Главная > Учебно-методический комплекс


 Лекция № 1

Тема: Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика её основных компонентов.

Содержание:

Методика преподавания информатики как учебный предмет. Задачи курса ТиМОИ. Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика её основных компонентов.

 Лекция № 2

Тема: Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики.

Содержание:

Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики: образовательная, развивающая, воспитательная, профориентационная, эстетическая.

 Лекция № 3

Тема: Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике.

Содержание:

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе в соответствии с базисным учебным планом. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Государственный образовательный стандарт 2004 года. Федеральный государственный образовательный стандарт 2012 года.

 Лекция № 4

Тема: Содержание школьного образования в области информатики.

Содержание:

История становления и развития информатики как школьной дисциплины. Содержание первых курсов школьной информатики. Разработка проекта образовательного стандарта по информатике в 1997 г. Обязательный минимум содержания 1999 г. Основные содержательные линии современных курсов информатики и ИКТ

 Лекция № 5

Тема: Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики.

Содержание:

Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Безмашинные курсы информатики в начальной школе. Компьютеризированные курсы информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики: цели, основное содержание, требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников.

 Лекция № 6

Тема: Базовый курс школьной информатики (продолжение).

Содержание:

Учебники по информатике и ИКТ, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки в 2012-2013 учебном году: концептуальные отсновы и отличия.

 Лекция № 7

Тема: Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.

Содержание:

Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Базовые курсы информатики и ИКТ для различных профилей: цели, основное содержание, требования. Курсы информатики и ИКТ для физико-математического и информационно-технологического профилей: цели, основное содержание, требования

 Лекция № 8

Тема: Предпрофильная подготовка. Элективные курсы.

Содержание:

Предпрофильная подготовка. Рекомендации Минобрнауки по организации предпрофильных курсов. Профориентационные курсы. Информационные курсы. Элективные курсы информатики. Типология элективных курсов. Примерные программы элективных курсов.

 Лекция № 9

Тема: Организация проверки и оценки результатов обучения.

Содержание:

Организация проверки и оценки результатов обучения. Особенности организации контроля знаний на уроках информатики и ИКТ. Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по информатике и ИКТ

 Лекция № 10

Тема: Методика изучения раздела «Информация и её кодирование».

Содержание:

Различные подходы к определению понятия информации. Изучение информационных процессов в школьном курсе информатики. Информационные основы процессов управления. Изучение представления информации в школьном курсе информатики. Кодирование информации. Проблемы измерения информации: содержательный, алфавитный и вероятностный подходы.

 Лекция № 11

Тема: Методика изучения разделов «Системы счисления» и «Логика».

Содержание:

Методические особенности изучения систем счисления в курсе информатики и ИКТ: позиционные системы счисления; представление чисел в различных системах счисления; перевод чисел из одной системы счисления в другую; арифметические действия в различных системах счисления.

Методические особенности изучения раздела «Логика»: введение понятия высказывания, логической величины, логической переменной, логическог выражения. Изучение логических операций. Типы учебных задач.

 Лекция № 12

Тема: Методика изучения раздела «Компьютер и его архитектура».

Содержание:

Изучение устройства компьютера в школьном курсе информатики. Программный принцип работы компьютера. Классификация программного обеспечения, системное программное обеспечение. Обучение основам безопасной работы и гигиены при работе с персональным компьютером.

 Лекция № 13

Тема: Методика изучения раздела «Алгоритмы»

Содержание:

Методика изучения понятия алгоритма, исполнителей алгоритмов, свойств алгоритмов. Изучение способов записей алгоритмов, основных алгоритмических конструкций. Исполнители алгоритмов в школьныхт учебниках информатики и заданиях государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).

 Лекция № 14

Тема: Методика изучения раздела «Программирование».

Содержание:

Различные подходы к изучению основ программирования в школьных учебниках информатики. Учебные инструментальные среды. Требования, предъявляемы к содержанию образования в области программирования спецификациями ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ. Методика изучения понятия величины, линейных конструкций, ветвлений и циклов на примере языка программирования Паскаль.

 Лекция № 15

Тема: Методика изучения раздела «Программирование» (продолжение).

Содержание:

Методика изучения работе с массивами, строками и символами, работе с подпрограммами (вспомогательными алгоритмами) на примере языка программирования Паскаль. Методика обучения решению задач повышенной сложности по программированию в соответствии со спецификациями ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ.

 Лекция № 16

Тема: Методика изучения разделов «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Технология обработки текстовой информации».

Содержание:

Различные подходы к изучению формализации и моделирования в школьных учебниках информатики. Построение моделей средствами языка программирования. Построение моделей средствами электронных таблиц. Задания по моделированию в ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Технология обработки текстовой информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с текстовой информацией.

 Лекция № 17

Тема: Методика изучения разделов «Технология обработки графической информации и звуковой информации», «Технология обработки числовой информации».

Содержание:

Технология обработки графической информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с графической информацией.

Технология обработки числовой информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с числовой информацией.

 Лекция № 18

Тема: Методика изучения разделов «Технология поиска и хранения информации», «Телекоммуникационные технологии».

Содержание:

Технология работы с базами данных в школьных учебниках информатики. Обучение технологии поиска и хранения информации.

Телекоммуникационные технологии в школьных учебниках информатики. Обучение сетевым технологиям на уроках информатики.

3.2. Содержание практических работ

Практическая работа № 1.

Тема: Методика изучения раздела «Информация и её кодирование».

Содержание:

Содержание раздела «Информация и её кодирование». Методика обучения решению задач ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ по теме «Кодирование информации».

Задания для решения на занятии.

  1. Для регистрации на сайте некоторой страны пользователю требуется придумать пароль. Длина пароля – ровно 11 символов. В качестве символов используются десятичные цифры и 12 различных букв местного алфавита, причём все буквы используются в двух начертаниях: как строчные, так и заглавные (регистр буквы имеет значение!).

Под хранение каждого такого пароля на компьютере отводится минимально возможное и одинаковое целое количество байтов, при этом используется посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов.

Определите объём памяти, который занимает хранение 60 паролей.

  1. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

  2. Объем сообщения, содержащего 4096 символов, равен 1/512 части Мбайта. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

  3. В зоопарке 32 обезьяны живут в двух вольерах, А и Б. Одна из обезьян заболела. Сообщение «Заболевшая обезьяна живет в вольере А» содержит 4 бита информации. Сколько обезьян живут в вольере Б?

  4. В корзине лежат 32 клубка шерсти, из них 4 красных. Сколько бит информации несет сообщение о том, что достали клубок красной шерсти?

  5. В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляется из заглавных букв (всего используется 26 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 20 автомобильных номеров.

  6. Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных трехбуквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 9 различных сообщений?

  7. Каждая ячейка памяти компьютера, работающего в троичной системе счисления, может принимать три различных значения (-1, 0, 1). Для хранения некоторой величины отвели 4 ячейки памяти. Сколько различных значений может принимать эта величина?

В школьной базе данных хранятся записи, содержащие информацию об учениках:

<Фамилия> – 16 символов: русские буквы (первая прописная, остальные строчные),

<Имя> – 12 символов: русские буквы (первая прописная, остальные строчные),

<Отчество> – 16 символов: русские буквы (первая прописная, остальные строчные),

<Год рождения> – числа от 1992 до 2003.

Каждое поле записывается с использованием минимально возможного количества бит. Определите минимальное количество байт, необходимое для кодирования одной записи, если буквы е и ё считаются совпадающими.

Задания для СРС.

  1. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?

1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

  1. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

1) 80 бит 2) 70 байт 3) 80 байт 4) 560 байт

  1. Обычный дорожный светофор без дополнительных секций подает шесть видов сигналов (непрерывные красный, желтый и зеленый, мигающие желтый и зеленый, красный и желтый одновременно). Электронное устройство управления светофором последовательно воспроизводит записанные сигналы. Подряд записано 100 сигналов светофора. В байтах данный информационный объем составляет

1) 37 2) 38 3) 50 4) 100

  1. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?

1) 64 2) 50 3) 32 4) 20

  1. Шахматная доска состоит 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

  1. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, а второй текст – в алфавите из 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

1) 12 2) 2 3) 24 4) 4

  1. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования положительных чисел, меньших 60?

1) 1 2) 6 3) 36 4) 60

  1. Двое играют в «крестики-нолики» на поле 4 на 4 клетки. Какое количество информации получил второй игрок, узнав ход первого игрока?

1) 1 бит 2) 2 бита 3) 4 бита 4) 16 бит

  1. Объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?

1) 77 2) 256 3) 156 4) 512

  1. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 на 32. Определите информационный объем текста в битах.

1) 1000 2) 2400 3) 3600 4) 5400

  1. Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?

1) 10 2) 20 3) 30 4) 40

  1. Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11264 символа. Какова мощность алфавита?

1) 64 2) 128 3) 256 4) 512

  1. Для кодирования секретного сообщения используются 12 специальных значков-символов. При этом символы кодируются одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения длиной в 256 символов?

1) 256 бит 2) 400 бит 3) 56 байт 4) 128 байт

  1. Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

1) 8 2) 12 3) 24 4) 36

  1. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот?

1) 180 бит 2) 540 бит 3)100 байт 4) 1 Кбайт

  1. В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько бит информации несет сообщение о том, что достали черный шар?

1) 2 бита 2) 4 бита 3) 8 бит 4) 24 бита

  1. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?

1) 4 2) 8 3) 16 4) 32

  1. За четверть Василий Пупкин получил 20 оценок. Сообщение о том, что он вчера получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок получил Василий за четверть?

1) 2 2) 4 3) 5 4) 10

Практическая работа № 2.

Тема: Методика изучения раздела «Системы счисления».

Содержание:

Содержание раздела «Системы счисления». Методика обучения решению задач ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ по теме «Системы счисления».

Задания для решения на занятии.

  1. Запись числа 6710 в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления N.

  2. Запись числа 38110 в системе счисления с основанием N оканчивается на 3 и содержит 3 цифры. Укажите наибольшее возможное основание этой системы счисления N.

  3. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?

  4. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.

  5. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 11.

  6. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 10, 11, 12, …, 17 в системе счисления с основанием 5.

  7. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 30 трехзначна.

  8. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в системе счисления с основанием 5 начинается на 3?

  9. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.

  10. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 86 оканчивается на 22.

  11. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 94 начинается на 23.

  12. Найти сумму восьмеричных чисел 178 +1708 +17008 +...+17000008, перевести в 16-ую систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, третью цифру слева.

  13. Чему равно наименьшее основание позиционной системы счисления , при котором 225x = 405y? Ответ записать в виде целого числа.

  14. Запись числа 3010 в системе счисления с основанием N оканчивается на 0 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?

Задания для СРС.

    1. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.

    2. В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.

    3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 3.

    4. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.

    5. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.

    6. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.

    7. В системе счисления с некоторым основанием число десятичное 25 записывается как 100. Найдите это основание.

    8. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 27 оканчивается на 3.

    9. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 26, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 22?

    10. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в четверичной системе счисления оканчивается на 31?

    11. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные натуральные числа, не превосходящие 17, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на две одинаковые цифры?

    12. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 3 в записи чисел 19, 20, 21, …, 33 в системе счисления с основанием 6.

    13. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 1 в записи чисел 12, 13, 14, …, 31 в системе счисления с основанием 5.

    14. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 1.

    15. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 63 оканчивается на 23.

    16. Десятичное число, переведенное в восьмеричную и в девятеричную систему, в обоих случаях заканчивается на цифру 0. Какое минимальное натуральное число удовлетворяет этому условию?

    17. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.

    18. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 70 трехзначна.

    19. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 двузначна.

    20. Сколько значащих цифр в записи десятичного числа 357 в системе счисления с основанием 7?

    21. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием 6 начинается на 4?

    22. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 3 начинается на 2?

    23. Какое десятичное число при записи в системе счисления с основанием 5 представляется как 12345?

    24. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101?

    25. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 30 оканчивается на 8.

    26. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 4.

    27. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 83 записывается в виде 123. Укажите это основание.

    28. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 144 записывается в виде 264. Укажите это основание.

    29. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 32 оканчивается на 4.

    30. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 27, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 110?

    31. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 21?

    32. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 45, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 1010?

    33. Десятичное число кратно 16. Какое минимальное количество нулей будет в конце этого числа после перевода его в двоичную систему счисления?

    34. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.

    35. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 3 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 4.

    36. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 3.

    37. В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. Найдите основание системы счисления, в которой указаны эти числа.

    38. Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201.

    39. Найдите основание системы счисления, в которой выполнено умножение: 3•213 = 1043.

    40. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 3?

    41. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 100, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 11?

    42. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 75 оканчивается на 13.

    43. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 84 оканчивается на 14.

    44. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 61 оканчивается на 15.

    45. Найдите десятичное число x, такое что 20 < x < 30, запись которого в системе счисления с основанием 3 заканчивается на 11.

    46. Запись числа 658 в некоторой системе счисления выглядит так: 311q. Найдите основание системы счисления q.

    47. Запись числа 30 в некоторой системе счисления выглядит так: 110q. Найдите основание системы счисления q.

    48. Запись числа 2B16 в некоторой системе счисления выглядит так: 111q. Найдите основание системы счисления q.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " теория и методика обучения информатике "

    Учебно-методический комплекс
    ... по дисциплине "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯИНФОРМАТИКЕ " для специальности ... информатики должен владеть аудиовизуальными технологиями обученияинформатике, уметь разрабатывать компьютерные учебные пособия. Курс теории и методикиобученияинформатики ...
  2. " инновационный учитель – инновационная экономика"

    Программа
    ... Игорь Евгеньевич, заведующий кафедрой информатики, теории и методикиобученияинформатике Арзамасского государственного педагогического института им ... Людмила Петровна, заведующий кафедрой теории и методикиобучения КГОУ ДПО «Хабаровский краевой ...
  3. " Об утверждении программ кандидатских экзаменов"

    Документ
    ... радионавигация фт 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление 05 ... системы и процессы, правовые аспекты информатики т; флю 05.26.00 ... педагогики и образования п 13.00.02 Теория и методикаобучения и воспитания (по областям и уровням ...
  4. " об утверждении программ кандидатских экзаменов"

    Документ
    ... радионавигация фт 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление 05 ... системы и процессы, правовые аспекты информатики т; флю 05.26.00 ... педагогики и образования п 13.00.02 Теория и методикаобучения и воспитания (по областям и уровням ...
  5. Журналы " Компьютерные инструменты в образовании" и " Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    ... Информатика и информационные технологии: Лаборатория информатики МИОО / Сайт лаборатории информатики ... как начальный этап обучениятеории алгоритмов и программированию ... специально разработанную для школьников методикуобучения. Основная информация о ...

Другие похожие документы..