Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа

начального общего образования

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №39

с углубленным изучением английского языка»

Вахитовского района

муниципального образования

«город Казань»

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 26 августа 2011 года

Части основной образовательной программы

начального общего образования МАОУ «СОШ № 39»

Образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 39» состоит из следующих обязательных частей.

1. Пояснительная записка.

- цели образования на первой ступени начального образования.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план начального общего образования.

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8. Система оценки учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В образовательную программу включены другие компоненты, отражающие особенности и интересы учащихся начальной школы МАОУ «СОШ № 39» города Казани с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в начальном образовании

Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса МАОУ «СОШ № 39» города Казани, соответствует соотношению инвариантной и вариативной частей Базисного учебного (образовательного) плана.

1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 39» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Образовательная программа начального образования (далее — образовательная программа) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, и представляет собой компонент системы образования Российской Федерации.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на решение задач формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития, на создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации Образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускникам начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности при определении образовательно-воспитательных целей и путем их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Разработанная образовательным учреждением «СОШ № 39» образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие учащихся, их родителей и педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы учащихся;

- включение учащихся в процесс познаний и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управлений и действия.

Образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 39» разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом типа образовательного учреждений, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 39» осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Четырехлетнее общее начальное образование в МАОУ «СОШ № 39» обеспечивается тремя системами обучения:

Образовательная система «Школа 2100»

Образовательная система «Перспектива» (математика Л.Г. Петерсон)

Образовательная система «Школа России»

Эти образовательные системы в полной мере обеспечивают решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям. Информационным технологиям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Цели образования

Цели образования на первой ступени начального образования

При построении системы непрерывного образования ключевой проблемой является переход с образования, ориентированного в первую очередь на освоение учащимися определенного содержания общественного опыта, на образование, ориентированное на развитие человека как целостности. В таком образовании ведущей стороной развития обучающихся рассматривается их социокультурное развитие. Социально-культурное развитие человека - это развитие его личностного опыта. Личностный опыт обучающихся выступает как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития в образовательном процессе. Личностная культура - это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений.

Становление личностной культуры на каждом этапе социокультурного развития человека происходит за счет становления следующих элементов личностного опыта:

1) личностной системы ценностей;

2) целостной, личностно-отнесенной картины мира в сознании человека (знания);

3) деятельностной стороны личностного опыта, представленной освоенными средствами и способами различных видов деятельности.

Развитие личности как ведущая функция образования, характеризует личностно-ориентированную модель образования.

Основой базиса личностной культуры являются представления; общей личностной культуры - системы понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком; личностной культуры индивидуального уровня - уникальная система понятий и категорий, сложившаяся в сознании индивида; универсальной личностной культуры - гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.

Выбор в качестве концептуально-­теоретической основы реализации программы развития МАОУ «СОШ № 39» концепции образования, ориентированного на развитие человека как целостности, позволяет коллективу реализовать миссию школы и решить все выявленные проблемы взаимосвязано и взаимосогласованно.

Так, во-первых, работа с большими объемами информации требует формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, а также развития способности связывать эту информацию в целостную картину мира, чему будет во многом способствовать включение в образовательные программы метапредметного компонента. Необходимость включения в содержание образования как можно более разнообразной информации делает не только обоснованной информатизацию системы образования, но и указывает на разработку, поиск и внедрение в педагогическую практику информационных технологий действительно способствующих проявлению и становлению самостоятельности человека.

Во-вторых, выделение общих закономерностей развития человека как основы построения образовательного процесса создает объективное основание построения системы непрерывного образования.

В-третьих, осуществление направленности развития обучающихся в процессе образования на нравственное становление личности требует целенаправленного осуществления воспитания.

В-четвертых, проблемы организации образования одаренных детей также наиболее эффективно могут быть разрешены при рассмотрении индивидуальных особенностей развития обучающихся в их соотнесении с общими закономерностями развития человека как такового.

В- пятых, учтены индивидуальные, общественные потребности и интересы.

Изложенная выше концепция позволяет реализовать педагогам школы все нормативно-законодательные требования, предъявляемые к качеству образования, определенного стандартами второго поколения и определяет стратегию МАОУ «СОШ № 39» города Казани.

Стратегия развития МАОУ «СОШ № 39» заключается в направленности деятельности коллектива на следующее:

Реализацию личностно-ориентируемой парадигмы развивающего образования, которая предполагает:

- создание модели образования, ориентированного на развитие человека как целостности при ведущей роли воспитывающей функции образования;

- создание личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости;

- становление саморазвивающейся личности;

- реализацию духовных потребностей человека;

- создание условий для установления учащимися связи между учением и собственными потребностями, своей внутренней жизнью;

- формирование активного отношения личности к себе, другому человеку, миру, готовности к позитивному преобразованию структуры своих отношений;

- становление личности в коллективе;

- организацию образовательного процесса, в котором учащиеся могут выступать в педагогической позиции по отношению друг к другу «научился сам, научи другого»;

- дифференциацию и индивидуализацию образования через профильное обучение и систему дополнительного образования;

- обнаружение способностей и одаренности через мониторинговые исследования и создания портфолио достижений учащихся с 1-го по 11-й класс.

Создание модели нового педагогического стиля, который будет проявляться в личностной позиции учителя, стремлении и готовности педагогов к следующему:

- к согласию и развитию способности к профессиональной деятельности в инновационных условиях;

- к управлению образовательным процессом с позиции «вдохновляющего лидера»;

- к отношениям сотрудничества, обращенного к будущему, взаимопомощи равных перед будущим;

- к позиции учителя как координатора образовательного процесса, консультанта, участника совместного образовательного процесса;

- к усилению роли продуктивной творческой функции: учение – основа творчества;

- к мотивации познавательной деятельности учащихся;

- к непрерывному развитию своей личности, повышению своей педагогической компетентности;

- к экспериментальной, исследовательской, инновационной педагогической деятельности;

- к развитию способности видеть перспективы, проектировать будущее, реализовывать замыслы, рефлексировать свою и коллективную деятельность.

Непрерывное коллективное проектирование собственной деятельности

на всех уровнях организации педагогического процесса, которое предполагает:

- анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализацию (контроль и регуляцию), рефлексию результата и деятельности, принятие управленческих решений;

- коллективное проектирование как продуктивную совместную деятельность, которая включает следующие аспекты:

  • ориентацию на коллективное творчество;

  • моделирование педагогических или использование жизненных ситуаций для становления человека и формирования межличностных отношений;

  • оснащение учащихся управленческими умениями, стратегиями саморазвития и саморегуляции,

  • развитие способностей принимать решения в новых, возможно, в беспрецедентных ситуациях;

  • использование «метода проектов», которые пронизывают всю деятельность педагогов и учащихся (социальные проекты, художественные, исследовательские, творческие, сетевые), способствуют самоопределению и учителя, и ученика, позволяют реализовать свои желания и способности, стать организаторами собственного образования и развития.

Демократизация управления МАОУ «СОШ № 39», которая заключается в следующем:

  • в использовании общественно-государственного принципа управления;

  • в использовании программно-целевого подхода;

  • в создании мотивационных условий;

  • в участии общественных организаций в решении управленческих и образовательных задач, в работе общественного органа управления – Совета старшеклассников.

Цели общего образования:

  1. Обеспечить возможности индивидуального прогресса обучающихся в основных сферах их личностного развития.

  2. Осуществить непрерывность образования по ступеням обучения.

  3. Способствовать формированию личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости.

  4. Способствовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

  5. Способствовать формированию целостной, личностно-ориентированной картины мира в сознании обучающихся.

Цели образования начальной школы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ № 39

  1. Обеспечить полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

  2. Обеспечить необходимый и достаточный уровень образования обучающихся для успешного продолжения образования в основной школе.

  3. Способствовать формированию готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, стремление к выбору индивидуальной траектории образования.

  4. Способствовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий на материале предметных программ.

  5. Способствовать формированию гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям.

  6. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения

2.Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования.

2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

· установка на здоровый образ жизни;

· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

· установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия;

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лесновская основная общеобразовательная школа» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная образовательная программа начального общего ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «сош № 2» мо «лмр» рт лениногорск 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... - 89 Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 » муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (82)

    Основная образовательная программа
    ... о предо­ставлении общего образования муниципальными и го­сударственными общеобразовательными учреждениями 158-164 Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (11)

    Основная образовательная программа
    ... работы содружеств. 360 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ...
  5. Образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    ... Е.Р. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАДЕТСКАЯ ШКОЛА №4 Г.ГОРНО-АЛТАЙСКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная образовательная программа начального общего образования ...

Другие похожие документы..