Главная > Программа


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Информатика и ИКТ

Основное общее образование

323

Босова ЛЛ., Босова А.Ю. Информатика

иИКТ

8

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

324

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Информатика

8

Просвещение

325

Кузнецов А.А., Григорьев С.Г.,

Гриншкун В.В. и др. Информатика и ИКТ

8

Дрофа

326

Мачульский В.В., Гей н А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ

8

Ассоциация ХХI век

Среднее (полное) общее образование

398

Семакин И.Г., Шеина т.юШестакова Л.В. Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10

«БИНОМ. Лаборатория знаний»

В федеральном перечне учебников по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов учебники не представлены, так как для этих классов нет часов в базисном учебном плане. Реализация непрерывного курса информатики и ИКТ рекомендуется на основе учебно-методического комплекса Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой.

Таблица 4

Некоторые варианты преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ в основной школе

Вариант

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Босова Л.Л.
(1 час)

Быкадоров Ю.А.

(1 час)

(2 часа)

2

Босова Л.Л.
(1 час)

Угринович Н.Д.

(1 час)

(2 часа)

3

Босова Л.Л.
(1 час)

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.

(1 час)

(2 часа)

4

Босова Л.Л.
(1 час)

Семакин И.Г.

(1 час)

(2 часа)

5

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

(2 час)

(2 часа)

В настоящее время авторы учебной литературы выпускают не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:

  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);

  • задачник;

  • рабочую тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя;

  • компакт-диск с программно-методическим обеспечением;

  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Челябинской области рекомендуется использовать следующие авторские линии УМК: Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В. (Приложение 3)

На территории Челябинской области в общеобразовательных учреждениях с 2010 года реализуется переход на операционную систему Linux. В связи с этим учителям информатики и ИКТ при выборе учебников необходимо учесть, что все представленные УМК в Федеральном перечне ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладные программы.

Практикум для ОС Linux имеется только в УМК Угриновича Н.Д.

В помощь учителям информатики рекомендуется с сайта ПСПО для учреждений России по ссылке /ru/documentation/metod/#2 скачать учебные пособия, оформленные как практические руководства по ОС Linux и ее прикладным программам.

Учителям информатики можно использовать дидактические и методические материалы, разработанные участниками Всероссийского конкурса «Код свободы», который проводился в период перехода на Linux. В большом количестве участники конкурса представили тематические планы по информатике с использованием Linux, методические пособия по работе с программным обеспечением. Все материалы можно найти по ссылкам: /ru/documentation/freecode/ - адаптированные материалы учителей работающих в Linux, / - библиотека работ учителей по Linux.

III. Особенности преподавания предмета в 2011/2012 учебном году с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования

Организация практических работ

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума в основной школе образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация» или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ (О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (методическое письмо)/Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

IV. Рекомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

В соответствии с п.7 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона «Об образовании» от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5).

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета.

Примерная программа является основой для составления рабочих учебных программ и тематического планирования курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также методических путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. По своей структуре и содержанию рабочая программа представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

  • обязательного минимума содержания учебных программ;

  • максимального объема учебного материала для учащихся;

  • требований к уровню подготовки выпускников;

  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;

  • познавательных интересов учащихся;

  • целей и задач образовательной программы школы;

  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована следующая примерная структура рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)1:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • содержание программы учебного курса;

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • характеристика контрольно-измерительных материалов;

  • учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

При разработке программ учитель может использовать авторские программы к учебникам.

Для составления рабочих программ по УМК Фиошина М.Е. и др.; Быкадорова Ю.А. учителям за основу необходимо взять примерную программу по информатике, так как авторских программ нет.

Целесообразнее составить две рабочих программы учебного курса информатики и ИКТ для основного общего образования (реализация рабочей программы в календарно- тематическом планировании для 8 и 9 классов) и для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы в календарно-тематическом планировании для 10 и 11 классов).

V. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету

Современная концепция образования нацелена на построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создавать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Задачей внеклассных занятий по информатике и ИКТ является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с компьютерной и мультимедийной техникой, литературой и навыков научно-экспериментальной работы.

Система внеклассной работы учителей по информатике и ИКТ включает работу с учащимися по подготовке и участию в следующих мероприятиях:

  • участие во всероссийской олимпиаде школьников по информатике и ИКТ (программирование);

  • участие в городских, региональных, международный конкурсах: Инфознайка, КИТ, олимпиада УрФО, олимпиада технического творчества учащихся (Интернет-олимпиада) и др.;

  • занятия кружков и факультативов;

  • исследовательская деятельность учащихся (НОУ, «Шаг в будущее» и др.);

  • проектная деятельность с использованием Интернет-ресурсов и др.;

Для эффективной подготовки школьников к олимпиадам по программированию необходимы четыре условия:

1) достаточный уровень логического мышления;

2) трудолюбие и целеустремленность школьника;

3) достаточное время для подготовки к олимпиаде;

4) квалифицированное руководство подготовкой.

Для работы с одаренными учащимися по информатике в каждой школе должны систематически работать кружки и факультативы, работа которых направлена на подготовку учащихся к олимпиадам, а также проводиться индивидуальная работа с учащимися, интересующимися программированием. В сельской малокомплектной школе можно создавать разновозрастные группы для факультативных занятий.

На занятиях предметных кружков, факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач, применению знаний в сложных, нестандартных ситуациях. Ученики могут принимать участие в дистанционных олимпиадах по информатике на сайтах: /, /sng/, http://www.urfodu.ru/.

Рекомендуемая литература для подготовки учащихся к олимпиадам:

    1. Андреева Е.В. Олимпиады по информатике. Пути к вершине. Лекции.

    2. Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции - М.: Мир, 1978 - 2 тома, (612 с., 487 с.)

    3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. - М.: Мир 1979

    4. Бабушкина И.А. Практикум по объектно-ориентированному программированию. / Бабушкина И.А., Окулов С.М. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

    5. Бентли Д. Жемчужины программирования. – СПб.: Питер, 2002.

    6. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997, - 368 с.

    7. Бондарев В.М., Рублинецкий В.И., Качко Е.Г. Основы программирования. - Харьков: ";Фолио";; Ростов-на-Дону: ";Феникс";, 1997, - 368 с.

    8. Великович Л.С. Программирование для начинающих / Л.С. Великович, М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    9. Вирт H. Алгоритмы + Структуры данных = Программы. - М.: Мир 1982. - 305 с.

    10. Грис Д. Конструирование компиляторов для цифровых вычислительных машин. - М.: Мир, 1975 - 544 с.

    11. Грузман М.З. Эвристика в информатике. - Винница: Арбат, 1998. - 308 с.

    12. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

    13. Желонкин А.В. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. Практикум / А.В. Желонкин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

    14. Задачи по программированию /С,М, Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    15. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    16. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    17. Зубов В.С. Справочник программиста. Базовые методы решения графовых задач и сортировки. - М: Информационно-издательский Дом ";Филинъ";, 1999. - 256 с.

    18. Кирюхин В.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады / В.М. Кирюхин, С.М. Окулов – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    19. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ - М.: Мир, 1976 - 3 тома (Основные алгоритмы, получисленные алгоритмы, сортировка и поиск)

    20. Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. - М.:МЦНМО, 1999. - 960с., 263 ил.

    21. Липский В. Комбинаторика для программистов. - М.: Мир, 1988

    22. Музыченко А. В. Система Турбо Паскаль. Динамическое распределение памяти. - М.: ВМHУЦ ВТИ, 1991 - 44 с.

    23. Мытищинская школа программистов. URL: /olymp/

    24. Окулов С.М. Олимпиадная информатика. URL: /

    25. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах / С.М. Окулов – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    26. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. – М.: БИНОМ, 2004.

    27. Олимпиадные задачи с решениями. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №2 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

    28. Оре О. Теория графов. – М.: Hаука 1968.

    29. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. – М.: Наука, 1989.

    30. Плаксин М.А. тестирование и отладка программ – для профессионалов будущих и настоящих / М.А. Плаксин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

    31. Плаксин М.А. Тестирование и отладка программ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    32. Порублев И.Н., Ставровский А.Б. Алгоритмы и программы. Решение олимпиадных задач. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

    33. Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина. URL: /

    34. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    35. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие/ Под ред. С.В. Русакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    36. Сайт Украинские олимпиады по информатике. URL: http://uoi.kiev.ua

    37. Сайт, посвященный алгоритмам и методам. URL: /aboutsite.php

    38. Сборник «Районная и областная олимпиада по информатике в 2006-2007 учебном году». – Белгород: БелРИПКППС, 2007.

    39. Свами М., Тхуласираман К. Графы, сети и алгоритмы - М.: Мир, 1984. - 455 с.

    40. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования. – М.: Академия, 2003.

    41. Ставровский А.Б. Турбо Паскаль 7.0. Учебник. - К.:Издательская группа BVN, 2000. - 400с. (русский)

    42. Форд Л. Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. - М.: Мир, 1965.

Представленный список литературы примерный. Учитель может обращаться и к другим источникам, позволяющим разработать систему занятий с одаренными детьми.

VI. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по информатике и ИКТ

Надежной гарантией успеха обучения является регулярный контроль знаний в обучении каждого учащегося.

Для качественной организации оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ (в том числе по результатам государственной (итоговой) аттестации) предлагается перечень литературы с тестами, самостоятельными и контрольными работами, практическими работами (приложения 6, 7), а также полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ, учебные материалы по информатике, информационные ресурсы Интернет для учителя информатики, учебно-методические пособия (приложения 3, 4, 5, 6, 7).

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников основной школы в новой форме по информатике осуществляется на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)разработанырекомендации по проведению в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

ГИА по информатике (в новой форме) является экзаменом по выбору и состоит из трех частей:

  • часть 1 – 8 заданий (1 – 8) – с выбором ответа;

  • часть 2 – 12 заданий (9 – 20) – с кратким ответом;

  • часть 3 – 3 задания (21 – 23) – практические задания, которые необходимо выполнить на компьютере.

Возможны два варианта проведения ГИА (в новой форме) по информатике: либо все задания выполняются участниками ГИА в компьютерном классе, в котором есть оборудованные рабочие места для выполнения частей 1 и 2, либо используются аудитории двух типов («обычный» и компьютерный классы) при соблюдении следующих требований:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ханты-мансийский автономный округ – югра управление по образованию г пыть-яха

    Доклад
    ... Министерствомобразования РФ 100% Программно-методическое обеспечение образовательного процесса основногообщего и среднего (полного) образования ... информационныхтехнологий. Продолжить работу по созданию и опробированию воспитательных программ, ...
  2. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... политики в сфере образованияМинистерстваобразования и наукиРоссийскойФедерации Структурные особенности. Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении ...
  3. Заместитель министра образования и науки российской федерации (32)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  4. Заместитель министра образования и науки российской федерации (59)

    Документ
    ... 230200 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот 12 января ...
  5. М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (7)

    Основная образовательная программа
    ... стандарт по направлению подготовки 270800 «Строительство» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерстваобразования и наукиРоссийскойФедерацииот ...

Другие похожие документы..