Главная > Методические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Петропавловск-Камчатский 2009


ББК 74.204.4

О 64

Печатается по решению редакционно-издательского совета краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров»

Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе : методические рекомендации / Под ред. Н. В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с положением «О сельской малокомплектной школе в Камчатском крае», утвержденным приказом Министерства образования и науки Камчатского края от 29 октября 2008 г. № 985.

Рекомендации содержат материалы для организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, разработки уроков, разнообразные дидактические материалы для формирования учебных (компетенций) навыков и проведения различных форм контроля.

Данное пособие, адресованное педагогам-практикам малокомплектной сельской школы, составлено коллективом сотрудников КГОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров».

©Издательство

Камчатского института

повышения квалификации

педагогических кадров, 2009

Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе

методические рекомендации

Ответственный за выпуск А.И. Волков

Редактор Е. В. Тархова

Оригинал-макет Ж. А. Пацевич

Издательство КИПКПК, 2009

683000, г. Петропавловск Камчатский, ул. Набережная, 26

Лицензия: ИД № 05299 от 08.07.2001 г.

Формат А 5. С. 163. Тираж 100 экз.

Тиражировано на оборудовании краевого государственного

образовательного учреждения дополнительного образования взрослых

«Камчатский институт повышения квалификации

педагогических кадров»

Содержание

Содержание 4

Предисловие 6

Глава 1. Особенности организации 9

учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе 9

1.1. Методические особенности и структура уроков 10

1.2. Методика коллективного способа обучения (КСО) 13

1.3. Функции учителя при коллективной форме обучения 17

1.4. Условия организации коллективных занятий 17

1.5. Примерная схема методической разработки учебного занятия 18

в разновозрастной группе 18

1.6. Межпредметные связи 19

1.7. Управление малокомплектной школой 20

1.8. Использование воспитательного потенциала 22

сельского социума 22

1.9. Самообразование учителя малокомплектной школы 25

1.10. Психолого-педагогические аспекты организации работы 26

1.11. Особенности организации воспитательной работы 28

Метод проектов 30

Социальные проекты 30

Краеведческая деятельность 30

Создание разновозрастных объединений (РВО) 30

Проведение познавательных игр 31

Глава 2. Методические рекомендации по организации 32

учебной работы в малокомплектной школе 32

2.1. Учителю начальных классов 32

Таблица 1 33

Таблица 2 34

Таблица 3 35

2.2. Учителю русского языка и литературы 37

Взаимный диктант (Метод М. Г. Булановской) 37

Таблица 1 49

Таблица 2 50

Фрагмент примерного тематического планирования по русскому языку 50

в разновозрастных группах (3 четверть) 50

Фрагмент примерного планирования изучения творчества А. С. Пушкина
в разновозрастных группах (1 четверть) 52

Схема плана занятия в разновозрастной группе 53

Тема «Особенности языка и построения 54

юмористических рассказов М. Зощенко» 54

Конспект учебного занятия по литературе, 5–6 классы 54

План занятия 55

Формы взаимодействия школы, родителей и представителей социума 56

Формы совместной деятельности школы, родителей 57

и представителей социума по русскому языку 57

2.3. Учителю математики 58

2.4. Учителю иностранного языка 62

2.5. Учителю музыки и МХК 64

2.6. Учителю химии 70

2.7. Учителю биологии 76

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере (по Блуму) 81

2.8. Учителю истории и обществознания 94

2.9. Учителю географии 98

2.10. Учителю информатики 106

2.11. Учителю физики 116

2.12. Учителю физкультуры 122

2.13. Учителю технологии 128

Задачи и содержание занятий в разновозрастных группах девочек
7–9-х классов (2 часа в неделю) 132

Задачи и содержание занятий в разновозрастных совместных группах мальчиков и девочек в 5–6-х классах (2 часа в неделю) 135

Примерный тематический план для неделимых (мальчики и девочки) 137

5–7-х классов 137

Библиография 140

Общие материалы 140

Русский язык 140

Иностранный язык 141

Математика 141

Природоведение 142

Биология 142

Химия 142

География 143

Трудовое обучение 143

Физическая культура. ОБЖ 145

Изобразительное искусство 145

История и обществознание 145

Информатика 147

Педагогика и психология 148

Физика 149

Реквизиты КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» 149

Интернет-ресурсы по теме «Малокомплектные школы (МКСШ)» 149

Приложение 151

Федеральный перечень учебников 151

Предисловие

Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня – болевая точка российского образования. Здесь труднее реализовать конституционное право на получение полноценного образования, выявить и развить интересы обучающихся.

Причин, которые усложнили положение сельских школ, поставив многие из них на грань выживания, немало. Это и сложные социально-экономические условия, в которых функционирует сельская школа, и изменившаяся система финансирования, и резкое падение численности школьного населения, и утрата школой основного партнера (сельхоз­предприятия).

В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Требуются новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ – центров интеллектуальной и культурной жизни села.

В Камчатском крае сельские школы составляют 43 %, из которых около половины - малокомплектные. Наличие таких школ определяется географическими особенностями края, территориальной разобщенностью и отдаленностью поселений. Подвоз учащихся к базовым (опорным) школам невозможен из-за проблем с доставкой учащихся в условиях камчатской зимы и весенних паводков, отсутствия хороших дорог.

Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Для таких групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Сочетание коллективной и групповой деятельности способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Малокомплектная сельская школа – уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

Не будем забывать, что сельская малокомплектная школа во многом национальна. Самобытность уклада школьной жизни, связь обучения и воспитания с народными традициями, народной культурой – важнейшие составляющие процесса формирования национального самосознания, национальной самоидентичности. На организацию учебного процесса в малочисленной школе значительное влияние оказывает ее окружение. В условиях села взаимодействие школы и социальной среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, автономность, территориальная и духовная отторженность делают это взаимодействие особенно важным, а влияние друг на друга – более существенным.

Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Казалось бы, что в таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными. Исследования, однако, показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение.

Педагоги-практики регулярно остаются один на один с вопросами организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, ответы на которые требуют больших временных и физических затрат. Этим обусловлена необходимость создания методических рекомендаций, адресованных работникам малокомплектной школы

Настоящие рекомендации подготовлены сотрудниками краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров». В их разработке приняли участие:

– Федосеенков Николай Викторович, руководитель центра повышения квалификации педагогических кадров;

– Синюшкина Татьяна Анатольевна, старший методист кафедры педагогики и психологии;

– Давидович Светлана Романовна, методист отдела воспитания и дополнительного образования;

– Нестерова Наталья Михайловна, методист отдела управления образованием,

– Сердюк Наталья Александровна и Буданова Любовь Агеевна, методисты отдела дошкольного и начального образования;

– Хмель Ольга Владимировна, методист отдела по сопровождению процедур аттестации педагогических и руководящих кадров и аккредитации образовательных учреждений;

– Баганина Антонина Валерьевна, старший методист отдела организационно-методического сопровождения образовательных программ общего образования и повышения квалификации; а также методисты этого отдела – Кудашкина Наталья Васильевна, Хатунская Галина Борисовна, Максименко Елена Анатольевна, Ионина Наталья Алексеевна, Коновалова Елена Васильевна, Пряжникова Зинаида Геннадьевна;

– Савченко Ольга Геннадьевна, методист регионального центра дистанционного обучения,

– Земцова Людмила Викторовна, старший методист отдела мониторинга качества образования.

Мы надеемся, что данные методические рекомендации будут востребованы педагогами-практиками.

Глава 1. Особенности организации

учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе

Обучение в школе – это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые в дальнейшем обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.

Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностного и индивидуально ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущест­венно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицейорганизации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), а разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации.

Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, необходимо формированиепринципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.

Разновозрастное занятие предполагает объединение учащихся двух или более классов и возникновение группы, где дети отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечить взаимодействие учащихся объединяемых классов.

Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.

Под разновозрастным обучением понимается совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л. В. Байбородова).

1.1. Методические особенности и структура уроков

Общие требования к уроку в малокомплектной школе сохраняются в полном объеме: санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др. Основное отличие урока в данной школе следующее: класс разновозрастный, предметов на одном уроке несколько, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, педагогу надо не только определить содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределить время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. Необходимо выделить больше времени тому классу, где изучается новый или сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе. Дети должны овладеть следующими умениями:

  • сосредотачиваться на выполнении задания,

  • не отвлекаться и не слушать объяснений учителя для другого класса,

  • не слушать ответы учеников другого класса,

  • быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

Поэтому учителю класса-комплекта следует больше времени уделять формированию произвольного внимания, вырабатывать у детей общеучебные умения и добиваться умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Формирование этих умений повышает эффективность обучения.

Структура урока в малокомплектной школе не отличается разнообразием. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление и тренировочные упражнения, задание на дом и инструктаж по его выполнению.

В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной малочисленной школы существенно возрастает роль организации учебно-воспитательного процесса. Структура урока имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ. Они вытекают из того факта, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно ученики двух или трех классов.

Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению. Сельской малокомплектной школе сегодня необходимо обновление содержания образования, при котором учащиеся получают личностное развитие. Во избежание монотонности учителю необходимо широко использовать работу в малых группах, игровые и тренинговые технологии.

При организации урока в малокомплектной школе необходимо учитывать следующие факторы:

  • недопущение перегрузок (за счет сокращения времени на обязательный учебный труд, прежде всего из-за строгого отбора содержания и объема учебного материала);

  • проведение на уроках в начальной школе не менее 2-х физкультминуток;

  • обязательное проведение самостоятельной работы учащихся;

  • зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом;

  • урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ – СД – РУ – СД – РУ;

  • необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени;

  • широкое использование всех видов раздаточного материала, которое вызвано самостоятельной работой учащихся.

Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.

Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

Функция учителя на уроке заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, связанное одной целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности.

После этого учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе.

Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы.

Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершаться коллективной проверкой правильности результатов.

В связи с этим поиски практиков и ученых идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Разработаны и применяются в сельских школах следующие варианты организации занятий:

  1. занятие одного из классов первые два урока вне комплекта;

  2. однотемные уроки;

  3. однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской школе – проведение однопредметных уроков. В этом случае появляется возможность организовать как проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, так и проведение однотемных уроков. Поэтому большая часть таких уроков приходится на 1 и 4 четверти учебного года, когда учебный материал позволяет проводить больше уроков закрепления, обобщения, систематизации знаний. Преимущества однотемных уроков заключаются в следующем.

Во-первых, создаются условия для успешного развития мотивации учения, которая является движущей силой в учебной деятельности младших школьников.

Во-вторых, при проведении однотемных уроков успешнее формируются умения планировать деятельность, контролировать её ход в процессе взаимопроверки или путем самоконтроля, т. е. умения, которые определяют готовность школьника к самостоятельной работе.

В-третьих, однотемные уроки позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре ведения учебного диалога, развивают речевые умения. Тем самым расширяются рамки речевого общения, что особенно важно в условиях малокомплектной школы, где наблюдается его дефицит.

В-четвертых, однотемные уроки дают детям возможность в практической и учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей, приводить доказательства для подтверждения своего мнения и т. д. Занятия по теме с каждым классом отличаются степенью сложности содержания учебного материала и работой, проводимой с ними.

Конечно, разработка и проведение однотемных уроков требуют значитель­ных усилий от учителя, дальнейшего совершенствования педагогического мас­тер­ства. И тут большие резервы скрыты, с одной стороны, в работе над плани­рова­нием учеб­ного материала, его отбором с учетом исходного уровня общеоб­разова­тельной под­готовки детей, посильной трудности предлагаемых заданий, с другой стороны – в работе над совершенствованием структуры урока, его ор­ганизацион­ной формы. Логика развертывания учебной деятельности школьни­ков должна оп­ределяться в первую очередь главной образовательной целью урока, его «ядром», а не соблюде­нием формальных требований к последова­тельности этапов урока.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    ... . Содержание этого документа отражает особенности в организации внеклассной учебно-воспитательнойработы в малокомплектнойсельскойшколе. К последним следует отнести отсутствие ...
  2. Закон об областной программе " модернизация системы образования

    Закон
    ... образовательных и воспитательных технологий, не учитываются специфические условия работы в малокомплектнойсельскойшколе. Все ... работников образования - организацииучебно-воспитательного процесса в малокомплектныхсельскихшколах 2004 2005 2006 ...
  3. Инновации в развитии отечественных сельских школ в xx – начале xxi века

    Документ
    ... работу 2 — 3 сельскихшкол. Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательнойработы ... аттестации в малокомплектныхсельскихшколах. При аттестации учителей таких школ комиссии ...
  4. План учебно-воспитательной работы

    Анализ
    ... работы изучения учебно-воспитательного процесса: 1). Состояние учебно-воспитательнойработы в первом классе.(Приказ по школе). ... преподавания – работы в малокомплектнойшколе. Работа в спаренных классах требует иной организацииучебного процесса. ...
  5. Анализ учебно-воспитательной работы в троицкой средней общеобразовательной школе за 2006 – 2007 учебный год введение

    Документ
    ... школа» на 2007 – 2008 учебный год. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ В ТРОИЦКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ... работы. Особенности преподавания – работы в малокомплектнойшколе. Работа в спаренных классах требует иной организацииучебного ...

Другие похожие документы..