Главная > Календарно-тематическое планирование


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Августовский педсовет

ПРЕПОДАВАНИЕ

ФИЗИКИ

В 2009 – 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Методическое пособие

Под редакцией В. И. Зинковского

МИОО

Москва

2009

ПРЕПОДАВАНИЕ

ФИЗИКИ

в 2009 – 2010

учебном году

Подготовка пособия:

В. И. Зинковский,

М. В. Пацина

Содержание

Актуальные вопросы подготовки к новому учебному году. Готовимся к введению новых образовательных стандартов. В. И. Зинковский, Т. С. Фещенко…………………………………….стр 4

ГЛАВА 1. Тематическое планирование интегрированных курсов…………………………..стр 30

Экспериментальная программа интегрированного курса«Физика, астрономия, информатика и информационные телекоммуникационные технологии» И. П. Кутко и др…………………стр 30

Календарно-тематическое планирование по интегрированному курсу астрономии с физикой

для 11 класса (два часа в неделю) И. В. Хламова, Е. П.Мамонова……………………………….стр 56

ГЛАВА 2. Элективные курсы по физике и астрономии………………………………………стр 59

Элективный курс «Решение физических задач» И. В. Хламова, Е. П. Мамонова....................стр 59

Элективный курс по физике для 9 – 11 классов"; Использование программыAdvancedGrapher для решения графических задачпо физике и математике "; В. Н. Томашов………………………стр 67

Элективный курс «Мир профессий» М. В. Пацина………………………………………………стр 71

ГЛАВА 3 Подготовка учащихся основной и старшей школы к итоговой аттестации в новой форме. Из опыта работы методистов ОМЦ …………………………………………………………………...стр 78

Демонстрационные варианты окружных контрольных работ по физике для основной школы (7-9 класс) Н. Н. Барабанов………………………………………………………………………………..стр 78

Демонстрационные варианты окружных контрольных работ по физике для основной школы (7-11 класс) проводимых ОМЦ ЮЗОУО О. И. Лебедева……………………………………………….стр 85

Окружные работы по физике в форме ГИА и ЕГЭ И. В. Хламова, Е. П. Мамонова..................стр 96

ГЛАВА 4 Интеллектуальные соревнования ……………………………………………………..стр 110

Изменения системы олимпиад школьников по физике в РФ в 2008/09 учебном году. Московская олимпиада школьников по физике 2009 года. В. И. Зинковский и др…………………………..стр 110

Задачи для подготовки школьников к участию в олимпиадах

различного уровня А. Р. Зильберман ………………………………………………………………..стр 114

Турнир юных физиков – лига юниоров М. В. Пацина, Е. Н. Юносов…………………………...стр 119

ГЛАВА 5. Информационные технологии в преподаваниифизики ……………………………стр 123 Современные средства отображения информации В. Н. Томашов………………………………стр 123

Методика работы с интерактивной доской И. В. Годова………………………………………….стр 135

Оптимизация учебного процесса по физике на основе эффективного применения электронных образовательных ресурсов Н. Н. Гомулина…………………………………………………………..стр 137

ГЛАВА 6. Повышение квалификации………………………………………………………………стр 145

Подготовка и оформление рефератов и курсовых работ с использованием источников сети ИНТЕРНЕТ В. Н. Глазков……………………………………………………………………………….стр 145

О бюллетене «В защиту науки» комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской Академии Наук В. Н. Глазков ……………………..стр 147

Кафедра физики МИОО рекомендует Н. Ю. Милюкова…………………………………………..стр 148

Памятные и знаменательные даты 2009 – 2010 учебного года…………………………………стр 153

В. И. Зинковский,

зав. кафедрой физики МИОО, к.п.н.

Т.С. Фещенко,

старший преподаватель кафедры физики МИОО, к.п.н.

Актуальные вопросы подготовки к новому учебному году. Готовимся к введению новых образовательных стандартов.

Стратегическая задача школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов (Проект Концепции федеральных государственных стандартов общего образования, 2008 г.). Процесс обучения должен выстраиваться на основе системно-деятельностного подхода и быть направлен на формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий, поэтому к результатам учебной деятельности можно отнести:

  • научные знания и представления о природе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;

  • коммуникативные и информационные умения;

  • умение оценивать объекты окружающей действительности;

  • способность к контролю и самоконтролю;

  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Виды универсальных учебных действий:

  1. личностный;

  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;

  4. знаково-символический;

  5. коммуникативный.

Знаково-символические универсальные действия


Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
-  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Актуальные вопросы готовимся к внедреви

Коммуникативная компетентность


Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).

Коммуникативные действия


Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные универсальные учебные действия


Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные универсальные учебные действия


Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Критерии сформированности универсальных знаково-символических действий


- рефлексия как способность к осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;
- обратимость – способность переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования одного языка к другому; 
- инвариантность как сохранение при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его формы (например, в случае кодирования одного содержания разными знаково-символическими средствами;
- интенция – сознательное, произвольное, намеренное использование или построение тех или иных знаково-символических средств;
- отделенность – неотделенность знаково-символических средств от объекта.

Программа формирования универсальных учебных действий


Программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные результаты образовательной деятельности


Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Регулятивные действия


- обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Универсальные учебные действия


- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебные действия


– конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации


Основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе: способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности. см. индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации.

Ученик должен научиться

  • сворачивать учебный материал и представлять его в особой конспективной форме без изменения заданной структуры;

  • сворачивать учебный материал и представлять его в особой конспективной форме с изменением заданной структуры;

  • разворачивать учебный материал с опорой на собственные конспекты и представлять его в устной и письменной формах.

  • преобразовывать высказывания из утвердительной формы в вопросительную и из вопросительной в утвердительную;

  • самостоятельно ставить вопросы различного вида;

  • отвечать на вопросы.

  • решать задачи по физике различного уровня сложности и представлять решения в развернутом виде;

  • выполнять тестовые задания;

  • составлять задачи на заданную тему.

  • внимательно и осознанно читать текст учебника;

  • восстанавливать недостающую в тексте информацию;

  • переводить текст на язык рисунка;

  • структурировать учебный материал;

  • применять к построению текста правила системного усвоения знаний.

Логическое конспектирование

Одним и способов формирования перечисленных умений может служить обучение логическому конспектированию.

Логический конспект – это форма сжатого представления знаний об окружающей действительности, объектах, явлениях, процессах, основанная на использовании различных образов, объединенных между собой логическими связями.

В качестве образцов могут использоваться:

  • Отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры

  • Логические и математические символы

  • Символы собственного изобретения

  • Схематичные рисунки, простейшие чертежи и эскизы

  • Графики

  • Фотографии

  • Уравнения

Могут также использоваться:

Графики, фотографии, уравнения, специально созданная библиотека рисунков.

Требования к образцам

  • Понятность

  • Наполняемость

  • Простота исполнения

Образы объединены в блоки согласно структуре изучения физического явления

  • Блок логического конспекта – это сгруппированные образы, относящиеся к определенному этапу познания

Образы объединены в блоки согласно структуре изучения физического явления

Принципы построения логических схем и конспектов

  • При построении логических схем важно, чтобы они лишь в общих чертах соответствуют выбранному обобщенному плану.

  • При построении логических конспектов, по одной и той же логической схеме, они могут отличаться друг от друга.

  • При построении логических схем важно, чтобы они лишь в общих чертах соответствуют выбранному обобщенному плану.

  • При построении логических конспектов, по одной и той же логической схеме, они могут отличаться друг от друга.

Работа с логическим конспектом

1. Рисование на уроке учителем.

1.1 Объяснение нового материала с опорой на заранее подготовленный логический конспект.

1.2 Объяснение нового материала и рисование логического конспекта по ходу урока.

2. Рисование на уроке учениками.

2.1 Воспроизведение логических конспектов, сформированных на предыдущем уроке.

2.2 Работа в парах. Рассказ с опорой на логический конспект.

2.3 Рассказ с опорой на самостоятельно приготовленный логический конспект

3. Рисование логического конспекта в качестве домашнего задания.

Возможные варианты работы над логическим конспектом.

  1. Рисование на классной доске.

  2. Рисование на бумажном листе.

  3. Использование графопроектора.

  4. Компьютер и видеопроектор как наглядно-иллюстративное средство.

  5. Компьютер и интерактивная доска SmartBoard, как средство динамического составления логического конспекта на уроке, как учителем так и учениками.

  6. Компьютер для самостоятельной работы в качестве средства составления логического конспекта.

Наглядным примером логических конспектов могут служить опорные сигналы В.Ф. Шаталова, донецкого учителя-новатора.

Например, «Строение вещества»

Формирование коммуникативные действия.

Ученые пришли к выводу, что коммуникативные задачи общения в сфере науки оказываются едиными у научного стиля при реализации его на разных европейских языках. Поэтому очень важно в основной школе сформировать бережное отношение к научной терминологии, так как главной чертой языка науки является наличие терминов.

Термин – слово или словосочетание, выражающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфическими особенностями терминов являются:

  1. системность;

  2. наличие дефиниции (определения);

  3. абсолютная и относительная точность;

  4. однозначность, отсутствие синонимов;

  5. краткость;

  6. простота и понятность;

  7. стилистическая нейтральность;

  8. отсутствие экспрессии;

  9. независимость от контекста;

  10. вдренность;

  11. современность;

  12. благозвучность.

Пример задания

1. Прочитайте текст и выпишите в тетрадь Ломоносовский принцип отбора терминов и Ломоносовский завет потомкам. Объясните, как вы их понимаете. Ответьте, выполняется ли сегодня завет великого Ломоносова?

Техническая терминология — одна из наиболее подвижных, динамических частей языка, постоянно меняющаяся и обогаща­ющаяся по мере совершенствования наук, технологий и ремесел.

В периоды стремительного промышленного роста техничес­кая терминология подвергается настоящему нашествию иност­ранных слов. Россия пережила такой период во времена Петра I, когда порой сам царь переставал понимать присылаемые ему до­кументы. Вот почему Петр призывал переводчиков иностран­ных книг «за штилем их не гнаться, но смотреть, чтоб дела не проронить».

Первым реформатором русской научной терминологии стал М.В. Ломоносов. Именно Михаил Васильевич избавил русский язык от абрисов, бергверков, перпендикул и антлий пневматических, заменив их доступными русскому разумению чертежа-> рудниками, маятниками и воздушными насосами. Именно вместо слов-калек с голландского, английского и французского языков стал применять русские термины: удельный вес, условие, движение, законы движения, земная ось, основание, наблюдение, явление, частица. И именно Ломоносов оказался достаточно прозорлив, чтобы не заменять русскими словами термины, идущие от латинских и греческих корней, единых для всей Европы. Он же ввел в русский научный обиход термины иностранного происхождения, всем нам знакомые: диаметр, квадрат, пропорция, минус, горизонт, формула, сфера, атмо­сфера, барометр, микроскоп, оптика и др.

Ломоносовский принцип был твердо усвоен русскими фило­логами. В 1803 году Н. Яновский — составитель популярного в то время «Нового словотолкователя» — сформулировал его так: «Есть ли можно выразить иностранные технические слова крат­ко и ясно собственными словами, то перевод сей заслуживает одобрение; в противном случае лучше употреблять иностранные технические термины».

Судьба многих прихлынувших в русский язык иностранных терминов подтверждает правоту этих слов. Когда в техническом обиходе страны не было устройств и понятий, обозначаемых тем или иным иностранным термином, практика жизни отбрасыва­ла громоздкие дословные переводы на русский язык и прямо ус­ваивала иностранное слово. Так, в русском языке укоренилась акустика, а не звонознание; принят вентилятор и отвергнут ветрильник и ветродуй; привились телескоп, автомат, космопо­лит, монополия, редакция, редактор, печатник, а не далёкозор, самодвиг, всеградник, единопродавство, правильная палата, справщик, тередорщик.

Когда же в русском обиходе уже обретались понятия, явив­шиеся к нам снова в зарубежном обличье, народная речь либо отдавала предпочтение родному слову, либо допускала их равно­правное обращение. Так, русский отвар вытеснил насаждаемый было французский декокт, изобретатель — инвентора, соотече­ственник — компатриота, крепость — фортецию, пароход — пироскаф и стимбот. Но в то же время архитектура не потесни­ла зодчества, библиотека — книгохранилища, бассейн — водо­ема, провиант — запаса, резолюция — решения, секс — похо-ти, инициатива — предприимчивости.

Но при работе с иностранными текстами не следует бездумно валить в печать и в эфир без разбора фреймы, брифинги, самми­ты, дистрибьютеры и прочие эксклюзивы. Надо всегда помнить ломоносовский завет: «Многоразличные свойства и перемены, бы­вающие в сем видимом строении мира, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи...» (Смирнов Г. Русское слово: Пятый род речи // Молодая гвардия. — 1996. — № 1. — С. 256—258).

2. Выпишите несколько известных вам физических терминов. Отвечают ли они Ломоносовским принципам? Ответ обоснуйте.

3. Как вы думаете, правомерно ли сегодня заменить словосочетание сортировочная машина - словом сортиратор? Почему?

4. Подберите из терминологии физики 10 терминов, содержание древнегреческие и латинские словообразовательные элементы.

Например, динамометр (от греческого dynamis- сила)

Подобного рода задания играют важную роль в формировании умения работать с научным текстом, а также в освоении метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; определяют ценностные ориентиры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерaльное aгентство по обрaзовaнию имени Доклад ректора в 2007—2008 учебном году и задачи на новый учебный год Москва 2008

    Доклад
    ... подготовки бакалавров и магистров в соответствие с новымиобразовательнымистандартами и Перечнем направлений. Создание внутри вузовских методик разработки учебных ...
  2. Публичный отчет анализ работы школы за 2011– 2012 учебный год и задачи на новый учебный год

    Публичный отчет
    ... учебныйгод. Социально – ориентированная подготовка детей пред школьного возраста к обучению. Реализация Федерального государственного образовательногостандарта ... учебномгоду было связано с введением инклюзивного образования в школе. Содержание ...
  3. Анализ учебной и методической работы мкоу сош с тальники за 2011- 2012 учебный год

    Анализ
    ... новымобразовательнымстандартам. ... содержания обучения школьников, подготовка выпускников для поступления в учебные заведения.(в прошлом учебномгоду ... читают готовый график ... обсуждение актуальныхвопросов воспитания ... ; Введение в 2012-13 учебном .году курса ...
  4. Учебно-воспитательной работы на 2010-2011 учебный год

    Анализ
    ... поддержка профессионального выбора. 3.Подготовка школы к новомуучебномугоду. май Зам.директора ... учебномгоду: «Совершенствование здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе» является актуальной проблемой в современной образовательной ...
  5. Анализ учебно-воспитательной работы мкоу «емельяновская сош №3» за 2010-2011 учебный год цель образовательного процесса школы -

    Анализ
    ... содержания образования, переходу на новыеобразовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартовнового поколения: - изучена литература по новымобразовательнымстандартам ...

Другие похожие документы..