Главная > Основная образовательная программа


4.3. Начальное общее образование.

4.3.1. Цель образования.

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

4.3.2. Адресность образования.

Характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это возраст прохождения первого этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время он охватывает период с 6,5 до 11 лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе реализации учебных и познавательных мотивов ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив и достаточно уравновешен. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

Младший школьный возраст это время приобретения опыта коллективной жизни. Существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С этим во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности.

Полноценным итогом начального обучения являются:

- основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения,

- желание и умение учиться.

Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

4.3.3. Виды деятельности младшего школьника.

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа).

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами).

  • Индивидуальная учебная деятельность.

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ).

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

4.3.4. Задачи, решаемые младшими школьниками в процессе обучения.

  • Сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии).

  • Научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения.

  • Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности.

  • Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками.

  • Полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов.

  • Приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках.

  • Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

4.3.5. Задачи, решаемые педагогами,

реализующими основную образовательную программу

начального общего образования.

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

Для этого:

- организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

- организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

- осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка.

Для этого:

- ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.

- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.

- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)

5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

4.3.6. Учебный план первой ступени образования.

Учебный план I ступени образования составлен на основании Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерного учебного плана средних общеобразовательных учреждений РФ с русским родным языком обучения в соответствии с Письмом Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры № 2490 от 23.04.2008г., Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическим правилам (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Учебный план обеспечивает освоение программ начального общего образования, ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным.

Обновлённое содержание образования способствует расширению кругозора обучающихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать индивидуальные особенности младших школьников.

Образовательный процесс в начальной школе основывается на развивающих системах обучения (Л.В.Занкова, «Начальная школа XXI век»).

В рамках федерального компонента изучаются следующие учебные предметы: «Русский язык», ";Литературное чтение";, «Математика», «Окружающий мир», «Иностранный язык (английский язык)», Технология (труд)», «ИЗО», «Музыка», ";Информатика";, «Физическая культура», позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечивает высокий уровень знаний, соответствующий государственному стандарту: овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой. В I классе – 20 часов (пятидневная рабочая неделя), во I – IV классах 25 часов в неделю (шестидневная рабочая неделя).

Учебный предмет «Русский язык» представлен в I - IV классах 3 часами федерального компонента и 2 часами школьного компонента.

Учебный предмет «Литературное чтение» представлен в I - IV классах 2 часами федерального компонента и в I, III, IV классах 1 часом школьного компонента, во II классах 2 часами школьного компонента.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ, «Родной край», «Мы - дети природы»)» изучается с I по IV класс из расчета 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным: в его содержание введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также модуль краеведения и экологии.

Учебный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» в I и II классах предполагает изучение искусства и технологии.

Учебный предмет « Информатика и ИКТ» изучается в III – IV классах и направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, что позволяет развивать умение проводить анализ действительности для построения информационной модели, умение планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, умение описывать предмет, развитие логического мышления. Изучается данный предмет в качестве учебного модуля в рамках курса «Технология».

Третий час учебного предмета «Физическая культура» направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. В целом учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В I классе третий час физической культуры введён за счёт учебного предмета «Литературное чтение».

Часы компонента образовательного учреждения I ступени образования используются для увеличения количества часов на изучение предметов федерального, на преподавание дополнительных предметов школьного компонента.

Во II - III классах по 1 часу отведено на изучение предмета «Математика и конструирование», основная цель которого состоит в формировании начальных элементов конструкторского мышления, пространственных представлений, формирование умения анализировать представленный объект, собирать объект из частей.

В IV классах со школьного компонента добавлен 1 час математики на усиление федерального компонента, с целью создания прочной основы знаний для дальнейшего обучения этому предмету в школе второй ступени.

Обучение умелому, успешному, эффективному общению, изучение дополнительных сведений о языке, развитие устной и письменной речи обучающихся, развитие творческих способностей – основные компоненты предмета «Риторика», обучение которому ведётся во II - IV классах по 1 часу в неделю.

Учебный план первой ступени образования обеспечен кадрами соответствующей квалификации, учебными программами и учебно-методическими комплексами.

Образовательная область

Предмет

1

2

3

4

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

(инвариантная часть)

Филология

Русский язык

3

3

3

3

Литературное чтение

2

2

2

2

Иностранный язык

2

2

2

Математика

Математика

4

4

4

4

Естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Художественный труд

1

1

Музыка

1

1

1

1

Технология

Технология (труд)

1

1

Информатика и ИКТ

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

ИТОГО

17

19

20

20

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения

(вариативная часть)

ОБЖ

Интеграция с окружающим миром

Родной край «Мы дети природы»

Интеграция с окружающим миром

Русский язык

2

2

2

2

Литературное чтение

1

2

1

1

Математика

1

1

1

Риторика

1

1

1

ИТОГО

3

6

5

5

ИТОГО часов по учебному плану

(максимальная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе)

20

ИТОГО часов по учебному плану

(максимальная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе)

25

25

25

Рабочие учебные программы составлены на основе федерального компонента

государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, приказом Минобразования России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (23)

    Основная образовательная программа
    ... обязанностями. • организация разработки образовательнойпрограммы и программы развития школы; • проведение анализа образовательной ситуации в школе; • руководство ...
  2. Образовательная программа (27)

    Основная образовательная программа
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА “ШКОЛА 2100”* 1. Общие положения Под Образовательнойпрограммой (ниже – Программа) в настоящем документе понимается общероссийская общественная ...
  3. Образовательная программа (32)

    Основная образовательная программа
    ... целей: повышение рентабельности образовательной услуги, образовательнойпрограммы; продвижение образовательной услуги; адаптация образовательной услуги к спросу со ...
  4. Образовательная программа (39)

    Основная образовательная программа
    ... блока дополнительного образования определяется образовательнымипрограммами (модернизированными и авторскими); образовательныепрограммы разработаны и адаптированы с учетом возрастных ...
  5. Образовательная программа (42)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограмме 2.. Образовательнаяпрограмма основного общего образования ii ступень обучения (5 – 9 классы) 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММ ... Пояснительная записка к образовательнойпрограмме лицея Образовательнаяпрограмма – это нормативный ...

Другие похожие документы..