможностей, значение которых не следует преувеличивать, она заботливо хранила и собирала книги.

Старорусская библиотека только зарождалась. Она не соответствовала современным представлениям о библиотеке как социальном институте. Правильнее говорить о раннем прототипе библиотеки, который постепенно и очень медленно приобретал черты специализированного учреждения.

Феодальная раздробленность и монголо-татарское нашествие приостановили развитие культуры книжного дела и библиотек на Руси.

БИБЛИОТЕКИ НА РУСИ В XIVXVII вв.

1. Монастырские библиотеки в XIV XVII веках

Монастырские библиотеки на Руси, появившиеся в XI веке и сильно пострадавшие в период монголо-татарского нашествия, стали постепенно возрождаться с XIV века. Росту монастырских библиотек благоприятствовала общая обстановка в стране, сложившаяся после Куликовской битвы, когда ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, окрепло национальное самосознание русского народа и оживилась культурная жизнь. Развитию и процветанию монастырских библиотек способствовали и особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, которая вплоть до конца XVII века имела преимущественно духовный характер.

Богатое собрание книг имел Свято-Данилов монастырь, основанный в конце XIII века Даниилом – младшим сыном Александра Невского.

В середине XIV века под Москвой, в дремучих лесах возник прославленный на Руси Троице-Сергиев монастырь, основателем и первым игуменом которого стал Сергий Радонежский. В новом монастыре вскоре возникла небольшая библиотека, начало которой положил сам Сергий, который в возрасте 23 лет пришел сюда, в дремучий лес, в «пустынь» с двумя книгами. Это были Пластирь и Евангелие. Монастырь на первых порах был так беден, что книги писали не на пергаменте, а на бересте. Постепенно росло экономическое могущество обители. Она становилась культурным центром, и библиотека монастыря вскоре насчитывала по меньшей мере 50 томов.

Сергий одобрял чтение монахов, заботился о приобретении и изготовлении книг. Поощрение любви к книгам и чтению сохранилось и при преемниках Сергия. Культура русского монастыря XV века была не столь примитивной, как это казалось некоторым исследователям. Книги внимательно читались и тщательно комментировались. Наряду с религиозными православными текстами здесь были и труды древнегреческих ученых.

В начале XV века при Троице-Сергиевом монастыре действовала специальная мастерская – книгописная палата. В мастерской выработался особый «сергиевский» почерк, характерный только для местных переписчиков. Книги украшались заставками, золотыми и киноварными буквицами, изящными миниатюрами. Подлинными произведениями искусства были книжные переплеты. Книги, созданные в Троице-Сергиевом монастыре, расходились по всей Руси.

Среди других известных монастырских библиотек следует назвать Соловецкий монастырь, Чудов монастырь в Москве, Кирилло-Белозерский монастырь.

Традиционно основным источником поступления книг в монастырь было их переписывание, к которому привлекались самые грамотные монахи. Центрами по переписке книг были упомянутые выше Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри. Кроме того, практиковалась закупка книг в других монастырях, в том числе, и за пределами России – в Константинополе и Афоне.

Другим важным источником комплектования монастырских библиотек были вклады от лиц, поступающих в монастырь, или вклады по наследству, на помин души и т.д.

При этом следует отметить, что книги в то время ценились чрезвычайно дорого, и подобные вклады считались очень почетными. Например, на одной из книг XIV века есть вкладная приписка, в которой говорится, что вкладчик за 23 книги, переданные монастырю, обязал последний кормить и одевать себя с сыном пожизненно и притом не хуже всех монахов.

По составу фонда монастырская библиотека была, в первую очередь, библиотекой религиозных произведений, которые были необходимы для богослужения или для чтения между службами. Также широко были представлены в фонде четьи книги – жития православных святых.

Вместе с религиозными произведениями в монастырских библиотеках переписывались и хранились исторические хроники, летописи, сказания, лечебники, травники, судебники, переводы античных – греческих и латинских – авторов, оригинальные произведения древнерусской литературы. Однако в целом даже к концу XV века книг светского содержания имелось в репертуаре монастырских библиотек не более 2%. Вместе с тем, в рамках религиозного сознания и традиций все более явственно проступало стремление мастеров книги – монастырских переписчиков – к расширению репертуара и углублению содержания четьих книг. Многие из них фактически являлись сборниками энциклопедического характера.

В небольших монастырских библиотеках книги хранились в алтарях, в более крупных для них отводилось особое помещение, которое называлось «книгохранительницей». Книги расставлялись на полках в шкафах.

Количество книг в фонде было различным и колебалось от нескольких десятков до полутора тысяч (например, в Соловецком монастыре).

Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей.

Наиболее известна выборочная сводная опись книг сорока степных монастырей. Она была составлена по указу патриарха Никона «того ради, чтобы было ведомо, где которые книги взяты, книг печатного дела исправления ради». Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из 40 крупнейших монастырей страны. Опись составлена по тщательно продуманной схеме. Особенно показательна выписка из отписных книг Троице-Сергиева монастыря. Наиболее подробно описаны книги, богато украшенные драгоценными камнями, золотом, серебром и дорогими материями, а также книги с иллюстрациями. Характер описания книг был следующим: вначале название книги, далее указывался ее размер («в десять», «в пол-десять», «в четверть», «в осминку») и материал, на котором написана книга («на харатья», «на бумаге»). Кроме этого, указывалось, печатная это книга или рукописная, кем написана и чем «оболочена» (кожей, бархатом и т.д.). По некоторым книгам указывалось количество строк или глав, чем написаны буквицы и заставки – золотом или красками

В монастырских библиотеках, особенно в крупных, делались попытки упорядочить дело ведения библиотеки: постепенно формировались определенные правила описания книг. При этом часто описывались не только книги в целом, но и отдельные их части (говоря современным языком, делалось аналитическое описание). Так, среди специалистов известна опись книг Кирилло-Белозерского монастыря, которая изумляет своей библиографической техникой. В некоторых монастырях составлялись указатели для ориентировки в книгах. Например, в конце XVI века вологодский монах Арсений Высокий составил «Указец из всех четьих книг», по которому легко можно было определить, какие религиозные тексты положено читать в разных случаях монастырской жизни «во весь год».

Это дает основание сделать вывод, что идея книжной систематики появилась в русском библиотечном деле уже в XVI–XVII веках.

Более того, в средневековой Руси сложилась определенная система взглядов, которую сегодня назвали бы «основами библиотечного права» и которая затрагивала проблемы регламентирования деятельности библиотеки и библиотекаря, правила пользования книгами и условия их сохранности. Так, в XVI веке была составлена памятка библиотекарю «Как со всяким прилежанием книги блюсти книгохранителю и пономарю». Памятка предписывала не оставлять библиотеку надолго без присмотра открытой, подчеркивалась ответственность книгохранителя за утерю и порчу книг. Памятка запрещала брать книги неумытыми и потными руками, капать на них воском и брызгать слюной.

Читателями монастырских библиотек были в первую очередь монахи. Студийный устав даже предписывал, в какое время дня им надлежит заниматься чтением. Вместе с тем есть примеры, что монастырскими библиотеками пользовались и лица, проживающие за пределами монастыря. Например, по одной из описей Троице-Сергиева монастыря около 100 книг значились розданными для переписывания и чтения по другим монастырям и окрестным селам, а 19 – отправлено в Москву.

К концу XVI века монастырские и церковные библиотеки при продолжающемся росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит постоянное «вымывание» из библиотек книг XIV–XV веков.

Тем не менее, значение монастырских библиотек для истории библиотечного дела не следует преуменьшать, как это делалось совсем недавно. Накопление книг в монастырских библиотеках имело огромное значение. В XIV–XVII веках монастыри на Руси были самыми большими собирателями книг. Общий размер книжного фонда России к концу XVI века составлял по оценкам историков книги 260-350 тысяч книг, при этом на долю монастырей приходилось примерно 37% книжного богатства страны. Сокровища монастырских библиотек давали пищу «мудрым книжникам», они были питательной средой для писателей, проповедников, мыслителей, историков. В составе монастырских библиотек сохранилось много оригинальных произведений древнерусской литературы и других памятников древней русской письменности, являющихся неоценимыми сокровищами для науки.

2. Начало книгопечатания в России

По мере усиления Московского государства возрастал спрос на книги. И не только со стороны отдельных лиц, но и в массовом количестве со стороны государства и церкви.

Московским великим князьям и царям требовались в большом количестве богослужебные книги для церквей, открываемых в завоеванных и присоединенных к Москве областях.

Исследования показывают, что число рукописных книг постоянно увеличивалось: по числу уцелевших к концу XIX века русских рукописей на XII век приходится 28 рукописей, XIII век – 110, XIV век – 366. Однако с каждым годом книг требовалось все больше и больше. Рукописный способ производства книг к XVI веку уже не соответствовал потребностям Русского централизованного государства.

Время Ивана Грозного замечательно культурными мероприятиями обобщающего характера: составление грандиозного летописного свода, подготовка «Великих четьих-миней», и, наконец, начало книгопечатания.

Первые книги на славянском языке были напечатаны в конце XV века за рубежом – в Польше, Италии, Германии и других странах.

Хотя имя русского первопечатника известно всем, и ему воздвигнут памятник в столице, историки книги высказывают весьма аргументированные версии о том, что и до Ивана Федорова в Москве печатались книги. В частности, в некоторых источниках упоминается о том, что Иван Грозный просил датского короля Христиана III послать в Москву разных художников, особенно книгопечатников. В ответ король направил в Москву Ганса Миссенгейма, который в 1552 году основал здесь типографию. Возможно, в ней и работал Иван Федоров. Упоминаются в царских грамотах и другие имена «московских мастеров печатных дел».

Но, как бы то ни было, официальной датой начала книгопечатания в Москве считается 1564 год, когда Иван Федоров выпустил свой знаменитый «Апостол». Это была во многих отношениях замечательная книга. Ее пропорции близки к классическому «золотому сечению». Прекрасно читается шрифт, хорошо виден рисунок. Основному тексту предпослан гравированный фронтиспис, на котором изображен один из легендарных героев и авторов книги – апостол Лука. Книга богато и со вкусом иллюстрирована. Судя по всему, «Апостол» 1564 года был напечатан большим по тем временам тиражом – порядка 200 экземпляров. Из них до наших дней дошло более 60. Все они детально описаны и изучены.

Второй московской книгой Ивана Федорова стал «Часовник», по которому наши предки учились грамоте. Спрос на «Часовник» был велик, и мастер дважды издавал его. Книга эта со временем стала большой редкостью: сохранился единственный экземпляр первоиздания. В настоящее время он хранится в Королевской библиотеке Брюсселя.

Вскоре после издания «Апостола» и «Часовника» Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславец были обвинены в ереси и вынуждены были покинуть Москву. Они перебрались в Великое княжество Литовское и здесь продолжали книгоиздательскую деятельность. В Литве были изданы «Учительное Евангелие» (сборник бесед с толкованиями евангельских текстов), «Азбука» (первый восточнославянский учебник, в котором были упражнения для чтения и письма) и другие книги.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История библиотечного дела (2)

    Документ
    История библиотечного дела Герценка: Вятские ... собственном достоинстве. Очерки по истории библиотечно-библиографической интеллигенции XX века ... библиотечного дела; Зе- лов Н.С. Документы о российских меценатах в личных фондах ГАРФ; Дмитриева К.А. История ...
  2. История библиотечного дела северной осетии

    Документ
    ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ Кавказ, ... обходиться без книги. История библиотечного дела дореволюционного Владикавказа является одним ... уважения. Их вклад в историю развития библиотечного дела дореволюционного Владикавказа огромен. Среди ...
  3. История библиотечного дела

    Учебное пособие
    ... является история отдельных библиотечных учреждений, историческая динамика библиотечного социального института, развитие библиотечных идей. История библиотечного дела тесно ...
  4. Председатель ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    ... в. 16. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество: история и современность. по курсу «История библиотечного дела в России» 1. Библиотечное дело Древней Руси ...
  5. «Библиотечное дело» Основное содержание курса

    Документ
    «Библиотечное дело» Основное содержание курса Тема 1. История книги и библиотеки. (2 часа) Письменность и книжное дело на Руси ... .) Распространение книгопечатания на Руси. Тема 2. История библиотечного дела за рубежом. (2 часа) Зарождение библиотек ...

Другие похожие документы..