Главная > Основная образовательная программа


Раздел 1. Пояснительная записка

Главной отличительной чертой современности являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечат её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного общего и среднего общего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Актуальность определяется следующими основными требованиями общества к образовательной системе:

- формирование культурной идентичности обучающихся как граждан России;

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Целью реализации Основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачами реализации Основной образовательной программы являются:

1. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

2. формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

4. укрепление физического и духовного здоровья обучающихся осуществляется через решение следующих задач: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

5. учёт социально-культурных особенностей и потребностей п. Ясные Поляны Троицкого муниципального района Челябинской области, который предусматривает формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения как к экологии, так и к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.

Основная образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:

- обучающихся – в программах обучения, духовно-нравственного развития и воспитания, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

- родителей обучающихся (законных представителей), общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений;

- социума – в сохранении и развитии традиций села

Основная образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации “Об образовании”, опирается на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа», (Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с ), концептуальных положений системы учебников «Школа России», а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста, являются:

- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

- изменения при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – переход к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познание, социальное признание и самовыражение;

- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психологические факторы.

  1. Центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени

образования:

- словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане;

- знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование

существенных связей и отношений объектов;

  1. Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,

направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности учреждения. Единство этих программ образует завершённую систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития нашей школы

Участниками образовательного процесса в учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители), Совет образовательного учреждения.

Все основные элементы Основной образовательной программы – система целей, технология организации образовательного процесса, пакет метапредметных программ, система оценивания – носят динамический характер. Перспективные изменения образовательной программы определяются Программой развития школы.

Разработанная Основная образовательная программа школы предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития обучающихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

Образовательное учреждение, реализующее Основную образовательную программу, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении; с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения, осуществляются через правовые уроки и классные часы в первую неделю сентября (для обучающихся) и на первом родительском собрании в конце августа (для родителей).

Образовательные потребности родителей заключаются в доступном качественном здоровьесберегающем образовании детей.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Яснополянская средняя общеобразовательная школа» обучается 200 человек в 11 классах, из них 4 класса начального звена.

Анализ семей обучающихся начальной школы показывает, что многодетных семей - 16

малообеспеченных – 62, многодетных и малообеспеченных -15, количество неполных семей -13.

Ниже представляется анализ образовательного уровня родителей обучающихся начальной школы: высшее образование – имеют 15 родителей, незаконченное высшее – 3, средне-специальное – 42 человека, средне-техническое- 10 , среднее образование - 36 имеют родителя и незаконченное среднее – 8 человек.

В школе работает 2 группы продлённого дня. Образовательное учреждение работает в одну смену (с 8.30 ч до 13.40 ч), продолжительность урока – 40 минут (в 1 классе – 35 минут).

Ежегодно обучающиеся образовательного учреждения участвуют в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах и предметных чемпионатах районного, областного и Всероссийского уровня: Всероссийская олимпиада школьников, конкурсы-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Британский бульдог», «Золотое Руно», Молодежный чемпионат по английскому языку, Молодежный филологический чемпионат, Молодежный чемпионат «Старт», Молодежный математический чемпионат, «Серебряное перышко», научно-практическая конференция НОУ, экологический турнир «Тропинка» .В 2010-2011 учебном году среди обучающихся есть победители и призёры муниципального этапа и участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

С 1995 года в образовательном учреждении открыт музей. В 2010 году музей стал победителем областного конкурса школьных музеев.

В школе есть традиции, которые проводятся в различных формах «Посвящение в первоклассники и пятиклассники», «Спартакиады школьников», «Интеллектуальный марафон», «Праздник встречи школьных друзей», «Традиционные праздники (концерты), посвящённые Дню Знаний», « Дню Учителя», «Дню Пожилого человека», «Дню Победы», Новый год ,«День здоровья » «Посвящение в читатели», военно-спортивные игры «Зарничка» и «Зарница», «Прощание с Азбукой», ««Прощание с начальной школой», здоровьесберегающие акции, турслёты, походы выходного дня. Творческие конкурсы и фестивали: декламирование стихотворений, рисунков и поделок, конкурс солистов, праздник «Последний Звонок» и классные праздники, посвящённые окончанию учебного года.

Раздел II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Основной образовательной программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Основной образовательной программы; являются основой для ее разработки; выступают содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Осуществлять связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы, сопоставляя содержание, заложенное в системе учебников «Школа России», с требованиями Стандарта по каждой группе планируемых результатов (личностные (Табл. 1), метапредметные (Табл. 2), предметные результаты (Табл. 3).

Таблица 1

Планируемые личностные результаты

Виды УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность для формирования

Личностные

(сформированность внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации)

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность для формирования»)

Таблица 2

Планируемые метапредметные результаты

Виды УУД

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Регулятивные

(овладеют всеми типами учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать

и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение)

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение ,как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные

(научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе

овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач)

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

Коммуникативные

(приобретут умения учитывать позицию

Собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Сретенская средняя общеобразовательная школа находится в с. Сретенье, на территории Рыбинского муниципального района, в 20 км от г.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа Муниципального образовательного учреждения «Быковская Средняя Общеобразовательная Школа№3» Быковского муниципального района Волгоградской области (далее - Образовательная программа) разработана в
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Владивостока» содержит следующие разделы:
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    2.1.1. Основная образовательная программа начального общего образования является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 838 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
  7. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Лесновская основная общеобразовательная школа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

Другие похожие документы..