Главная > Основная образовательная программа


Формирование УУД при выполнении различных заданий

Задания и формы работы

Виды УУД

Личностные УУД

Вопросы типа «О чём заставило тебя задуматься это произведение?»

Позволяют ребёнку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей

Вопросы типа «Какой герой вызывает у тебя симпатию? Почему?»; «Как ты оцениваешь поступок героя?»

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках

Познавательные УУД

Задание на информационный поиск: «Узнай, как выглядят кошки персидской породы … Для этого ты можешь:

-найти изображение в справочнике;

Поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;

Понаблюдать за кошками на улице»

Учат анализу, синтезу, классификации, сравнению, установлению причинно-следственных связей

Библиографические уроки.

Задание типа «подготовь выставку книг по теме « классификация книг по темам, жанрам, автора и т.д.

Сопоставительный анализ текстов на уроке (например, сравнение произведений разных жанров с целью выявления жанрообразующих признаков – рассказ и басня)

Задание типа «О каких породах кошек хотел бы рассказать ты? Составь книжку-малышку. Подбери иллюстрации к ней»

Дают возможность формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Коллективная проектная деятельность «Презентация мультфильма о дружбе»

«Хочешь принять участие в конкурсе на лучшую презентацию?

  1. Собери команду своих друзей.

  2. Выберите мультфильм о дружбе, который вы хотели бы представить. Посмотрите мультфильм. Придумайте как лучше представить ваш мультфильм.

Дают возможность учитывать позицию собеседника, уважать иную точку зрения, развивать умение обосновывать и доказывать собственное мнение.

Вопросы типа «как нужно сформулировать вопрос, чтобы узнать, какие рассказы о кошках существуют? Как ты спросишь у родителей, у библиотекаря, как сформулируешь запрос в Интернете?»

Учат эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться.

Регулятивные УУД

Задание типа «Напиши сочинение на заданную тему и отредактируй его»

Обеспечивают возможность самостоятельно учиться: ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность.

4.6.Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования. Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

В Таблице 11 «Значение универсальных учебных действий для успешности

обучения в начальной школе основной школе представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.

Таблица 11

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе»

Учитель знает: важность формирования универсальных учебных действий школьников; сущность и виды универсальных умений, педагогические приемы и способы их формирования. Учитель умеет: отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД: привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.

Преемственность в обучении между ДОУ и школой

В Яснополянском детском саду реализуется программа «Воспитание и обучение в детском саду». Авторы М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова

Используемая литература:

    1. Н.С. Варенцова Обучение дошкольников грамоте.

    2. И.А.Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений.

    3. А.В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе.

    4. Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.

    5. Л.В. Куцакова Творим и мастерим. Ручной труд.

    6. Н.Ф, Губанова Игровая деятельность в детском саду.

    7. Л.В. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.

    8. В.М. Ковалько Азбука физкультминуток дошкольников.

    9. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду

Раздел VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.1. Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции и опыта реализации воспитательной.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начальной школы направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Одним из центральных положений программы является концепция создания в образовательном учреждении целостного пространства духовно-нравственного развития, воспитания младшего школьника в форме детской организации. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни, принадлежит педагогическому коллективу начальной школы.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности школьника, его интересов и способностей. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

Воспитательная среда школы базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе создан максимум условий для образовательной и творческой сферы деятельности учащихся. Воспитательный процесс педколлектив строит с учётом результатов диагностики, психолого-педагогического прогноза, интересов и способностей учащихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы, актуальных велений времени. Начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста, поэтому воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивация и ориентации на общечеловеческие ценности.

Основой воспитательной работы в школе является система коллективно- творческих дел. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.

Каждое из направлений базируется на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы

  • Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

  • Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоко-нравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Чтобы помочь ребёнку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.

Задачи развития и воспитания младших школьников:

1) в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации твор-ческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходи-мости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действии-ям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении резуль-тата;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей дейст-виям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

  • формирование нравственного смысла учения;

2) в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

3) в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

6.2. Ценностные установки духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы (таблица 11) согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

4.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации направлений, представленных в таблице 12.

Таблица 12.

Основные направления и ценностные основы развития,

воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Направление

Задачи

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты

1.

Воспитание граж-данственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязан-ностям человека

«Островок детства, надежды и мечтаний»

Ценностные уста-новки: любовь к России, своему народу, краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; по-ликультурный мир; свобода личная и на-циональная; доверие к людям, институтам государства и граж-данского общества.

1.Формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны, представления о символах государства – Флаге, Гербе Рос-сии, о флаге и гербе г. Троицка и Челябинской области, элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. 2.Формировать правосознание, представления о правах и об обязанностях гражданина РФ.

3.Воспитывать уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения.

4.Формировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни Рос-сии, субъекта Российской Феде-рации, города; стремление ак-тивно участвовать в делах класса, школы, семьи, посёлка.

5.Воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России; уважение к защитникам Родины.

6.Формировать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице на природе; умение нести ответственность за свои поступки.

7.Воспитывать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Урочная деятельность

1.Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям раз-вития в разных предметах.

2.Окружающий мир, 3-4 кл. – «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Общече-ловеческие правила поведения в многоликом обществе, права че-ловека и права ребёнка».

3.Литературное чтение – сказки народов России и мира; произве-дения о России, её природе, людях, истории.

4.Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимо-действиях: посредством технологии оценивания, опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.; групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; специфические предметные методики, требующие коллектив-ного взаимодействия и поддержки товарища.

Внеурочная деятельность

5.Знакомство с правилами, об-разцами гражданского поведения, обучение распознаванию граж-данских и антигражданских, анти-общественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприя-тий): беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?, «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом», «Для чего людям нужно государство», «Документы, охраняющие детство»; просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречии-вые ситуации; экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края»; коллективно-творческие дела (творческие конкурсы, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Открытое письмо солдату», «Детский рисунок против войны»; встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов; завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Внешкольная деятельность

6. Участие в исследовательских проектах по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.), забота о памятниках защитникам Отечества участие в культурных мероприятиях города, участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Моя улица – без мусора», «Рябиновые бусы».

Сформировано ценностное отно-шение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

Обучающиеся имеют элементарные представления об институтах граж-данского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, социальной и межкультурной комму-никации, начальные представления о правах и обязанностях человека, граж-данина, семьянина, товарища.

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

«Делай добро себе и другим»

Ценностные установ-ки: нравственный вы-бор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, чес-тность, забота о стар-ших и младших, сво-бода совести и веро-исповедания, толеран-тность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.

1.Формировать представления о базовых национальных рос-сийских ценностях.

2.Учить различать хорошие и плохие поступки; знать правила поведения в школе, семье, общественных местах.

3.Формировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны, почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное от-ношение к сверстникам и млад-шим.

4.Установливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.

5.

Воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому.

Совершенствование знаний о правилах вежливого поведения, культуры речи, умение пользо-ваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, акку-ратным; стремления избегать плохих поступков, не каприз-ничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления о возможном не-гативном влиянии на морально-психологическое состояние че-ловека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных пе-редач.

Урочная деятельность

Изучение материала и выпол-нение учебных заданий по нрав-ственно-оценочным линиям раз-вития в разных предметах.

Литературное чтение – анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного, эмоции-ональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие вос-питательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир – «связь че-ловека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Внеурочная деятельность

Знакомство с правилами нрав-ственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– беседы и классные часы по при- мерным темам (по работам: «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать». «Делай добро себе и другим», «След душевной чистоты»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

– классные часы «Добро и зло на полотнах художников», «Старые песни о главном»;

– коллективно творческие дела (театральные постановки, худо-жественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа», «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с дея-тельностью традиционных рели-гииозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятеля-ми;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и их представление;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– туристические походы и другие формы совместно деятельности,

требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм; завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила поведения я приобрёл».

Внешкольная деятельность

Посильное участие в оказании помощи другим людям:

– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;

– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающим-ся;

– решение практических личных и коллективных задач по установ-лению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.

Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, нахо-дящемуся в трудной ситуации.

Формируется способность эмоцио-нально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

3.

Воспитание трудо-любия, творческого отношения к учению, труду, жизни

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Ценностные установ-ки: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине, целе-устремлённость и нас-тойчивость, бережли-вость, трудолюбие.

Формирование первоначаль-ных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; первоначальные представлений о нравственных основах учёбы, труда и творчества.

Воспитание уважение к труду и творчеству старших и свер-стников.

Формирование элементарных представлений об основных профессиях.

Воспитание ценностного от- ношения к учёбе как виду твор-ческой деятельности.

Формирование элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества, первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реалиизации учебных и учебно-трудовых проектов.

Развивать умение проявлять дисциплинированность, после-довательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте.

Воспитывать бережное отно-шение к результатам своего тру-да, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Урочная деятельность

Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов.

Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Внеурочная деятельность

Знакомство с правилами взаи-моотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров», «В гостях у Самоделкина»;

– заочные экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира;

– коллективно творческие дела по подготовке трудовых праздников;

– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославив-шихся своим трудом, его результатами;

– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

– совместные проекты с родителями «Труд моих родных».

Внешкольная деятельность

Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, (приготовление пищи, уборка после еды, при-ведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

– занятие народными промыслами (кружки)

– отдельные трудовые акции, например, «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе);

Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.

Учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

Учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.

Учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах дея-тельности.

Учащиеся мотивированы к само-реализации в творчестве, познава-тельной, общественно полезной дея-тельности.

4.

Формирование цен-ностного отношения к здоровью и здоров-ому образу жизни

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Ценностные установ-ки: здоровье физиичес-кое и стремление к здоровому образу жиз-ни, здоровье нравст-венное, психологи-ческое, нервно-психи-ческое и социально-психологическое.

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников.

Элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья чело-века: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива).

Элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

Понимание важности физии-ческой культуры и спорта для здоровья человека, его образо-вания, труда и творчества.

Знание и выполнение сани-тарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберега-ющего режима дня.

Интерес к прогулкам на при-роде, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

Первоначальные представле-ния об оздоровительном влия-нии природы на человека.

Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Урочная деятельность

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.

Уроки психологического здоровья – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

– осмысленное чередование умст-венной и физической активности в процессе учёбы;

– регулярность безопасных физи-ческих упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.;

– образовательные технологии, построенные на личностноориен-тированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

Внеурочная деятельность

Знакомство с правилами здоро-вого образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здо-ровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприя-тий):

– спортивные праздники, подвиж-ные игры (в т.ч. с родителями);

– путешествие в «Страну Здоро-вячков»;

– занятия в спортивных секциях;

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к фи-зической активности);

– классные часы, беседы, коллек-тивно-творческие дела по пример-ным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чём-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?», «Слово лечит, слово и калечит», «Что даётся человеку один раз в жизни»;

– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями.

Внешкольная деятельность

Опыт ограждения своего здо-ровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом млад-шим, нуждающимся в помощи;

– составление и следование здо-ровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

– организация коллективных дей-ствий (семейных праздников, дру-жеских игр) на свежем воздухе, на природе;

– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих родных и близких.

У учащихся сформировано ценнос-тное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья чело-века, его образования, труда и твор-чества.

Учащиеся знают о возможном не-гативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье че-ловека.

5.

Воспитание ценнос-тного отношения к природе, окружаю-щей среде (экологи-ческое воспитание)

«У нас Планета на всех одна, давайте будем беречь её, друзья!»

Ценностные установ-ки: родная земля, запо-ведная природа, планета Земля, экологиче-кое сознание.

Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни.

Формировать понимание ак-тивной роли человека в приро-де, ценностное отношение к природе и всем формам жизни, элементарный опыт природоохранительной деятельности.

Воспитывать бережное отно-шение к растениям и животным.

Урочная деятельность

Изучение материала и выпол-нение учебных заданий по изуче-нию правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил.

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы:

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение невостребованного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги

Внеурочная деятельность

Знакомство с правилами бе-режного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– экскурсии в краеведческие музеи, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края;

– классные часы, беседы по при-мерным темам: «Как помочь при-роде убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека, беда для природы?», «Берегите Землю, берегите!»;

– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

– проекты по изучению природы родного края, его богатств и спо-собов их сбережения.

Внешкольная деятельность

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

– участие в акции «Чистый посё-лок»; забота (в т.ч. вместе с роди-телями) о живых существах – до-машних и в дикой природе;

– участие в посильных экологи-ческих акциях на школьном дворе, на улицах, посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п., участие в работе экологических кружков;

– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».

Учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

У учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной дея-тельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

У учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6.

Воспитание ценнос-тного отношения к прекрасному, форми-рование представле-ний об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспи-тание).

«Как прекрасен этот мир!»

Ценностные установ-ки: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Воспитание представления о душевной и физической красоте человека.

Развивать умение видеть кра-соту природы, труда и творчества.

Воспитывать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, интерес к занятиям художественным творчеством.

Совершенствовать стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Урочная деятельность

Изучение материала и выпол-нение учебных заданий, направ-ленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.

Изобразительное искусство и музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой дея-тельности.

Литературное чтение – приоб-щение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология, ИЗО – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы:

– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью са-мовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;

– оценка результатов выполнения учебного задания не только с по-зиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

Внеурочная деятельность

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприя-тий):

– игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);

– посещение концертов, участие в фестивалях, экскурсии, прогулки;

– путешествия по знакомству с красотой природы, с рефлексией по примерным темам: «Что пре-красного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»;

– классные часы, беседы по при-мерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

– занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художес-твенном творчестве;

– встречи-беседы с людьми твор-ческих профессий;

– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, му-зыкальных вечеров.

Внешкольная деятельность

Опыт реализации идеалов кра-соты в значимой для людей дея-тельности:

– участие в художественном оформлении помещений, зданий;

– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

Учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и худо-жественных ценностях отечественной культуры.

Учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения на-родного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

У учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, от-ношения к окружающему миру и самому себе.

Самореализации в различных видах творческой деятельности.

6.4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

учащихся начальной школы.

Современные особенности развития и воспитания учащихся начальной школы заключаются в особом педагогическом вниманием. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, о которых педагоги ещё два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учёт этих условий требует существенной корректировки подходов к организации развития и воспитания и обучающихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа находится в с. Сретенье, на территории Рыбинского муниципального района, в 20 км от г.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа Муниципального образовательного учреждения «Быковская Средняя Общеобразовательная Школа№3» Быковского муниципального района Волгоградской области (далее - Образовательная программа) разработана в
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Владивостока» содержит следующие разделы:
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    2.1.1. Основная образовательная программа начального общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 838 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
  7. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Лесновская основная общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

Другие похожие документы..