Главная > Основная образовательная программа


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

на 2011-2015 уч. год

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основная образовательная программа ступени начального общего образования разработана педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10». Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основанием обучения младших школьников по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1.12.07, № 309 ФЗ. Основная образовательная программа разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, соответствует требованиям к структуре основной образовательной программы начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), концептуальным положениям УМК «Школа 2100»,реализуемой на ступени начального общего образования школы, статусу учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» , особенностям школы, образовательным потребностям и запросам обучающихся, их родителей (законных представителей), основным направлениям развития школы, обозначенным в Программе развития, ресурсной составляющей. Нормативной основой образовательной программы являются правоустанавливающие документы школы, устав и локальные нормативные акты.

Основная образовательная программа – организационно-управленческий документ, определяющий цели, ценности образования школы, учебный план, образовательные, учебные программы, педагогические технологии, методики их практической реализации и определения результата. Программа регламентирует: условия ее освоения; диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся; педагогические условия реализации основной и дополнительной программ.

Приоритетные направления обновления содержания образования школы определены на основе достигнутых результатов и традиций ступени начального общего образования школы, государственной политики в области образования, определенных в таких документах как: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция «Российское образование 2020», а также с учетом социокультурной и социально-экономической ситуации в стране, Республике Мордовия, муниципальном районе. Структура и содержание основной образовательной программы направлены на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) к результатам освоения основной образовательной программы, соответствует требованиям к условиям ее реализации.

Содержание основной образовательной программы ступени начального общего образования школы соответствует пожеланиям родителей обучающихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся; запросам младших школьников, в основе которых находятся их потребности, интересы, способности.

Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Адресность программы: программа адресована всем детям, начиная с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Уровень готовности ребенка к освоению программы устанавливается на основании медицинского заключения, вписанного в медицинскую карту ребенка

1.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Параметры информации

Содержание информации

1. Данные об образовательном учреждении

1.1

Адрес образовательного учреждения

431445, Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, г.Рузаевка, ул.Тухачевского, дом10.

1.2

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

1.3

Вид образовательного учреждения

Cредняя общеобразовательная школа

1.4

Тип образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение

1.5

Количество учащихся ступени начального общего образования

262

1.6

Телефон/факс

6-53-23/6-53-47

1.7

Е-mail

ruz10sh

1.8

Web-site

1.9.

Фамилия, Имя, Отчество директора, заместителей

Ларина Венера Раисовна - директор

Комарова Елена Владимировна — зам.директора по УВР

Филимонова Ольга Алексеевна — зам.директора по УМР

Бычкова Ирина Викторовна — зам.директора по ВР.

1.2.1. Характеристика образовательной среды.

Социум МОУ «СОШ № 10»представляет собой обжитый микрорайон, находящийся на окраине города. Школа расположена в районе завода «Химмаш», где имеются и другие муниципальные образовательные учреждения: машиностроительный техникум, СПТУ-25, СПТУ-26, городская библиотека, музыкальная школа № 2, ДК «Орион», спортивный комплекс, стадион с искуственным покрытием. Микрорайон стабильный, но, вместе с тем, отсутствие новых застроек в настоящее время ведет к уменьшению числа прибывающих учеников. Контингент жителей района разнороден по социальному и национальному составу.

Средняя общеобразовательная школа №10 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания педагогической системы, основанной на индивидуально-личностном подходе к обучению, созданию благоприятных условий для личностного развития и профессионального самоопределения каждого учащегося.

Школа №10 работает по самостоятельно составленному плану с учетом федерального, регионального и профильного компонентов.Для наиболее полного удовлетворения различных социальных запросов населения учреждение оставляет за собой право обеспечения учащимся профильного образования на второй и третьей ступенях обучения.

Преподавание в начальных классах ведется по рабочим программам, составленным на основе типовых государственных программ и государственных стандартов, при этом объем учебного материала, и последовательность его изучения могут быть изменены по решению педагогического совета и утверждены директором школы.

Решение ведущего направления образовательной деятельности школы — повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного обучения - осуществляется последовательно на всех ступенях школьного обучения.

Организация образовательного процесса отражается в годовом календарном графике — нормативном документе. Определяющем режим работы школы, продолжительность каникул, планирование форм и сроков промежуточной аттестации, расписание звонков и т.д. Годовой календарный график регламентирует порядок осуществления образовательного процесса, способствует его большей эффективности.

С этой же целью были разработаны локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу ее образовательной деятельности и отражающие специфику образовательного процесса.

Локальные акты не противоречат действующему Законодательству РФ и Республики Мордовия и создавались в соответствии с правовыми актами республиканского, министерского, районного уровней и гарантируют защиту прав всех участников образовательного процесса.

Школа работает по 6-дневной рабочей неделе (1 классы по 5-дневной), в одну смену. Продолжительность уроков 45 (в 1 классах- 35 ) минут. Уроки начинаются в 8.00. Количество уроков в день не превышает 5. Перемены между уроками 10, большая — 20 минут. Внеклассные мероприятия, факультативы и индивидуальные занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию.

Организация досуга учащихся. В свободное от уроков время учащиеся посещают различные объединения дополнительного образования, творческие группы, как организованные в школе, так и за ее пределами. На данный момент в школе действуют следующие объединения дополнительного образования: кружки — сольное пение, юный корреспондент, вычислительной техники, «Мордовский фольклор», спортивный; творческая мастерская «Умелые руки». Их посещают 51,6% учащихся школы. Внешкольные объединения дополнительного образования посещают 34,6%.

Школа поддерживает тесную связь с учреждениями культуры: краеведческим музеем, выставочным залом, КЦ «Орион», КЦ им. Ухтомского, художественной школой, музеями г.Саранска, г.Тарханы, с.Болдино, г. Пензы.

Школа сотрудничает с ПДН, ДЮСШ, УДО «Юнитэр», Молодежным центром, ГУСО СРЦН «Солнышко», центральной детской библиотекой №1.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Изменения в содержании образования, переход его к стандартизации и вариативности потребовали широкого использования современных технологий обучения. При этом предполагалось использование в процессе обучения общедидактических технологий развивающего обучения.

Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности ребенка. Дети приобщаются к жизни и учебному труду в коллективе (со сверстниками и взрослыми, наделенными определенными функциями), происходит определенная унификация поведения детей. Поэтому важно, чтобы вхождение в школьный образовательный процесс происходил для ребенка естественным образом. Это позволило бы нивелировать некоторые негативные явления (Стрессы, страхи перед школой и т.д.), которые в дальнейшем мешают успешной учебной деятельности ребенка.

Школа пошла по пути преемственности образовательных программ

для дошкольного и начального школьного образования с целью обеспечения создания системы непрерывного образования. Само предназначение дошкольного периода развития ребенка заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности. На этом этапе важно формирование инициативности, самостоятельности, ответственности, которые станут залогом успешности ребенка в школе.

Это программа гуманистической направленности. Она призвана обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития уверенности в себе, проявления инициативы, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В этой связи значение приобретают обязательные занятия детей с психологом и логопедом. Учет психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, где много общего, позволяет ориентироваться на интересы и нужды детей.

Программа начальной школы является логическим продолжением дошкольной. Учителя корректируют и персонализируют учебные планы, исходя из своего понимания характерных особенностей обучения младших школьников, учитывая индивидуальный стиль учебы и личность каждого ребенка в классе. Задача учителя - научить детей учиться (самому искать ответы на интересующие вопросы, пользоваться справочниками, библиотекой, энциклопедиями различного характера и пр.).

В 2003-2004 учебном году начальная школа начала работать по учебно-методическому комплекту «Школа России». С 2009-2010 учебного года - по УМК «Гармония». В 2011-2012 учебном году первые классы начинают работать по программе «Школа 2100»

Система работы по этим комплектам опирается на приоритеты развивающего личностно ориентированного образования, идеи гуманной педагогики, направлена на духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка, овладение им современными знаниями, способами мыслительной деятельности. Организация такого обучения оказалась чрезвычайно сложной задачей и потребовала целого ряда методических, организационных, контролирующих и корректирующих мероприятий.

Результаты обученности выпускников начальной ступени от года к году отражают положительные тенденции. Данные результаты свидетельствуют об эффективности используемых общедидактических технологий в начальной школе, а также необходимости последовательной и преемственной в своей взаимосвязи реализации их в основной и средней школе.

1.2.2. Основные принципы образовательной политики.

Гуманистический характер образования, выраженный в приоритетах общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Общедоступность и адаптивность образования посредством реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Развитие государственно-общественного характера управления.

1.2.3. Характеристика педагогической системы

1) Данные о контингенте учащихся

Таблица 1

Динамика численности учащихся за последние 3 года

год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Всего

675

651

633

Начальные классы

(1-4)

234

267

265

2) Классы-комплекты

Таблица 2

год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Всего

29

28

27

Начальные классы

(1-4)

10

11

11

3) Средняя наполняемость

Таблица 3

год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Начальные классы (1-4)

23,4

24,3

24,1

4) Национальный состав учащихся (всего)

Таблица 4

год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русские

483/186

478/208

477/212

Мордва

108/62

99/36

93/32

Татары

64/33

61/18

48/16

Прочие национальности

19

13

15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Наименование учредителя основная образовательная программа начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... РАЙОНА РЕСПУБЛИКИМОРДОВИЯНА2011 – 2012 ГГ. 2011год Содержание Пояснительная записка образовательнойпрограммы Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  2. Сборник положений массовых мероприятий с педагогами обучающимися и воспитанниками образовательных у чреждений

    Документ
    ... дошкольного образования в РеспубликеМордовия» Республиканской целевой программы развития образования в РеспубликеМордовияна20112015годы. 6.2. Победители республиканского Конкурса среди дошкольных образовательных учреждений ...
  3. Губанищева на заседании педагогического совета протокол № от 30 августа 2012года

    Основная образовательная программа
    ... И.Г. ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Починковская основная общеобразовательная школа» БОЛЬШЕБЕРЕЗНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИМОРДОВИЯНА 2012 ...
  4. Программа развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... программы Наименование Программа развития Карагандинской области на2011-2015годы Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан ...
  5. О тчет о деятельности субъектов российской федерации по формиро-ванию общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования во ii квартале 2012 года

    Отчет
    ... программы развития профессионального образования в РеспубликеМордовияна2011-2015годы; - Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РеспубликиМордовия»на 2012-2015годы ...

Другие похожие документы..