Главная > Книга


Агентство по реализации молодежной политики

«Молодежный парламентаризм в современной России»

М ИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АГЕНТСТВО ПО РЕАЛИЗАЦИИ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА»

Фурсов О.Б.

Молодежный парламентаризм в современной России

Самарская область

2 006 г.

УДК 329.78:351

Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006.- 168 с.

Данная книга представляет собой научное издание, в котором анализируется процесс создания, развития и основных направлений деятельности Молодежных парламентов современной России.

Книга предназначена для преподавателей вузов, студентов гуманитарных специальностей, для исследователей социальных проблем современного общества, для практических работников социальных учреждений.

Под научной редакцией доктора социологических наук, профессора Г.А.Лукс

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Международного института рынка В.Г.Чумак; кандидат исторических наук, доцент Международного института рынка П.Д.Симашенков

© Фурсов О.Б. – автор-составитель

© Лукс Г.А. – научное редактирование

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Возникновение и становление молодежного парламентаризма в России и за рубежом 6

§ 1. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже XX и XXI веков, представление интересов молодежи в органах власти 6

§ 2. Понятия: «молодежный парламентаризм», «Молодежный Парламент», «молодежное парламентское движение» 8

Глава 2. Социологический анализ законотворческой деятельности современной молодежи 12

§ 1. Участие молодежи в нормотворческой деятельности через создание Общественной Молодежной Палаты при Государственной Думе Федерального собрания РФ 12

§ 2. Формы и уровни управления региональных и муниципальных Молодежных Парламентов России как самоорганизующихся систем законотворческой деятельности 17

§ 3. Исследование и ожидаемые результаты управленческой деятельности Общественных Молодежных Парламентов 34

Глава 3. Личность молодого парламентария: опыт социологического исследования 44

§ 1. Компетенции молодого парламентария-управленца 44

§ 2. Управленческая модель молодого парламентария 51

Заключение 58

Список использованной литературы: 59

Введение

Становление политических ориентаций современной молодежи приходится на годы преобразований в сфере государственного строительства и формирования молодого российского государства. Проводимые государством реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с властью, чтобы чувствовалась их сопричастность к делам государства.

Однако механизм участия молодежи в государственной политике по-прежнему недостаточно отработан. Доля молодых граждан в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления крайне мала. В то же время велика необходимость налаживания сотрудничества органов государственной власти с общественными институтами в интересах решения молодежных проблем.

Важным шагом в решении данного вопроса может стать развитие молодежного парламентского движения — создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи. Молодежный парламентаризм основан на самоорганизации молодежи и является мощным потенциалом, заключенным в самой природе этого движения. Оно активно развивается в нашей стране, используя в российских регионах различные формы: Думы, Советы, Палаты, Ассамблеи, Правительства и др. Молодежные парламенты имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с законодательной и исполнительной властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем.

Учитывая повышенное внимание, которое, в соответствии с выступлением Президента на заседании Правительства 13 сентября 2004 года, уделяется на данный момент вопросам укрепления доверия к власти необходимо отметить, что молодежные парламенты являются переговорной площадкой между властью и молодежным социумом, призванной в том числе, это доверие развивать.

В частности, в мае 2004 года Президентом была поддержана идея создания общественных палат «как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и обсуждены гражданские инициативы», пройти экспертизу ключевые государственные решения и законопроекты, имеющие общенациональное значение.

Молодежное парламентское движение, успешно развиваясь в субъектах РФ, получая поддержку на уровне государства и на уровне общества, существенно превзошло уровень просто идеи, стало состоявшимся фактом и весомым потенциалом, требующим детального изучения, дальнейшей разработки и внедрения в практическую деятельность.

Анализируя практически все аспекты молодежной политики в обществе, В.В.Павловский выделяет проблемы «политизации подрастающих поколений в социологическом аспекте». Политизация новых поколений понимается им как включенность молодежи в политику, во властные государственные отношения, в процессы управления обществом.3

За десятилетие реформ в России выросло аполитичное в своем большинстве первое поколение постсоветской молодежи, обнаруживающее полный разрыв с политическими установками. Молодежь оправдывает то, что все не могут интересоваться политикой и на арену политической жизни выходят управленцы, которые хотят развития страны, своего региона, города, а, главное, знают, каким должно быть поколение современной молодежи.

Только политически активная молодежь может отстоять свои права. В 90-е гг. многие исследователи предполагали необычный взлет политической активности молодежи, что должно было стать основой для многих перемен в жизни общества. Однако этого не случилось. Политизация молодежи оказалась мнимой.

Но формирующиеся новые политические институты в обществе послужили каналом влияния и информации на передовую молодежь, активно участвующую в политизированных молодежных общественных объединениях, организациях и движениях. Численность участников политического движения социологи измеряют от 2 до 20% опрошенных молодых людей. Получив первый опыт профессиональной политической деятельности в политике, молодежь пришла в начале XXI века в организующиеся Молодежные Парламенты и сама стала их организатором.

Если внимательно изучить историю парламентского движения в России, то следует констатировать, что лишь в конце 80-х гг. XX века начался процесс возрождения парламентаризма, истоком которого, безусловно, явилась деятельность Государственной Думы и Государственного Совета в 1906-1916 гг.4 Переход России в начале XX века к конституционной форме правления подробно проанализирован Е.К.Глушко.5 На апрель 2006 года многие Молодежные Парламенты РФ назначили проведение конференций «100 лет российскому парламентаризму». По всей вероятности, к этой дате будет усиленное внимание историков, социологов, политиков и появятся новые аналитические работы по данной тематике.

Парламентская демократия в начале XXI века была обогащена созданием новой формой общественного самоуправления — молодежным парламентаризмом.

Российская наука 90-х годов XX века и начала XXI века, к сожалению, не богата исследованиями по данной тематике. Среди социологических работ преобладают в основном статьи и разработки политиков-практиков: Е.И.Возжаевой, А.В.Кочеткова, С.В.Кочнева, О.С.Антюфеевой, Л.А.Боброва, А.С.Дундича, Т.Г.Коротковой и других специалистов в области молодежной практики.

Главная заслуга авторов состоит в выявлении и систематизации значительного по объему фактического материала, в выделении специфики деятельности молодежного парламентаризма в конкретном регионе Российской Федерации.6

Исследователи из Института Молодежи (ныне Московский гуманитарный университет) сумели обобщить практический опыт парламентаризма регионов до 1999 года, подведя итоги работы «круглого стола» «Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней».7 В данной брошюре собраны материалы по работе молодежных парламентов и организации взаимодействия с государственными органами управления.

Во Владимире создано методическое пособие по подготовке и проведению выборов в Молодежный Парламент, в котором обобщен опыт проведения выборов в Молодежный Парламент округа Муром в 2002 году.8

Данное пособие представляет большую ценность для организаторов выборов в Молодежный Парламент, так как содержит перечень нормативных документов, календарный план мероприятий, предлагает для изучения образцы многих документов, информацию о кандидатах, методические материалы к беседам, формы протоколов и др. документы.

Постепенно начала логически выстраиваться нормативно-правовая база молодежного парламентаризма в РФ. В Рязани были изданы материалы I Всероссийского семинара-совещания по молодежному парламентаризму9 в 2-х частях. Первая часть содержит документы, связанные с развитием молодежного парламентаризма в РФ; вторая часть содержит доклады, выступления руководителей Молодежных Парламентов на семинаре-совещании, который состоялся 29 января - 1 февраля 2003 года.

Межрегиональный журнал «Аспирантский вестник Поволжья», «Молодежный вестник Приволжского федерального округа», «Вестник молодежной политики» посвящены развитию молодежных парламентов в России.17 Особое внимание уделяется развитию студенческого самоуправления молодежи, повышению ее социальной активности, созданию условий для поддержки общественной студенческой инициативы, раскрытию творческого потенциала студенчества, разработке программ межрегионального студенческого сотрудничества.18

Глава 1. Возникновение и становление молодежного парламентаризма в России и за рубежом

§ 1. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже XX и XXI веков, представление интересов молодежи в органах власти

С середины 90-х годов в России начался новый этап формирования гражданского общества, в котором первоочередное значение играет вовлечение молодежи в процесс принятия политических решений.

Привлечение молодежи к принятию управленческих решений является одним из приоритетных направлений молодежной политики. Молодежь в настоящее время практически не представлена в законодательной и исполнительной ветвях власти. Анализ представительства молодежи в органах власти показывает, что доля молодых людей в органах законодательной власти значительно меньше по сравнению с органами исполнительной власти. Это происходит в связи с объективными причинами (отсутствие опыта, образования) и с бюрократическими препонами.

На сегодняшний день властные решения принимаются без учета мнения тех, кому жить с последствиями данных решений. Нужно отметить, что сведения о возрастном составе лиц, выполняющих ответственные функции в разных сферах жизни, как правило, не публикуются. Реальная практика показывает, что молодежь слабо представлена и в других управленческих системах, обеспечивающих социальное, экономическое и культурное развитие страны. Данные социологических исследований показывают, насколько обострилась проблема преемственности поколений в сфере политики и управления делами государства и общества.

Участвуя в строительстве гражданского общества, в принятии управленческих решений современная молодежь ставит своей задачей уравновешение власти государства, частных лиц, независимых общественных организаций, создание системы всеобщей правовой грамотности, активное участие в законотворческой деятельности. Молодые люди быстрее приспосабливаются к стремительно изменяющимся условиям жизни общества, они начинают политическую жизнь в условиях, которых не знали представители старшего поколения, их ожидания и идеи устремлены в будущее.

Это означает продвижение задуманных государством реформ, распространение качественного законодательства через систему молодежных структур и непосредственного участия молодых людей в строительстве молодежного парламентаризма в России. Через Молодежные Парламенты современная молодежь может принять участие в процессе принятия важных политических и управленческих решений и реализации самостоятельных политических действий.

Государственная молодежная политика по-прежнему характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в главных чертах подтверждает верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне. Впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию системного корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовались подходы государства к реализации государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, на сегодняшний день в России большинство молодежи фактически не участвует в принятии политических решений в то время, как ранее существовала практика представительства молодежных общественных организаций в Верховом Совете СССР, кандидатуры выдвигались на региональных конференциях ВЛКСМ. И поэтому возрастной состав представителей законодательной власти был намного моложе, чем сейчас. В Верховном Совете СССР представителей до 30 лет было 20%, до 35 лет — 30%. То же самое наблюдалось и в республиках, и на местном уровне.

В 90-е годы доля молодых людей, пытавшихся избираться в парламенты разных уровней, стремительно падала, падали и их шансы победить на выборах. В итоге молодежь до 30 лет составляет сегодня не более 3% среди депутатов парламентов всех уровней. Но молодежь — это 1/4 населения Российской Федерации, и поскольку доля молодых людей среди парламентариев сравнительно невысока, одним из приоритетных направлений поддержки молодежных инициатив сегодня можно считать развитие молодежного парламентаризма. Это позволит внести существенный вклад в расширение спектра нормативно-правовой базы, регулирующей сферу интересов молодежи РФ.

В сравнении с цифрами советского периода современные 3% молодежи среди депутатов парламентов всех уровней выглядят более чем скромно. И говоря о реальном участии молодежи в законодательном процессе, может быть, стоит вернуться к практике квотирования мест в законодательных собраниях для молодежи.

Об остроте сложившейся ситуации в молодежной среде заявляют московские социологи, проводившие комплексное социологическое исследование в трех регионах РФ по уровню доверия респондентов к основным социально-политическим институтам страны. В целом по массиву в проведенном социологическом опросе 43% респондентов полностью не доверяют Государственной Думе, 30% — Правительству, 49% — политическим партиям страны, 43% — региональным администрациям. Соответственно полностью доверяют Государственной Думе 3% респондентов, Правительству — 6%, политическим партиям — 2%, региональным администрациям — 9%.

Поэтому в молодежной страте доминируют установки, что «политика — это грязное дело» (выразили согласие 65% респондентов), что главное в нашей жизни — это друзья» (62%), «сегодня главное в жизни — это деньги» (54%).

Фактором, сдерживающим недоверие к политическим институтам страны, является доверие молодежи действующему Президенту Российской Федерации В.В.Путину (71% респондентов). Полностью ему не доверяют только 8% опрошенной молодежи.1

Молодежь следует рассматривать как многомерную социально-демографическую группу, которая нуждается в индивидуальном гибком подходе при учете политических потребностей. Социальные страты молодежи должны получить адекватное отражение в законотворческой деятельности государства и проведении принятых законов в жизнь.

Результаты экспертного опроса показали, что у большинства респондентов молодежной среды отсутствует четкое знание и понимание структур и функций институтов законодательной и исполнительной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных и политических институтов.

Анализ фокус-групповых исследований проблемы показывает, что молодежь больше дискутирует по вопросам участия в политической деятельности, нежели принимает участие в ней. Политическое сознание современной молодежи носит фрагментарный, идеологически слабо дифференцированный характер. На фокус-групповых дискуссиях в студенческой аудитории, в основном на эмоциональном уровне, молодежная аудитория доброжелательно относится к самой идее демократии, к созданию самоорганизующихся систем — Молодежным Парламентам. Но некоторые участники дискуссии выразили сомнение, что будущее России будет связано с развитием и укреплением демократии.

Интересным стал вывод участников фокус-групп о том, что существенный поворот общества и государства к поиску путей и средств конструктивного решения молодежных проблем стал заметен; убеждены, что Молодежные Парламенты — это нужная вещь, его депутаты наделены полномочиями, чтобы сделать нашу жизнь содержательнее.

Преодоление политической и социальной апатии молодого поколения возможно путем более активного объединения молодежи в органы самоуправления, ассоциации и Молодежные Парламенты. Суть этого подхода сводится к тому, чтобы молодежь сама участвовала в принятии решений, определяющих ее жизнь, и чтобы дистанция между государством и молодыми людьми, обществом и молодежью заметно сокращалась.

Председатель Молодежного Парламента Самарской области Д.Панков признает важнейшим шагом во взаимодействии молодежи и органов власти создание Общественного Совета при Самарской Губернской Думе и считает его необходимым механизмом сотрудничества общества и власти, направленным на преодоление отстраненности власти от решения молодежных проблем. Общественный Совет, по мнению Д.Панкова, призван установить взаимодействие между политической и неполитической составляющей нашего общества. Молодежи предстоит обмениваться мнениями с властью по поводу ее решений, заключить социальный контракт, возможно, применять более жесткие решения, если они необходимы стране.2

Губернатор Красноярского края А.Хлопонин, неоднократно выступая перед молодежью, отмечает: «Мне важно знать, что молодежи небезразлично, что происходит в стране и в крае».3

Еще более выразительно звучат слова одного из руководителей политической партии «Единая Россия» С.Шойгу: «Прошло время, когда к молодежной организации можно было относиться как к игре».4

Существенным фактом, повлиявшим на развитие молодежного парламентаризма и молодежного парламентского движения, безусловно, стали социально-экономические и политические преобразования в РФ. В Молодежном Парламенте Томской области был создан центр «Полития», в Республике Карелия «Клуб молодых политиков», в Красноярском крае — университет «Молодежная политика», дискуссионный клуб «Молодой политик», которые ставят своей задачей проведение мероприятий с целью повышения эффективности работы Молодежных Парламентов.5 Центр «Полития» сформировал отделы по политическому образованию молодежи и по социально-политическим исследованиям. Он готовит выступающих на различных конференциях, собраниях и иных мероприятиях. Отдел возглавляет председатель, избранный на собрании Молодежного Парламента. Томская молодежь активно выступила также в качестве социального партнера в реализации проекта «Лидер XXI века». Съемка фильма о парламентариях и его распространение о позитивных инициативах и деятельности послужат хорошим примером политической активности томской молодежи для россиян.

«Молодой политик» провел знаковое заседание на тему: «2030: Ты, край, страна». Подобное заседание помогло студентам, старшеклассникам, представителям работающей молодежи и бизнеса сформировать четкую гражданскую позицию. В заседании клуба приняли участие представители региональных отделений политической партии «Единая Россия», СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и других.6

«Клуб молодых политиков» в Республике Карелия ставит своей задачей перерастание его членов в молодых парламентариев.

Молодежь страны получает возможность быть сопричастной к делам государства, овладевать навыками управления, направлять общество к социально-экономическому росту и брать на себя ответственность за будущее страны. Так, созданная общественно-политическая организация «Молодежное единство» в настоящее время претерпевает изменения. В ноябре 2005 года состоялся съезд организации в городе Воронеже. Организация была переименована в «Молодую гвардию Единой России».

Политическое сознание современной российской молодежи носит противоречивый характер. Как показывают социологические исследования, наряду с недоверием к политическим институтам страны в сознании значительной части респондентов созревает понимание ценности государства. Наряду с пониманием частью молодежи важности молодежной самоорганизации имеется и нежелание принимать личное участие даже в тех молодежных организациях, которые должны отстаивать их корпоративные интересы.

Активная в политике молодежь изучает, анализирует молодежные проблемы, умеет их решать, входя в представительную и исполнительную власти пока еще в небольшом количестве. Молодежь убеждена, что критерием эффективности любой политики является рост благосостояния всех и каждого, обеспечивающий, в конечном итоге, богатство, славу и могущество государства. Молодежь способна стать одной из главных движущих сил в построении цивилизованного гражданского общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По проекту 3 4 1 2830 “ Научно-методическое обеспечение развитие и актуализация информационных ресурсов действующих Всероссийского банка данных по государственной молодежной политике и Всероссийского студенческого портала обеспечение их функционирования

    Отчет
    ... России. О Предложениях Молодежного совета ФНПР по участию в реализации Стратегии государственной молодежнойполитики в Российской Федерации Центр развития молодежногопарламентаризмаРоссии ...
  2. 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа
    ... пореализациимолодежнойполитики, взаимодействие с молодежными СМИ. Студент в ходе освоения дисциплины должен: знать: методологические основы современной ...
  3. Дума города иркутска решение об отчете о ходе реализации в 2011 году комплексной долгосрочной муниципальной целевой программы " профилактика

    Решение
    ... от острога к современному городу". В целях координации деятельности студенческих объединений по участию в реализациимолодежнойполитики в городе ...
  4. Центральный федеральный округ 2

    Документ
    ... и молодежнойполитики Российской Федерации, Федеральное агентствопо делам молодежи, Центр развития молодежногопарламентаризма в России, ... что приоритетными вопросами реализациимолодежнойполитики в области на современном этапе, являются: развитие ...
  5. Направление работы (2)

    Аннотированный список
    ... истории, современного состояния и перспектив развития молодежнойполитикиРоссии и ... / [Национальное агентствопо туризму, Туристско- ... проблемами становления парламентаризма в Республике Беларусь ... пореализации государственной молодёжной политикипо ...

Другие похожие документы..