Главная > Программа



  • областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (/mon/index.php?page_id=240);

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

На данный момент предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2 - 11 классах в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с областным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ.В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. Начальная ступень общего образования

В 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет. Более подробные рекомендации о преподавании информатики и ИКТ в начальной школе представлены в методическом письме «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» (приложение к данному письму).

  1. Основная ступень общего образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и областной базисный учебный план не предусматривают изучение ";Информатики и ИКТ"; в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

В областном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ», как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе (Приложение 1).

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее:

  • курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные и межпредметные;

  • программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение (продолжительность одного курса может составлять четверть или полугодие);

  • программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, которые знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах (продолжительность курса – она четрверть).

3. Старшая ступень общего образования

На старшей ступени общего образования «Информатика и ИТК» является учебным предметов по выбору на базовом или профильном уровнях.

Базовый уровень преподавания предмета (70 часов) ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации учащихся в целях их успешного вхождения в информационное общество.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В том числе в Х классе - 140 учебных часов и XI классе - 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Таблица 1

Областной базисный учебный план для профильных классов общеобразовательных учреждений («Информатика и ИКТ»)

Профиль

Число недельных учебных часов за два года обучения

Социально-экономический

2

Информационно-технологический

8

Индустриально-технологический

2

Физико-математический

2

универсальный

2

Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения.

Повышение уровня информационно-технологической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, которые позволяют учащимся расширить и углубить знания отдельных тем или тематических блоков курса информатики, вызывающих особое внимание школьников в зоне профильных интересов в интеграции с другими предметами.

Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента.

В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям (приложение 2). Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://www.profile-edu.ru

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) классах V,VII видов в целях сохранения единого образовательного пространства обучения детей с отклонениями в развитии должно вестись в соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.09.200 г.6 №07-4452 «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) классах V,VII вида».

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004г. №1312).

II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета

Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, п.23.) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и относит это к компетенции образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2011-2012 учебный год (таблица 2), ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах, ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ». В 2011-2012 учебном году это 3, 8 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

Таблица 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Информатика и ИКТ

Основное общее образование

676

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

677

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

9

Дрофа

678

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

8

Просвещение

679

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

9

Просвещение

680

Макарова Н.В., Волкова и.в., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика

8-9

Питер Пресс

681

Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В.

и др. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

681

Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В.

и др. Информатика и ИКТ

9

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

683

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

684

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

Среднее (полное) общее образование

1140

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И.

и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

1141

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика

и ИКТ (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

1142

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В.

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

Питер Пресс

1143

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В.

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

Питер Пресс

1144

Семакин И.Г., Хеннер Е.К

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10-11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1145

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(базовый уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1146

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(базовый уровень)

11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1147

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(профильный уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1148

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(профильный уровень)

11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1149

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. mод ред. Кузнецова А.А.

Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Таблица 3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ханты-мансийский автономный округ – югра управление по образованию г пыть-яха

    Доклад
    ... Министерствомобразования РФ 100% Программно-методическое обеспечение образовательного процесса основногообщего и среднего (полного) образования ... информационныхтехнологий. Продолжить работу по созданию и опробированию воспитательных программ, ...
  2. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... политики в сфере образованияМинистерстваобразования и наукиРоссийскойФедерации Структурные особенности. Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении ...
  3. Заместитель министра образования и науки российской федерации (32)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  4. Заместитель министра образования и науки российской федерации (59)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  5. М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (7)

    Основная образовательная программа
    ... стандарт по направлению подготовки 270800 «Строительство» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот ...

Другие похожие документы..