Главная > Документ
Ожидаемый результат реализации проекта:
повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
обеспечение сопоставимости результатов тестирования для определения сильных и слабых сторон разных образовательных программ и технологий обучения, реализуемых в школах региона;
подготовка выпускников и учителей к процедурам независимого тестирования;
совершенствование образовательного процесса на основе рекомендаций, полученных при анализе результатов диагностических тестирований;
активизацию деятельности педагогических коллективов по совершенствованию образовательного процесса в условиях существования внешней контрольно-оценочной системы, обеспечивающей сопоставимость результатов для сравнительного анализа достижений как по горизонтали в однотипном ряду образовательных учреждений, так и по вертикали, вплоть до общероссийского уровня;
прогнозирование развития образовательных учреждений, формирование информационных систем самопроверки и самоконтроля;
развитие систем управления качеством образования на школьном, муниципальном, региональном уровнях.
Составляющими модели региональной системы оценки качества обучения должны стать:
система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и текущей аттестации;
материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования;
система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;
банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса;
региональный банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).
Приложение 2
Проект «Мониторинг исследования здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений Забайкальского края»
Одним из признаков образовательной деятельности школы и её руководства в современных социально-экономических условиях является качество инновационных и динамика внутришкольных процессов, обеспечивающих профессиональный имидж организации, конкурентоспособность образовательного учреждения.
Концептуальным основанием оценки качества здоровьесберегающей деятельности в образовании являются следующие идеи:
здоровье, определяющее качество жизни, - цель, объект и результат образования;
непрерывность комплексность, системность здоровьесберегающей практики в системе образовательной деятельности учреждения;
базы критериев и показателей оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Основные понятия, термины, используемые в описании проекта
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (Современный словарь иностранных слов).
Мониторинг в образовании – системы отслеживания протекания образовательного процесса с периодическими диагностическими срезами рубежного и итогового контроля результатов с помощью сопоставимых диагностических методик (желательно стандартизированных) на основе комплекса чётко и операционально определённых критериев, показателей, индексов, эмпирических индикаторов. (ж. «Педагогическая диагностика», №1, 2005 г.).
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности – система сбора, хранения и обработки информации о состоянии и уровне эффективности здоровьесберегающей и формирующей деятельности (инновационной, экспериментальной) в системе общего образования Читинской области.
Цель проекта: объективная оценка уровня и качества здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Задачи проекта:
1. Создание базы критериев и показателей оценки качества здоровье-сберегающей деятельности ОУ (1 блок проводится на основе методологии мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности ОУ и организации учебного процесса в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования; 2 блок - на основе методологии мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности ОУ лаборатории развития ЗД ЧИПКРО).
2. Анализ сравнимых результатов реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.
3. Создание банка данных о состоянии здоровьесберегающей деятельности в ОУ.
Организация
процедуры оценки здоровьесберегающей деятельности в ОУ
Нормативно-правовое обеспечение проекта. В основу проекта положена методология мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности ОУ и организации учебного процесса М.М. Безруких, акад. РАО и В.Д. Сонькина, проф.
Использование диагностических материалов М.М. Безруких, акад. РАО и В.Д. Сонькина, проф. (см. в Приложении).
Обеспечение информационно-технологического сопровождения проекта. Разработка программы обработки анкет, отчётов о результатах их выполнения каждым учащимся с целью дальнейшей корректировки.
Использование инструктивно-методических материалов для проведения процедуры оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ М.М. Безруких, акад. РАО и В.Д. Сонькина, проф.
Подготовка инструктивно-методических материалов для проведения процедуры оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ:
- определение порядка проведения диагностической работы в ОУ;
- подготовка инструкции для членов экспертной комиссии;
- подготовка правил выполнения диагностической работы для учащихся.
Этапы работы над проектом:
1) Подготовительный этап:
- Выбор и подготовка комплекта диагностических и инструктивно-методических материалов для оценки качества здоровьесберегающей деятельности.
- Выборка контрольных школ для проведения экспертизы здоровьесберегающей деятельности.
- Создание базы данных в системе здоровьесберегающей деятельности выбранных школ.
- Проведение исследований и анализ данных по блокам:
здоровьесберегающая инфраструктура;
условия и образ жизни школьника;
показатели рациональной организации учебного процесса;
профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: психологический аспект.
- Проведение обучения школьных экспертов по методике экспертизы здоровьесберегающей деятельности (М.М. Безруких, акад. РАО и В.Д. Сонькина, проф.).
- Тиражирование и комплектование материалов для исследования.
2) Проведение диагностических исследований:
- Выдача и приём диагностических материалов для осуществления экспертизы здоровьесберегающей деятельности.
- Собеседование с экспертами о порядке проведения диагностических исследований (объём исследования, форма обработки).
- Выявление искажений при проведении диагностических исследований.
3) Обработка результатов:
- Работа с результатами диагностических исследований (проверка, соответствие полноты, качества).
- Обработка базы данных по сборкам ОУ.
- Запрос дополнительной информации по результатам диагностических исследований.
4) Представление результатов диагностических исследований органам управления образованием, методическим службам муниципалитетов.
Анализ представленных результатов диагностики позволит:
- получить информацию об уровне и качестве здоровьесберегающей деятельности в ОУ, её целесообразности;
- получить информацию о негативных факторах, влияющих на здоровье детей, на уровне ОУ, муниципальном, краевом уровнях;
- выявить тенденции в изменении качества здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях;
- определить направления совершенствования здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях края;
- оценить качество измерительных материалов, пути их совершенствования.
Ожидаемый результат реализации проекта:
- повышение объективности контроля и качества оценки здоровьесберегающей деятельности в связи с её реализацией;
- совершенствование образовательного процесса на основе рекомендаций по результатам анализа диагностических материалов исследования;
- изменение подходов к реализации здоровьесберегающей деятельности ОУ на основе выявленных проблем.
Система комплексного мониторинга позволяет отслеживать динамику показателей рациональной организации образовательного процесса, успешности адаптации ребёнка к обучению, уровень учебной и внеучебной нагрузки учащихся, их режима дня.
Проведение исследований по здоровьесберегающей деятельности ОУ предлагается проводить по четырём критериальным блокам:
1. Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ.
2. Условия и образ жизни школьников.
3. Показатели рациональной организации учебного процесса.
4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья (психологический аспект) (см. таблицу, приложения)
№ п/п | База критериев | Сроки проведения | |
Название | Содержание контрольно-измерительных материалов | ||
БЛОК I Оценка здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ | 1. Паспорт экспериментельной школы | Сведения об оборудовании и оснащении помещений, ЗД оборудовании и оснащении, ЗД мероприятиях, персонале школы, характеристике пед. коллектива и контингента уч-ся. | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) |
2. Паспорт экспериментального класса | Сведения о составе класса, режиме занятий, учебной нагрузке, оздоровительных и профилактических мероприятиях, пропусках учебных дней по болезни, а также о состоянии здоровья уч-ся по классу в целом. | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) | |
БЛОК II Условия и образ жизни школьников | 1. Анкета младшего школьника | Оценка учебной и внеучебной нагрузки, а также режима дня учащихся младших классов | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) |
2. Карта наблюдения за состоянием ребёнка в школе. | Типичное поведение и оценка психоневрологического состояния младшего школьника и показатели его физического развития | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) | |
3. Анкета старшеклассника | Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки, а также режима дня учащихся | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) | |
БЛОК III Показатели рациональной организации учебного процесса | 1. Рациональная организация образовательного процесса в классе | Показатели рациональной организации образовательного процесса | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) |
БЛОК IV Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья (психологический аспект) | 1. Анкета напряжённости адаптации (для учащихся начальных классов) | Оценка успешности адаптации ребёнка к обучению и выявление в его состоянии отклонений. | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) |
2. Анкета напряжённости (для учащихся средних и старших классов) | Динамика напряжённости психологического состояния учащихся, успешность адаптации к учебной деятельности | 2 раза в год (середина октября-середина апреля) |
АНКЕТА 9Б
Рациональная организация образовательного процесса в классе
Город______________Район___________________Область______________
Тип ОУ___________________________№ ОУ__________класс___________
Дата заполнения___________________
Показатели | Критерии | Самооценка в баллах | ||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | ||
Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся | Использование учебников, учебных пособий без апробации и рецензирования | Использование учебников, учебных пособий имеющих две положительные рецензии специалистов и одобренных на региональном уровне | Использование учебников, учебных пособий, успешно прошедших апробацию и одобренных Минобразованием | |
Контроль специалистов за введением инноваций в образовательный процесс | Введение авторских программ без апробации и рецензирования | Введение авторских программ, имеющих две положительные рецензии специалистов и одобренных на региональном уровне | Введение инновационных программ, успешно прошедших апробацию и одобренных Мин-образованием | |
Проведение занятий активно - двигательного характера в начальной школе (час здоровья, динамические перемены и т.п.) | Не проводятся | Проводятся эпизодически | Проводятся систематически | |
Индивидуализация обучения | Не обеспечена | Обеспечена в отдельных случаях | Индивидуальная работа проводится в системе | |
Сумма баллов |
АНКЕТА 9А
Рациональная организация образовательного процесса в классе
Город______________Район___________________Область______________
Тип ОУ___________________________№ ОУ__________класс___________
Дата заполнения___________________
Характеристика образовательного процесса | Не отвечает требованиям СанПиНов (0 баллов) | Отвечает требованиям СанПиНов (1 балл) |
Максимальные объемы недельной образовательной нагрузки | ||
Расписание уроков | ||
Продолжительность уроков | ||
Начало учебного дня | ||
Сменность | ||
Длительность занятий на компьютере в классе | ||
Длительность применения аудиовизуальных средств в классе | ||
Суммарный балл |
АНКЕТА
напряженности
(для учащихся средних и старших классов)
Школа__________Класс__________Дата заполнения___________________
Фамилия_________________________________Имя____________________
Возраст_____лет Посещает группу продленного дня (да, нет)
№ | Утверждения | Ответы | ||
да | не знаю | нет | ||
1 | У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности | |||
2 | Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа | |||
3 | Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня | |||
4 | Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах | |||
5 | Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета | |||
6 | Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса | |||
7 | Насмешки одноклассников не портят мне настроение | |||
8 | Я спокойно сплю во время экзаменов, и во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы | |||
9 | В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно | |||
10 | Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал | |||
Количество ответов «нет» (1-10 вопрос) | ||||
11 | Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке | |||
12 | Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня | |||
13 | Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене | |||
14 | Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны | |||
15 | Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно опускаю руки | |||
16 | Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе | |||
17 | Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя | |||
№ | Утверждения | Ответы | ||
да | не знаю | нет | ||
18 | Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство | |||
19 | Меня сильно беспокоит мое положение в классе | |||
20 | Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости | |||
21 | Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня | |||
22 | Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом | |||
23 | Порой мне кажется, что я не могу усвоить всего учебного материала | |||
24 | Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассниками) | |||
25 | Возможные неудачи в учебе тревожат меня | |||
26 | Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться | |||
27 | Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий | |||
28 | Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом | |||
29 | Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние | |||
30 | После спора или ссоры я долго не могу успокоиться | |||
Количество ответов «да» (11-30 вопрос) | ||||
Количество ответов «не знаю» (1-з вопрос) | ||||
1/2 количества ответов «не знаю» (1-30 вопрос) | ||||
Суммарный балл = количество ответов «нет» (1-10 вопрос) + количество ответов «да» (11-30 вопрос) + 1/2 количества ответов «не знаю» (1-30 вопрос) |
Похожие документы:
1 4 анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к отчету
Отчет... Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» Институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования ...Государственное образовательное профессионального образования
Документ... профессиональногообразованияЗабайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональнойпереподготовкиработниковобразования Выпуск № 6 Чита 2009 Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессиональногообразования ...Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за июнь 2011 года
Документ... от Комитета общего и профессиональногообразования Администрации Ленинградской области. В ... Единогогосударственногоэкзамена в одиннадцати российских регионах. Лидируют по количеству претензий Башкортостан, Дагестан, Алтайский и Забайкальскийкрая ...Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников
Закон... по обеспечению организационно-технологического и информационного сопровождения проведения единогогосударственногоэкзамена на региональный Центр Интернет-образования, расположенный ...Мониторинг сми модернизация профессионального образования
Статья... проходить дополнительный период сдачи государственной итоговой аттестации в форме единогогосударственногоэкзамена, ... иметь высшее образование, а также дополнительноепрофессиональноеобразование в области государственного и муниципального управления ...