Главная > Учебное пособие


Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего – самому настоятелю. Впоследствии была выделена особая должность монастырского библиотекаря. В его обязанности входило содержание фонда в порядка, составление простейших инвентарных описей и выдача книг для чтения монахам.

Располагая библиотеками, скрипториями, школами, монастыри в раннем средневековье естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения, но на рубеже XII-XIII веков положение изменилось. Уровень грамотности и образованности среди монахов значительно снизился. Даже в монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха. В других обителях скриптории стали восприниматься как источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: из книгохранилищ изымали старинные фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.

Набеги скандинавов на Западную Европу, датчан на Англию, вторжение гуннов с Востока и мусульман с юга привели европейские государства в состояние разрухи. И хотя библиотеки, скрытые за толстыми монастырскими стенами, сумели пережить эти потрясения, вплоть до XIII века монастырские библиотеки как институциональная форма практически не развивались.

В более поздние времена – XIV-XV века – стала проявляться большая забота об устройстве монастырских библиотек. Если ранее небольшие фонды в несколько сотен томов хранились в сундуках или шкафах в часовнях или за алтарем, то с увеличением числа книг стали создаваться специальные помещения. Комната для хранения и чтения книг была оборудована прочными и удобными пультами (пюпитрами). Чтобы рукопись не украли, книги “приковывали” – их переплет прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к пульту или стене комнаты. В инвентарных описях для особо ценных книг использовался специальный термин libri catenati “прикованные книги. Рукописи охранялись не только цепями и замками, но и заговорами и заклятьями. На одной из таких книг сохранилась надпись настоятеля о том, что похититель книги будет наказан плетью, заболеет оспой, холерой, гадкой сыпью и даже приобретет горб.

К XVI веку фонды монастырских библиотек насчитывали до полутора тысяч книг и более. Изменилась тематика и жанровый состав фондов. Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научного, так и беллетристического содержания. На библиотечные фонды составлялись каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Каталог рассматривался библиотекарями уже не как опись книжного инвентаря, а как специфический справочник, с помощью которого можно легко и быстро отыскать книгу в фонде. В конце XIV века монахи францисканского ордена в Англии впервые попытались составить сводную опись книжных фондов 160 церковных и монастырских библиотек. Этот солидный труд назывался “Каталог книг Англии”.

Расширялся круг читающей публики. Среди читателей по-прежнему преобладали представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Начиная с XIY века, правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись (“книга, выпускаемая из монастыря”).

В XIII веке появилось первое пособие по устройству библиотеки – труд настоятеля Амьенской церкви Ришара де Фурневаля “Книгознание”. Фурневаль был всесторонне образованным человеком, поэтом и ученым, имел труды по алгебре, астрономии, астрологии и алхимии. В образной форме он представляет читателям библиотеку как сад, где имеются грядки (тематические комплексы литературы), расположенные в определенной последовательности. Растения на грядках – это отдельные рукописи. Таким образом, Фурневаль изложил собственную систему расстановки книг, и хотя с современных позиций она кажется нелогичной и очень запутанной, следует признать, что это была первая попытка решения сложного вопроса классификации библиотечных фондов.

Из наиболее известных религиозных библиотек средневековья можно назвать библиотеки Кентерберийского аббатства (Англия, VI в.), Шартрского собора и монастырей в Клермоне и Лионе (Франция, IX–X вв.), Пражского епископства (Чехия, X в.).

3.2 Частные библиотеки средневековья

Даже в раннем средневековье господство церкви в жизни общества не было абсолютным, и владельцами библиотек часто были светские лица. Большое значение имела личность правителя. В библиотечной истории раннего средневековья известны имена Карла Великого и Альфреда Великого, которые создали в своих государствах благоприятные условия для развития просвещения, науки и библиотек в то время, как по всей Европе царили мрачные времена засилья церкви.

Сведения о создании и бытовании частных библиотек в средневековой Европе скудны и фрагментарны. Относительно более полная информация имеется о библиотеках правителей.

Карл Великий (724-824) – франкский король, а затем император огромного государства, равных которому не существовало со времен Римской империи. Карл Великий был для своего времени человеком просвещенным. Он знал греческий и латинский языки, хотя писать научился в зрелом возрасте. Современники отмечали вкус императора к литературе и наукам, которым он покровительствовал. Биограф Карла писал, что “из всех государей он был самым жадным к поискам людей знающих и в побуждении их к философствованию”.

По инициативе императора ко двору были приглашены ученые из Италии, Испании, Ирландии и Британии. Он составил своего рода научное общество, названное по античному образцу “Академией”. В заседаниях академии, кроме именитых ученых, принимали участие сам Карл Великий, его придворные, монахи. Они читали произведения латинских авторов, а иногда и собственные сочинения, преподавали в школе при королевском дворце, проводили ученые диспуты. При Академии работал королевский скрипторий, в стенах которого десятки переписчиков собирали по рекомендации известных ученых древние греческие и латинские рукописи и копировали наиболее ценные из них. Книги из скриптория поступали в библиотеку Карла Великого. Из других источников поступлений книг в императорскую библиотеку следует назвать дары от соседних монархов и от многочисленных подданных, военные трофеи, привозимые из бесконечных походов Карла и книги, заказываемые в монастырских скрипториях. Заведовал библиотекой специальный придворный чиновник духовного звания. Из богатой библиотеки Карла Великого до нашего времени дошло всего несколько книг, не сохранился и каталог этой библиотеки.

Возрождение науки при Карле Великом вошло в историю под названием “Каролингский Ренессанс” (VIII-IX вв.).

Король Англии Альфред Великий (849-900) также покровительствовал просвещению. При нем были сделаны переводы некоторых латинских авторов на англосаксонский язык, начато ведение регулярной летописи государственных событий, открыты школы при епископских кафедрах. Хотя точных доказательств существования библиотеки при дворе Альфреда Великого нет, но характер его деятельности позволяет предполагать, что при королевском скриптории была и библиотека.

Однако таких просвещенных монархов было очень немного и оказываемое ими положительное воздействие на формирование европейской культуры было непродолжительным.

Только с XII века с ростом и расцветом городов, развитием торговли и ремесел увеличилось количество грамотных людей и появились крупные частные библиотеки. Среди них особенно выделялись королевские библиотеки, успешное развитие которых было предопределено целым рядом привилегий.

Раньше других возникла библиотека французских королей. Созданная при Людовике VII (1120-1180), она прошла через периоды упадка и расцвета. Во время правления Людовика IX Святого (1214-1270) книгами из королевской библиотеки разрешили пользоваться не только членам королевской семьи, но и придворным и ученым. Это решение король принял после одного из крестовых походов. Увидев на Востоке общественные библиотеки, открытые для всех желающих, он распорядился при королевской церкви открыть нечто вроде общественной библиотеки.

Заботился о постоянном пополнении фондов и Карл V Мудрый (1338-1380). Королевские расходы на книги при нем были огромны. Книги покупались и создавались в королевском скриптории. К концу XIV века фонд насчитывал около 1200 роскошно переплетенных и искусно иллюстрированных книг. Тогда же был составлен первый инвентарь библиотеки. Принято считать, что именно библиотека Карла Мудрого составила основу национальной библиотеки Франции.

Начиная с XVI века, королевская библиотека по особому указу короля стала получать обязательный экземпляр всех выходящих в стране изданий. Франция тогда была центром издательской деятельности в Европе, и потому фонды королевской библиотеки быстро увеличивались.

В XII -XIII веках библиофилия стала модной сначала в аристократической, а затем и в бюргерской среде. Владельцами библиотек были крупные феодалы, государственные сановники, деятели церкви, ученые и другие образованные люди. Бароны и рыцари собирали в своих замках рыцарские романы и поэтические сочинения трубадуров, реже – научную и религиозную литературу. Ученые – преподаватели, медики, юристы – составляли библиотеки в соответствии со своими профессиональными интересами.

О

Р. де Бери

(1286-1354)

дной из самых знаменитых частных библиотек средневековья была библиотека Ричарда де Бери (1286-1354). Удивительна судьба этого человека. Священнослужитель, носивший высокий сан епископа одной из крупнейших английских епархий, воспитатель будущего английского короля Эдуарда III, государственный деятель (одно время – лорд-канцлер Англии), дипломат он вошел в историю не столько благодаря всему этому, сколько благодаря неустанным трудам по собиранию книг и небольшому трактату о любви к книгам. Используя свое влияние на короля и дипломатические связи, де Бери пополнял свою библиотеку старинными книгами из Италии, Германии, Франции. Предполагают, что объем библиотеки составлял 1500 томов. Существовал каталог этой богатейшей по тем временам книжной коллекции, к сожалению, не дошедший до нашего времени. Это собрание по своему объему и систематичности способно было выдержать сравнение с библиотекой Сорбонны того времени. Судьба библиотеки де Бери трагична. Епископ завещал книги Оксфордскому университету, выпускником которого он был. Более полувека книги, собранные им с таким тщанием, пролежали в ящиках нераспечатанными. В конце концов, они рассеялись по рукам частных владельцев, сохранивших для нас лишь считанные экземпляры.

Незадолго до смерти де Бери написал трактат – “Филобиблон” (“Любокнижие”), судьба которого сложилась куда удачней судьбы епископской библиотеки. “Филобиблон” не только не пропал во времени, но и широко распространился. За пять последних столетий (с 1473 года), трактат этот переиздавался 35 раз на 10 языках. Сочинение де Бери – это восторженное описание радостей, доставляемых книгами и чтением. Наиболее ярко художественное дарование автора проявилось в главах, написанных в своеобразной форме “книжных жалоб”.

Вот одна из таких книжных жалоб: “Приходится нам печалиться о своих одеждах..., которые у нас были, но сорваны грубою рукой так что внутренности наши покрыты пылью и красота наша поругана. Тело наше терзают различные хвори, ноют наши спины и бока, мы лежим, разбитые параличом, и никто не пожалеет о нашей участи, и никто не приложит к ранам нашим целебный пластырь. Куда исчезла первозданная белизна и чистота наша? Мы потемнели и пожелтели, и любой медик сразу определит у нас желтуху. Многие из нас больны подагрой об этом говорят наши изувеченные суставы. Дым и грязь, вечно отравляющие нас, притупили остроту нашего зрения и воспалили глаза наши...” Эта жалоба средневековой книги, написанная более 600 лет назад, звучит актуально и сегодня.

Книга де Бери “Филобиблон” – первая, полностью дошедшая до нас работа о книге, поэтому ее автора считают “отцом европейской библиофилии”.

Таким образом, в эпоху средневековья частные библиотеки получили дальнейшее развитие. Увеличивается их количество, качественно меняется состав книжных фондов. Особое место среди частных библиотек занимают королевские библиотеки, многие из которых позже стали основой для создания национальных библиотек или вошли в их состав.

3.3 Библиотеки средневековых университетов

В XII веке на основе епископских и городских школ стали создаваться университеты, сыгравшие выдающуюся роль в распространении образования и развитии библиотечного дела. Старейшими высшими учебными заведениями Европы были высшая медицинская школа в Салерно и университет в Болонье (Италия, XI в.), Парижский университет (Франция, XII в.), Кембриджский и Оксфордский университеты (Англия, XIII в.). К 1400 году в Европе действовали уже 55 университетов. При каждом университете существовала библиотека и скрипторий.

Получение образования в средневековом университете было неразрывно связано с книгой, которая была важнейшим элементом обучения. В те времена не существовало выражения “преподавать” или “изучать курс”, говорили: “Преподаватель читает, а студент слушает такую-то книгу. Учащийся должен был приходить на лекцию с книгой. Первоначально труды профессоров (учебники, комментарии) и студенческие конспекты размножались самими студентами или случайными людьми – бродячими монахами или писарями. При таком неумелом копировании в текстах было много ошибок, пропусков, которые при многократном переписывании накапливались и меняли смысл текста. Поэтому во многих университетах сложилась система издания и распространения книг. Были приняты специальные университетские уставы, регулировавшие подготовку, размножение и распространение рукописных книг, дело это было поручено особым чиновникам университета – так называемым стационариям.

Пополнялись университетские библиотеки из собственных скрипториев и за счет даров и пожертвований. Показательна история создания библиотеки старейшего университета Европы в Париже – Сорбонны. В 1250 году духовник короля Людовика IX Робер де Сорбон пожертвовал университету личную библиотеку вместе со средствами на ее пополнение. По имени дарителя университет получил второе название – Сорбонна. Аналогично складывалась и судьба библиотек Оксфордского и Кембриджского университетов: они выросли из маленьких собраний книг, которые пополнялись за счет даров и завещаний.

Ф

Библиотека Лейденского университета

(гравюра XVII в.)

онды университетских библиотек соответствовали профилю обучения. Значительную часть коллекций составляла религиозная литература, так как теологические факультеты имелись во всех университетах и занимали особое положение. Светская литература была представлена книгами по медицине, праву, математике, естественным наукам и другим научным дисциплинам. В фондах некоторых университетских библиотек содержалась литература и еретического содержания, которая выдавалась с большими ограничениями. Например, в правилах одной из библиотек по этому поводу было записано: “Книги, учения которых осуждены, писания, опасные для чтения, должны доверяться только профессору богословия: однако он должен воздерживаться от них, если потребности аргументации или спора не заставляют его прибегать к ним. Сам профессор не должен их читать из-за чистого любопытства из опасения, чтобы яд не проник в него”.

С точки зрения организации библиотечной деятельности университетские библиотеки значительно опередили в своем развитии библиотеки монастырей. Структура университетской библиотеки была более сложной и отражала историю становления самих университетов: они постепенно формировались из отдельных учебных заведений (коллегий, кафедр), каждое из которых имело свой профиль, и самостоятельность их была частично сохранена и после объединения. Соответственно и фонд университетской библиотеки имел децентрализованный характер и состоял из отдельных книжных собраний факультетов и кафедр.

Выдача литературы на дом была значительной. Согласно правилам был установлен определенный порядок выдачи книг для чтения вне библиотеки, “чтобы нельзя было подменить одну рукопись той же внешности на другую, но меньшей ценности”. Как и в монастырских библиотеках, особо ценные издания на дом не выдавались, содержались на пюпитрах и были прикованы к ним цепями.

Наиболее высокий уровень библиотечной организации был в библиотеке Парижского университета. Ее каталоги считают вершиной средневекового уровня каталогизации. Библиотека имела топографический каталог, который указывал место книги в фонде, и алфавитный указатель к каталогу, который облегчал поиск книги. Описание было подробным и включало, кроме заглавия книги, сведения о начальных словах текста, происхождении книги, шрифте, оформлении, цене. Фонд был расставлен в соответствии с античной классификацией наук (“семь свободных искусств”), а сама библиотека имела два отдела: большой и малый. Книгами из большой библиотеки можно было пользоваться лишь в читальне. Здесь хранились самые редкие издания по основным изучаемым в университете дисциплинам. В малой библиотеке хранились дубликаты и менее спрашиваемая литература, ее можно было брать для чтения на дом. Книги, выдаваемые за пределы библиотеки, записывались в особые журналы, но срок пользования ими не ограничивался. В результате значительная часть фонда (иногда до пятой ее части) находилась у читателей.

Должность библиотекаря была выборной. Он избирался советом университета сроком на один год. Как правило, обязанности библиотекаря совмещались с преподавательской работой.

Подобная организация работы библиотеки в Сорбонне стала примером для многих других европейских университетов.

Подведем итоги. Университеты и созданные при них библиотеки сыграли значительную роль в распространении книг и образования. В университетских аудиториях богословие начало постепенно уступать первенство светским наукам – соответственно изменился состав фондов библиотек. Круг пользователей университетских библиотек был значительно шире, чем в других средневековых библиотеках. В университетах зародились многие начинания, получившие в дальнейшем значительное развитие в практике библиотечной работы.

3.4 Изобретение книгопечатания

Величайшим переворотом в культуре человечества, пережитым до XV века, было изобретение книгопечатания. Идея печатания текстов с наборной формы носилась в воздухе. Известно, что подобные опыты ставились во Франции, Нидерландах, Италии. Многие пытались создать нехитрые приспособления, которые заменили бы стародавний рукописный способ создания книг, и позволили бы делать их быстрее и дешевле. Но лишь одному человеку удалось найти успешное решение этой технической проблемы. Этим человеком был Иоганн Гутенберг, родившийся в конце XIV века в Германии.

Д

И. Гутенберг

(1399 – 1468)

атой изобретения печатного станка принято считать 1450 год, когда Гутенберг издал первую большую книгу – знаменитую 42-х строчную “Библию”. До этого он печатал небольшие издания – брошюры, листовки, календари. 42-х строчная “Библия” получила свое название по количеству строк на полосе. Это было очень объемное издание – 1282 страницы внушительного размера – 30 х 40 см. Все художественное оформление книги было сделано вручную. Всего было напечатано 150 экземпляров “Библии” на бумаге и 35 экземпляров на пергаменте. До нашего времени сохранилось 47 экземпляров (в том числе 12 пергаментных). В настоящее время это – самая дорогая книга в мире. В 1926 году один из полностью уцелевших пергаментных экземпляров был продан за 800 тысяч марок – это самая высокая зарегистрированная цена книги на мировом книжном рынке.

Изобретение книгопечатания создало условия для массового распространения книг, сделало более доступными знания. Появление печатного станка можно назвать «культурным взрывом». В развитии средств общения и информации произошла подлинная революция. Приведем яркий пример. Первая дошедшая до нас датированная русская книга – «Остромирово Евангелие» писалась ровно год. Чтобы получить 500 экземпляров такой книги, надо было переписывать ее … 500 лет! Или усадить за эту работу на целый год 500 переписчиков. На издание первой печатной датированной книги «Апостол» Иван Федоров потратил тоже год, но зато тираж ее составил уже несколько сот экземпляров. И это было только начало, позже были изобретены скоропечатные машины, которые сделали книгу еще более доступной для большого числа людей.

Шествие печатного станка по Европе началось еще при жизни Гутенберга. Были созданы типографии в Италии, Франции, Англии и других странах. До конца XY века в Европе возникло 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 тысяч изданий тиражом 10-12 миллионов экземпляров. Эти книги (изданные до 31 декабря 1500 года) называются инкунабулами (от латинского “колыбель”), то есть книги колыбельного периода книгопечатания.

4. Библиотеки в эпоху Возрождения

Эпохе Возрождения (Италия – XIV–XVI в., другие страны континентальной Европы – XV–XVI вв.) присущи гуманистические идеалы личности, жажда новых знаний. Развитие мануфактурной промышленности, торговли, банковских операций, бурный рост городов и усиление межгосударственных связей потребовали многое изменить в средневековой системе образования и распространения знаний. Отличительными чертами Ренессанса являются светский, антиклерикальный характер культуры, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Для этой эпохи характерен культ книги – орудия разума.

Одним из ярких представителей Возрождения был Франческо Петрарка (1304-1374), недаром его называют “Зарей гуманизма” и “Утренней звездой Ренессанса”. На протяжении всей жизни он собирал книги, отдавая предпочтение произведениям античных авторов. Поэт покупал книги сам в многочисленных поездках по стране, заказывал их друзьям, посещал заброшенные монастыри в надежде отыскать книжные редкости. Если не удавалось приобрести оригинал, он заказывал копию, а часть книг переписал собственноручно. В результате всех этих усилий ему удалось собрать замечательную библиотеку, изумлявшую в свое время Европу.

В 1362 году Петрарка обратился к правительству Венеции с предложением передать в будущем свою знаменитую библиотеку собору святого Марка с условием, что “книги не будут продаваться, а будут храниться в месте, безопасном от огня и дождей, специально для этого предназначенном ... для утешения простых и благородных людей города Венеции, которые найдут в этом наслаждение”. Так Петрарка попытался возродить забытый в средние века принцип публичности библиотеки. Венеция приняла дар, но желанию поэта не суждено было сбыться. Библиотека Петрарки была рассеяна, и судьба ее ныне не вполне ясна.

Друг и ученик Петрарки – Джованни Боккаччо (1313-1375) – автор знаменитого “Декамерона” – также был страстным библиофилом. Большинство книг он приобрел в монастырях. Как и Петрарка, он глубоко переживал и негодовал, видя, что ранее богатые монастырские библиотеки пришли в упадок и запустение. В одном из таких монастырей среди пыльных и полуистлевших манускриптов Боккаччо обнаружил неизвестный кодекс с трудами Тацита, который стал жемчужиной его книжной коллекции.

После смерти Боккаччо его библиотека попала в один из флорентийских монастырей. И хотя Боккаччо хотел сделать свою коллекцию доступной для широкого круга читателей, книги его лежали в монастыре мертвым грузом, пока их не нашел другой итальянский библиофил – Н. Никколи. Он попытался спасти библиотеку Боккаччо, но удалось ли ему это сделать, неизвестно.

Вероятно, такая схожесть судеб библиотек Петрарки и Боккаччо не случайна: идея публичности библиотек в XIV веке была еще преждевременной. Зато в XY веке увлечение библиофильством и идеями гуманизма получило более широкое распространение. Продолжала утверждаться и идея публичной библиотеки.

Создание первой в Европе публичной библиотеки связано с именем упоминавшегося итальянского библиофила Никколо Никколи (1365-1437). Никколи был известен своей коллекцией манускриптов. Книги ему доставляли специальные уполномоченные, агенты из разных стран. Издания, которые невозможно было приобрести, Никколи заказывал переписывать.

Никколи не занимал никаких официальных должностей, и все же, как пишет его современник, “ни один сколько-нибудь знаменитый человек, приезжавший во Флоренцию, не пропускал случая посетить его”. Двери библиотеки Никколи были открыты для знатоков. К концу жизни собрание Никколи насчитывало 800 манускриптов. По величине своей оно уступало лишь Ватиканской библиотеке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История библиотечного дела (2)

    Документ
    История библиотечного дела Герценка: Вятские ... собственном достоинстве. Очерки по истории библиотечно-библиографической интеллигенции XX века ... библиотечного дела; Зе- лов Н.С. Документы о российских меценатах в личных фондах ГАРФ; Дмитриева К.А. История ...
  2. История библиотечного дела северной осетии

    Документ
    ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ Кавказ, ... обходиться без книги. История библиотечного дела дореволюционного Владикавказа является одним ... уважения. Их вклад в историю развития библиотечного дела дореволюционного Владикавказа огромен. Среди ...
  3. История библиотечного дела

    Учебное пособие
    ... является история отдельных библиотечных учреждений, историческая динамика библиотечного социального института, развитие библиотечных идей. История библиотечного дела тесно ...
  4. Председатель ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    ... в. 16. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество: история и современность. по курсу «История библиотечного дела в России» 1. Библиотечное дело Древней Руси ...
  5. «Библиотечное дело» Основное содержание курса

    Документ
    «Библиотечное дело» Основное содержание курса Тема 1. История книги и библиотеки. (2 часа) Письменность и книжное дело на Руси ... .) Распространение книгопечатания на Руси. Тема 2. История библиотечного дела за рубежом. (2 часа) Зарождение библиотек ...

Другие похожие документы..