Главная > Программа

1

Смотреть полностью


  • областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (/mon/index.php?page_id=240);

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

На данный момент предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2 - 11 классах в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с областным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ.В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. Начальная ступень общего образования

В 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет. Более подробные рекомендации о преподавании информатики и ИКТ в начальной школе представлены в методическом письме «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» (приложение к данному письму).

  1. Основная ступень общего образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и областной базисный учебный план не предусматривают изучение ";Информатики и ИКТ"; в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

В областном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ», как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе (Приложение 1).

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее:

  • курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные и межпредметные;

  • программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение (продолжительность одного курса может составлять четверть или полугодие);

  • программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, которые знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах (продолжительность курса – она четрверть).

3. Старшая ступень общего образования

На старшей ступени общего образования «Информатика и ИТК» является учебным предметов по выбору на базовом или профильном уровнях.

Базовый уровень преподавания предмета (70 часов) ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации учащихся в целях их успешного вхождения в информационное общество.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В том числе в Х классе - 140 учебных часов и XI классе - 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Таблица 1

Областной базисный учебный план для профильных классов общеобразовательных учреждений («Информатика и ИКТ»)

Профиль

Число недельных учебных часов за два года обучения

Социально-экономический

2

Информационно-технологический

8

Индустриально-технологический

2

Физико-математический

2

универсальный

2

Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения.

Повышение уровня информационно-технологической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, которые позволяют учащимся расширить и углубить знания отдельных тем или тематических блоков курса информатики, вызывающих особое внимание школьников в зоне профильных интересов в интеграции с другими предметами.

Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента.

В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям (приложение 2). Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://www.profile-edu.ru

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) классах V,VII видов в целях сохранения единого образовательного пространства обучения детей с отклонениями в развитии должно вестись в соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.09.200 г.6 №07-4452 «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в специальных (коррекционных) классах V,VII вида».

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004г. №1312).

II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета

Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, п.23.) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и относит это к компетенции образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2011-2012 учебный год (таблица 2), ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах, ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ». В 2011-2012 учебном году это 3, 8 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

Таблица 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Информатика и ИКТ

Основное общее образование

676

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

677

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ

9

Дрофа

678

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

8

Просвещение

679

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии

9

Просвещение

680

Макарова Н.В., Волкова и.в., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика

8-9

Питер Пресс

681

Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В.

и др. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

681

Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В.

и др. Информатика и ИКТ

9

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

683

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

684

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

Среднее (полное) общее образование

1140

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И.

и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

1141

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика

и ИКТ (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

1142

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В.

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10

Питер Пресс

1143

Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В.

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

11

Питер Пресс

1144

Семакин И.Г., Хеннер Е.К

Информатика и ИКТ (базовый уровень)

10-11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1145

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(базовый уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1146

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(базовый уровень)

11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1147

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(профильный уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1148

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ

(профильный уровень)

11

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

1149

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. mод ред. Кузнецова А.А.

Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10-11

Дрофа

Таблица 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Информатика и ИКТ

Основное общее образование

323

Босова ЛЛ., Босова А.Ю. Информатика

иИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

324

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Информатика

8

Просвещение

325

Кузнецов А.А., Григорьев С.Г.,

Гриншкун В.В. и др. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

326

Мачульский В.В., Гей н А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ

8

Ассоциация ХХI век

Среднее (полное) общее образование

398

Семакин И.Г., Шеина т.юШестакова Л.В. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

В федеральном перечне учебников по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов учебники не представлены, так как для этих классов нет часов в базисном учебном плане. Реализация непрерывного курса информатики и ИКТ рекомендуется на основе учебно-методического комплекса Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой.

Таблица 4

Некоторые варианты преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ в основной школе

Вариант

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Босова Л.Л.
(1 час)

Быкадоров Ю.А.

(1 час)

(2 часа)

2

Босова Л.Л.
(1 час)

Угринович Н.Д.

(1 час)

(2 часа)

3

Босова Л.Л.
(1 час)

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.

(1 час)

(2 часа)

4

Босова Л.Л.
(1 час)

Семакин И.Г.

(1 час)

(2 часа)

5

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

(2 час)

(2 часа)

В настоящее время авторы учебной литературы выпускают не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:

  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);

  • задачник;

  • рабочую тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя;

  • компакт-диск с программно-методическим обеспечением;

  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Челябинской области рекомендуется использовать следующие авторские линии УМК: Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В. (Приложение 3)

На территории Челябинской области в общеобразовательных учреждениях с 2010 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы.

Практикум для ОС Linux имеется только в УМК Угриновича Н.Д.

В помощь учителям информатики рекомендуется с сайта ПСПО для учреждений России по ссылке /ru/documentation/metod/#2 скачать учебные пособия, оформленные как практические руководства по ОС Linux и ее прикладным программам.

Учителям информатики можно использовать дидактические и методические материалы, разработанные участниками Всероссийского конкурса «Код свободы», который проводился в период перехода на Linux. В большом количестве участники конкурса представили тематические планы по информатике с использованием Linux, методические пособия по работе с программным обеспечением. Все материалы можно найти по ссылкам: /ru/documentation/freecode/ - адаптированные материалы учителей работающих в Linux, / - библиотека работ учителей по Linux.

III. Особенности преподавания предмета в 2011/2012 учебном году с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ (О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (методическое письмо)/Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

IV. Рекомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

В соответствии с п.7 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона «Об образовании» от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5).

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета.

Примерная программа является основой для составления рабочих учебных программ и тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. По своей структуре и содержанию рабочая программа представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

  • обязательного минимума содержания учебных программ;

  • максимального объема учебного материала для учащихся;

  • требований к уровню подготовки выпускников;

  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;

  • познавательных интересов учащихся;

  • целей и задач образовательной программы школы;

  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована следующая примерная структура рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)1:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • содержание программы учебного курса;

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • характеристика контрольно-измерительных материалов;

  • учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

При разработке программ учитель может использовать авторские программы к учебникам.

Для составления рабочих программ по УМК Фиошина М.Е. и др.; Быкадорова Ю.А. учителям за основу необходимо взять примерную программу по информатике, так как авторских программ нет.

Целесообразнее составить две рабочих программы учебного курса информатики и ИКТ для основного общего образования (реализация рабочей программы в календарно- тематическом планировании для 8 и 9 классов) и для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы в календарно-тематическом планировании для 10 и 11 классов).

V. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету

Современная концепция образования нацелена на построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создавать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Задачей внеклассных занятий по информатике и ИКТ является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с компьютерной и мультимедийной техникой, литературой и навыков научно-экспериментальной работы.

Система внеклассной работы учителей по информатике и ИКТ включает работу с учащимися по подготовке и участию в следующих мероприятиях:

  • участие во всероссийской олимпиаде школьников по информатике и ИКТ (программирование);

  • участие в городских, региональных, международный конкурсах: Инфознайка, КИТ, олимпиада УрФО, олимпиада технического творчества учащихся (Интернет-олимпиада) и др.;

  • занятия кружков и факультативов;

  • исследовательская деятельность учащихся (НОУ, «Шаг в будущее» и др.);

  • проектная деятельность с использованием Интернет-ресурсов и др.;

Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:

1) достаточный уровень логического мышления;

2) трудолюбие и целеустремленность школьника;

3) достаточное время для подготовки к олимпиаде;

4) квалифицированное руководство подготовкой.

Для работы с одаренными учащимися по информатике в каждой школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых направлена на подготовку учащихся к олимпиадам, а также проводиться индивидуальная работа с учащимися, интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные группы для факультативных занятий.

На занятиях предметных кружков, факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях. Ученики могут принимать участие в дистанционных олимпиадах по информатике на сайтах: /, /sng/, http://www.urfodu.ru/.

Рекомендуемая литература для подготовки учащихся к олимпиадам:

    1. Андреева Е.В. Олимпиады по информатике. Пути к вершине. Лекции.

    2. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции - М.: Мир, 1978 - 2 тома, (612 с., 487 с.)

    3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. - М.: Мир 1979

    4. Бабушкина И.А. Практикум по объектно-ориентированному программированию. / Бабушкина И.А., Окулов С.М. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

    5. Бентли Д. Жемчужины программирования. – СПб.: Питер, 2002.

    6. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997, - 368 с.

    7. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997, - 368 с.

    8. Великович Л.С. Программирование для начинающих / Л.С. Великович, М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    9. Вирт H. Алгоритмы + Структуры данных = Программы. - М.: Мир 1982. - 305 с.

    10. Грис Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. - М.: Мир, 1975 - 544 с.

    11. Грузман М.З. Эвристика в информатике. - Винница: Арбат, 1998. - 308 с.

    12. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

    13. Желонкин А.В. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. Практикум / А.В. Желонкин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

    14. Задачи по программированию /С,М, Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    15. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    16. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    17. Зубов В.С. Справочник программиста. Базовые методы решения графовых задач и сортировки. - М: Информационно-издательский Дом ";Филинъ";, 1999. - 256 с.

    18. Кирюхин В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады / В.М. Кирюхин, С.М. Окулов – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    19. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ - М.: Мир, 1976 - 3 тома (Основные алгоритмы, получисленные алгоритмы, сортировка и поиск)

    20. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. - М.:МЦНМО, 1999. - 960с., 263 ил.

    21. Липский В. Комбинаторика для программистов. - М.: Мир, 1988

    22. Музыченко А. В. Система Турбо Паскаль. Динамическое распределение памяти. - М.: ВМHУЦ ВТИ, 1991 - 44 с.

    23. Мытищинская школа программистов. URL: /olymp/

    24. Окулов С.М. Олимпиадная информатика. URL: /

    25. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах / С.М. Окулов – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    26. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ, 2004.

    27. Олимпиадные задачи с решениями. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

    28. Оре О. Теория графов. – М.: Hаука 1968.

    29. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. – М.: Наука, 1989.

    30. Плаксин М.А. тестирование и отладка программ – для профессионалов будущих и настоящих / М.А. Плаксин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    31. Плаксин М.А. Тестирование и отладка программ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    32. Порублев И.Н., Ставровский А.Б. Алгоритмы и программы. Решение олимпиадных задач. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

    33. Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина. URL: /

    34. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    35. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие/ Под ред. С.В. Русакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    36. Сайт Украинские олимпиады по информатике. URL: http://uoi.kiev.ua

    37. Сайт, посвященный алгоритмам и методам. URL: /aboutsite.php

    38. Сборник «Районная и областная олимпиада по информатике в 2006-2007 учебном году». – Белгород: БелРИПКППС, 2007.

    39. Свами М., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы - М.: Мир, 1984. - 455 с.

    40. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования. – М.: Академия, 2003.

    41. Ставровский А.Б. Турбо Паскаль 7.0. Учебник. - К.:Издательская группа BVN, 2000. - 400с. (русский)

    42. Форд Л. Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. - М.: Мир, 1965.

Представленный список литературы примерный. Учитель может обращаться и к другим источникам, позволяющим разработать систему занятий с одаренными детьми.

VI. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по информатике и ИКТ

Надежной гарантией успеха обучения является регулярный контроль знаний в обучении каждого учащегося.

Для качественной организации оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ (в том числе по результатам государственной (итоговой) аттестации) предлагается перечень литературы с тестами, самостоятельными и контрольными работами, практическими работами (приложения 6, 7), а также полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ, учебные материалы по информатике, информационные ресурсы Интернет для учителя информатики, учебно-методические пособия (приложения 3, 4, 5, 6, 7).

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников основной школы в новой форме по информатике осуществляется на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)разработанырекомендации по проведению в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

ГИА по информатике (в новой форме) является экзаменом по выбору и состоит из трех частей:

  • часть 1 – 8 заданий (1 – 8) – с выбором ответа;

  • часть 2 – 12 заданий (9 – 20) – с кратким ответом;

  • часть 3 – 3 задания (21 – 23) – практические задания, которые необходимо выполнить на компьютере.

Возможны два варианта проведения ГИА (в новой форме) по информатике: либо все задания выполняются участниками ГИА в компьютерном классе, в котором есть оборудованные рабочие места для выполнения частей 1 и 2, либо используются аудитории двух типов («обычный» и компьютерный классы) при соблюдении следующих требований:

  • общая продолжительность экзамена должна составлять 2 часа;

  • в каждой аудитории, в которой проводится экзамен, должен присутствовать организатор;

  • переход участников ГИА из одной аудитории в другую должен осуществляться в сопровождении организаторов.

При подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы учителя могут воспользоваться следующими пособиями:

1. Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе / Н.Н. Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.П.Кириенко, П.О.Осипов, А.В.Чернов. – М.: АСТ:Астрель, 2011.

3. Трофимов И.А. Информатика в схемах и таблицах / И.А.Трофимова, О.В.Яровая. – М.: Эксмо, 2010.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно разрабатывает документы, определяющие содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ: кодификатор элементов содержания по учебному предмету, спецификацию экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, демонстрационный вариант КИМов.

Для реализации требований, предъявляемых в ходе ГИА в форме ЕГЭ, учителям рекомендуется внести соответствующие коррективы в учебно-тематические планы, отвести необходимое количество учебных занятий для повторения, обобщения, систематизации учебного материала и ознакомления учащихся с новыми технологиями проверки уровня образованности по информатике и ИКТ, тестовыми формами аттестации. Целесообразно спланировать и провести репетиционные пробные работы с соблюдением процедуры предстоящей государственной (итоговой) аттестации (приложения 3,4,7).

Для более качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ создан перечень учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

В работе учителю также может помочь следующая тематическая литература для подготовки к ЕГЭ по информатике:

  1. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы./ “Информатика”, №4/2004 1 п.л., 2004

  2. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  3. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс, 2004.

  4. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания, 2004.

  5. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  6. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  7. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

  8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2010 – 2004 гг. URL:

  9. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. – М.: Hаука, 1985, 352с.

  10. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.

  11. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  12. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  13. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания/ под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич.- Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009. – 336 с.

  14. Информатика и ИКТ: подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.

  15. Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.

  16. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: Интеллект-Центр, 2005-2007.

  17. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  18. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  19. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики: Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  20. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  21. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ- Петербург, 2007.

  22. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннео. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  23. Трофимов И.А. Информатика в схемах и таблицах / И.А.Трофимова, О.В.Яровая. – М.: Эксмо, 2010. -160 с.

  24. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 4-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Приложение 1

Список предпрофильных элективных курсов

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

  • Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Сборник материалов победителей областного конкурса. Образовательные области «Информатика и информационные технологии», «Естествознание», «Искусство» /Под ред. С.Г. Молчанова, Р.Я. Симонян. – Челябинск, 2004. – 150с.

  • Бешенков С.Е., Ракитина Е.А. Информационная цивилизация. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Под ред. С.Г. Молчанова, Л.Я. Симонян. – Челябинск, 2004. – 150 с.

  • Новожилова Н.В. Интернет: среда и средство получения знаний. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Под ред. С.Г. Молчанова, Л.Я. Симонян. – Челябинск, 2004. –150 с.

  • Новожилова Н.В. Информация. Информационные технологии. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Под ред. С.Г. Молчанова, Л.Я. Симонян. – Челябинск, 2004. – 150 с.

  • Пономарёва Е.А. Такая разная информатика. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Под ред. С.Г. Молчанова, Л.Я. Симонян. – Челябинск, 2004. – 150 с.

  • Семакин И.Г. и др. Информационные системы и модели. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования Российской Федерации – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

  • Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентировочного программирования и электронных таблиц. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования Российской Федерации – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

Приложение 2

Список профильных элективных курсов

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

  • Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики»

  • Залогова Л.А. «Компьютерная графика»

  • Копыльцов А.В. «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»

  • Коряковцева Н.А. «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»

  • Монахов М.Ю. «Создаем школьный сайт в Интернете»

  • Монахов М.Ю. «Учимся проектировать на компьютере»

  • Семакин И.Г. и др. «Технология создания сайтов»

  • Хуторской А.В. и др. «Технология создания сайтов»

  • Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц»

Приложение 3

УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.Д. Угринович

УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 8 класс

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 9 класс

  • Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы

  • Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы

  • И.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова и др. «Информатика в схемах»

  • «Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов

  • Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»

  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/ )

  • ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19 )

  • ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual , Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» Угриновича Н. Д. для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ Российской Федерации к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 классазанимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:

  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;

  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;

  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ Российской Федерации легальным программным обеспечением, в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов компьютерный практикум строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

Кроме того, учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень),
автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 класс

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 11 класс

  • Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы

  • Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы

  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  • Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/)

  • ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual , Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» Угриновича Н. Д. для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ Российской Федерации к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ Российской Федерации легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.

Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Важнейшее место в курсе занимает тема«Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках. К учебнику прилагается:

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень), автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс

  • учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 11 класс

  • Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы

  • Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы

  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  • Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс», учебное пособие

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/ )

  • ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

Состав комплекта на компакт-дисках:
Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft), содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual , Visual C# и Visual J#;
Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержит
операционную систему Linux и программную поддержку курса;
Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi;

УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор И.Г. Семакин и др.

УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа , автор И.Г. Семакин и др.

Состав УМК:

  • учебник «Информатика. Базовый курс», 8 класс

  • учебник «Информатика. Базовый курс», 9 класс

  • Задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы

  • Методическое пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»

  • Методическое пособие «Структурированный конспект базового курса»

  • Комплект плакатов

  • Методическое пособие к комплекту плакатов, основная школа

  • «Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов

  • Методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»

  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  • Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Электронное сопровождение УМК:

  • ЭОР Единой коллекции к УМК И.Г. Семакина и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс (/catalog/pupil/?subject=19 )

  • ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (/catalog/pupil/?subject=19 )

  • Авторская мастерская И.Г. Семакина (/authors/informatika/2/ )

При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,

а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.

Основная цель авторов – решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), в них присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень),
автор И.Г. Семакин и др.

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы

  • практикум «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы

  • задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы

  • для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие», 10-11 кл

  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационнные системы и модели. Элективный курс», учебное пособие,

  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», практикум

  • И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели. Элективный курс», методическое пособие,

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская И.Г. Семакина (/authors/informatika/2/ )

  • Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ (/ )

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики и ИКТ базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют содержательные линии курса информатики основной школы:

  • Линия информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линия моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линия информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линия компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линия социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Практикум состоит из трех разделов.

Первый раздел«Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания.

Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».

Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. Имеющиеся здесь задания по работе с Интернетом ориентированы на использование клиент-программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft. Однако они легко могут быть адаптированы и к другим аналогичным программным продуктам, поскольку используемые возможности носят общий характер.

Привязку к типу ПО имеют задания по работе с базой данных и электронными таблицами. В первом случае описывается работа в среде СУБД MS Access, во втором – MS Excel. При необходимости задания этого раздела могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.

При увеличении учебного плана (более 70 часов) объем курса следует расширять, прежде всего, путем увеличения объема практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из соответствующих разделов задачника-практикума по информатике в 2-х томах.

УМК «Информатика и ИКТ», 8-11 классы, автор Н.В. Макарова

УМК «Информатика и ИКТ», (7)8-9 классы, основная школа автор Н.В. Макарова

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. 8-9 классы»

  • Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.В.Макаровой (/)

    • DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой

Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс

В учебнике представлена теоретическая часть дисциплины «Информатика и ИКТ» для основной школы.

Учебник состоит из трех разделов. В разделе «Информационная картина мира» формируется представление об информации и информационных процессах, об объекте, системе и их моделях, даются основы классификации и приводится классификация моделей, рассматриваются основные этапы моделирования. В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» изучаются основы алгоритмизации, формируется представление о программах, системном и прикладном программном обеспечении. В разделе «Техническое обеспечение информационных технологий» учащиеся знакомятся с аппаратной частью компьютеров и сетей, с классификацией, историей и перспективами компьютерной индустрии. Здесь же изучаются логические основы построения компьютера.
Учебник может быть использован как для работы в классе, так и для самостоятельной работы.

Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс

Практикум является частью учебно-методического комплекта для средней школы. Его цель — обучить школьников работе на компьютере в основных программных средах: операционной системе Windows XP, графическом редакторе Paint, в приложениях пакета Microsoft Office 2003 (текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel, системе управления базой данных Access); технологии работы в сети Интернет. Рассматриваются основы программирования в среде Лого и основы алгоритмизации.
Освоение информационной технологии на компьютере можно проводить независимо от изучения тем теоретической части в процессе выполнения разнообразных заданий от простых к сложным. Практикум построен по модульному принципу — все разделы не зависимы друг от друга и не требуют последовательного изучения.
Пособие можно использовать как для работы в классе, так и для самостоятельных занятий.

УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор Н.В. Макарова

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10,11 классы

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. Базовый уровень, 10-11 классы

  • Учебное пособие «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ»

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.В.Макаровой (/)

    • DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой

Предлагается несколько вариантов освоения учебного предмета в зависимости от уровня подготовки учащихся на входе старшей школы и количества учебных часов, отводимых на изучение предмета в 10 -11-х классах. Методической поддержкой этого уровня служат два основных учебника и два учебных пособия – практикум по программированию и задачник по моделированию, который используется также на предыдущем уровне в основной школе.

Модульность представления учебного материала позволяет учителю самостоятельно формировать маршрут изучения этой предметной области в соответствии с выделенным объемом часов и уровнем подготовки учеников. Адаптировать содержание учебника возможно несколькими путями: использовать материал некоторых тем учебника для повторения, исключить из рассмотрения некоторые темы, применить ускоренное изучение материала и пр. При наличии большего количества учебных часов учитель может использовать материал из раздела, где представлены задания для самостоятельной работы. Этот же материал может быть предложен и тем учащимся, которые быстрее других справляются с учебной программой.

Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень

Предлагается теоретический материал по изучению информационно-коммуникационных технологий работы в компьютерной сети, информационной технологии представления и обработки данных, информационной технологии разработки проекта. Этот материал дополняется практикумами для углубленного изучения информационной технологии: поиск в Интернете, создание презентаций в среде Microsoft PowerPoint, автоматизированная обработка данных в среде Microsoft Excel. Приведен практический материал по технологии разработки учебного проекта.
Учебник предназначен для школьников и учителей информатики в общеобразовательных и специализированных школах. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы.

Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень

Приводится теоретический материал по основам социальной информатики, по информационным системам и технологиям. Большое внимание уделяется практикуму по углубленному изучению информационной технологии подготовки текстовых документов в среде Microsoft Word и информационной технологии работы с базами данных в среде Access. Последний раздел посвящен подготовке к выпускным экзаменам.
Учебник предназначен для школьников и учителей информатики в общеобразовательных и специализированных школах. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы.

Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень.

Работать с этим задачником можно начинать с 9-го класса после освоения технологии работы в основных программных средах, представленных в книге «Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс».
Каждый этап моделирования подробно рассматривается на примере большого количества задач. Особое внимание уделяется этапу формализации задачи и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе управления базой данных, графическом редакторе, текстовом или табличном процессорах. Теория моделирования излагается в учебнике «Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс».
Задачник может быть использован как для работы в классе, так и для самостоятельной работы.

DVD-приложение включает:

    • интерактивные тематические и поурочные планы со ссылками на практический и теоретический материал;

    • ссылки на интернет-ресурсы, которые содержат актуальный учебный материал;

    • дополнительные программные ресурсы, видеоуроки по темам;

    • самые последние тесты и задания для успешной сдачи ЕГЭ.

Приложение 4

Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

Федеральный центр тестирования

Федеральный институт педагогических измерений

/

Федеральный портал «Российское образование»

Российский общеобразовательный портал

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

Естественнонаучный образовательный портал

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Российский портал открытого образования

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

Газета «Информатика»

Приложение 5

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Учебные материалы по информатике:

Библиотека учебных курсов Microsoft

/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

Дидактические материалы по информатике и математике

Интернет-школа «Просвещение. ru»

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова

/

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

/

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

История Интернета в России

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

Московский детский клуб «Компьютер»

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

/prog/

Портал CITForum

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

Самарский лицей информационных технологий

Теоретический минимум по информатике

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

/pc/

Приложение 6

Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики

Учебные компьютерные программы:

• 1C (),

БИТ про (),
• ГиперМетод (),
• Инис-Софт (issoft.by),
• Интерактивная линия (),
• Информ-система (),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (),
• ИстраСофт (),
• МедиаХауз (),
• Молодой Петербург (),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (),
• Новый Диск (),
• Просвещение-МЕДИА (),
• Республиканский мультимедиа центр (),
• Российский новый университет (),
• Физикон (),
• Челябинский государственный педагогический университет ()

  Единая информационная среда образовательного учреждения

• Грин Плюс (),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (),
• Институт дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета (),
• Кирилл и Мефодий (),
• Системы-Программы-Сервис (),
• Хронобус ()
-образовательные и интернет-проекты:
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (),
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (),
• Общество «Знание» России (),
• Современная Гуманитарная Академия (),
• Тольяттинская академия управления ()

Приложение 7

Учебно-методические пособия для учителя

  1. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ. Системно-инфомационная концепция. К комплекту учебников по информатике и ИКТ.— Спб.: Питер, 2007.

  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005.

  3. Информатика Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

  4. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс: / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

  5. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2006.

  6. И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект базового курса. — М.: ЛБЗ, 2004.

  7. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  8. И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория знаний, 2004.

  9. И. Семакин. Методическое пособие. Преподавание базового курса информатики в средней школе. — М.: Лаборатория знаний, 2004.

  10. С.М. Окулов. Основы программирования. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. С.М. Окулов. Задачи по программированию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  12. И.А. Бабушкина, С.М. Окулов. Практикум по объектно-ориентированному программированию. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  13. В.М. Кирюхин, С.М. Окулов. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Приложение 8

Литература для мониторинга оценивания уровня подготовки

обучающихся по информатике и ИКТ

  1. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р.Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009 (2007, 2008).

  2. Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

  3. Подготовка к единому государственному экзамену по информатике в 2007 году. / Челябинская общественная организация «Гильдия школьных учителей». Библиотека учителя информатики. Челябинск, 2007.

  4. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – Библиотека журнала «Информатика и образование».

  5. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2004.

  6. Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач составленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика. Базовый курс 7 – 9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  7. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Галыгина И.В. Тематические контрольные работы по информатике в форме тестов. М.: Образование и информатика, 2003.

  8. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  9. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 кл.» и А.Г.Гейна, А.И.Сенокосова, Н.А.Юнерман. «Информатика: 10-11 кл.» / М.В.Кошелев. – М.: Экзамен, 2006.

1 Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ханты-мансийский автономный округ – югра управление по образованию г пыть-яха

    Доклад
    ... Министерствомобразования РФ 100% Программно-методическое обеспечение образовательного процесса основногообщего и среднего (полного) образования ... информационныхтехнологий. Продолжить работу по созданию и опробированию воспитательных программ, ...
  2. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... политики в сфере образованияМинистерстваобразования и наукиРоссийскойФедерации Структурные особенности. Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении ...
  3. Заместитель министра образования и науки российской федерации (32)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  4. Заместитель министра образования и науки российской федерации (59)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  5. М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (7)

    Основная образовательная программа
    ... стандарт по направлению подготовки 270800 «Строительство» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот ...

Другие похожие документы..