Главная > Документ


Обобщающий урок по основам православной культуры (5 класс)

Учитель: Андреева В. А.,

преподаватель основ православной культуры

МОУ «Никифоровская СОШ №2»

Консультант: зам. директора по УВР

Погребнёва Г. А.

Визитная карточка урока

Данный сценарий урока был разработан как обобщающий урок по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе. Он основывается на учебнике А. В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики» - Изд. «Просвещение», 2010. Форма проведения занятия - заседание клуба Знатоков. В ходе занятия используются материалы учебника, электронного приложения к учебному пособию, творческие работы обучающихся. На заседании клуба решается проблема: Каким образом курс «Основы православной культуры» поможет воспитанию духовно-нравственных качеств личности, повлияет на взаимоотношения человека и природы?

План занятия

1. Подготовительная работа (разработка сценария, подбор информационно-методического обеспечения, оформления и оборудования, выполнение творческих работ, распределение ролей, приглашение гостей)

2. Индуктор. Активизация внимания детей искусством слова и художественного творчества.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

4. Заседание клуба Знатоков

(выполнение заданий в группах)

5. Обзор выставки творческих работ обучающихся.

6. Подведение итогов заседания.

Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей по основам православной культуры;

  • найти ответы на вопросы:

- как люди должны относиться друг к другу?

- отношение христиан к природе.

Оборудование: мультимедиа, слайдовая презентация, карточки с заданиями, таблички: «Библиотекарь», «Архивариус», поделки творческого объединения

«Необыкновенное рядом».

Ход заседания

  1. Активизация внимания обучающихся.

УЧИТЕЛЬ:

- Дорогие ребята, сегодня мы проводим последний урок по предмету «Основы православной культуры» Форма нашего урока будет необычной- заседание клуба Знатоков.

(СЛАЙД 1 с названием клуба)

- О Боже Светлый, о Боже Правый,

С молитвой робкой я пред тобой

Своей всесильной Небесной Славой

Смири нас гордых и успокой!

БИБЛИОТЕКАРЬ:

Дай сил исполнить Твои законы

Избавь нас грешных от мира зла,

О Боже правый, на Горнем троне

Дай вечно славить твои дела.

(СЛАЙД 2. Репродукция картины Ф.Моллера «Несение креста»)

УЧИТЕЛЬ

-Он шел безропотно, и на кресте распятый,

Народам завещал и братство, и любовь.

За этот мир, порока тьмой объятый,

За ближнего лилась Его Святая Кровь.

  1. Сообщение темы и целей заседания

Учитель:

-На повестке дня сегодняшнего заседания 2 вопроса:

1 -Как люди должны относиться друг к другу?

2-Отношение человека к природе.

Сегодня работают 2 творческие группы, которым и предстоит ответить на вопросы заседания. Нашими помощниками будут Архивариус и Библиотекарь.

  1. Основная часть заседания

(стук в дверь, входит женщина, держа за руку мальчика)

Мама:

-Слышала, что сегодня у вас заседание

Несносный сын у меня

Сладу с ним нет никакого:

Всех обижает, дерется, детей обзывает,

Птиц не жалеет, из рогаток по ним стреляет

Животных истязает

Деревья, кустарники ломает

Помогите! Не гоните! Пусть посидит, послушает, я умоляю!

Ведь от шалостей его я просто погибаю!

УЧИТЕЛЬ

-Конечно! Проходите! У нас вы посидите!

Думаю, мы сможем вам помочь, а вы примите участие в заседании нашего клуба. /проходят и садятся/

УЧИТЕЛЬ

Первое нам выяснить необходимо, что такое православная культура для каждого из вас?

(СЛАЙД3. Правила работы в группе)

  • Быть активным,

  • уважать мнение участников,

  • быть доброжелательным,

  • не перебивать,

  • быть заинтересованным,

  • стремиться найти истину,

  • уважать правила работы в группе

УЧИТЕЛЬ

Предлагаю блиц – турнир. (Дети работают в группах)

Творческая группа №1

А) Продолжить предложение

Культура это…

Б) Ответьте на вопрос: «Человек выбирает культуру или он рождается в ней»?

В) Продолжите предложение

- Религия это…

Группа №2

А) Назовите истоки русской культуры

Б) Что означает слово «православие»?

В) Как объяснить значение слова «христианин»?

(Дети дают свои ответы)

АРХИВАРИУС

- Культура это – все, что создано руками человека. Свою культуру человек не выбирает, он рождается в ней.

Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок в нашем мире. Религия говорит, что рядом с человеком, и даже выше него, есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы.

Истоки русской культуры - в православной религии. Например, слово «спасибо»- это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог»! Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо» он, порой, сам этого не понимая, обращается к Богу.

Слово «православие» имеет 2 оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому понятие

«православный христианин» точнее, чем просто слово «православный».

УЧИТЕЛЬ

А сейчас следующее задание для Знатоков.

Выберите правильный ответ и обоснуйте его.

Группа №1

-Чему может научить предмет «православная культура»?

  • любви к Родине, ближним, которые живут рядом с нами;

  • уважению традиций и пониманию своих истоков;

  • вражде к другим религиям, безразличию к культурному наследию своей страны

Группа№2

- Кому в первую очередь должен помогать православный христианин?

  • своей семье

  • людям, которые нуждаются в помощи.

  • в первую очередь православным христианам

АРХИВАРИУС

Предмет « Православная культура» учит любви к Родине, ближним, а также уважению традиций и пониманию своих истоков.

Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи, даже если человек виноват лично перед тобой, все равно, в минуту, когда он попал в беду, надо забывать свои обиды и протянуть ему руку помощи.

УЧИТЕЛЬ

Уважаемые Знатоки, создайте небольшую инсценировку к предложенным ситуациям и найдите решение следующих жизненных проблем.

Группа №1

Подружки долго ссорились, что могло бы их помирить?

Группа№2

Девочка на замечание подруги уступить место в автобусе женщине с тяжелой сумкой и маленьким ребенком на руках, буркнула в ответ:

- Не учи меня! Никогда не прощу, что постоянно делаешь мне замечания!

(Дети выполняют задания и дают свои ответы)

АРХИВАРИУС

Итак, во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними. Прощайте и прощены будете.

УЧИТЕЛЬ

Милосердие - одно из самых красивых слов на свете, оно говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет.

Группа№1

Продолжите фразу:

-Христиане верят, что у мира есть Творец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги. Какие?

Группа№2

Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что…

АРХИВАРИУС

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди.

Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту

УЧИТЕЛЬ

Вашему вниманию предложены ситуации. Продолжите рассказ, что могло произойти дальше.

Группа№1

Шли два товарища и увидели котенка, который ежился под порывами ледяного зимнего ветра и жалобно попискивающего…

Группа№2

Девочка опаздывала на встречу с подругой. Бабушка попросила сходить в аптеку, так, как нужного лекарства не оказалось под рукой. Девочка …

(Дети предлагают свои варианты)

АРХИВАРИУС

Если ты заболел, и ищешь исцеления, то прежде позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай - и найдешь пользу / святой Марк Подвижник/

УЧИТЕЛЬ

Ответьте на вопросы.

Группа №1

- Какие два важных дела есть у совести?

Группа№2

- Как поступить, если например, вас обидели, толкнули, обозвали? Дать сдачи?

АРХИВАРИУС

У совести человеческой есть два важных дела: перед выбором совесть подскажет, как человек должен поступить, после ошибки совесть кричит:

«Нельзя!» Если отвечать злом на зло - зло будет расти .

УЧИТЕЛЬ

Продолжите предложение

Группа №1

- У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче,…

Группа №2

- Что делает человека человеком?

АРХИВАРИУС

У каждого человека есть тело, и есть душа. Именно душа делает человека человеком. У нашей души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям.

  1. Итог заседания

Учитель

-Уважаемые Знатоки, вы хорошо поработали сегодня. Давайте подведем итог нашего заседания.

БИБЛИОТЕКАРЬ

Где бы сердце вам жить не велело

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой.

Ребята группы № 1 выходят на середину класса, держа в руках композицию «Как прекрасен этот мир»

БИБЛИОТЕКАРЬ

/обращаясь к мальчику/

Люди! Помните всегда, что есть природы храм.

Лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток.

Входи в него в мороз и стынь,

Входи в него, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

(Группа № 2 выходит, держа в руках книгу « Основы православной культуры»)

Дети

  1. Если в руки мудрую книгу возьмешь,

То тогда ты поймешь:

Не кради и не завидуй.

2. Не лги, не убивай, люби людей и никого не обижай,

3. Сей мир и счастье на планете,

И тебе «спасибо» скажут взрослые и дети.

МАЛЬЧИК:

Спасибо вам за ваш урок!

Я понял, что без нравственных законов - человечество толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Или еще страшней – жестока.

Таким когда – то был и я.

МАМА

/держа в руках учебник « Основы православной культуры»/

Блажен, кто мудрости высокой,

Послушен сердцем и умом,

Кто при лампаде одинокой

И при сиянии дневном

Читает книгу ту святую,

Где явлен Божеский закон.

Он не пойдет в беседу злую, на путь греха не ступит он.

БИБЛИОТЕКАРЬ

- Мы дарим ее вам! Пусть мальчику дорогу освещают все заповеди,

изложенные там!

УЧИТЕЛЬ / с книгою в руке/

Я закрываю книгу эту.

В чем счастье? В жизненном пути!

Куда твой долг велит идти

Детей учить, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить!

Учитель

Уважаемые гости нашего клуба! Посмотрите, какие замечательные работы выполнили наши ребята - участники творческого объединения «Необыкновенное рядом». Давайте познакомим с ними Мальчика и его Маму, может быть, они тоже захотят заниматься в этом творческом объединении.

(Обзор выставки)

Учитель: Прошу огласить решение Заседания клуба Знатоков.

(Слайд 4: Решение)

(зачитывает библиотекарь)

1. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

2. Для человека – вся природа - это его родной дом и храм Божий. Поэтому нельзя сорить, бездумно рвать цветы и ломать кустарники и деревья, обижать животных и птиц.

УЧИТЕЛЬ:

Мы заканчиваем работу клуба. Уважаемые гости и дорогие ребята!

Желаю вам житейской мудрости, удач во всем, здоровья и много- много счастья!

И на пути еще непройденных дорог

Храни вас Бог от всякого несчастья!

В заключение- фото на память всех участников и гостей клуба

Литература:

1. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 кл. Автор А. Кураев. М.: «Просвещение», 2010

2. А. Половинкин. Православная культура в школе, ВЛАДОС «ПРЕСС», Волгоград, 2003



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... бланки, рекламные листы, визитные карточки, заявления, приказы. ... компьютерной техники на уроках по основам православной культуры. Это, конечно ... по тетрадям начали изучать со 2 класса. В третьем классе уроки по ... учащимися на обобщающем уроке в виде ...
  2. КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

    Документ
    ... числилось 35 православных семинарий и ... обобщающие многотомные труды по ... экономической основой формирования ... культуры среди представителей господствующих классов ... Чеховские уроки в ... по пьесе последнего “Синяя птица” стал своеобразной визитной карточкой ...
  3. КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

    Документ
    ... числилось 35 православных семинарий и ... обобщающие многотомные труды по ... экономической основой формирования ... культуры среди представителей господствующих классов ... Чеховские уроки в ... по пьесе последнего “Синяя птица” стал своеобразной визитной карточкой ...
  4. Основы сценического движения ч асть 2 глава тридцать первая

    Документ
    ... культуры, беспрерывные войны и тирания католической церкви нашли отражение в формировании личности правящего класса ... основе обычай "христосоваться". Этот троекратный поцелуй бытовал только у православных ... визитному ... карточка ... уроках по «Основам ... обобщающим ...
  5. Раздел i концепция развития (миссия) школы и средства ее реализации

    Основная образовательная программа
    ... Экологическое равновесие. Обобщающий урок по разделу «Природа ... и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат ... Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы ...

Другие похожие документы..