Главная > Документ


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения оценки качества предметной обученности

выпускников общеобразовательных учреждений Забайкальского края

1. Общие положения

1.1 Положение о порядке проведения оценки качества предметной обученности выпускников общеобразовательных учреждений Забайкальского края (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522, Положением о Министерстве образования, науки и молодежной политики, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 17.09.2008 № 19, Временным порядком проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории Забайкальского края, утвержденным приказом Министерства образования Забайкальского края от 23.09.2008 № 3, и устанавливает на единой организационно-технологической основе порядок организации и проведения оценки качества предметной обученности выпускников по общеобразовательным программам в образовательных учреждениях Забайкальского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - ОУ).

1.2 Положение распространяется на все общеобразовательные учреждения, имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.3 Оценка качества предметной обученности (далее – оценка) является одной из форм государственно-общественного контроля за качеством образования и проводится в порядке контроля за соблюдением образовательными учреждениями требований федерального государственного образовательного стандарта.

1.4 Основными принципами оценки являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

1.5 Результаты оценки учитываются Министерством образования Забайкальского края при принятии решения об аккредитации образовательного учреждения по общеобразовательным программам и являются основой для заключения комиссии, проводящей аккредитационную экспертизу образовательного учреждения, о подтверждении уровня реализуемых образовательных программ, соответствии содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

2. Порядок проведения оценки качества предметной обученности

2.1 Оценка проводится Министерством образования Забайкальского края (далее – Министерство) во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием (далее – МОУО).

Организационно-техническое сопровождение оценки осуществляет Центр мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ.

2.2 Оценка проводится по общеобразовательным предметам, представленным в учебном плане ОУ.

Перечень ОУ, образовательных ступеней и параллелей классов в ОУ, общеобразовательных предметов, по которым проводится оценка, определяются Министерством.

2.3 Для проведения оценки качества предметной обученности выпускников образовательное учреждение представляет следующие документы:

  • информацию о количестве классов-комплектов и обучающихся в них (по ступеням);

  • информацию о реализуемых программах и используемых учебно-методических комплексах по предметам (по ступеням).

Ответственность за достоверность информации, представленной на этапе подготовки и в ходе оценки, несет руководитель ОУ.

2.4 Процедура оценки проводится в три этапа:

2.4.1 Первый этап – подготовительный (продолжительность три-четыре недели). Проводятся первичный анализ документов и материалов, представленных ОУ, совещания и консультации для специалистов МОУО, руководителей ОУ, обучение экспертов по проведению оценки.

Все инструктивно-методические материалы по подготовке и проведению оценки размещаются на сайте Центра мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ.

МОУО определяются специалисты, которые назначаются приказом Министерства. Назначенные специалисты получают доступ к закрытым разделам сайта Центра мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ, несут ответственность за информационную безопасность в соответствии с действующим законодательством РФ, а такжедоводят всю необходимую информацию, связанную с проведением оценки, до сведения руководителей ОУ. В ОУ назначаются ответственные за проведение оценки.

2.4.2 Второй этап – оценочный (продолжительность 1-3 дня), связанный с проведением процедуры оценки непосредственно в ОУ. Форма проведения оценки определяется приказом Министерства образования Забайкальского края в зависимости от применяемой технологии.

2.4.3 Третий этап – заключительный (продолжительность не более одного месяца).

Центр мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ проводит обработку и анализ результатов оценки. Результаты выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других оценочных работ представляются в целом по образовательному учреждению и доводятся до сведения Министерства, МОУО и ОУ.

2.5 Министерство оставляет за собой право перепроверки полученных результатов оценки в отдельных ОУ.

3. Организационные условия проведения оценки

3.1 Для проведения оценки используются единые измерительные материалы, которые оформляются в диагностическую работу.

Содержание единых измерительных материалов определяется нормативными документами, устанавливающими обязательный минимум содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников по соответствующей образовательной программе.

Единые измерительные материалы состоят из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит задания базового уровня, часть 2 – задания повышенного уровня сложности и (или) профильного уровня.

3.2 Для разработки единых измерительныхматериалов приказом Министерства образования Забайкальского края создается рабочая группа, в состав которой входят методисты Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования (ЗабКИПКРО), учителя школ, имеющие опыт работы в предметных комиссиях ГЭК, представители вузов Забайкальского края.

3.3 Рабочая группа разрабатывает кодификаторы элементов содержания по предмету, спецификации единых измерительных материалов, план работы на основе кодификаторов, единые измерительные материалы в двух вариантах, критерии оценки и формы анализа результатов.

3.4 Оценку проводит группа экспертов, в состав которой входят представители Министерства образования Забайкальского края, Читинского областного Центра мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ,
ЗабКИПКРО, МОУО, вузов, образовательных учреждений.

Все эксперты проходят специализированный курс обучения в области оценки качества образования на базе ЗабКИПКРО.

3.5 Состав группы экспертов утверждается приказом Министерства.

3.6 Руководитель ОУ несет ответственность за создание условий по подготовке и проведение оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.

3.7 Эксперт организует и координирует работу по подготовке и проведению оценки и обработке результатов в ОУ. В своей работе эксперт руководствуется настоящим Положением, Инструкцией по проведению и проверке выполненных работ, несет ответственность за соблюдение процедуры оценки и сохранность единых измерительных материалов.

3.8 Эксперт за 15-20 минут до начала проведения работы должен предоставить учителю возможность ознакомиться с её содержанием. Учитель имеет право присутствовать во время проведения работы. Поведение учителя и эксперта должно соответствовать нормам педагогической этики.

3.9 Эксперт доводит до сведения руководителя ОУ предварительные результаты проверки диагностических работ (% выполнения работы на базовом и повышенном уровне) в установленные Положением сроки (1-3 дня).

Обобщенный результат оценки по классу, ОУ в целом устанавливается Центром ЕГЭ по согласованию с Министерством после обработки всего массива работ на основе математического и статистического анализа результатов.

3.10 Для обеспечения общественного контроля, объективности и открытости при проведении оценки Министерством из представителей образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных объединений и организаций, родительских комитетов и попечительных советов ОУ формируется институт независимых наблюдателей.

Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве наблюдателей в ОУ, где учатся их родственники.

Деятельность независимых наблюдателей осуществляется на общественных началах.

3.11 Лица, желающие приобрести статус наблюдателя, подают заявление в Министерство или МОУО не позднее, чем за три дня до начала проведения оценки.

Подпись заявителя должна быть удостоверена подписью руководителя и печатью организации, от которой он направляется.

3.12 В своей деятельности независимые наблюдатели руководствуются настоящим Положением, приказами и рекомендациями Министерства.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

г. Чита

25.02.2009 г.

№ 201

Об утверждении пилотных школ

по проектированию и реализации систем

менеджмента качества

В целях повышения доступности качественного образования, обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и в соответствии с приказом Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области № 61 от 11.02.05 об утверждении опытно-экспериментальных площадок по проектированию и внедрению систем управления качеством образования в МОУО

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить список пилотных школ Забайкальского края, проектирующих и реализующих системы менеджмента качества (приложение 1).

2. ЗабКИПКРО (Зимирев Г.И.) обеспечить распространение опыта работы пилотных школ по внедрению и реализации систем менеджмента качества в Забайкальском крае.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра образования Б.Б.Дамбаеву.

Министр образования, науки и

молодежной политики Забайкальского края К.И. Карасёв

исп. Л.Скиданова,А.Судакова

Приложение

к приказу Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

от 25.02.09 № 201

СПИСОК

пилотных школ

1. МОУ «Захаровская сош» Красночикойского района (директор –
И.М. Аксенов)

(по согласованию);

2. МОУ «Домнинская сош» Читинского района (директор – В.Н.Суханюк)

(по согласованию);

3. МОУ «сош № 8» г. Краснокаменска (директор – Т.В. Шапошникова)

(по согласованию);

4. МОУ «Первомайская сош № 5» Шилкинского района (директор – Н.В. Мальцева)

(по согласованию);

5. МОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Чита (директор - Г.П. Довгаль)

(по согласованию)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

12 мая 2009 года

г. Чита

№ 718


Об утверждении положения

о сертификации систем менеджмента

качества в общеобразовательных

учреждениях Забайкальского края

В соответствии с приказом Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области от 28 июня 2008 г. № 674 «Об утверждении Концепции о региональной системе оценки качества образования», приказом №654 от 17 июня 2008г., «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования (СОКО Заб. кр.)», приказом №137 от 19 февраля 2008г. «О реализации РКПМО в Читинской области» и в целях повышения качества общего образования в Забайкальском крае

п р и к а з ы в а ю:

1.Утвердить Положение об органе сертификации и сертификации систем качества образовательных учреждений разного типа Забайкальского края (Приложение 1).

2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием провести разъяснительную работу по сертификации систем менеджмента качества и оказать содействие в прохождении сертификации системы менеджмента качества общеобразовательных учреждений, включённых в 2008 г. в региональный комплексный проект модернизации образования, и школ, утвержденных приказом Министерства образования (25.02.09 2009г. № 201) в качестве пилотных по обобщению опыта внутренних систем обеспечения качества.

3.Разрешить Центру мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ ЗабКИПКРО привлекать специалистов по качеству вузов, ссузов, общеобразовательных учреждений для проведения сертификации системы менеджмента качества образовательных учреждений.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра Б.Б. Дамбаеву.

Первый заместитель Министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

Б.А.Баженов

Исп. Л.Скиданова, А.Судакова

Положение

об органе сертификации и сертификации систем качества

образовательных учреждений разного типа

Забайкальского края

Скиданова Л.А., проректор, директор центра оценки качества образования и обеспечения государственной (итоговой) аттестации;

Судакова А.А., начальник отдела анализа и мониторинга ЦМОиОЕГЭ)

Кузнецова Л.И., методист ЦМоИОЕГЭ

Настоящее Положение устанавливает основные цели, содержание, принципы, требования, порядок сертификации систем качества общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного образования детей в Забайкальском крае на добровольной основе. Сертификацию осуществляет орган по сертификации – Центр МО и ОЕГЭ, утвержденный Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

  1. Общие положения

1.1 Действие настоящего положения распространяется на все, находящиеся на территории Забайкальского края учреждения общего образования, дошкольного и дополнительного образования детей.

1.2 Нормативным основанием для разработки настоящего положения о сертификации систем качества (далее - Положение) являются следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.06 1992 № 3266-1 с дополнениями и изменениями (п. 29, 31);

  • Закон Читинской области «Об образовании» от 01.10.97 № 98 ЗЧО

  • Закон о сертификации продукции и услуг от 2. 03. 98 № 30-ФЗ, устанавливающий основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации;

  • правила по проведению сертификации в РФ, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 10. 05. 2000 г. № 26, зарегистрированный Минюстом России 27. 06. 2000 года № 2284;

  • правила сертификации работ и услуг в РФ утвержденные Постановлением Госстандарта России от 5. 08. 97 года № 17, зарегистрированный Минюстом России 3. 04. 98 года № 1502; ГОСТ Р 40.001-95. «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ»;

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества»;

  • ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

  • Национальный стандарт РФ (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ISO 9001: 2001 в сфере образования) (15 декабря 2006 года № 309-ст.).

1. 3 Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Положении в соответствии с вышеназванными документами:

  • орган по сертификации – организация, проводящая сертификацию систем качества образовательных учреждений разного типа;

  • сертификация систем качества – это деятельность по подтверждению соответствия систем качества установленным требованиям;

  • система качества – система управления образовательным учреждением на основе общепринятых требований стандартов, рассматриваемая как гарантия ОУ в области обеспечения качества и достижения целей;

  • заявитель – руководитель образовательного учреждения, обратившийся с заявкой на проведение сертификации системы качества;

  • эксперт по сертификации – лицо, аттестованное на право проведения работ по сертификации;

  • подтверждение соответствия – процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия), удостоверяющее, что система качества соответствует установленным требованиям;

  • сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия системы качества образовательного учреждения установленным требованиям;

  • Реестр системы сертификации – совокупность информации о системе, объектах и участниках сертификации и фонд документов, зарегистрированных с целью учета;

1.4 Сертификация систем качества создается для организации и проведения работы по сертификации систем качества образовательных учреждений разного типа.

1.5 Сертификация систем качества проводится с целью:

  • повышения качества образования через создание условий образовательной деятельности, совершенствование образовательного процесса и системы управления в учебных заведениях Забайкальского края;

  • подтверждение соответствия сертифицируемых систем качества установленным требованиям Государственного стандарта и социального заказа.

1.6 Основными принципами сертификации являются: научная обоснованность, объективность, открытость и доступность полученной информации, общественная значимость.

1.7 Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • выявление и фиксация достигнутого уровня внедрения и развития систем качества;

  • защита потребителей образовательных услуг и других субъектов образовательной деятельности от некачественного образования;

  • повышение конкурентоспособности образовательных учреждений;

  • получение образовательными учреждениями информации для принятия управленческих решений по совершенствованию систем качества;

  • формирование стратегии и политики образовательных учреждений в области качества;

  • координация работы по совершенствованию системы менеджмента качества;

  • формирование у коллективов образовательных учреждений нового подхода к решению задач в образовательной деятельности с учетом требований системы качества;

  • совершенствование организационной структуры ОУ и повышение эффективности управления.

1.8 Орган по сертификации систем качества Забайкальского края имеет право в установленном порядке заключать соглашения с комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации о взаимном признании результатов сертификации систем качества ОУ.

1.9 Орган по сертификации формирует и использует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации систем качества;

1.10 Орган по сертификации систем качества образования формирует и пополняет информационный банк данных о сертифицированных системах качества ОУ Забайкальского края.

1.11 Орган по сертификации несет ответственность за проведение сертификации и ее результаты.

2. Содержание и требования сертификации

2.1 Содержанием сертификации систем качества является установление степени их соответствия действующим на момент сертификации требованиям (Приложение 3). При сертификации необходимо использовать официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2.2 Требования к системам качества утверждаются приказом Министра образования по представлению Координационного совета по развитию системы оценки качества образования Забайкальского края.

2.3 Требования к системам качества подлежат обновлению не реже одного раза в три года.

2.4 Сертификация систем качества проводится по заявкам учебных заведений на договорной основе, стоимость затрат на проведение сертификации определяется типовой сметой расходов, утверждаемой Министерством образования Забайкальского края. При заключении договора на проведение сертификации заявитель в праве получить от органа по сертификации необходимую информацию о правилах сертификации. Договор может предусматривать оказание заказчику дополнительных услуг по доведению систем качества до уровня требований сертификации.

2.5 Средства, перечисляемые заказчиками, поступают на счет органа по сертификации качества образования и расходуются на оплату труда экспертов, организацию процесса сертификации, на развитие и совершенствование методического и материально-технического оснащение процедуры сертификации.

2.6 С целью проведения процедуры сертификации создаются экспертные группы на базе органа сертификации систем качества образования. Состав экспертных групп утверждается Министерством образования Забайкальского края по представлению органа сертификации.

2.7 Работа экспертных групп осуществляется по специальным методикам, одобренным Координационным советом и утвержденным Министерством образования Забайкальского края.

2.8 Оформление результатов сертификации и выдача сертификатов проводится в порядке, согласованном с Координационным советом и утвержденным Министерством образования.

2.9 Ежегодные отчеты о результатах сертификации в аннотированной форме передаются органом сертификации систем качества образования в Координационный совет и Министерство образования.

2.10 При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с заключением экспертов заказчики имеют право обращаться в Координационный совет с целью назначения дополнительной экспертизы.

3. Порядок проведения сертификации

3.1 Процедура сертификации систем качества состоит из предсертификационного этапа и двух этапов сертификации: предварительная оценка системы качества и собственно сертификации системы качества в образовательном учреждении.

3.2 Предсертификационный этап (организация работ) включает:

  • подачу заявки на сертификацию системы качества по форме на основе самообследования по качеству (Приложение 1);

  • регистрацию заявки в органе по сертификации систем качества образования, принятие решения по ней, не позднее одного месяца после ее получения, извещение заявителя о принятом решении по заявке;

  • направление заявителю перечня исходных данных для предварительной оценки системы качества (Приложение 2);

  • формирование комиссии, назначение председателя и утверждение экспертов.

3.3 Предварительная оценка системы качества осуществляется с целью определения готовности образовательного учреждения к сертификации системы качества и включает:

  • экспертизу документов системы качества заявителя;

  • сбор и анализ данных о качестве образовательных услуг, оказываемых заявителем;

  • оформление письменного заключения по результатам предварительной оценки.

При отрицательном решении о готовности ОУ к сертификации орган по сертификации в течение десяти дней направляет заявителю заключение, в котором указываются недостатки, после устранения которых, заявитель может повторно направить материалы, необходимые для оценки системы качества, но не ранее чем через 1 год.

3.4 При подготовке к сертификации системы качества в ОУ выполняются следующие работы:

  • составление программы процедуры сертификации,

  • подбор инструментария для сертификации,

  • распределение обязанностей между членами комиссии,

  • подготовка рабочих документов,

  • согласование программы сертификации систем качества с проверяемым образовательным учреждением.

3.4.1 Программа сертификации систем качества должна включать:

  • наименование образовательного учреждения и место проведения сертификации;

  • цель сертификации;

  • наименование системы качества, сертификация которой заявлена;

  • время проведения сертификации;

  • состав комиссии;

  • перечень нормативных и регламентирующих документов, на соответствие которым проверяется система качества;

  • требования к системам менеджмента качества (критерии и показатели соответствия систем менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001в сфере образования) ;

  • дата утверждения программы и другие данные.

Программа сертификации составляется председателем комиссии, согласовывается с руководителем органа сертификации качества образования.

3.4.2 Проведение сертификации включает:

  • предварительное совещание,

  • обследование образовательного учреждения,

  • составление заключения,

  • заключительное совещание.

Обследование ОУ осуществляется посредством опроса коллектива учреждения, анализа: используемых документов, образовательного процесса, работы структурных подразделений, деятельности образовательного учреждения по управлению качеством образования, результатов деятельности ОУ.

3.4.3 Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы качества принимает Министерство образования Забайкальского края на основании заключения, подписанного председателем комиссии и экспертами – членами комиссии.

3.4.4 При положительном решении орган сертификации систем качества образования оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Реестре.

3.4.5 Срок действия сертификата соответствия системы качества устанавливает Координационный совет на основе представления рабочей группы, проводящей сертификацию, сроком действия до трех лет.

3.4.6 В случае отказа в выдаче сертификата заявитель имеет право в месячный срок направить в Координационный совет несогласие с заключением комиссии.

3.5 Оплата работ по сертификации систем качества осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.6 Образец бланка сертификата разрабатывается органом сертификации, согласовывается с Координационным советом по развитию системы оценки качества образования, утверждается Министерством образования Забайкальского края. Сертификат снабжается бланком с паспортными данными ОУ, содержащими информацию о характеристиках ОУ и имеет регистрационный номер.

Приложение 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 4 анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к отчету

    Отчет
    ... Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» Институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования ...
  2. Государственное образовательное профессионального образования

    Документ
    ... профессиональногообразованияЗабайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональнойпереподготовкиработниковобразования Выпуск № 6 Чита 2009 Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования ...
  3. Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за июнь 2011 года

    Документ
    ... от Комитета общего и профессиональногообразования Администрации Ленинградской области. В ... Единогогосударственногоэкзамена в одиннадцати российских регионах. Лидируют по количеству претензий Башкортостан, Дагестан, Алтайский и Забайкальскийкрая ...
  4. Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников

    Закон
    ... по обеспечению организационно-технологического и информационного сопровождения проведения единогогосударственногоэкзамена на региональный Центр Интернет-образования, расположенный ...
  5. Мониторинг сми модернизация профессионального образования

    Статья
    ... проходить дополнительный период сдачи государственной итоговой аттестации в форме единогогосударственногоэкзамена, ... иметь высшее образование, а также дополнительноепрофессиональноеобразование в области государственного и муниципального управления ...

Другие похожие документы..