Главная > Методические рекомендации


принятие мер по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами; 

  • организация работы по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда; 

  • обеспечение контроля за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; 

  • организация с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременного и качественного проведения паспортизации учебных кабинетов, мастерских, а также подсобных помещений; 

  • участие в разборе конфликтных ситуаций.

    1.5. Заместитель директора по воспитательной работе – специалист учебного отдела, задачами которого являются:

    • создание текущего и перспективного планирования внеклассной и внешкольной работы с обучающимися;

    • публикация планирования в информационной среде в открытом для сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) доступе; 

    • организация реализации планирования внеклассной и внешкольной работы с обучающимися в разных формах, включая дистанционные; 

    • координация в разных формах, в том числе в пространстве информационной среды (форум, его модерирование), а также дистанционного взаимодействия работы кураторов, учителей в организации, подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий; 

    • организация и координация разработки необходимой учебно-методической документации; 

    • осуществление систематического контроля за качеством воспитательного процесса, работой кружков, клубов, студий, мастерских и проведением внешкольных мероприятий; 

    • посещение внеклассных и внешкольных мероприятий, занятий кружков, анализ их формы и содержания, доведение результатов анализа до сведения педагогов; 

    • организация просветительской работы для законных представителей обучающихся, их приём, в том числе дистанционный, по вопросам организации воспитательного процесса; 

    • оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий, в том числе организации проектной деятельности и проведения её в условиях дистанционного взаимодействия; 

    • обеспечение своевременного составления и публикации в информационной среде установленной отчетной документации; 

    • контроль за правильным и своевременным ведением кураторами и другими педагогическими работниками отчётной документации, установленной регламентом образовательной организации (образовательного учреждения), размещенной сотрудниками образовательной организации (образовательного учреждения) в информационной среде; 

    • оказание помощи коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий, предполагающих не только непосредственное участие в них обучающихся, но и дистанционное подключение к мероприятиям тех, кто не имеет возможности присутствовать на них очно; 

    • принятие мер по сохранению контингента обучающихся в кружках, студиях, мастерских, это касается в первую очередь тех, обучающихся, которые посещают занятия в дистанционном формате; 

    • участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства; 

    • внесение предложений по совершенствованию воспитательного процесса, участие в работе педагогического совета школы, в том числе дистанционной; 

    • создание условий для верного формирования нагрузки по организации и проведению внеклассных и внешкольных мероприятий и её отражения в электронных журналах для адекватного автоматического учета рабочего времени педагогов отдела дополнительного образования; 

    • принятие мер по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы; 

    • обеспечение выполнения кураторами, другими непосредственно подчиненными работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся;  

    • контроль за соблюдением и принятие мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне образовательного учреждения с обучающимися; 

    • организация вовлечения, в том числе в дистанционных формах, родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействие созданию комплексной системы воспитания; 

    • установление и поддержка связи образовательной организации (образовательного учреждения) с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию; 

    • организация выставок, галерей работ, в том числе виртуальных, выполненных обучающимися на занятиях кружков, студий, мастерских, в ходе реализации внешкольных и внеклассных проектов;

    • организация сетевых конкурсов и викторин, задачей которых является предоставление равного доступа к участию в них обучающихся разных категорий.

     2. Специалисты отдела психолого-педагогического сопровождения решают специфические задачи, связанные с помощью  ученику в обучении, созданием предпосылок к освоению обучающимися образовательных программ. Специалисты коррекционной службы (логопеды, дефектологи, психологи) каждый в своей области: 

    • организуют и проводят первичную и текущую комплексную диагностику обучающихся;

    • определяют необходимость, подбирают, настраивают специальное оборудование для работы на компьютере детей с нарушениями двигательных функций или ослабленным зрением;

    • составляют индивидуальные психолого-педагогические портреты обучающихся с рекомендациями для педагогов, отражающими особенности работы с конкретными учащимися;

    • оказывают психологическую поддержку обучающимся на всех этапах учебной деятельности;

    • организуют и осуществляют  работу по развитию навыков саморегуляции и управления стрессом;

    • участвуют в формировании малых групп для проведения учебных занятий по принципу психологической совместимости, наличия сходных доступных видов деятельности и темпа деятельности;

    • изучают профессиональные планы обучающихся и ведут профориентационную работу;

    • осуществляют консультирование законных представителей (детско-родительские отношения, вопросы воспитания и развития детей с ОВЗ);

    • осуществляют консультирование педагогов по запросам (организация эффективного взаимодействия учителя и ученика, особенности обучения детей с различными ОВЗ);

    • осуществляют экспертизу образовательных программ и курсов, адаптации материала для использования в работе с детьми с различными ОВЗ;

    • организуют и осуществляют коррекционную, логопедическую и дефектологическую  работу с учащимися в индивидуальной и групповой формах; 

    • организуют и осуществляют психологическую работу по развитию когнитивных процессов, эмоционально-личностной сферы обучающихся в индивидуальной и групповой формах;

    • составляют рекомендации психолого-валеологического и психолого-педагогического характера для обучающихся и их законных представителей;

    • организуют и обеспечивают процесс по развитию у обучающихся способности самостоятельно выбирать оптимальные доступные виды деятельности для решения учебной или образовательной задач, наращивать диапазон доступных видов деятельности;

    • организуют и осуществляют  работу с проблемными ситуациями, которые связаны с отвержением ребенка детским сообществом, например из-за особенностей внешности,  особенностей интеллектуального развития  и др.;

    • стремятся к созданию содержательных и организационных условий, обеспечивающих развитие у обучающихся процессов самопринятия, осознанию ими своих сильных и слабых сторон, с целью продолжения работы с одной стороны по самосовершенствованию, а с другой – по использованию в общественной жизни своих сильных сторон, что является залогом  формирования и поддерживания адекватной, но в тоже время  положительной самооценки.

    Специалисты службы относятся к отделу психолого-педагогического сопровождения.

    3. Специалисты отдела дополнительного образования.

    1. Педагог дополнительного образования – специалист, в задачи которого входит организация и осуществление занятий обучающихся по программам дополнительного образования, с целью раскрытия их творческого потенциала, обогащения интересными формами проведения досуга, определения сферы интересов и её расширения, решения задач профориентации, решения задач социализации средствами проектной, клубной, кружковой работы, деятельность которых осуществляется в разных видах: очной, дистанционной, очно-дистанционной. В его обязанности входит:

    • осуществление разнообразной по форме и содержанию развивающей деятельности обучающихся  в области дополнительного образования;

    • комплектование состава кружка, секции, студии, клубного объединения и других форм внеурочной работы с обучающимися, обеспечивает его функционирование в разных формах: очной,  дистанционной и исключительно дистанционной;

    • обеспечивает  коммуникацию обучающихся как в режиме реального, так и отсроченного времени, принимает меры по сохранению объединения общности обучающихся вне зависимости от их возможности посещать очно занятия кружков, секций и т.д.;

    • обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств, методов обучения, исходя из психофизической, социально-экономической целесообразности, материальной базы объединения, специфики форм взаимодействия;

    • составление планов и программ занятий, в том числе дистанционных, обеспечение их выполнения;

    • выявление творческих способностей обучающихся, создание условий для развития их интересов и склонностей;

    • разработка ресурсного обеспечения, адекватного по форме условиям дистанционного обучения;

    • поддержка одаренных и талантливых обучающихся;

    • консультативная помощь законным представителям обучающегося, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

    • участие в деятельности методического объединения, самоуправлении образовательной организации (образовательного учреждения). 

    • систематическое повышение профессиональной квалификации не только в области методики преподавания предмета, знакомства с новыми образовательными системами, подходами в преподавании предмета и учебно-методическими разработками, но и в области освоения специфического инструментария, позволяющего осуществлять дистанционное обучение.

    3.2. Социальный педагог – специалист по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение. В его обязанности входит:

    • сбор и накопление информации в закрытой части информационной среды о детях, испытывающих проблемы социальной адаптации;

    • анализ причин, вызвавших отклонение в поведении учащегося;

    • анализ возможностей школы в области осуществления проектов адаптации обучающихся в современной социальной среде;

    • планирование и организация процесса разработки и реализации проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям с учетом дистанционной составляющей современной жизни;

    • установление внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации обучающихся;

    • разработка системы контроля за ходом проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям, реализующихся в школе;

    • координация в разных формах, в том числе дистанционной, совместной деятельности отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации обучающихся;

    • координация в разных формах, в том числе дистанционной, взаимодействия деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации обучающихся;

    • руководство деятельностью тьюторов по социальной адаптации обучающихся;

    • контроль за реализацией проектов и программ социальной адаптации; 

    • ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе, разработка необходимых материалов для размещения их в информационной среде образовательной организации (образовательного учреждения);

    • коррекция хода реализации проектов и программ социальной адаптации обучающихся;

    • консультации, в том числе дистанционные, законных представителей и кураторов по вопросам социальной адаптации обучающихся.

    4. Специалисты отдела обеспечения Интернет-деятельности образовательной организации (образовательного учреждения)

    1. Редактор учебных материалов. 

    Образовательной организации (образовательному учреждению), осуществляющему электронное дистанционное обучение, необходимо иметь информационную образовательную среду, в которой будет размещен разработанный содержательный контент, включающий разнообразные информационные ресурсы, интерактивные задания, предполагающие активные действия с ними обучающихся. В этой связи образовательной организации (образовательному учреждению) необходимо организовать выполнение работ, связанных с редактированием существующих материалов: 

    • устранение мелких технических неисправностей в элементах куров, которыми являются опечатки, разного рода, текстовые ошибки;

    • перемещение элементов курсов друг относительно друга;

    • закрытие/открытие для просмотра обучающимися элемента/элементов курсов, тематических блоков; 

    • перенесение в архив обсуждений форумов, которые велись участниками учебной группы, закончившей обучение по данным материалам;

    • формирование групп обучающихся, согласно списочному составу;

    • запись  участников учебного курса, расположенного в единой информационной среде, согласно списочному составу;

    • удаление участников учебного курса, закончивших в нем обучение.

    Выполнять данную работу может любой педагогический работник образовательной организации (образовательного учреждения), обладающий минимумом умений, связанных с созданием, удалением и правкой элементов курсов в информационной учебной среде по техническому заданию методиста, заместителя директора по УВР и включено в специфический функционал преподавателя, проводящего электронное дистанционное обучения. 

    4.2. Коллектив разработчиков учебных материалов (автор содержания учебного курса, веб-дизайнер, художник, программист, координатор разработок) необходим образовательной организации (образовательному учреждению) для разработки и пополнения базы учебных материалов, размещенных в информационной среде. В задачи разработчиков учебных курсов входит:

    • определение состава коллектива разработчиков – координатор разработок;

    • разработка содержания учебного курса и элементов его составляющих – автор содержания учебного курса;

    • поиск оптимальных форм, в которых может быть отражено содержание элементов курсов – веб-дизайнер;

    • определение дизайна учебного курса – веб-дизайнер;

    • разработка технического задания для веб-дизайнера – автор содержания учебного курса;

    • разработка технических заданий для художника, программиста – веб-дизайнер; 

    • создание флеш-тренажеров и пособий – программист;

    • создание графических изображений, в том числе схем, моделей, учебных иллюстраций – художник;

    • проверка технической корректности созданных элементов курсов – веб-дизайнер, координатор разработок;

    • содержательная коррекция созданных материалов (при необходимости) – автор содержания учебного курса;

    • координация работы коллектива – координатор разработок;

    • обеспечение внешней экспертизы качества разработанных материалов – координатор разработок. 

    Методические рекомендации по выработке механизмов материального стимулирования учителей и преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг в условиях перехода на НСОТ и внедрение современных информационных технологий

    1. Механизмы мотивированного перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг

    Механизмы мотивирования перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг целесообразно рассматривать с точки зрения разных субъектов системы образования, на которых воздействуют эти механизмы. Причем описание различных управленческих и экономических механизмов, на которых может базироваться система предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных технологий, дано выше. В данном разделе мы поэтому не будем останавливаться на описании действия предложенных механизмов, а перечислим, какие из них могут оказывать мотивирующее действие для перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг.

    Выделим двух основных субъектов, которые могут быть мотивированы к переходу на новые подходы к предоставлению образовательных услуг:

    • учителя, преподающие с использованием дистанционных технологий;

    • образовательные учреждения, в которых могут реализовываться общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий.

    Привлекательность использования дистанционных технологий в рамках реализации общеобразовательных программ для учителей будет определяться следующим:

    1. Преподавание с использованием дистанционных технологий может выступать в качестве дополнительного источника дохода для учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях – за счет увеличения численности учащихся.

    2. Преподавание с использованием дистанционных технологий представляет собой иные условия труда, чем при реализации образовательных программ в обычном режиме, которые могут быть более привлекательными для учителей (это занятия с учащимися, которые в большей степени ответственны за результаты учебного процесса, при применении дистанционных технологий не возникает необходимости следить за поведением учащихся и т.п.).

    3. Возможность одновременного обучения большего числа учащихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность. Большая оплата труда, чем при реализации программы в обычном режиме, будет обусловлена за счет большей трудоемкости, оплачиваемой дополнительно, за счет доплат за проверку домашних работ («проверку тетрадей») и других видов деятельности, осуществляемых в отношении каждого учащегося индивидуально.

    4. При освоении учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий происходит повышение квалификационного уровня учителя (расширяется набор имеющихся компетенций), следовательно больше возможностей для успешного трудоустройства.

    5. За счет освоения учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий увеличиваются возможности ведения внебюджетной дистанционной педагогической деятельности (в том числе за счет увеличения потенциальных потребителей образовательных услуг) и повышения за счет этого уровня доходов.

    Для общеобразовательных учреждений использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий будет привлекательно за счет следующих механизмов:

    1. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс будет способствовать повышению квалификационного уровня учителей, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности учащихся (обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий).

    2. Использование дистанционных технологий будет связано с улучшением технического оснащения общеобразовательного учреждения (за счет дополнительных средств, выделяемых учредителем на создание условий для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий).

    3. Увеличение финансовых ресурсов, поступающих в общеобразовательное учреждение, будет связано как с оплатой за обучение дополнительных учащихся с использованием дистанционных технологий, так и возможного увеличение учащихся, обучаемых в традиционной форме (особенно в городской местности).

    4. Использование дистанционных технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения может способствовать развитию или совершенствованию работы методической службы на базе этого учреждения. В том числе могут оказываться услуги по повышению квалификации учителей других общеобразовательных учреждений, в частности с использованием дистанционных технологий.

    5. При переходе на использование дистанционных технологий в образовательном процессе возможно появление собственных электронных пособий, обучающих материалов и т.п., а также появление возможности реализации этих пособий и получения дополнительных финансовых средств.

    6. Участие в пользовании образовательными услугами на основании дистанционных технологий для сельских образовательных учреждений может сказаться на сохранении образовательного учреждения в сельской местности (использование дистанционных технологий может привести к росту качества образования сельских школьников, сельская школа в таком случае будет обеспечивать доступ для учащихся к пользованию дистанционными образовательными услугами).

    7. Переход общеобразовательного учреждения на использование в образовательном процессе дистанционных технологий привлекателен также за счет возможностей расширения внебюджетной образовательной деятельности.

    Организационная схема экономических отношений при построении образовательного процесса на основании использования дистанционных образовательных технологий

    Любая система оплаты труда работников образовательных учреждений является составной частью общей системы финансирования, а также системы управления и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Поэтому невозможно разрабатывать систему оплаты труда без прояснения общих принципов финансирования реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, управления этими программами и нормативного обеспечения образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Для прояснения этих вопросов необходимо, прежде всего, обрисовать возможные ситуации, когда возникает потребность в использовании дистанционных образовательных технологий.

    1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:

    • дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);

    • отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозратные дети);

    • обучение детей-инвалидов;

    • качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);

    1. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:

    • длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;

    • обучение детей-инвалидов;

    • экстернат.

    1. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

    Перечисленные ситуации могут быть выявлены различными субъектами системы образования: начиная от учащихся и руководителей образовательных учреждений, заканчивая органами управления образованием муниципального и регионального уровней.

    Для проектирования управленческой системы необходимо понимание субъектов принятия решений: кто выявляет (сигнализирует) о наличии потребности в обучении с использованием дистанционных технологий, кто принимает решение о выборе программы обучения и поставщика образовательных услуг. В результате компоновки различным образом субъектов принятия решения о дистанционном обучении и субъектов, выявляющих потребность в использовании дистанционных технологий, можно выделить следующие возможные модели организации системы управления обучением с использованием дистанционных технологий:

    1. Модель, при которой сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий поступает «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения), а выбор поставщика образовательных услуг осуществляется «сверху» - органами управления образованием, которые финансируют реализацию общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий и имеют представление о качестве оказываемых образовательных услуг в регионе (муниципалитете).

    2. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и выбор поставщика услуг осуществляется «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения).

    3. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием).

    В перечисленных моделях участвуют одни и те же субъекты:

    • региональные органы управления образованием;

    • муниципальные органы управления образованием;

    • общеобразовательные учреждения;

    • учителя, преподающие с использованием дистанционных технологий;

    • потребители образовательных услуг (учащиеся и их родители).

    В качестве территориальных границ образования с использованием дистанционных технологий в указанных моделях предполагается, что образовательные услуги могут оказываться как внутри одного региона (и муниципалитетов этого региона), так и реализовываться учителями, проживающими на территории других субъектов РФ.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

      Методические рекомендации
      Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Общие положения 5 Модели внедренияэлектронногодистанционногообучения в систему ...
    2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

      Методические рекомендации
      Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельность ...
    3. Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

      Основная образовательная программа
      ... работа повнедрениюэлектронных дневников. ... Методическиерекомендации /. – М.: Вентана – Граф, 2008. Проектная деятельность ... по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ...
    4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

      Методические рекомендации
      ... базе образовательногоучрежденияпо месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельностиобразовательногоучрежденияпо организации дистанционногообучения ...
    5. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание

      Документ
      ... образовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ... деятельности в процессе обучения ... (оглавление, ... дистанционного ... Методическиерекомендациипо ... вопросы ... методическое пособие, Электронное ... системуобучения ... внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях ...

    Другие похожие документы..