Главная > Учебно-методический комплекс


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт сервиса и социально-информационных коммуникаций

Кафедра культурологии

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

________________ Н.А. Голиков

Учебно-методический комплекс

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

цикл ОПД

для студентов Института сервиса и социально-информационных технологий, Института искусств и народного художественного творчества

Специальности

031401.65 «Культурология», квалификация выпускника культуролог;

071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация выпускника технолог автоматизированных информационных ресурсов;

071401.65 «Социально-культурная деятельность», квалификация выпускника Менеджер социально-культурной деятельности

071301.65 «Народное художественное творчество», квалификация выпускника Режиссер любительского театра

070105.65 Дирижирование академическим хором квалификация выпускника дирижер, хормейстер академического хора

070503.65 «Музейное дело и охрана памятников», квалификация выпускника музеевед.

Составитель:

Старший преподаватель

Н.В. Ершова

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

Культурологии

29.11.07г.

Тюмень

2007

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В области культуры и искусства

ОПД.Ф. Безопасность жизнедеятельности

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

Проблема национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантируют сохранение работоспособности и здоровья человека. Готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- принятия решений по защите пе6рсонала и населения от возможных последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональные дисциплин.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; современный комплекс проблем безопасности человека; средства и методы повышения безопасности; концепцию национальной безопасности; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Специалист должен уметь:

- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

- планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Тематический план

Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Дневное обучение (ОДО)

№№ тем

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

Учебных

часов

Из них

лекций

семинаров

Самост.

работа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Введение

1

1

Раздел I. Современный комплекс проблем безопасности

17

7

4

6

1.1.

Современный этап развития цивилизации.

1

1

1.2.

Глобальная безопасность

4

2

2

1.3.

Национальная безопасность.

6

2

2

2

1.4.

Безопасность личности.

6

2

2

2

Раздел II. Человек и среда обитания

26

8

4

14

2.1.

Экология человека.

2

2

2.2.

Человек и техносфера.

2

2

2.3.

Человек и социосфера

6

2

4

2.4.

Системы безопасности человека

4

2

2

2.5.

Безопасность организациях и учреждениях культуры и искусств

12

2

2

8

Раздел III. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

56

20

8

28

3.1.

Чрезвычайные ситуации: определения, понятия Источники ЧС Классификация ЧС.

ЧС мирного и военного времени

Основы безопасности и защиты населения в ЧС. РСЧС. Роль гражданской обороны.

Способы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайной ситуации.

Медицина катастроф. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

Ликвидация последствий ЧС.

Безопасность и защита культурных ценностей в мирное и военное время.

Обучение населения. Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Основные способы защиты населения и территорий в чрезвычайныхситуациях

2

2

3.2.

10

4

2

4

3.3

2

2

3.4.

6

2

2

2

3.5.

2

2

3.6.

10

2

2

6

3.7.

4

4

2

3.8.

8

2

2

4

3.9.

6

2

4

3.10.

6

2

4

ВСЕГО:

100

36

16

48

Безопасность жизнедеятельности

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие №1.

Тема: Национальная безопасность

  1. Национальная безопасность.

  2. Современное состояние и национальные особенности России.

  3. Внешние и внутренние опасности для общества и нации:

- в военной области;

- в политической сфере;

- в экономической деятельности;

- в техногенной ситуации;

- в экологической обстановке;

- в информационном пространстве;

- в социокультурной сфере;

- в демографической ситуации;

  1. Система национальной безопасности.

  2. Концепция национальной безопасности России.

  3. Духовное здоровье нации – главное условие жизнеспособности общества.

Литература:

  1. Данилов-Данильян, Виктор Экологический вызов и устойчивое развитие: Учеб.пособие/ Данилов-Данильян, Виктор, Лосев, Ким. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 387, [1]с.

  2. Занько, Наталья Георгиевна медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник/ Н.Г.Занько, В.м. Ретнев. – изд. 2-е, стереотип.. – М.: Академия, 2004. – 287, с. + табл.. – (Высшее профессиональное образование).

  3. Семехин, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности для гуманитариев: учебное пособие/ Ю.Г. Семехин. – Р /н Д: Феникс, 2003. – 411 с.. – (Высшее образование).

  4. Безопасность жизнедеятельности: учебник/, под ред. С.В. Белова; авт. С.В. Белов и др.. – М.: высшая школа, 2000. – 342с. + ил..

  5. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд.2-е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. – 192 с.

  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

  7. Безопасность Евразии / Журнал личной, национальной, коллективной безопасности.

  8. Журнал «Гражданская защита».

  9. Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности».

Семинарское занятие №2

Тема: Безопасность личности.

  1. Безопасность личности – комплексная проблема:

- социальные аспекты проблемы;

- медико-биологические аспекты проблемы;

- экологические аспекты проблемы;

- технологические аспекты проблемы;

- правовые аспекты проблемы.

  1. Безопасность детей и женщин в современном обществе.

  2. Права человека. Всеобщая декларация прав человека.

  3. Понятие о виктимологии.

  4. Девиантное поведение.

  5. Культура личности безопасного типа.

  6. Культура безопасности.

  7. Безопасность в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд.2-е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. – 192 с.

  2. Всеобщая декларация прав человека.

  3. Декларация о правах ребенка.

  4. Конвенция о правах ребенка.

  5. Безопасность Евразии.

  6. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».

  7. Энциклопедия личной безопасности.

  8. Ершова Н.В. Культура безопасности // Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы. – Тюмень: «Вектор Бук», 2004.

  9. Яковлева Н. Проблемы защиты прав детей / Яковлева Н. // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – С.8-10. №11-12

Безопасность жизнедеятельности

Планы семинарских занятий



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иванка атанасова учебный словарь-справочник имëн прилагательных с однокорневой основой

    Интернет справочник
    ... по изучению какой-л. дисциплины с указаниями и советами преподавателю и учащимся. Методический кабинет. Методические вопросы. Методическая концепция. Методическое ...
  2. Учебная дисциплина «Информатика» (методический комплекс)

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Информатика» (методическийкомплекс) Рабочая программа Министерство образования Российской ... работа а) Обзор учебников по информатике (для высшей школы). б) Создать самораспаковывающий архив по лабораторным работампо ...
  3. О т ч е т по самообследованию техникума

    Документ
    ... утверждаются заместителем директора поучебнойработе. Организационные формы учебно-методическойработы Массовые Индивидуальные ... учебный корпус, общежитие, учебные мастерские, спортивный комплекс, автогараж, учебный полигон. Общая площадь учебного ...
  4. Для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической научно-исследовательской и других работ выполняемых профессорско-преподавательским составом тусура

    Документ
    ... учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению дипломных проектов (работ) и выпускных квалификационных работ. Разработка учебно-методическогокомплекса специальности ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    ... организации лабораторных работ учащихся по биологии с микроскопом и микропрепаратами. Анализ учебно-методическогокомплекса на примере комплексапо разделу ...
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины (11)

    Лекция
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА Санкт-Петербург 2007 ... работ 9 4.Форма итогового контроля 10 5.Учебно-методическое обеспечение курса 12 II.Методические указания по подготовке ...

Другие похожие документы..