Главная > Пояснительная записка


Оглавление

Название раздела

Страницы

1.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

2-10

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Модель выпускника начального общего образования МБОУ СОШ №39

10-15

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

15-27

2.

Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

27-41

Программы учебных предметов

41-42

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

42-54

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

55-63

Программа коррекционной работы

63-76

3.

Организационный раздел

Учебный план начального общего образования МОУ-СОШ №39

76-82

План внеурочной деятельности

82-86

Система условий реализации основной образовательной программы

86-107

Целевой раздел

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре ООП и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ – средней общеобразовательной школы №39 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Данный документ разработан коллективом учителей начальной школы МБОУ СОШ №39 в соответствии с требованиями:

- Конституции Российской Федерации (статья 43);

- Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)";Об образовании";;

- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196;

-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированные Минюстом России 29.12.2010г., регистрационный номер 189;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 года № 15785;

- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373);

- Приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

- Приказа Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 года № 22540).

В основу образовательной программы начальной школы заложены рекомендации образовательной программы МБОУ СОШ №39, образовательные потребности, запросы обучающихся и особенности школы.

МБОУ СОШ №39 - общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов: повышенный уровень образования за счёт более основательного изучения отдельных предметов и областей знаний в соответствии с направленностью школы, интересами обучающихся и уровнем их подготовки; развития самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность.

Предназначение школы

Создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.

Для нас ценно:

Выполнение образовательного государственного заказа.

Положительная динамика образовательных результатов.

Комфортность обучения и работы всего коллектива школы.

Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями.

Рост статуса школы в районе.

Средства реализации предназначения школы

Усвоение учащимися базового содержания образовательных областей.

Предоставление учащимся возможности выбора дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.

Начальная школа МБОУ СОШ №39 реализует программу «Начальная школа XXI века», систему Л.В.Занкова.

Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребёнка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт и система развивающего обучения Л.В.Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С.Выготского, включающая идею о том, что обучение ведёт за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Опираясь на знания о ребёнке, Л.В.Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, который следует за обучением. Такому пониманию соотношений обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребёнка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам – с другой.

Методологическую основу требований стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ системы развивающего обучения Л.В.Занкова и её реализации на практике.

На современном этапе развития образования совпали важнейшие характеристики системы Л.В.Занкова и ФГОС НОО 2009 года:

- цель образования – развитие личности;

- понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями обучения;

- понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.

По этой причине учебно-методические комплекты, разработанные на методологической основе системы Л.В.Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Цель системы Л.В.Занкова – оптимальное общее развитие каждого школьника.

Дидактические принципы:

  1. обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

  2. ведущая роль теоретических знаний;

  3. осознание процесса учения;

  4. быстрый темп изучения материала;

  5. работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.

Предпосылками для создания проекта « Начальная школа 21 века» стали основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, концепция перспективной начальной школы. В нём сущностной характеристикой является интеграция, которая позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, объединить усилия различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника, обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и практической деятельностью школьника.

В комплекте отрабатываются пути формирования ученика как субъекта деятельности, которые проявляются на всех его этапах получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» обеспечивает дифференциацию обучения, которая определяет разноуровневость заданий, обеспечивает педагогическую поддержку как «сильным», так и неуспевающим учащимся.

Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» реализует следующие идеи:

-обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способности;

-методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

Основные учебные умения, определяющие успешность обучения младшего школьника:

- умения принимать и решать учебную задачу;

- умения анализировать, сравнивать, классифицировать;

- работа с моделями;

- контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования:

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

  1. дифференциацией обучения и коррекционно-развивающейдеятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальнаяметодика обучения, разработанная авторами программы «Начальнаяшкола XXI века», системы Л.В.Занкова;

  2. организацией внеурочной деятельности,представленной системой программ с учетом познавательных интересовмладших школьников и их индивидуальных потребностей.

2.Развитие личности школьника как приоритетная цель начальнойшколы.Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

    • сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

    • умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

    • осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

    • изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

    • сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Окружающий мир», «Русский язык», а также программ внеурочной деятельности школьников.

4. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.Реализация этой целиобеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых вобразовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные урокидвигательной активности, проходящие на улице; а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся — проведение игр, работа за конторками, физминутки; релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении. В рамках внеурочной деятельности предусматриваются занятия «Я — пешеход и пассажир».

5. Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в образовательном учреждении достигается с помощью использования средств обучения в программе «Начальная школа XXI века», системе Л.В.Занкова, специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает:

  • умения учиться («умею себя учить»);

  • наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»);

  • внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

  • элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель — формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Создания условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности обучающихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,

поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся в образовательном учреждении;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

целевой раздел

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

содержательный раздел

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов;

• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

• программа коррекционной работы;

организационный раздел

• учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №39;

• план внеурочной деятельности обучающихся;

• система условий реализации основной образовательной программы.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся.

МБОУ СОШ №39, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом, свидетельством об аккредитации, лицензией на право ведения образовательной деятельности основными образовательными программами, режимом работы школы, регламентирующими осуществление образовательного процесса;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

В основе организации жизнедеятельности школы в условиях введения ФГОС второго поколения лежат принципы:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»,

  • обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучениярассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи обучающимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризмапредполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определенного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразностипредполагает предоставление обучающемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалогаподразумевает ориентировку учителя надемократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися;предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выборучебного задания и партнера по деятельности. В начальной школеиспользуются разные формы организации обучения, в процессе которыхдети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность:парную, групповую, общую коллективную.

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении существуют преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется МБОУ СОШ №39 через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Приложение № 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (8)

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Целью реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования является обеспечение планируемыхрезультатов по ...
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Документ
    Планируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований, обязательных ...
  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (10)

    Пояснительная записка
    ... программыначальногообщегообразования. 1.ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (6)

    Пояснительная записка
    ... . 2. ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМИСЯОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПланируемыерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — планируемыерезультаты ...
  5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (7)

    Программа
    ... планируемыхрезультатовосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; программа внеурочной деятельности. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯОБУЧАЮЩИМСЯОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ...

Другие похожие документы..