Главная > Методические рекомендации


Описание модели 3 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием))

Рис. 3. Модель, при которой сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием).

Отметим, что на рисунке 3 представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», муниципальный орган управления образованием взаимодействует непосредственно с учащимися.

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

  • участвуют в процедуре выявления потребностей об обучении с использованием дистанционных технологий;

  • получают информацию о реализации программ с использованием дистанционных технологий, дают свое согласие (или не соглашаются) на обучение с использованием дистанционных технологий;

  • для обучения группой (классом) с использованием дистанционных технологий необходимо согласие руководителя образовательного учреждения, а также согласие большинства учащихся в группе (классе); в данном случае условия для прохождения обучения с использованием дистанционных технологий создаются в образовательном учреждении (а не на дому);

  • получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе.

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

  • руководитель осуществляет процедуру выявления потребности в обучении с использованием дистанционных технологий;

  • получает информацию о реализации программ с использованием дистанционных технологий, дает свое согласие (или не соглашается) на обучение с использованием дистанционных технологий;

  • заключают договор с учащимися о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий

  • составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг с использованием дистанционных технологий;

  • участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;

  • получают задание на оказание образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (например, в форме бюджетного задания или в договорной форме); и отчитываются о выполнении этого задания (договора) в установленной форме (в том числе предоставляют статистические данные о реализации программ с использованием дистанционных технологий);

  • руководитель образовательного учреждения заключает с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;

  • осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием

  • формируют списки учащихся на получение образования с использованием дистанционных технологий в соответствии с выбранным на региональном уровне направлением обучения и контингентом обучаемых и направляют их в региональный орган управления образованием;

Региональные органы управления образованием

  • Выявляют потребности в получении образования с использованием дистанционных технологий посредством взаимодействия с местными органами власти, подведомственными учреждениями, населением;

  • Принимают решение о контингенте учащихся, которые будут получать образование с использованием дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году;

  • Формируют сеть общеобразовательных учреждений, предоставляющих услуги по получению образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • Собирают и утверждают списки учащихся на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием в соответствии с выбранным на региональном уровне направлением обучения и контингентом обучаемых на очередной учебный год;

  • Разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

  • Осуществляют выбор образовательных учреждений, которые удовлетворяют сформулированным требованиям к финансированию получения образования с использованием дистанционных технологий в очередном учебном году;

  • Составляют задание (заключают договор) на предоставление образовательных услуг с использованием дистанционных технологий для общеобразовательных учреждений; осуществляют контроль выполнения задания (договора).

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме:

  • Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;

  • Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;

  • Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

2. Критерии оценивания деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий. Методика расчета результативности труда. Подходы к определению стимулирующих выплат за уровень достигнутых результатов

Поставленные техническим заданием задачи – разработка критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий; разработка методики расчета результативности труда, - а также задачу по определению подходов к распределению стимулирующих выплат учителям за достигнутые результаты целесообразно рассматривать в совокупности, что определяется следующими причинами:

  • методика оценки результативности труда должна содержать в себе перечень показателей и критериев, определяющих результаты труда учителя, преподающего с использованием дистанционных технологий, что является основой для распределения стимулирующих выплат за достигнутые результаты;

  • разработка методики и проведение оценки результативности труда учителя может проводиться с целью поощрения труда лучших педагогов, а значит с целью определения подходов к распределению стимулирующих выплат за достигнутые результаты;

  • определение критериев оценки деятельности учителей также тесно связано с разработкой методики оценки результативности труда, так как в широком смысле слова результативность может рассматриваться не только через показатели произведенного продукта (качества образования учащихся, прошедших обучение с использованием дистанционных технологий), но и через показатели процесса обучения (или по-другому через критерии оценки деятельности учителей).

Перечисленные ситуации, так или иначе, связаны с качеством образования: в одних случаях дистанционные технологии используются для повышения качества образования (когда доступ к более качественному, чем имеющееся, образованию ограничен), в других – для обеспечения непрерывного процесса получения образования, то есть для того, чтобы качество образования не снижалось, несмотря на то, что ребенок не может посещать школу, как большинство остальных учащихся. Таким образом, главной целевой установкой деятельности учителя, использующего в преподавании дистанционные образовательные технологии, является – обеспечение доступа к качественному образованию, а, значит, результаты деятельности учителя преимущественно относятся к сфере качества образования учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий.

В целом, можно выделить следующие критерии оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий:

  1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся).

  2. Влияние преподавательской деятельности с использованием дистанционных технологий на охват детей общим образованием.

  3. Успешность научно-методической деятельности учителя.

  4. Влияние на внеурочную занятость учащихся.

  5. Исполнительская дисциплина.

Каждый критерий исследуется с помощью соответствующих ему показателей:

  1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся).

  • средний балл, полученный группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;

  • отношение среднего балла, полученного группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий;

  • средний балл, полученный учащимися выпускных классов, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, на вступительных экзаменах в ВУЗ или ССУЗ;

  • показатель удовлетворенности учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий (получаемый по результатам социологических исследований);

  • количество учащихся в динамике, изъявивших желание пройти обучение с использованием дистанционных технологий у конкретного учителя;

  • средний балл по учебному предмету у учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, в течение последующих лет после прохождения дистанционного обучения;

  • доля учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, и изъявивших желание продолжать дистанционное обучение у данного учителя по данному предмету на следующий год;

  • количество заявок на дополнительные платные дистанционные образовательные услуги у конкретного преподавателя.

Определение показателей учебного процесса при использовании дистанционных технологий должно осуществляться специалистами в области подготовки педагогических кадров, самими педагогами, членами аттестационных комиссий, руководителями образовательных учреждений, разработчиками образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных технологий, с учетом последних достижений и технологий в педагогике.

  1. Влияние преподавательской деятельности с использованием дистанционных технологий на охват детей общим образованием.

  • доля детей-инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, проходящих обучение по образовательным программам общего образования (в том числе на базе дистанционных технологий);

  • доля детей, находящихся на длительном лечении, проходящих обучение по образовательным программам общего образования (в том числе на базе дистанционных технологий);

  • доля детей, получающих общее образование в форме экстерната (в том числе на базе дистанционных технологий);

  • доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, не обучающихся по программам общего образования.

  1. Успешность научно-методической деятельности учителя.

  • участие учителя в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, совещаниях, семинарах школьного уровня, муниципального уровня, уровня субъекта РФ, всероссийского уровня; наличие наград;

  • наличие изданных авторских учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и их использование в ОУ;

  • разработка педагогом авторских образовательных программ, получивших положительный отзыв и рекомендованных к реализации в учебном процессе;

  • применение в учебном процессе инновационных технологий, методик или их элементов;

  • участие в инновационной деятельности;

  • обобщение и распространение опыта работы (мастер-классы, открытые уроки, лекции и др.) на школьном уровне, муниципальном уровне, уровне субъекта РФ, всероссийском уровне;

  • деятельность в качестве организатора методической работы;

  1. Влияние на внеурочную занятость учащихся.

  • динамика доли учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, посещающих предметные кружки, секции, факультативы;

  • динамика доли учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, участвующих в предметных олимпиадах и в других предметных, творческих конкурсах;

  • наличие у учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, исследовательских, проектных и других работ представленных на уровне школы, муниципальном уровне, уровне субъекта РФ, всероссийском уровне.

  1. Исполнительская дисциплина.

  • Своевременное и качественное исполнение документов: приказов, распоряжений, актов, коллективного трудового договора: отсутствие нарушений, замечаний;

  • Обеспечение прохождения программного материала: выполнение теоретической и практической части программы.

Для оценки перечисленных критериев и показателей оценки деятельности учителей, использующих в преподавании современные информационные технологии, могут использоваться:

  • абсолютные показатели (которые для формирования мнения о результативности труда учителя должны сравниваться с показателями других учителей);

  • относительные показатели (которые для формирования мнения о результативности труда учителя должны сравниваться с показателями других учителей);

  • баллы.

Для формирования итоговой оценки о результативности труда учителя и об успешности его работы по каждому из критериев абсолютные и относительные показатели должны быть переведены в баллы. В качестве примера приведем перевод абсолютных и относительных показателей в баллы, как это использовалось при подведении итогов реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Шкала для выставления баллов при оценивании динамики показателей, позволяющих оценить результаты реализации направлений приоритетного национального проекта «Образование»:

1 балл – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ до минимального значения плюс 20% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

2 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 20% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 40% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

3 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 40% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 60% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

4 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 60% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 80% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

5 баллов – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 80% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до максимального значения по регионам РФ.

3. Методика расчета результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий

Оценке эффективности и результативности в государственном секторе, в бюджетных учреждениях посвящена масса отечественной и зарубежной литературы. Несмотря на это, единых подходов к оценке эффективности и результативности в сфере образования (образовательных организаций, модернизационных проектов в образовании, деятельности работников образования) так и не было сформировано. Не существует и однозначного мнения среди экспертного сообщества о преимуществах внедрения системы оценки эффективности и результативности в образовательных организациях, да и в государственных организациях вообще. Отдельные авторы указывают как на преимущества, так и на массу недостатков, которые могут сопровождать внедрение системы оценки эффективности и результативности в общественном секторе (например, Ханс де Брюйн3).

Учитывая неоднородность теоретических взглядов на процесс внедрения системы оценки результативности, а также массу разнообразных конкретных ситуаций, возникающих в постоянно модернизируемой системе образования, нуждающихся в оценке эффективности или результативности тех или иных механизмов, систем, проектов, каждая новая инновация в системе образования требует формирование своей системы оценки результативности.

В целом можно говорить, что оценка результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, требует выполнения следующего алгоритма:

  • Шаг 1: определение целей оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии;

  • Шаг 2: определение того, что оцениваем: «продукт» или процесс производства этого продукта;

  • Шаг 3: определение «продукта», производимого в результате деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные образовательные технологий, а также показателей для оценки этого «продукта»;

  • Шаг 4: определение показателей, для оценки процесса получения продукта (критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий);

  • Шаг 5: определение стандартов оценки (что является хорошо, а что плохо);

  • Шаг 6: Оценка и трактовка результатов оценки.

Необходимо отметить, что в рамках данного отчета невозможно подробно рассмотреть все вопросы, касающиеся выполнения каждого из перечисленных этапов алгоритма. Это связано с тем, что большинство вопросов требует экспертного обсуждения (в том числе с привлечением учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий). Требование постоянного взаимного диалога субъектов оценки результативности (оценщиков и оцениваемых) является одним из критериев эффективности проводимой оценки, снижает риски негативных последствий введения системы оценки результативности и управления по результатам4. Поэтому рекомендуется придерживаться этого требования и при внедрении системы оценки результативности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий.

Возможны разнообразные цели разработки и внедрения системы оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии. Каждая из целей будет накладывать свои требования к набору действий, производимых в процессе оценки результативности, к используемым в процессе оценки методам и инструментам.

Учитывая, что на данном этапе развития дистанционного образования, цели проведения оценки результативности труда учителей, использующих в процессе преподавания дистанционные технологии, пока не прозрачны, мы приводим возможный перечень целей с разбивкой требований к процессу оценки в зависимости от поставленной цели.

Цели оценки:

  1. Обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств (оценка позволяет выявить информацию для управленцев, например, о реализации эксперимента, экспериментального проекта).

  2. Обучение, распространение лучшего опыта (оценка проводится для выявления лучшего опыта, лучших моделей преподавания с использованием дистанционных технологий и распространения этого опыта).

  3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, реализуемых с использованием дистанционных технологий, по квалификации преподавателей, придание учреждениям некого «статуса».

  4. Поощрение учителей за качество образования (оценка с целью внедрения финансовых стимулов для повышения качества образования).

  5. Разработка стратегии, программы развития отрасли, территории (оценка проводится с целью выявления проблем и разработки способов решения этих проблем).

Каждая из целей предполагает разное сочетание объектов оценки: продукта или процесса. Как полагают специалисты в сфере оценки результативности в государственном секторе, наличие в системе оценки показателей для анализа и продукта, и процесса снижает риски негативных последствий внедрения системы оценки результативности. Поэтому в идеале в системе оценки должны присутствовать обе группы показателей. Однако в зависимости от перечисленных целей доли этих групп показателей могут быть различными:

Цель: обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

Цель: обучение, распространение лучшего опыта

Большая доля показателей для оценки процесса

Цель: 3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, по уровню квалификации учителей

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

Цель: поощрение учителей за качество образования

Большая доля показателей оценки продукта (если ставится цель на освоение определенных технологий и поощрение осуществляется за овладение этими технологиями, то в большей степени могут быть представлены показатели процесса)

Цель: разработка стратегии, программы развития отрасли, территории

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

Результаты деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны логически следовать из целей деятельности учителей, которые определяются ситуациями, в которых возникает потребность использования дистанционных образовательных технологий. Эти ситуации уже описывались выше.

  1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:

  • дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);

  • отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозрастные дети);

  • обучение детей-инвалидов;

  • качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);

  1. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:

  • длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;

  • обучение детей-инвалидов;

  • экстернат.

  1. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации Оглавление Общие положения 5 Модели внедрения электронного дистанционного обучения в систему ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации Оглавление Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность ...
  3. Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

    Основная образовательная программа
    ... работа по внедрению электронных дневников. ... Методические рекомендации /. – М.: Вентана – Граф, 2008. Проектная деятельность ... по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательных учреждений Российской Федерации ...
  4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

    Методические рекомендации
    ... базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения ...
  5. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание

    Документ
    ... образовательных учреждений Российской Федерации ... деятельности в процессе обучения ... (оглавление, ... дистанционного ... Методические рекомендации по ... вопросы ... методическое пособие, Электронное ... систему обучения ... внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях ...

Другие похожие документы..