Главная > Документ


Заявка

на проведение сертификации системы качества

образовательных учреждений разного типа

________________________________________________________________

(наименование организации-заявителя)

Юридический адрес ______________________________________________ ________________________________________________________________

Телефон _________________ Факс _____________ E-mail_____________

Банковские реквизиты __________________________________________

________________________________________________________________

в лице ______________________________________________________ ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество руководителя)

просит провести сертификацию системы качества на соответствие требованиям

Данные о внедрении системы качества ______________________________

(номер и дата утверждения, год и месяц внедрения)

Общие сведения об образовательном учреждении ___________________ ________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Заявитель обязуется выполнять правила сертификации.

Дополнительные сведения ______________________________________

_______________________________________________________________

(данные о разработчиках системы качества)

Контактное лицо (Ф.И.О.) ________ тел. _____факс __________ E-mail__

Руководитель организации ________________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Главный бухгалтер ________________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

МП

Приложение 2

Перечень

документов для предварительной оценки системы качества

  1. Заявка на проведение сертификации системы качества.

  2. Политика образовательного учреждения в области качества в соответствии со стандартами ИСО 9000: 2000: планирование, управление, обеспечение качества и улучшение в рамках спроектированной системы.

  3. Руководство по качеству.

  4. Документирование процедур системы качества.

  5. Модель системы качества ОУ.

  6. Структурная схема ОУ и схема управления.

  7. Материалы по результатам самооценки состояния системы качества.

  8. Основные результаты деятельности образовательного учреждения за последние три года: итоги ЕГЭ и итоговой аттестации учащихся 9-х классов, мониторинговых исследований, предметных олимпиад, трудоустройство выпускников, отзывы основных потребителей образовательных услуг.

  9. Другие документы (по усмотрению заявителя), содержащие дополнительные сведения о системе качества (Программа развития ОУ, образовательная программа, документы по лицензированию и аккредитации, аналитические справки, протоколы и др.).

Приложение № 3

Требования к системам менеджмента качества

(критерии и показатели соответствия систем менеджмента

качества ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001в сфере образования)

п/п

Критерии

Показатели

Индикаторы

+

-

1.

Требования

к

документации

1.1. Руководство по качеству:

а) политика в области качества (общая стратегия ОУ в виде цели, обязательства ОУ по качеству образования, пути достижения целей);

б) краткое описание СМК в соответствии с политикой:

- область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений;

- документированные процедуры, разработанные для СМК, или ссылки на них;

- описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

в) рабочие документы: локальные акты, положения, регламентирующие деятельность ОУ по качеству.

1.2. Управление документацией и записями:

а) изменение, анализ одобрение и пересмотр внутренней документации;

б) управление внешней документацией: доведение до исполнителей, актуализация;

в) единые требования к ведению документации и записей.

2.

Ответственность руководства

2.1. Обязательства руководства:

-доведение до сведений всего коллектива ОУ важности удовлетворения требований учащихся, законодательных требований и требований ГОС;

- установление целей в области качества в образовательной программе ОУ на текущий уч. год для реализации политики в области качества

- обеспечение необходимыми ресурсами

2.2. Анализ со стороны руководства.

- входные данные для анализа: результаты проверок, обратная связь от потребителей, функционирование процессов, результаты процессов, предупреждающие и корректирующие действия, принятые на основе управленческие решения, изменения в СМК;

- выходные данные анализа: повышение результативности СМК и ее процессов, улучшение результатов работы, потребности в ресурсах.

- принятие управленческих решений на основе результатов анализа различной информации по результатам деятельности ОУ.

- оценка эффективности принятых управленческих решений.

2.3. Ориентация на потребителя:

- ОУ проводит изучение удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.

- руководство ОУ идентифицирует запросы потребителей в соответствии со спецификой ОУ.

- запросы потребителей учитываются при составлении учебного плана ОУ. Учебный план проверяется на соответствие запросам потребителей и целям работы ОУ.

2.4Планирование:

- результативное и эффективное планирование процессов;

- тактическое и стратегическое планирование процессов

- обоснованная структурная перестройка образовательного процесса;

- планирование, основанное на результатах проблемно-ориентированного анализа и принятых управленческих решений.

3.

Менеджмент ресурсов

3.1. Обеспечение ресурсами: внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМК, повышение ее результативности, повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их запросов.

3.2. Должностные инструкции, регламентирующие деятельность всех подразделений и должностных лиц ОУ, в том числе по качеству образования.

    1. Подготовка компетентного персонала:

а) программа повышения квалификации и переподготовки учителей, учитывающей запросы учителей и потребности ОУ.

б) определение необходимой компетентности для персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество образования;

в) обеспечение осведомленности своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

г) поддержание в рабочем состоянии соответствующих записей об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.

3.4.Полное функционирование инфраструктуры: здание, средства, оборудование процессов, службы обеспечения.

4.

Процессы жизненного цикла

продукции

4.1.Планирование процессов: определение основных и вспомогательных процессов, их разработка.

4.2.Планирование процессов: распределение ответственности за процессы между работниками, наделенными полномочиями.

4.3.Связь с потребителями: изучение запросов потребителей, их анализ, оформление отношений (договоры), ответы на запросы потребителей, обратная связь от потребителей.

5.

Измерение,

анализ и

улучшение

5.1. .Программа мониторинга: направления мониторинга, необходимые измерения, первичная обработка и хранение результатов.

Мониторинг:

- образовательного процесса, проводимый в соответствии с программой, обеспеченный кадровыми и материальными ресурсами;

- информации по удовлетворенности потребителем выполнением его требований. Наличие валидных методов и методик для измерения.

5.2.Работа с информацией: ее доступность, наличие вертикальных и горизонтальных потоков информации, позволяющих оперативно принимать решения и регулировать процессы.

5.3. Аудит:

- внутренний: самообследование и самооценка ОУ по качеству, анализ результатов аудита, проведение действий по улучшению;

5.4. Идентификация выпускников с моделью выпускников 1, 2, 3 ступеней, принятие управленческих решений по устранению обнаруженных несоответствий.

5.5. Система стимулирования и поощрения учителей.

5.6. Критерии оценки деятельности ОУ, учителя и ученика.

Условные обозначения:

ОУ – образовательное учреждение,

СМК – система

менеджмента качества,

ГОС – государственный стандарт,

КО – качество образования, индикаторы:

+ соответствует,

– не соответствует.

Обобщение опыта по проектированию и внедрению

системы менеджмента качества в образовательных

учреждениях Забайкальского края

Судакова А.А., начальник отдела анализа и мониторинга ЦМОиОЕГЭ

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Такая стратегия диктует необходимость создания механизма гарантий качества образования: систематического внимания к качеству через процесс его обеспечения, повышения и улучшения. Одним из элементов такого механизма, мерой качества таких процессов является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Поэтому необходимо создать внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением, что говорит о переносе ответственности за качество и оценку качества в образовательные учреждения. Обеспечение таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества (СМК).

Создание внутренних систем качества, систем менеджмента качества, продиктовано современным уровнем требований к образованию, а также необходимостью максимально эффективного функционирования и развития любого учебного заведения, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Таким образом, обеспечение высокого качества образования в образовательных учреждениях любого уровня имеет, по крайней мере, два важных следствия. В первую очередь, оно направлено на повышение культуры качества внутри ОУ, то есть на совершенствование образовательного процесса, и, соответственно, на улучшение его положения в конкурентной среде.

По сути, разработка и внедрение системы качества в школе осуществлялась всегда и во все времена. Можно утверждать, что такие системы есть во всех школах и позволяют с той или иной степенью эффективности решать задачи обеспечения качества образования в школе. Они, безусловно, отличаются от систем менеджмента качества, разработанных в со­ответствии с международными стандартами качества (ISO). Однако важно подчеркнуть, что они являются первой ступенью, первым ша­гом на пути внедрения в образовательном учреждении систем менеджмента качества, соответствующих стандартам ISO.

Поэтому установление единых методических основ, критериев, рекомендаций по проектированию, внедрению СМК и последующему обобщению материалов данного опыта и дальнейшему их использованию является актуальной задачей.

Таким образом, цель методических рекомендаций состоит в оказании помощи ОУ в проведении системного анализа, оценке и обобщении наработанного опыта существующей в школе системы качества в соответствии с представленными критериями и показателями. Эффектом от их использования будет создание прецедента обобщения опыта разработки и внедрения системы менеджмента качества в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края.

Представленные нами модели обобщения опыта основываются на инвариантных компонентах систем менеджмента качества. Однако мы обращали внимание, в первую очередь, именно на те характеристики, которые отражают основные положения современного менеджмента.

Объектом анализа и оценки является технология внутришкольной системы обеспечения качества образования в целом и ее ком­поненты. В аспекте структуры анализу подвергаются целевой, мотивационно-стимулирующий, нор­мативный, информационный, оценочно-критериальный, содержа­тельный и организационный компоненты; в функциональном ас­пекте — методы, формы, технологии, виды управления качеством образования.

В понимании и обосновании основных подходов к решению проблемы в роли внутреннего системообразующего средства выступают понятия, складывающиеся в определенную категориальную систему. Поэтому при проектировании, внедрении СМК и последующем обобщении опыта особую значимость приобретает проблема выделения сущностных характеристик основных понятий.

Опыт – отражение в человеческом сознании законов объяснения мира и общественной практики, полученное в результате активного творческого познания. Знание жизни, основанное на пережитых испытаниях (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка).

Передовым является опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно затрате времени и сил (М.Н. Скаткин).

Под понятием «опыт по проектированию и внедрению СМК» мы понимаем новые или улучшенные приемы и методы работы, современные технологии, формы деятельности по обеспечению и улучшению качества образования, соответствующего современным требованиям потребителей образовательных услуг.

Под качеством образования в общероссийской Концепции образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Наш подход к определению понятия «качество образования» соотносится с вышеназванным определением и рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия, процессы и результаты образовательного процесса, в тоже время считается это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности ОУ в области качества, официально сформулированные руководством и доведенные до сведения всего персонала ОУ.

Цель в области качества – то, чего добивается и к чему стремится ОУ в области качества. Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, вязанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения.

Кроме вышеназванных понятий, в контексте нашей работы, значимыми являются и такие понятия как: качество, система качества, менеджмент, менеджмент качества, система менеджмента качества, управление, планирование качества, обеспечение качества, улучшение качества, миссия ОУ и др., определение которых основывается на предложенных в ISO 9000:2000 (R): Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Задача обобщения опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации. Однако для этого необходимо понимание теми, кто включается в эту работу, структуры и процесса обобщения опыта как системы накопления фактов, перевода их в педагогические идеи для внедрения в практику другими учреждениями, умения формулирования рекомендаций по проектированию и внедрению СМК на основе выявленных идей, проблем, суждений, выводов; умение, готовность видеть факты, влияющие на эффективность внедрения СМК, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, и влиять на развитие и становление опыта других, на стимулирование их творческой активности, оказание помощи в способах проектирования и внедрения СМК.

Слова С.Т.Шацкого о том, что самое трудное в организации педагогического труда – найти правильное соотношение между теорией и практикой, мы в полной мере относим и к деятельности по обобщению опыта. Поддерживая данную точку зрения, считаем, что ОУ необходимо выработать принципиальный подход к превращению полученных данных в педагогические ценности, идеи. Только тогда, на наш взгляд, опыт будет использован другими образовательными учреждениями, которые не будут применять чужие образцы СМК в «чистом виде», а создавать собственные, придавая им личностный смысл, представляя систему менеджмента качества в динамике, в процессе ее становления. При этом опыт, если он приживается по сути, а не формально, начинает исподволь пропитывать своими идеями не только то, что конкретно относится к СМК, но и то, что никакими планами, на первый взгляд, к ее воздействиям первоначально не предназначалось. Такого рода опосредованный процесс способен постепенно и незаметно вложить в старые формы принципиально новое содержание, привести к изменению типа мышления членов коллектива, помогающему установить связь между наукой и практикой.

Инновационный опыт по проектированию и внедрению системы менеджмента качества, прежде всего, отличает:

  • Актуальность и социальная значимость решаемых задач.

  • Научная обоснованность опыта.

  • Целенаправленность, обусловливающая выбор способов, действий, форм и методов деятельности, и выступающая как системообразующий фактор функционирования и развития СМК, как средство управления, сверки результатов условий, процессов с прогнозируемым итогом.

  • Системность, определяющая состав, иерархию входящих в СМК компонентов и позволяющая наиболее полно учесть основные ее свойства.

  • Результативность – соответствие полученного продукта заданной цели.

  • Рентабельность как соотношение результата и затрат, доступность ресурсов, их оптимальное использование (обеспечение положительного результата при меньшей чем обычно, экономной затрате сил и времени коллектива).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 4 анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к отчету

    Отчет
    ... Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» Институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования ...
  2. Государственное образовательное профессионального образования

    Документ
    ... профессиональногообразованияЗабайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональнойпереподготовкиработниковобразования Выпуск № 6 Чита 2009 Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования ...
  3. Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за июнь 2011 года

    Документ
    ... от Комитета общего и профессиональногообразования Администрации Ленинградской области. В ... Единогогосударственногоэкзамена в одиннадцати российских регионах. Лидируют по количеству претензий Башкортостан, Дагестан, Алтайский и Забайкальскийкрая ...
  4. Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон
    ... по обеспечению организационно-технологического и информационного сопровождения проведения единогогосударственногоэкзамена на региональный Центр Интернет-образования, расположенный ...
  5. Мониторинг сми модернизация профессионального образования

    Статья
    ... проходить дополнительный период сдачи государственной итоговой аттестации в форме единогогосударственногоэкзамена, ... иметь высшее образование, а также дополнительноепрофессиональноеобразование в области государственного и муниципального управления ...

Другие похожие документы..