Главная > Документ
Заявка
на проведение сертификации системы качества
образовательных учреждений разного типа
________________________________________________________________
(наименование организации-заявителя)
Юридический адрес ______________________________________________ ________________________________________________________________
Телефон _________________ Факс _____________ E-mail_____________
Банковские реквизиты __________________________________________
________________________________________________________________
в лице ______________________________________________________ ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя)
просит провести сертификацию системы качества на соответствие требованиям
Данные о внедрении системы качества ______________________________
(номер и дата утверждения, год и месяц внедрения)
Общие сведения об образовательном учреждении ___________________ ________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Заявитель обязуется выполнять правила сертификации.
Дополнительные сведения ______________________________________
_______________________________________________________________
(данные о разработчиках системы качества)
Контактное лицо (Ф.И.О.) ________ тел. _____факс __________ E-mail__
Руководитель организации ________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Главный бухгалтер ________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
МП
Приложение 2
Перечень
документов для предварительной оценки системы качества
Заявка на проведение сертификации системы качества.
Политика образовательного учреждения в области качества в соответствии со стандартами ИСО 9000: 2000: планирование, управление, обеспечение качества и улучшение в рамках спроектированной системы.
Руководство по качеству.
Документирование процедур системы качества.
Модель системы качества ОУ.
Структурная схема ОУ и схема управления.
Материалы по результатам самооценки состояния системы качества.
Основные результаты деятельности образовательного учреждения за последние три года: итоги ЕГЭ и итоговой аттестации учащихся 9-х классов, мониторинговых исследований, предметных олимпиад, трудоустройство выпускников, отзывы основных потребителей образовательных услуг.
Другие документы (по усмотрению заявителя), содержащие дополнительные сведения о системе качества (Программа развития ОУ, образовательная программа, документы по лицензированию и аккредитации, аналитические справки, протоколы и др.).
Приложение № 3
Требования к системам менеджмента качества
(критерии и показатели соответствия систем менеджмента
качества ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001в сфере образования)
№ п/п | Критерии | Показатели | Индикаторы | |
+ | - | |||
1. | Требования к документации | 1.1. Руководство по качеству: а) политика в области качества (общая стратегия ОУ в виде цели, обязательства ОУ по качеству образования, пути достижения целей); б) краткое описание СМК в соответствии с политикой: - область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений; - документированные процедуры, разработанные для СМК, или ссылки на них; - описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества. в) рабочие документы: локальные акты, положения, регламентирующие деятельность ОУ по качеству. | ||
1.2. Управление документацией и записями: а) изменение, анализ одобрение и пересмотр внутренней документации; б) управление внешней документацией: доведение до исполнителей, актуализация; в) единые требования к ведению документации и записей. | ||||
2. | Ответственность руководства | 2.1. Обязательства руководства: -доведение до сведений всего коллектива ОУ важности удовлетворения требований учащихся, законодательных требований и требований ГОС; - установление целей в области качества в образовательной программе ОУ на текущий уч. год для реализации политики в области качества - обеспечение необходимыми ресурсами | ||
2.2. Анализ со стороны руководства. - входные данные для анализа: результаты проверок, обратная связь от потребителей, функционирование процессов, результаты процессов, предупреждающие и корректирующие действия, принятые на основе управленческие решения, изменения в СМК; - выходные данные анализа: повышение результативности СМК и ее процессов, улучшение результатов работы, потребности в ресурсах. - принятие управленческих решений на основе результатов анализа различной информации по результатам деятельности ОУ. - оценка эффективности принятых управленческих решений. | ||||
2.3. Ориентация на потребителя: - ОУ проводит изучение удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг. - руководство ОУ идентифицирует запросы потребителей в соответствии со спецификой ОУ. - запросы потребителей учитываются при составлении учебного плана ОУ. Учебный план проверяется на соответствие запросам потребителей и целям работы ОУ. | ||||
2.4Планирование: - результативное и эффективное планирование процессов; - тактическое и стратегическое планирование процессов - обоснованная структурная перестройка образовательного процесса; - планирование, основанное на результатах проблемно-ориентированного анализа и принятых управленческих решений. | ||||
3. | Менеджмент ресурсов | 3.1. Обеспечение ресурсами: внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМК, повышение ее результативности, повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их запросов. | ||
3.2. Должностные инструкции, регламентирующие деятельность всех подразделений и должностных лиц ОУ, в том числе по качеству образования. | ||||
а) программа повышения квалификации и переподготовки учителей, учитывающей запросы учителей и потребности ОУ. б) определение необходимой компетентности для персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество образования; в) обеспечение осведомленности своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; г) поддержание в рабочем состоянии соответствующих записей об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала. | ||||
3.4.Полное функционирование инфраструктуры: здание, средства, оборудование процессов, службы обеспечения. | ||||
4. | Процессы жизненного цикла продукции | 4.1.Планирование процессов: определение основных и вспомогательных процессов, их разработка. | ||
4.2.Планирование процессов: распределение ответственности за процессы между работниками, наделенными полномочиями. | ||||
4.3.Связь с потребителями: изучение запросов потребителей, их анализ, оформление отношений (договоры), ответы на запросы потребителей, обратная связь от потребителей. | ||||
5. | Измерение, анализ и улучшение | 5.1. .Программа мониторинга: направления мониторинга, необходимые измерения, первичная обработка и хранение результатов. Мониторинг: - образовательного процесса, проводимый в соответствии с программой, обеспеченный кадровыми и материальными ресурсами; - информации по удовлетворенности потребителем выполнением его требований. Наличие валидных методов и методик для измерения. | ||
5.2.Работа с информацией: ее доступность, наличие вертикальных и горизонтальных потоков информации, позволяющих оперативно принимать решения и регулировать процессы. | ||||
5.3. Аудит: - внутренний: самообследование и самооценка ОУ по качеству, анализ результатов аудита, проведение действий по улучшению; | ||||
5.4. Идентификация выпускников с моделью выпускников 1, 2, 3 ступеней, принятие управленческих решений по устранению обнаруженных несоответствий. | ||||
5.5. Система стимулирования и поощрения учителей. | ||||
5.6. Критерии оценки деятельности ОУ, учителя и ученика. |
Условные обозначения:
ОУ – образовательное учреждение,
СМК – система
менеджмента качества,
ГОС – государственный стандарт,
КО – качество образования, индикаторы:
+ соответствует,
– не соответствует.
Обобщение опыта по проектированию и внедрению
системы менеджмента качества в образовательных
учреждениях Забайкальского края
Судакова А.А., начальник отдела анализа и мониторинга ЦМОиОЕГЭ
Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Такая стратегия диктует необходимость создания механизма гарантий качества образования: систематического внимания к качеству через процесс его обеспечения, повышения и улучшения. Одним из элементов такого механизма, мерой качества таких процессов является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Поэтому необходимо создать внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением, что говорит о переносе ответственности за качество и оценку качества в образовательные учреждения. Обеспечение таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества (СМК).
Создание внутренних систем качества, систем менеджмента качества, продиктовано современным уровнем требований к образованию, а также необходимостью максимально эффективного функционирования и развития любого учебного заведения, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Таким образом, обеспечение высокого качества образования в образовательных учреждениях любого уровня имеет, по крайней мере, два важных следствия. В первую очередь, оно направлено на повышение культуры качества внутри ОУ, то есть на совершенствование образовательного процесса, и, соответственно, на улучшение его положения в конкурентной среде.
По сути, разработка и внедрение системы качества в школе осуществлялась всегда и во все времена. Можно утверждать, что такие системы есть во всех школах и позволяют с той или иной степенью эффективности решать задачи обеспечения качества образования в школе. Они, безусловно, отличаются от систем менеджмента качества, разработанных в соответствии с международными стандартами качества (ISO). Однако важно подчеркнуть, что они являются первой ступенью, первым шагом на пути внедрения в образовательном учреждении систем менеджмента качества, соответствующих стандартам ISO.
Поэтому установление единых методических основ, критериев, рекомендаций по проектированию, внедрению СМК и последующему обобщению материалов данного опыта и дальнейшему их использованию является актуальной задачей.
Таким образом, цель методических рекомендаций состоит в оказании помощи ОУ в проведении системного анализа, оценке и обобщении наработанного опыта существующей в школе системы качества в соответствии с представленными критериями и показателями. Эффектом от их использования будет создание прецедента обобщения опыта разработки и внедрения системы менеджмента качества в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края.
Представленные нами модели обобщения опыта основываются на инвариантных компонентах систем менеджмента качества. Однако мы обращали внимание, в первую очередь, именно на те характеристики, которые отражают основные положения современного менеджмента.
Объектом анализа и оценки является технология внутришкольной системы обеспечения качества образования в целом и ее компоненты. В аспекте структуры анализу подвергаются целевой, мотивационно-стимулирующий, нормативный, информационный, оценочно-критериальный, содержательный и организационный компоненты; в функциональном аспекте — методы, формы, технологии, виды управления качеством образования.
В понимании и обосновании основных подходов к решению проблемы в роли внутреннего системообразующего средства выступают понятия, складывающиеся в определенную категориальную систему. Поэтому при проектировании, внедрении СМК и последующем обобщении опыта особую значимость приобретает проблема выделения сущностных характеристик основных понятий.
Опыт – отражение в человеческом сознании законов объяснения мира и общественной практики, полученное в результате активного творческого познания. Знание жизни, основанное на пережитых испытаниях (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка).
Передовым является опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно затрате времени и сил (М.Н. Скаткин).
Под понятием «опыт по проектированию и внедрению СМК» мы понимаем новые или улучшенные приемы и методы работы, современные технологии, формы деятельности по обеспечению и улучшению качества образования, соответствующего современным требованиям потребителей образовательных услуг.
Под качеством образования в общероссийской Концепции образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Наш подход к определению понятия «качество образования» соотносится с вышеназванным определением и рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия, процессы и результаты образовательного процесса, в тоже время считается это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности ОУ в области качества, официально сформулированные руководством и доведенные до сведения всего персонала ОУ.
Цель в области качества – то, чего добивается и к чему стремится ОУ в области качества. Необходимо разрабатывать достижимые и измеримые цели, вязанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения.
Кроме вышеназванных понятий, в контексте нашей работы, значимыми являются и такие понятия как: качество, система качества, менеджмент, менеджмент качества, система менеджмента качества, управление, планирование качества, обеспечение качества, улучшение качества, миссия ОУ и др., определение которых основывается на предложенных в ISO 9000:2000 (R): Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Задача обобщения опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации. Однако для этого необходимо понимание теми, кто включается в эту работу, структуры и процесса обобщения опыта как системы накопления фактов, перевода их в педагогические идеи для внедрения в практику другими учреждениями, умения формулирования рекомендаций по проектированию и внедрению СМК на основе выявленных идей, проблем, суждений, выводов; умение, готовность видеть факты, влияющие на эффективность внедрения СМК, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, и влиять на развитие и становление опыта других, на стимулирование их творческой активности, оказание помощи в способах проектирования и внедрения СМК.
Слова С.Т.Шацкого о том, что самое трудное в организации педагогического труда – найти правильное соотношение между теорией и практикой, мы в полной мере относим и к деятельности по обобщению опыта. Поддерживая данную точку зрения, считаем, что ОУ необходимо выработать принципиальный подход к превращению полученных данных в педагогические ценности, идеи. Только тогда, на наш взгляд, опыт будет использован другими образовательными учреждениями, которые не будут применять чужие образцы СМК в «чистом виде», а создавать собственные, придавая им личностный смысл, представляя систему менеджмента качества в динамике, в процессе ее становления. При этом опыт, если он приживается по сути, а не формально, начинает исподволь пропитывать своими идеями не только то, что конкретно относится к СМК, но и то, что никакими планами, на первый взгляд, к ее воздействиям первоначально не предназначалось. Такого рода опосредованный процесс способен постепенно и незаметно вложить в старые формы принципиально новое содержание, привести к изменению типа мышления членов коллектива, помогающему установить связь между наукой и практикой.
Инновационный опыт по проектированию и внедрению системы менеджмента качества, прежде всего, отличает:
Актуальность и социальная значимость решаемых задач.
Научная обоснованность опыта.
Целенаправленность, обусловливающая выбор способов, действий, форм и методов деятельности, и выступающая как системообразующий фактор функционирования и развития СМК, как средство управления, сверки результатов условий, процессов с прогнозируемым итогом.
Системность, определяющая состав, иерархию входящих в СМК компонентов и позволяющая наиболее полно учесть основные ее свойства.
Результативность – соответствие полученного продукта заданной цели.
Рентабельность как соотношение результата и затрат, доступность ресурсов, их оптимальное использование (обеспечение положительного результата при меньшей чем обычно, экономной затрате сил и времени коллектива).
Похожие документы:
1 4 анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к отчету
Отчет... Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» Институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования ...Государственное образовательное профессионального образования
Документ... профессиональногообразованияЗабайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональнойпереподготовкиработниковобразования Выпуск № 6 Чита 2009 Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования ...Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за июнь 2011 года
Документ... от Комитета общего и профессиональногообразования Администрации Ленинградской области. В ... Единогогосударственногоэкзамена в одиннадцати российских регионах. Лидируют по количеству претензий Башкортостан, Дагестан, Алтайский и Забайкальскийкрая ...Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Закон... по обеспечению организационно-технологического и информационного сопровождения проведения единогогосударственногоэкзамена на региональный Центр Интернет-образования, расположенный ...Мониторинг сми модернизация профессионального образования
Статья... проходить дополнительный период сдачи государственной итоговой аттестации в форме единогогосударственногоэкзамена, ... иметь высшее образование, а также дополнительноепрофессиональноеобразование в области государственного и муниципального управления ...