Главная > Основная образовательная программа


Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учётом определённой ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственный пример педагога;

  • социально-педагогическое партнёрство;

  • индивидуально-личностное развитие;

  • Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

  • социальная востребованность воспитания.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: УМК «Школа России», программ дополнительного образования. В содержание системы учебников, указанных УМК, заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Процесс воспитания осуществляется в форме воспитательных модулей, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.

Цели воспитательных модулей:

  • создание периодов повышенной творческой активности;

  • задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избегая стихийности;

  • прогнозировать и отслеживать результат;

  • привлекать родителей и других представителей социального сообщества

В таблице 13 представлена циклограмма традиционных дел, мимо которых не должны пройти школьники; и важные события, которые принято выделять в школе.

Таблица 13

Воспитательный модуль

Тема мероприятия

Сентябрь

«Россия для нас начинается с

п. Ясные Поляны»

- 1 сентября – День знаний.

- Праздник посвящения в первоклассники «Мы теперь не просто дети!» .

- Экскурсии по знаменитым местам города Троицка и Челябинска

- День нашего государства

-Нам ,туристам, осень нипочем

- День здоровья.

Октябрь

«Школа, я и моя семья»

- Посвящение в пятиклассники, старшеклассники.

- Праздник осени ( конкурс осенних букетов).

-Открытие ежегодной школьной спартакиады.

- День Учителя.

- Декада «Мудрость. Доброта. Забота» к Дню пожилого человека

Ноябрь

«Я твой ученик школа»

- День рождения школы

- Декада школьных олимпиад.

- «При солнышке тепло, при матери – добро»

- Конкурс рисунков, концерт к Дню Матери

- Сбор «Принятие 2 –классников в дружину Солнечного города»

Декабрь

«Предание старины глубокой»

-Веселые старты.

- Новогодние праздники.

- Мастерская Деда Мороза (оформление школы к новому году).

Январь

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

-Игра путешествие: «По просторам нашей Родины».

- Посвящение первоклассников в читатели.

-Фестиваль «Уральские прикрасы»

Февраль

«Подвиг. Мужество. Отвага.»

- День защитника России ( встречи с ветеранами ВОВ и представителями воинской части).

-Смотр строя и песни «Когда поют солдаты»,

- Праздники «Замечательный отец».

Зарничка, Рыцарский турнир

-Вечер «Все профессии нужны . все профессии важны»

Март

«В здоровом теле – здоровый дух»

- Праздник мам и бабушек.

- Праздник детской книги «Путешествие в страну Читалию».

- Праздник «Прощание с Азбукой»

- Масленница

-Шахматно- шашечный турнир

-Экологический конкурс « Тропинка»

Апрель

«Созвездие 126»

- День смеха «Смешинка»

- День открытых дверей «Неразлучные друзья – взрослые и дети!»

- Фестиваль «Юные таланты»

- Классный час: «Ими гордиться школа и класс».

-День Космонавтики

-Здоровьесберегающая акция ( День здоровья).

Май

«Мы наследники Победы»

- Вахта Памяти:

«Никто не забыт, ничто не забыто»

- Конкурс рисунков «Аист на крыше – мир на Земле!».

- Праздники «До свидания, школа. Здравствуй лето».

- Конкурс рисунков на асфальте «Дружат дети всей Земли!»

- День здоровья

-Выпускной бал 4 класс

- « Последний звонок»

-День борьбы с курением

- Пришкольный лагерь

6.5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся начальной школы.

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями города. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в общественной жизни школы. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по развитию воспитанию обучающихся является повышение педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Работа с родителями осуществляется на основе программы «Семья и школа – социальные партнёры», целью которой является создание в школе системы эффективного взаимодействия семьи и школы, организация работы по поднятию статуса семьи, совершенствование форм семейного воспитания.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.

Рисунок 1. Формы работы в системе повышения педагогической культуры родителей обучающихся

Таблица 14

Содержание работы по повышению компетенций родителей в вопросах воспитания и обучения учащихся

Пропаганда ЗОЖ, и основ безопасности

Педагогическое просвещение

Правовое просвещение

Кл. собрания: «Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей», «О родных и близких с любовью! »

Лекторий для родителей:

  • Адаптация и здоровье ребёнка;

  • Возрастные особенности младших школьников;

  • Как помочь ребёнку в выполнении заданий;

Родительские собрания:

«Трудности адаптации первоклассников;

« Агрессия, её причины и последствия»;

«Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что за этим стоит?»«Компьютер: друг или враг», «Роль семьи в воспитании здорового школьника»; «Отдых ребёнка в школе и дома», «Организация совместного отдыха в семье»

Обсуждение вопросов по ЗОЖ: Зелёный Змий: мифы и реальность»,«Валеологическая культура приготовления домашнего задания», «Предупреждение детской нервозности», « Физическое воспитание и закаливание детей. Роль физической культуры в укреплении здоровья детей», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Личная гигиена младшего школьника», «Вред курения и алкоголя на здоровье ребёнка», « Умей сказать «нет!»

Привлечение родителей к проведению и участию в спортивных общешкольных праздниках: «Неразлучные друзья – взрослые и дети!»; «Мы – спортивная семья»; «Семейные старты,

Выпуск газеты:

«Кризисы взросления младших школьников»;

«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей ребёнка»; «Поощрение и наказание в семье», «Типология родительских отношений. Искусство любить детей!», «Роль совместного отдыха детей и родителей»,

Проведение родительских собраний в классных коллективах:

  • «В чём причина у детей понижения способности к обучению».

Общешкольное собрание для родителей будущих «Психологическая готовность ребёнка к школе».

  • Воспитательный потенциал семьи;

  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления;

  • Привитие младшим школьникам норм поведения;

  • Сотрудничество школы и семьи в преодолении отклонений от норм поведения;

  • Роль самооценки в воспитании личности

  • О родных и близких с любовью!

  • Патриотическое воспитание в семье.

Общешкольное собрание для родителей будущих «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Родительские собрания в классных коллективах : « Права и обязанности родителей: педагогическая культура основа родительской мудрости». «Охрана интересов детей в семье», «Воспитание через прекрасное», «Воспитание гражданина в семье»,

Родительский лекторий:

«Права и обязанности родителей», «Ответственность родителей за воспитание детей», «Задачи и функции современного семейного воспитания», «Документы, охраняющие детство», « Наркотики – это оружие массового уничтожения» « Профилактика социального сиротства» «Воспитание гражданина в семье», « Как избежать конфликтов в семье», « Факторы, влияющие на тревожность ребёнка», « Организация правильного досуга детей»

В школе стало традиционным проведение в конце каждого учебного года Дня открытых дверей «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» в форме творческого отчёта. Цель данного мероприятия: не только показать родителям итог работы учреждения за год, но и создать условия для активного, совместного сотрудничества родителей и детей, оценка работы школы, пожелания на перспективу.

6.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур (таблица 15), в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Таблица 15

Аналитико-диагностическая деятельность по изучению результатов духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Проблема изучения

Средства и цель изучения

Кто изучает

Сроки

Результат

1

Изучение уровня тревожности первоклассников

Проективная методика

психолог

сентябрь

октябрь

2

Выявление уровня сформированности школьной мотивации (1кл)

Проективная методика.

Цель: выявить уровень школьной мотивации первоклассников

психолог

октябрь

3

Выявление уровня сформированности школьной мотивации (2-4кл)

Методика Лускановой

Цель: выявить уровень школьной мотивации

психолог

октябрь

4

Выявление уровня сформированности

валеологических знаний учащихся

8-10 лет

Анкетирование

Цель: выявить уровень сформированности

валеологических знаний учащихся и устойчивого негативного отношения к вредным привычкам,

ЗВР, классные руководители

1-4 классов

ноябрь

5

Выявление уровня сформированности межличностных отношений в классных коллективах

2-4 классов

Социометрия. Цель: изучить состояние эмоционально психологических отношений в детском коллективе и положение каждого ребёнка в нём.

психолог, классные руководители 2-4 кл.

ноябрь- декабрь

6

Направленность интересов младших школьников

Методика

«Цветик – семицветик»

Цель: выявить направленность

интересов младших

школьников

педагог-организатор,

классные руководители

2- 4 классов

декабрь

7

Выявление уровня самооценки обучающихся 2-4 классов

В.Г. Щур, С.Г. Якобсон «Методика исследования самооценки».

Цель: выявить уровень сформированности самооценки учащихся 2-4 классов

психолог

январь

8

Особенности эмоциональной устойчивости школьников (2-4 кл)

Тест: Люшер

Цель: изучение степени невротизации и тревожности

психолог

февраль

9.

Удовлетворённость родителей и учащихся жизнедеятельностью школы

Анкетирование

Цель: изучить степень удовлетворённости учащихся и родителей жизнедеятельностью школы

социальный педагог,

классные руководители 1- 4 классов

февраль-март

10

Выявление уровня сформированности познавательной сферы обучающихся 8-10 лет

«Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» Методика Л.А. Ясюковой.

Цель: выявить уровень сформированности познавательной сферы учащихся

психолог

март

11

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося начальной школы

Методика «Пословицы»

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся

педагог- организатор

март- апрель

12

Выявление степени развития познавательной и волевой сферы выпускников при переходе в среднее звено

Методика диагностики умственного развития и способности к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в среднее звено

Цель: выявление уровня сформированности волевой и личностной готовности

учащихся 4-х классов

психолог

апрель

13

Уровень воспитанности учащихся 2 – 4 классов

Цель: определить уровень воспитанности учащихся 2 – 4 классов

ЗВР, классные руководители1- 4 классов

май

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете её выпускник.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа находится в с. Сретенье, на территории Рыбинского муниципального района, в 20 км от г.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа Муниципального образовательного учреждения «Быковская Средняя Общеобразовательная Школа№3» Быковского муниципального района Волгоградской области (далее - Образовательная программа) разработана в
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Владивостока» содержит следующие разделы:
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    2.1.1. Основная образовательная программа начального общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 838 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
  7. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Лесновская основная общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

Другие похожие документы..