Главная > Методические рекомендации


Заключение

Для обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования необходимо широкое использование электронного дистанционного обучения, позволяющее учащимся из удаленных уголков страны, а также учащимся, не имеющим возможности посещать школу из-за ограниченных возможностей здоровья и по другим причинам, учиться у тех же преподавателей, что и учащиеся, проживающие в крупных городах, получать широкий спектр образовательных услуг. Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Выделяются следующие основные дополняющие друг друга модели внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  1. повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

  2. обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

  3. обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения;

  4. обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

  5.  обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

  6.  обеспечение возможности дополнительного образования;

  7. обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

  8. обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий учащимися, не имеющими возможность посещать школу по различным объективным причинам.

Существующая нормативная база, а также нормативная база, формируемая новым законом об образовании, позволяет осуществлять электронное дистанционное обучение, однако необходимо внесение изменений в формы статистической отчетности для учета обучающихся, получающих общее образование дистанционно.

Для успешного внедрения электронного обучения необходимо развитие материально-технической базы, прежде всего каналов связи, для обеспечения высокой скорости доступа к интернет как для образовательных учреждений, обеспечивающих дистанционное обучение, так и для обучающихся, в том числе с домашних компьютеров.

Важным направлением работ, обеспечивающих качество электронного дистанционного обучения, является подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения и обеспечение их методической поддержки.

Методические рекомендции по кадровому обеспечению электронного дистанционного обучения

1. Требования к преподавателям, проводящим электронное дистанционное обучение и разрабатывающим и пополняющим базы учебных материалов в образовательном учреждении.

Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующего электронное дистанционное обучение — создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде. 

В этой среде:

  • разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно  разрабатывают и выкладывают содержательный контент;

  • учитель планирует свою педагогическую деятельность:  выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

  • администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

  • обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т. д.), обращаются к учителям за помощью;

  • учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;

  • обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде.

Исходя из выше сказанного, становится понятно, что обучение с использованием дистанционных технологий могут осуществлять только те учителя, которые обладают необходимыми знаниями: 

  1. об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам (без особенностей развития, с нарушениями развития речи, с ограничением по зрению, с ограничением по слуху, с ограничением двигательных возможностей и. т.д.);

  2. в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;

  3. о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения в дистанционной форме.

Специфическими для работников образовательных учреждений, реализующих электронное дистанционное обучение, являются умения, которые можно объединить в группы:

  1. Умение организовать собственную работу на компьютере;

  2. Умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;

  3. Умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;

  4. Умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

  5. Умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде.

Конкретизация специфических умений состоит в следующем:

1.1 Умение организовать собственную работу на компьютере. 

При работе с компьютером учитель должен уметь:

  • Включать компьютер, входить в профиль пользователя, выходить из профиля пользователя.

  • Перезагружать компьютер, выключать компьютер.

  • Переводить компьютер в режим сна, возобновлять работу компьютера после сна.

  • Контролировать степень заряженности аккумулятора компьютера, заряжать аккумулятор компьютера, работать от аккумулятора и от сети.

  • Менять язык  ввода информации

  • Использовать клавиатуру и  мышь или их аналоги

  • Владеть технологией Drag&Drop

  • Находить программы в компьютере.

  • Запускать программы и корректно завершать их.

  • Открывать и закрывать файлы 

  • Управлять громкостью звучания  в операционной системе и из программ.

  • Организовывать структуру хранения файлов на рабочем компьютере: создавать папки, папки записи на носители информации, перемещать файлы из одной папки в другую, копировать и вставлять элементы текста или содержимого папок.

  • Использовать привод для оптических дисков.

  • Использовать различные цифровые источники хранения информации (USB-Flash, внешний жесткий диск) подключение, корректное извлечении, перенос информации.

  • Использовать компьютер для выхода в Интернет (подключение по сети при помощи кабеля Ethernet и (или) встроенной карты беспроводного доступа сети Интернет).

  • Перезагружать компьютер при некорректной работе программ.

  • Уметь удалять файлы после перемещение файлов в корзину.

2.1. Умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере.

При работе с текстом в любом доступном на рабочем компьютере приложении:

  • Вводить текст с клавиатуры со скоростью не менее 40 символов в минуту слепым десятипальцевым методом.

  • Создавать новый документ, сохранять файл в различных форматах, открывать файл, закрывать файл, открывать несколько файлов одновременно.

  • Менять масштаб просмотра документа.

  • Настраивать поля и ориентацию страницы.

  • Нумеровать страницы.

  • Использовать стили (заголовки, оглавление).

  • Выделять текст, копировать в буфер обмена, вставлять из буфера обмена.

  • Менять начертание шрифта.

  • Менять межстрочный интервал.

  • Создавать нумерованный и маркированный списки.

  • Создавать элементарные таблицы

  • Вставлять в документ иллюстрации из файлов

  • Создавать презентации.

  • Настраивать презентацию (фоны, переходы и т.д.).

  • Добавлять мультимедийные файлы в презентацию.

  • Сохранять презентацию в различных форматах.

  • Создавать и форматировать таблицы.

  • Сохранять таблицы.

При работе в приложениях для обеспечения видео конференции:

  • Уметь выбрать оптимальную коммуникационную программу для проведения дистанционных занятий.

  • Регистрировать себе и обучающемуся учетные записи в выбранной коммуникационной программе.

  • Настроить индивидуальную учётную запись на рабочем компьютере общего пользования.

  • Помочь настроить индивидуальную учётную запись обучающемуся.

  • Заполнить свой контактный лист в коммуникационной программе и помочь это сделать обучающемуся.

  • Участвовать в  индивидуальных и коллективных видео/аудио конференциях. 

  • Отправить и получить файл, найти его на компьютере и просмотреть. 

  • Организовать и включиться в текстовую переписку.

  • Продемонстрировать наглядный материал без пересылки файла.

  • Пользоваться функцией общего экрана.

  • Пользоваться виртуальной «белой доской» для совместной работы учителя и обучающихся на уроке.

При работе с приложениями для удаленного управления компьютером обучающегося с целью контроля за его действиями во время дистанционного урока:

  • Выбирать из имеющихся приложение, оптимальное для каждой конкретной ситуации, уметь быстро оценить обстановку и скорректировать выбор приложения/приложений;

  • Настраивать любое приложение из данной группы для максимально синхронного отображения у учителя изменений, которые производит обучающийся на своём компьютере;

  • оказывать содействие обучающемуся в использовании приложений данного типа.

3.1.  Умение использовать периферийное оборудование.

При работе со сканером учитель должен уметь:

  • Подключать сканер к компьютеру

  • Настраивать различные режимы сканирования

  • Сканировать изображения

  • Сохранять отсканированные изображения

При работе с принтером учитель должен уметь:

  • Подключать принтер к компьютеру.

  • Добавлять принтер в операционную систему.

  • Распечатывать документы из различных программ.

  • Уметь очистить очередь на печать.

  • Добавлять бумагу в принтер.

  • Устранять простейшие проблемы, связанные с печатью документов.

При работе с веб-камерой учитель должен уметь:

  • Использовать веб-камеру для создания фотоснимков.

  • Использовать  веб-камеру  для общения в сети Интернет.

  • Использовать веб-камеру  для создания видео.

4.1. Умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах.

При работе с интернет-ресурсами:

  • Знать о группе приложений-браузеров, уметь выбирать оптимальный для выполнения разных педагогических задач;

  • Набирать в адресной строке адреса сайтов и просматривать веб-страницы в любом доступном на рабочем компьютере браузере;

  • Устанавливать браузер по умолчанию;

  • Скачивать и находить файлы, сохранять изображения с веб-страниц;

  • Обновлять веб-страницы;

  • Уметь изменить путь для сохранения (загрузки) файлов по умолчанию;

  • Блокировать всплывающие окна, делать исключения;

  • Понимать важность хранения паролей и логинов от различных систем, использующихся в учебном процессе (сайт, электронная почта), выбирать оптимальный способ хранения логинов, паролей, уметь использовать возможности браузеров для извлечения логинов и паролей;

  • Уметь вносить в закладки браузера адреса сайтов, часто используемых в работе, организовывать структуру хранения закладок.

5.1. Работа в информационной среде дистанционного обучения.

При работе в среде дистанционного обучения учитель должен уметь: 

  • Ориентироваться в структуре школьного сайта, научить ориентироваться обучающихся своей группы/групп.

  • Оформить свою личную страницу и помочь это сделать обучающимся своей группы/групп.

  • Использовать встроенные шкалы оценок для оценивания работ.

  • Использовать новостную рассылку для мобильного получения информации.

  • Контролировать результаты учебной деятельности учеников (рецензирование ученических работ, формирование ведомости оценок, формирование портфолио на основе автоматически составленного в информационной среде портфолио).

  • Использовать в работе следующие элементы курса:

  • Ресурс – информационный текст сложной структуры с наличием в нём гиперссылок, графических изображений и медиа объектов.

  • Задания разных типов – интерактивные ресурсы информационной среды, предназначенные для практической работы ученика, как во время урока, так и для выполнения самостоятельных работ. Задание ученик может выполнять в разном виде – печатный текст, файл, выполненный локально с помощью любого приложения на компьютере и загруженный затем в информационную среду.

  • Опрос – элемент информационной среды, позволяющий провести экспресс-опрос по какой-либо теме с целью быстрой диагностики освоенности учебного материала, либо сбора и группировки информации в ходе проектной деятельности.

  • Форум – элемент информационной среды, позволяющий организовать совместное обсуждение всеми участниками учебной группы/групп вопросов и проблем разного рода. С помощью форума обучающиеся  и учителя могут обмениваться содержательными сообщениями по определенной теме в том временном режиме, какой удобен для каждого конкретного участника виртуального диалога. Сообщения могут быть сделаны в разном виде – текстовое, аудио, видео, графическое изображение, файл, созданный в любом приложении, и доступны для работы с ними и просмотра всеми участниками форума. Специфическим умением учителя при работе с форумом является его модерирование.

  • Лекция – элемент информационной среды, в котором материалы урока подаются дробно и представляет собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов. В лекцию могут быть добавлены вопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условными переходами между страницами. Страницы с вопросами могут быть следующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткий ответ, эссе. Возможны различные варианты начисления баллов и выставления оценки Специфическим умением учителя при работе с лекцией является умение просмотреть практические работы, оставить рецензию на текстовое сообщение обучающегося и, при необходимости, переоценить тестовые ответы вручную.

  • Глоссарий - элемент информационной среды, который предназначен для практической, как самостоятельной, так и совместной с другими обучающимися и учителями, словарной работы.

  • Тест - элемент информационной среды, предназначенной для  проверки обучающимися своих знаний по обозначенной теме/темам в режиме самоконтроля. Специфическим умением учителя при работе с тестом является умение посмотреть его результаты, собрать статистику для последующей аналитической работы с ней, умение изменить автоматическую оценку теста вручную.

При работе с электронной отчетностью в информационной среде учитель должен:

  • Знать правила  пользования электронным расписанием и электронным классным журналом.

  • Уметь своевременно отмечать проведенный урок в электронном журнале.

  • Отменять и переносить уроки в соответствии с регламентом образовательной организации (образовательного учреждения).

  • Уметь выставлять текущие и итоговые оценки.

  • Научить обучающихся и их законных представителей пользоваться данными электронного журнала, отображающимися в электронном дневнике.

  • Кроме выше означенных специфических умений преподаватель, проводящий электронное дистанционное обучение должен уметь организовывать и проводить дистанционные уроки:

  • Знать регламенты проведения очного и дистанционного уроков и уметь использовать разные модели индивидуального и группового  взаимодействия в электронной оболочке (вход в дистанционный класс, работа в программах для он-лайн взаимодействия).

  • Уметь правильно организовать рабочее место (расположение файлов, открытых окон на экране компьютера; оптимальный выбор положения компьютера в пространстве кабинета).

  • Уметь соблюдать звуковой режим во время проведения занятий. 

  • Уметь контролировать свои действия во время дистанционного занятия с помощью видео окна.

  • Уметь использовать в качестве наглядного материала,  наряду с электронными ресурсами, предметы окружающей среды (предметы, тетрадь, школьная доска и т. д.).

  • Уметь организовать разные виды деятельности на дистанционном уроке.

Уметь помочь ученику правильно организовать рабочее место.

2. Требования к техническому персоналу, привлекаемому к проведению электронного дистанционного обучения и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении.

1. Специалисты отдела оперативной обработки коммуникационных обращений

1.1. Администратор АТС

1.2. Оператор цифровой АТС

1.3. Оператор базы данных

1.4. Оператор диспетчерского движения

1.5. Инженер по информационным технологиям

2. Специалисты отдела технической поддержки

2.1. Инженер по обслуживанию техники

2.2. Системный администратор

2.3. Оператор базы данных

2.4. Техник

1. Специалисты отдела оперативной обработки коммуникационных обращений.

Образовательной организации (образовательному учреждению) необходимо иметь альтернативный способ коммуникации, наряду с коммуникациями посредством коммуникационных приложений (IP-телефония) и информационной среды, с помощью которого можно было бы решать следующие задачи:

  1. информирование законных представителей о мероприятиях, связанных с поступлением в образовательную организацию (образовательное учреждение), реализующее электронное дистанционное обучение;

  2. мобильное содействие включению в процесс обучения вновь прибывших обучающихся;

  3. поддержка обучающихся и их законных представителей в решении ими вопросов разного характера.

Для функционирования системы образовательной организации (образовательного учреждения) в части посредничества между обучающимися, их законными представителями и службами центра необходимо наличие специалистов информационно-коммуникационного подразделения, в частности специалистов отдела оперативной обработки коммуникационных обращений. Направлениями деятельности специалистов данного отдела являются:

  • обеспечение стабильной деятельности центра обработки вызовов;

  • прием информации от обучающегося и его законных представителей любого содержания;

  • оценка полученной информации на предмет наличия в ней проблемного аспекта и определения конкретного специалиста, либо руководителя службы, отдела, компетентных в решении предъявленной проблемы;

  • мобильное перенаправление звонка на специалиста, в компетенции которого находится проблема звонящего;

  • мобильный сбор и/или распространение информации обучающимся, законным представителям, учителям и т.д. по техническому заданию директора, заместителей директора;

  • посредничество в установлении связи между обучающимся, его законным представителем и учителем, методистом, заместителем директора, директором с фиксированием коммуникации;

  • формирование электронной базы данных контактов обучающихся, педагогических сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения), управление ею, своевременная коррекция, пополнение.

2. Специалисты отдела технической поддержки.

Введение в штатное расписание специалистов инженерно-технической службы обосновано тем, что они выполняют необходимые для эффективной деятельности образовательной организации (образовательного учреждения) функции, в том числе:

  • осуществление технического администрирования информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения), контроль и поддержка ее работоспособности;

  • обучение и консультирование разработчиков курсов по вопросам создания учебного контента информационной среды;

  • обеспечение технического сопровождения оборудования и информационных сетей;

  • осуществление поиска новых электронных средств обучения, включения их в информационную среду;

  • осуществление аппаратной и программной поддержки педагогов образовательной организации (образовательного учреждения), обеспечение их специализированными техническими средствами;

  • осуществление систематического консультирования, в том числе дистанционного, обучающихся, их законных представителей, педагогического состава образовательной организации (образовательного учреждения) по вопросам использования специализированного программного обеспечения, компьютерного и периферийного оборудования;

  • проведение профилактики и мелкого ремонта компьютерного и периферийного оборудования как непосредственно в здании образовательной организации (образовательного учреждения), так и с выездом на дом к обучающемуся;

  • обновление программного обеспечения как удаленным способом, так и непосредственно в здании образовательной организации (образовательного учреждения), либо совмещая мероприятия по профилактике и ремонту во время выезда на дом к обучающемуся;

  • принимают участие в повышении квалификации сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) в области знакомства с новым инструментарием для эффективного осуществления обучения с использованием дистанционных технологий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Общие положения 5 Модели внедренияэлектронногодистанционногообучения в систему ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендацииповопросамвнедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельностьобразовательныхучрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрениясистемэлектронногодистанционногообучения в деятельность ...
  3. Содержание образовательной программы стр информационная справка(общие сведения об образовательном учреждении) 3 - 7

    Основная образовательная программа
    ... работа повнедрениюэлектронных дневников. ... Методическиерекомендации /. – М.: Вентана – Граф, 2008. Проектная деятельность ... по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для обра­зовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ...
  4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах российской федерации «особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «развитие

    Методические рекомендации
    ... базе образовательногоучрежденияпо месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельностиобразовательногоучрежденияпо организации дистанционногообучения ...
  5. Рекомендации по преподаванию информатики на основе умк бином для 2-11 классов 2011-2012 учебный год содержание

    Документ
    ... образовательныхучрежденийРоссийскойФедерации ... деятельности в процессе обучения ... (оглавление, ... дистанционного ... Методическиерекомендациипо ... вопросы ... методическое пособие, Электронное ... системуобучения ... внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях ...

Другие похожие документы..