Главная > Лекция


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

Санкт-Петербург

2007

Программу составил:

Мигунов Анатолий Иванович, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой логики СПбГУ.

Оглавление

Оглавление 3

I.Рабочая программа учебной дисциплины. 4

1.Организационно-методический раздел 4

2.Содержание курса 5

3.Распределение часов по формам и видам работ 9

4.Форма итогового контроля 10

5.Учебно-методическое обеспечение курса 12

II.Методические указания по подготовке к семинарским занятиям 14

III.Методические указания по самостоятельной работе 16

IV.Контрольные вопросы, выносимые на экзамен. 18

V.План конспект открытого занятия 20

1.Конспект лекции по теме «Определение понятий» (2 часа). 20

2.Лекция по теме «Логические основы аргументации» (2 часа). 22

VI.Мультимедийное обеспечение лекционного курса. 43

  1. Рабочая программа учебной дисциплины.

  1. Организационно-методический раздел

    1. Цель курса – сформировать у студентов профессиональное внимание к логической форме речи, выработать навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи.

    2. Задача курса – ознакомление с основными разделами классического логического знания. Речь в курсе будет идти о связи мышления, его предмета и языка, о природе понятия и операциях с ним; будут рассмотрены различные логические средства анализа дедуктивного рассуждения: восходящая к Аристотелю логика категорических (атрибутивных) суждений, а также классическая логика высказываний. Слушатели будут учиться анализировать формальными средствами логическую структуру рассуждений, аргументаций, выполненных в естественном языке, строить выводы и фиксировать логическую неправильность неправильных рассуждений.

    3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Настоящая программа разработана для студентов-гуманитариев широкого профиля и призвана дать слушателям базовые знания по философской логике. Логика как учебная дисциплина является необходимым компонентом образования студентов независимо от выбранной ими специальности, прежде всего потому, что в ней представлен один из важнейших аспектов речевого общения. Язык рассматривается в курсе как способ существования мышления. Содержание курса включает проблемы, обсуждение которых предполагает знакомство слушателей с основами философского знания.

Изучение логики формирует логическую дисциплину ума – необходимого условия освоения всякого рационального, в том числе и гуманитарного знания. Кроме того, освоение норм рационального рассуждения способствует формированию у студентов способности к самостоятельному критическому мышлению и ответственному отношению к слову, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности.

    1. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты обязаны в полном объеме освоить понятия и методы формальной логики, излагаемые в курсе, уметь анализировать логическую форму рассуждений, построенных в естественном языке, правильно совершать логические операции с понятиями, строить формально правильные доказательства.

  1. Содержание курса

Разделы курса

  1. Предмет и значение логики.

    1. Логика как философская наука.

    2. Основные законы (принципы) правильного рассуждения

  2. Логика категорических суждений.

    1. Понятие как форма мышления.

    2. Операции с понятиями.

    3. Суждение как форма мышления.

    4. Силлогистика.

  3. Классическая логика высказываний.

  4. Логические основы аргументации.

Краткое содержание тем

1. Предмет и значение логики.

1.1. Логика как философская наука.

Логика - наука о правильном рассуждении. Логика и онтология. Чувственное познание и абстрактное мышление. Связь мышления с языком. Основные аспекты изучения языка: синтаксис, семантика, прагматика. Формальная правильность рассуждения и истинность суждений. Истинность и правдоподобность. Искусственный язык науки логики. Понятие истинности в естественном и искусственном языках. Структура курса.

1.2. Основные законы (принципы) правильного рассуждения.

Определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность мышления. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Методологическая функция законов логики.

2. Логика категорических суждений.

2.1. Понятие как форма мышления.

Чувственные формы познания и понятие. Логическое и психологическое в познании. Основные приемы образования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) - элементарные методы познавательной деятельности. Объем и содержание понятия. Признаки предметов, их виды. Признак - свойство - отношение. Закон обратной зависимости между объемом и содержанием понятия. Понятие, мысль и слово. Понятие и имя. Слово как имя вещи и слово как средство формирования мысли. Мысль как продукт диалога.

Отношения между понятиями и операции с классами. Референциальная определенность понятия. Родовидовые отношения между понятиями. Отношения несовместимости.

2.2. Операции с понятиями.

Обобщение и ограничение понятий, как производство новых понятий в реальном акте мышления.

Определение понятия. Сущность определения. Определение как операция с содержанием понятия. Явные и неявные определения, виды неявных определений. Определение через род и видовое отличие, генетическое определение. Реальные и номинальные определения. Термины и понятия. Остенсивные “определения”. Двойственная природа понятия и контекстуальная природа слова. Правила определения.

Деление понятия как логическая операция. Соотношение деления и определения понятия. Деление по видоизменению признака и дихотомическое деление. Правила деления. Классификация и деление. Классификация естественная и вспомогательная.

2.3. Суждение как форма мышления.

Сущность суждения. Суждение и понятие. Простое и сложное суждения. Суждения с отношениями, суждения существования и атрибутивные суждения.

Структура простого категорического суждения. Классификация суждений по качественной и количественной характеристикам. Распределенность терминов в категорическом суждении. Отношения между суждениями, истинностные зависимости между ними: подчинение, контрадикторность, контрарность, субконтрарность.

2.4. Силлогистика.

Определение умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между ними. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии; сложные и простые; непосредственные и опосредствованные. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.

Понятия логического закона и логического следования в традиционной силлогистике. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату; правила логического следования по “логическому квадрату”.

Простой категорический силлогизм. Структура силлогизма. Аксиома категорического силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Общие и специальные правила категорического силлогизма. Проверка правильности модусов категорического силлогизма с помощью круговых схем. Аксиоматическое построение теории категорического силлогизма (сведение модусов 2, 3 и 4 фигур к модусам первой фигуры).

Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы. Энтимематические умозаключения и пресуппозиции.

3. Классическая логика высказываний

Язык логики высказываний и его выразительные возможности. Алфавит языка логики высказываний, определение формулы. Объектный язык и метаязык. Понятие истинности в логике высказываний. Семантика логических союзов. Логические союзы и их аналоги в естественном языке. Анализ логической структуры высказываний в естественном языке и «деревья формул» логики высказываний. Семантические (аналитические) таблицы для формул логики высказываний. Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы логики высказываний. Проблема разрешимости и разрешающая процедура.

Методы обнаружения тавтологий. Законы логики высказываний. Отношения между высказываниями и способы их установления по истинностным таблицам. Отношение логического следования и его связь с импликацией.

Определение правила логического следования. Основные модусы логики высказываний.

4. Аргументация с точки зрения классической логики.

Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды. Основные правила аргументации и особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  • Что такое форма мышления?

  • Почему логика использует искусственный язык?

  • Что такое метаязык?

  • Почему логика является гуманитарным знанием?

  • Что собой представляют логические формулы?

  • Правильность и истинность: в чем различие между этими понятиями и как они связаны в логике?

  • В чем различие между истинностью и правдоподобностью суждений?

  • В чем состоит основной вопрос логики?

  • Что такое понятие?

  • Что такое существенный признак?

  • Дайте характеристику основным приемам образования понятий.

  • Почему имя собственное не является понятием?

  • Придумайте примеры для иллюстрации отношений между понятиями.

  • В чем принципиальная разница между операциями с понятием и операциями с классами?

  • В чем логический смысл операций обобщения и ограничения понятий?

  • Что такое определение?

  • Как строится определение через род и видовое отличие?

  • В чем смысл различения реальных и номинальных определений?

  • Почему остенсивное «определение» не является логической операцией?

  • В чем существенное различие между логической операцией деления и классификацией?

  • Что такое суждение и как оно соотносится с предложением?

  • На какие виды делятся категорические суждения?

  • Чем отличается отношение противоречия от отношения противоположности между суждениями?

  • Что такое распределенность термина, в чем содержательный смысл этой логической характеристики термина суждения?

  • Дайте характеристику основных видов модальных суждений.

  • Что такое умозаключение? Дайте характеристику основным видам умозаключений.

  • Чем правильное умозаключение отличается от неправильного?

  • Почему частноотрицательные суждения, как правило, не обращаются и в каком случае это возможно?

  • Какова структура простого категорического силлогизма?

  • Назовите общие правила категорического силлогизма и приведите примеры их нарушений.

  • Что такое фигуры и модусы категорического силлогизма?

  • Как строится аксиоматическая теория категорического силлогизма?

  • Что собой представляет логическое следование в традиционной силлогистике?

  • Приведите несколько примеров обоснования правильности модусов с помощью круговых схем и путем сведения к модусам I фигуры.

  • Что такое энтимема, из каких этапов состоит процедура восстановления сокращенной энтимемы до полного силлогизма?

  • Что такое логика высказываний?

  • Что такое формула логики высказываний?

  • Постройте семантические таблицы для логических союзов.

  • В чем отличие логических союзов от их аналогов в естественном языке?

  • Как строится таблица истинности для формул логики высказываний?

  • Что такое разрешающая процедура?

  • Как отношение логического следования связано с импликацией?

  • Дайте определение правила логического следования.

  • Что такое производное правило?

  • Как обосновывается производное правило?

  • Как строятся прямое и косвенное доказательства?

  • Всякая ли форма опровержения обосновывает ложность тезиса?

  • Каковы особенности аргументативного дискурса в естественном языке, отличающие его от формально-логического доказательства?

  • Дайте иллюстрации ошибок, связанных с нарушением правил аргументации.

  1. Распределение часов по формам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Логика как философская наука

2

 

2

2.

Основные законы (принципы) правильного рассуждения

2

 

2

3.

Понятие как форма мышления

4

 

4

4.

Операции с понятиями

4

2

4

5.

Суждение как форма мышления

2

2

6.

Силлогистика

6

2

6

7.

Классическая логика высказываний

6

4

6

8.

Аргументация с точки зрения классической логики

4

4

4

 

Всего часов

30

12

30

  1. Форма итогового контроля

Форма итогового контроля – письменный экзамен.

Письменный экзамен состоит из двух частей: 1 часть – выполнение теста, 2 часть – письменный ответ на один вопрос и выполнение 2 упражнений. Положительную оценку по итогам экзамена могут получить только те студенты, которые успешно выполнили тест, то есть ответили правильно на 7 из 10 заданий теста.

Во второй части экзамена дается развернутый ответ на один теоретический вопрос из списка вопросов, выносимых на экзамен, и выполняются два упражнения. Упражнения рассчитаны не на демонстрацию хитроумия, а на проверку понимания теоретического материала, изложенного в соответствующих разделах курса. Работа оценивается по четырёхбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по результатам выполнения заданий. «Отлично» получает тот, кто выполнил все упражнения из второй части экзамена и дал полный, т.е. включающий в себя все существенные характеристики предмета, ответ на теоретический вопрос. «Хорошо» получает тот, кто допустил непринципиальные ошибки в выполнении упражнений, либо дал не полный ответ на теоретический вопрос. Оценку «удовлетворительно» получает студент, который выполнил тест, но при выполнении упражнений или ответе на теоретический вопрос во второй части экзамена допустил принципиальные, существенные ошибки, либо не выполнил одно из упражнений. Студент, не выполнивший ни одного упражнения или не давший ответ на теоретический вопрос, получает оценку «неудовлетворительно».

Пример экзаменационного задания:

Ф.И.О.________________________________________________________

Факультет, отделение, курс, группа ________________________________ ______________________________________________________________

Дата_______________________________Подпись_________________________________

I.

Правильный вариант ответа обводится кружком. Если ошиблись и хотите исправить, то делать это надо так: зачеркните ваш неправильный ответ и обведите кружком новый вариант.

  1. Каким является понятие «звезда»

    1. общим

    2. единичным

    3. пустым

    4. собирательным

  1. В каком отношении находятся понятия «студент» и «учащийся»

    1. тождества

    2. подчинения

    3. противоположности

    4. противоречия

  1. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем определении «Обезьяна – млекопитающее животное»?

    1. отрицательное определение

    2. широкое определение

    3. круг в определении

    4. правильное определение

  1. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной»

    1. скачок в делении

    2. не по одному основанию

    3. не соразмерно

    4. правильное деление

  1. Каким является суждение «Всякое преступление – противоправное деяние»

    1. общеутвердительным

    2. общеотрицательным

    3. частноутвердительным

    4. частноотрицательным

  1. Каким является суждение «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

    1. импликативным

    2. дизъюнктивным

    3. конъюнктивным

    4. суждением эквивалентности

  2. Определите распределенность терминов в следующем суждении «Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы»

    1. Субъект и предикат распределены.

    2. Субъект и предикат не распределены.

    3. Субъект не распределен, а предикат распределен.

    4. Субъект распределен, а предикат – нет.

  1. Какое из следующих суждений является логическим следствием отрицания суждения «Ни один человек не летает»?

    1. Все люди летают.

    2. Некоторые люди летают.

    3. Некоторые люди не летают.

    4. Все люди ходят по земле.

  1. К какой фигуре относится следующий силлогизм: «N привлечен к уголовной ответственности, поскольку он совершил должностной подлог. А, как известно, совершившие должностной подлог привлекаются к уголовной ответственности»

    1. первая фигура

    2. вторая фигура

    3. третья фигура

    4. четвертая фигура

  1. По какому модусу построено данное умозаключение: «Если туман не рассеется, то вылет будет задержан. Туман рассеялся, поскольку самолет вылетел вовремя»

    1. modus ponens

    2. modus tollens

    3. modus ponendo tollens

    4. modus tollendo ponens

II.

  1. Проведите операции обращение и противопоставление предикату с суждением

Ни один любитель Пармезана не ест плавленые сырки.

  1. Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на логическую ошибку и в чем она состоит, если она есть).

Если гражданин совершает уголовное преступление, его арестовывают. Сидоров уголовного преступления не совершил, значит, его не арестовали.

III.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Содержание и объем понятия.

  1. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Гетманова А.Д. Логика. М., 2001 и др. годов издания.

  2. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994

  3. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб, 1999.

  4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.,1998 и др. годов издания.

-----------------------------------------

  1. Упражнения по логике. Ред. В.И.Кириллов. М., 1993

  2. Ивин А.А. Практическая логика. М., 1996

  3. Тоноян Л.Г. Логика (сборник задач и упражнений). СПб, 1997

Дополнительная литература

  1. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.

  2. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

  3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2001

  4. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

  5. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989

  6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  7. Горский Д.П. Определение. М., 1974

  8. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973

  9. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997

  10. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1996

  11. Остин Дж.Л. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

  12. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (“Вопросы философии”, 1990, №3), 1993 и др. годов издания.

  13. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М., 1986.

  14. Рэймонд М. Смаллиан. Алиса в стране смекалки. М., 1987.

  15. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины (1)

    Учебно-методический комплекс
    ... о с т а в и т е л ь – А.Н. Изюмская Учебно-методическийкомплексдисциплины «Право СНГ» / сост. А.Н. Изюмская. – М. : ИМПЭ ... Сообщество. С о с т а в и т е л ь А. Н. Изюмская учебно-методическийкомплексдисциплины Право СНГ Для студентов юридического ...
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины (50)

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСдисциплины ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Для студентов ... С о с т а в и т е л ь – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков Учебно-методическийкомплексдисциплины «Основы информационного права» / сост. В.И. Ступаков ...
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины (3)

    Учебно-методический комплекс
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСдисциплины Правовое регулирование финансово-информационной ... о с т а в и т е л ь – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков Учебно-методическийкомплексдисциплины «Правовое регулирование финансово-информационной безопасности» ...
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины (55)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексдисциплины Риторика Профессиональное общение с ... в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак Учебно-методическийкомплексдисциплины «Риторика. Профессиональное общение с открытой аудиторией» ...
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (12)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическийкомплексдисциплины ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА Для студентов, обучающихся ... наук С о с т а в и т е л ь - д-р ист. наук, проф. Г.А. Санин Учебно-методическийкомплексдисциплины «История Отечества». - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова ...

Другие похожие документы..