Главная > Методические рекомендации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
__________________________________________________________
Система оценки качества образования в России
Экспертная оценка
проведения, организации и результатов
научно-исследовательской деятельности в вузе
Методические рекомендации
Серия: Подготовка экспертов
высшего профессионального образования
Москва – 2006
Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 50 с.
Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 9 ноября 2006 г.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1
1. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 6
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
4. ОСОБЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 10
5. ФОРМЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 13
7. СУБЪЕКТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 14
8. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА 15
9. ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 16
10. ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 17
11. ОТЧЕТНОСТЬ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 18
12. ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕГО УРОВНЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 21
13. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
14. ПОРЯДОК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОВЕДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 26
15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 47
ВВЕДЕНИЕ
Современная образовательная система претерпевает значительные изменения в условиях активных социальных и демографических процессов в российском обществе. Усиление борьбы за потенциальных пользователей образовательными услугами, конкуренция среди образовательных учреждений, жесткие аттестационные показатели, определяющие статус вуза, – все это составляет реалии сегодняшней высшей школы.
Новый подход к стратегии развития образования, отвечающий перспективам постиндустриальной цивилизации, определяется перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. В условиях экономики, основанной на знаниях, наука превращается в крупную и самостоятельную отрасль экономики и в качестве инновационной составляющей начинает пронизывать всю профессиональную деятельность каждого специалиста (из Постановления Совета Российского союза ректоров «О мерах по развитию высшего образования» от 23.12.2003 № 1).
В таких условиях залогом успешного развития вуза может стать хорошо организованная научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава, привлечение в научную сферу студентов и аспирантов, осуществление на практике интеграции науки и образования, сочетание фундаментальных и прикладных исследований в рамках научных школ вуза с современными тенденциями образования.
Целью разработки рекомендаций по экспертной оценке научно-исследовательской деятельности вузов является обобщение в едином документе основных понятий по научной работе, направлений, приоритетов и задач научной деятельности, основных принципов государственной образовательной политики, критериев государственной аккредитации. Основу рекомендаций составляет алгоритм анализа научной деятельности вуза в соответствии с показателями деятельности и критериями государственной аккредитации высших учебных заведений.
1. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ
В соответствии с Доктриной развития российской науки важнейшими принципами государственной научной политики являются:
опора на отечественный научный потенциал;
свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;
стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;
интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;
обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;
развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;
формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений;
повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;
пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России;
защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
В основу проведения и организации научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении положены:
Федеральные законы Российской Федерации – «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1), «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23.08.1996 № 127-ФЗ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 № 125-ФЗ);
Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации;
Положение «Об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета» (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.07.2000 N 2219);
Доктрина развития российской науки (Указ Президента Российской Федерации от 13.06.19996 № 884);
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № ПР-576);
Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.06.2000 № 1705).
В законодательную базу процедур лицензирования и государственной аккредитации высших учебных заведений входят:
Положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 № 1323);
Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796);
Приказ Рособнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (от 30.09.2005 № 1938).
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с «Положением об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета» и «Рекомендациями по организации научно-исследовательской деятельности вузов» (Министерство образования Российской Федерации, серия «Инновационная деятельность», выпуск 24, Санкт-Петербург, 2003) устанавливается порядок планирования, организации и приемки результатов научно-исследовательских работ в вузах, проводящих научные исследования, предусмотренные их уставной деятельностью.
Научная (научно-исследовательская) деятельность (НИД) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и включает:
фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Научно-техническая деятельность – часть научно-исследовательской деятельности, включающая прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на создание и освоение инноваций, обновление продукции, услуг и производства на различных этапах инновационного процесса – от разработки идеи или новой технологии до производства научно-технической продукции и ее реализации на рынке.
Инновационный процесс – комплекс работ, направленный на создание и коммерциализацию новых знаний в виде научно-технической продукции. Может состоять из нескольких, связанных между собой этапов, таких как фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки (опытно-конструкторские работы), выведение продукции на рынок (внедрение в производство), производство и сбыт.
Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования и экспериментальные разработки именуются научно-исследовательскими работами (НИР).
Научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция – научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Научно-исследовательская работа (НИР) – комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Под комплексом теоретических и (или) экспериментальных исследований понимаются фундаментальные, поисковые, прикладные и экспериментальные исследования, в результате которых будет получен научный или научно-технический результат (продукция).
Инновация– конечный результат творческого труда, реализуемый в виде новой или усовершенствованной товарной продукции, технологического процесса, услуги либо нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах.
Гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государственными органами, юридическими лицами и гражданами на проведение научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателем.
Задания Министерства на проведение научных исследований – форма договора на выполнение научно-исследовательских работ в подведомственных вузах из средств федерального бюджета.
Научно-техническая программа – форма организации научных исследований, представляющая собой согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и иных программных мероприятий (проектов), обеспечивающий достижение установленных для нее целей и решения необходимых для этого задач. Программы являются средством централизованного управления и объектом целевого финансирования научных исследований и разработок вузов. Программы могут состоять из подпрограмм, разделов или направлений.
Федеральные и региональные целевые научные и научно-технические программы – программы, направленные на достижение заданных конечных результатов и на решение конкретных наиболее важных в данный период научных проблем в общефедеральных и (или) региональных интересах.
Инновационная научно-техническая программа – программа, основной целью которой является создание образцов готовой товарной продукции нового качества и их реализация.
Инновационная инфраструктура – совокупность структурных подразделений вуза и организаций, предоставляющих услуги по созданию, внедрению в производство, практическому применению и распространению инноваций, включая их выведение на рынок и реализацию.
Интеллектуальная собственность – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров) юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг.
Объекты интеллектуальной собственности – изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, произведения науки, литературы и искусства, другие объекты, охраняемые лицензионными, авторскими и (или) иными договорами на приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, заключенными в порядке, установленном законодательством.
Министерством образования и науки Российской Федерации при формировании отчета о научной деятельности вуза устанавливается следующая классификация основных результатов научных исследований:
для фундаментальных научных исследований результатом могут быть теория, метод, гипотеза.
для прикладных научных исследований – методика, алгоритм, технология, устройство, установка, прибор, механизм, вещество, материал, продукт, система (управления, регулирования, контроля, проектирования, информационная), программное средство, база данных.
4. ОСОБЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Важными особенностями научной деятельности вуза являются: невозможность формализации и описания процесса научных исследований; значимость роли лидера; отсутствие четкой связи между вкладом исследователя и конечным результатом исследования; большая зависимость исследований от объема и характера финансирования; наличие в научно-исследовательской деятельности вуза образовательной составляющей; основными ценностями научно-исследовательских структур вуза являются людские и информационные ресурсы.
Основные направления научной деятельности вуза включают:
привлечение научно-педагогических работников к выполнению научных исследований, способствующих развитию наук, техники и технологий;
использование полученных результатов в образовательном процессе;
содействие подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышению научной квалификации профессорско-преподавательских кадров;
практическое ознакомление студентов с постановкой и разрешением научных и технических проблем и привлечение наиболее способных из них к выполнению научных исследований.
Основными задачами научной деятельности вузов являются:
развитие науки и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов;
приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научно-педагогических коллективов на важнейших направлениях науки и техники;
обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса;
исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования, усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, на сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования;
эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований;
развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве;
развитие инновационной деятельности с целью создания и освоения новых или усовершенствованных продукции, технологического процесса, услуги или нового решения, совершенствующего организацию и управление в научно-технической и производственно-технологической сферах, обновления продукции, услуг и производства;
совершенствование управления в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности путем формирования эффективной политики вуза в области интеллектуальной собственности как организующего и интенсифицирующего факторов научной, научно-технической и инновационной деятельности и выхода научных коллективов на мировой рынок высокотехнологичной продукции, обеспечивающей баланс правовых и имущественных интересов субъектов научной деятельности в отношении получаемых ими результатов;
расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;
создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;
привлечение в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.
5. ФОРМЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для достижения государственных целей при взаимодействии государства, науки и промышленности используются три основных инструмента: государственный контракт, грант, кооперативное соглашение.
Государственный контракт, как правило, заключается по итогам конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контроля за ходом выполнения работ и их корректировки.
Грант легализует форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, направленную на поддержку или стимулирование научных исследований и разработок. Предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контролировать и вмешиваться в процесс выполнения работ.
По кооперативному соглашению государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределены права и вклад участников соглашения, что является важным инструментом организации процессов взаимодействия между частным и государственным сектором.
Задания Министерства на проведение научных исследований являются одной из форм государственного финансирования научной деятельности в подведомственных вузах (организациях) из средств федерального бюджета.
В рамках задания Министерства на проведение научных исследований предусматривается выполнение годовых этапов НИР (для НИР продолжительностью более одного года, но не свыше пяти лет) и НИР продолжительностью в один календарный год и менее.
6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Организация и проведение НИР должны основываться на принципах эффективности и экономности использования денежных средств, т.е. достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема денежных средств, а также на принципах адресности и целевого характера материальных затрат. Кроме того, должно обеспечиваться:
единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;
конкурсные начала формирования тематических планов вузов, научно-технических и инновационных программ при обеспечении гласности;
оптимальное сочетание государственного заказа на научно-исследовательскую деятельности и её самоуправления в системе вуза;
поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи;
поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;
развитие многообразия форм организации научно-исследовательской деятельности в вузе;
ориентация научных коллективов на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;
интеграция в международное научно-образовательное сообщество.
В НИР могут быть включены инициативные фундаментальные научные исследования; прикладные научные исследования, направленные на решение задач в сфере образования и использование результатов в образовательном процессе; прикладные научные исследований и экспериментальные разработки, заказываемые непосредственно Министерством, общественными фондами и другими вузами.
Оценка качества научно-исследовательской деятельности вуза, в самом общем виде, должна осуществляться на основе двух критериев: качества проводимых НИР и их соответствия проблемной ориентации вуза.
7. СУБЪЕКТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
В соответствии с законом «О науке и государственной научно-технической политике» к субъектам научно-исследовательской деятельности относятся вуз и физические лица, преподаватели и сотрудники вуза.
Исполнителем (исполнитель) НИР может являться работник вуза, имеющий трудовой договор (контракт). Исполнитель НИР вправе в установленном порядке представлять к утверждению коллектив соисполнителей и использовать выделяемые средства для проведения НИР (с учетом нормативно установленных в вузе, накладных расходов и централизованных отчислений).
Исполнитель НИР несет ответственность за целевое и адресное, эффективное и экономное использование бюджетных средств, проведение НИР в соответствии с техническим заданием на нее, своевременное представление отчетной и иной документации.
Похожие документы:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)
Инструктивно-методическое письмоРазвитие системы общего образования в целом, в том числе и биологического, в настоящее время зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает потребность общества в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способныхФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)
Методические рекомендацииМетодические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по аттестации основных образовательных программ высшего профессионального образования. - М.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)
ДокументУчебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 года по русскому языкуФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)
ДокументУчебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2011 года по русскому языкуФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)
ДокументФедеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) с 2003 года проводит работы в области педагогических измерений, оценки качества образования, обеспечения эксперимента по введениюФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки (15)
ДокументФедеральное государственное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) с 2003 года проводит работы в области педагогических измерений, оценки качества образования, обеспечения эксперимента по введению единого