Главная > Монография


У нас в Санкт-Петербурге на одной площади теперь сразу два правительства. На площади Пролетарской Диктатуры расположены правительство области и правительство Санкт-Петербурга. Это правительства двух субъектов федерации, а из субъектов федерации антироссийские силы намеревались сделать суверенные государства и, таким образом, уничтожить Россию.

Диалектическое понимание развития — это понимание его как процесса, в котором есть не одна тенденция, а две — прямо противоположные. Нет ничего ни в природе, ни в обществе, ни в мышлении, что не содержало бы в себе противоречий. Всякое развитие, в том числе и историческое развитие — есть единство и борьба противоположностей. Если у меня есть позитивное знание, оно правильное. Если у меня есть негативное знание, об отрицательных явлениях, оно остается. А истинного знания нет. Это значит, что его вообще нет? Просто у нас нет еще конкретной картины борьбы противоположностей изучаемого предмета. Не случайно Гегель в «Науке логики» различает правильность, достоверность и истинность.

Что такое хороший человек? У кого есть недостатки, или у кого нет недостатков? Если недостатки есть, но они никогда не проявляются, то можно считать, что их и нет. Недостаток проявляется всегда в действии.

В каком обществе мы живем? В буржуазном. С точки зрения господствующего класса то, что соответствует позиции господствующего класса, то хорошее, а то, что не соответствует, то плохое. А с точки зрения противоположного класса хорошим является то, что помогает ему забрать побольше в зарплату и поменьше отдать в прибыль.

Подчеркну, что недостатки проявляют себя в действии. Правильно ли будет заключить, что все хорошие люди в некоторые моменты своей жизни совершают отрицательные для общества действия? Увы, правильно. Из этих действий складывается могучая отрицательная тенденция, способная разрушить данное общество. И это несмотря на то, что люди все хорошие. Есть люди, их меньшинство, для которых отрицательные действия являются положительными, то есть они являются носителями отрицательных тенденций.

Сейчас у правительства тяжелая ситуация, несмотря на то, что наше правительство расплатилось со всеми долгами. Раньше его обвиняли, что оно зависит от Международного валютного фонда, а теперь долгов нет. Но у кого нет долгов? У государства, а у частных кампаний сплошь долги. Они нахватали в долг в иностранных банках, а теперь эти банки лопаются. Нас пугают кризисом. Рисуют страшные картины. Ну, что тут страшного? Наоборот, хорошо, если эти иностранные банки рухнут, исчезнут, и не надо будет им долги возвращать, просто некому будет их возвращать. Это же замечательно.

Итак, фиксируем: всякое развитие есть единство и борьба противоположностей. Что это значит? Раз это противоположности, то единство их относительно, а борьба абсолютна.

Когда можно говорить о противоположении? Вы стали со мной спорить, я теперь вас знаю. А если бы вы не стали со мной спорить, то я вас и знать не знаю. Когда мы можем перетягивать канат? Когда канат один, то есть имеется единство.

Всякое развитие идет через единство и борьбу противоположностей, то есть через противоречие. Всякая историческая жизнь противоречива. Более того, противоречие есть источник жизненности всякого явления. Даже боль, которая есть в организме, свидетельствует о том, что что-то не в порядке и надо принимать меры. Боль есть не только негативное, но и позитивное начало, она свидетельствует о том, что вы еще живой.

Гегель говорил: для того чтобы нарушителя спокойствия выкинуть из храма, его приходится обнимать.

Только те противоположности, которые находятся в единстве, дают противоречие.

Гегель говорил: известное еще не есть оттого познанное.

Например, деньги, которые лежат у нас в кошельке, на самом деле не деньги, а банковские билеты, представители денег, которые лежат в банках. То есть видимость и сущность не совпадают.

Мы должны постараться, чтобы наше научное зрение стало более глубоким.

О развитии мы говорим в отношении того, что является ставшим, то есть в отношении того, что уже есть. А если его еще нет, то можно говорить не о развитии, а лишь о возникновении. Возникновение — это момент становления, другим, противоположным моментом которого является прехождение.

История изучает становление и развитие человеческого общества.

Если вы откроете гениальное произведение Гегеля «Наука логики», вы обнаружите, что становление — это одна из самых первых категорий.

Что такое становление? Ведь часто говорят: становление государства, становление человека, становление новой формации и т. д. Это широкоупотребительное слово.

Истина — это соответствие понятия объекту. Пример: есть правильность, а есть истина, это разные вещи. Например: вы хорошие люди? Да. А недостатки есть у вас? Есть. Нехорошие вещи делаете? Делаете. А если я буду говорить только о нехороших вещах, это будет правильно? К сожалению, правильно, но не истинно, потому что для истинного изображения нужно взять соотношение одного с другим, причем взять такое соотношение, какое есть на самом деле. А если я укажу на два положительных качества и три отрицательных, это будет правильно? Это будет, может быть, достоверно, но еще не истинно.

Что такое сложное? Состоящее из простого.

В чем сложность истории? История в отличие от других наук оперирует таким количеством всяких сведений и знаний, что трудно все учесть. Действительно, все учесть нельзя, но в целом можно.

Что есть целое, а что есть его моменты?

Противоречие — это целое, а в этом целом есть его противоположные моменты.

Народ есть позитивная созидательная сила истории. А есть у него недостатки? Есть. Народ и просвещен, и темен, он делает ошибки. И это проявляет себя в действии. В народе есть не только позитив, но и негатив. Но есть лучшая часть народа — рабочий класс. У него нет тех недостатков, которые есть у темных крестьян. Но у него есть другие недостатки. В коммунистической партии состоит лучшая часть рабочего класса. Но и у нее есть недостатки. У партии есть ее лучшая часть — Центральный комитет. А у него есть недостатки? Есть.

Ленин — гений. Но у него были недостатки? Кто составлял программу партии, принятую в 1903 году? Кто написал текст? Плеханов. Он был большой ученый. Он написал, что нужно установить диктатуру пролетариата. А Ленин сначала сомневался: зачем диктатура, хватит и руководящей роли. Ну, а основатель исторического материализма К. Маркс поначалу был идеалистом. Нет людей, которые не ошибаются и не имеют недостатков.

Самая простая категория диалектики — бытие. Самое простое бытие — чистое бытие, это бытие без всякой дальнейшей определенности. Кроме того, что оно есть, ничего о нем сказать нельзя. Хотя это принципиально: есть или нет. Самый плохой хлеб, который есть, лучше самого хорошего хлеба, которого нет.

Категорией, в которую переходит чистое бытие, является категория чистого ничто. Оно тоже есть. Одно переходит в другое. В чистом бытие есть чистое ничто, а в чистом ничто есть чистое бытие.

Движение исчезновения бытия в ничто, а ничто в бытие называется становлением.Это классическое диалектическое определение становления.

В истории сначала что-то появляется, а потом ему дают определение.

Что мы видим в становлении? В становлении мы видим два противоположных движения: переход ничто в бытие и переход бытия в ничто.

Как называется переход ничто в бытие? Возникновение. Возникновение государств, правительств, эпох, царей. Не было — и стало.

В становлении, кроме момента, составляющего переход ничто в бытие, есть противоположный момент. Он называется прехождение. Все преходяще.

Кроме положительной тенденции, которая называется возникновением, есть другая тенденция — прехождение. Как представитель человеческого рода вы бессмертны, а как отдельный человек вы смертны.

Если есть возникновение в становлении, значит, есть и прехождение. Это везде и во всем. Это всеобщие категории. Все является примером этого.

Возникновение и прехождение — это противоположные движения в одном движении, то есть противоположные моменты становления.

Если вообще философия рассматривает всеобщее во всем — в природе, в обществе, мышлении, то философия истории рассматривает всеобщее в историческом материале. То есть мы не можем считать задачу философии истории законченной и не можем считать правильным такой подход к философии истории, когда мы изучаем только всеобщее и не видим, как это всеобщее проявляется в историческом материале, когда речь идет об особых процессах, исторических явлениях, когда речь идет о единичных явлениях, единичных фактах, поскольку всякий единичный факт богаче, чем некие всеобщие законы, которые в нем проявляются.

Остановимся на имеющей чрезвычайную важность категории становления.

В становлении имеются два противоположных движения. Одно из них называется возникновением. Вторая категория — прехождение.

Бытие в становлении есть прехождение, в становлении оно только преходяще. Нет такого бытия, которое бы не преходило. Нет ничего прочного, устоявшегося. Все преходяще.

Нет просто ничто. Ничто есть как возникновение некоего бытия, в том числе исторического бытия.

Какие периоды человеческой истории мы можем рассмотреть как становление?

Во-первых, становление самого человечества как такового. Человек есть животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное. Был период, когда он еще не вполне отвечал этим требованиям.

Это был очень длительный период становления человека. Интересно рассмотреть, какие противоположные тенденции в этом становлении действовали. С одной стороны, человек пытался выделиться из животного мира, а с другой стороны, животное начало опускало его на дно и превращало в то самое животное, из которого он пытался выбраться. Это большая задача для исторической науки, не все тут ясно. Дальнейшее развитие науки позволяет более фундаментально показать становление человека.

Мы знаем блестящую книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и знаем, что Энгельс тут не первопроходец. Первоисточником для Энгельса послужило очень интересное исследование Моргана «Древнее общество». Энгельс сделал те выводы, которые не сделал Морган.

Дальнейшее развитие науки в этом отношении, с привлечением тех данных, которыми располагает сегодня человечество, было бы очень интересно.

Например, вопрос о становлении рабовладельческого строя. Что это значит? Он уже есть как рабовладельческий строй? Он есть больше эпизодически, чем систематически? Но его еще и нет, потому что царит первобытно-общинный строй. И применительно к этому времени нельзя сказать, что на земле установился рабовладельческий строй. Даже нельзя сказать, что он является господствующим, определяющим. При этом мы знаем экономические критерии, которые позволяют сделать возможным рабовладение. Пока прибавочный продукт, то есть продукт сверх меры данной потребности, сверх того, что человек мог произвести как трудящийся, не являлся таким, чтобы прокормить другого человека, рабовладения быть не могло; всех пленных убивали, потому что содержать их не могли, и они не могли никого содержать. Ни о каком гуманизме в современном понимании речи быть не могло, потому что пропитания не хватало. Более того, мы знаем, что так поступали не только с пленными, но и со своими родителями.

Правда, правившие в России демократы в этом направлении проделали большой шаг, потому что у нас минимальная зарплата меньше прожиточного минимума. Как это понимать? Что на это не проживешь. А что значит не проживешь? Значит, из бытия будешь переходить в ничто. Но не сразу. То же самое касается и размера пенсий. Они меньше прожиточного минимума для пенсионеров. Пенсионеры обычно люди уже больные. И того, что они получают, вполне достаточно, чтобы они не сразу пошли на кладбище, а медленно двигались в этом направлении. Сначала к врачу, потом в аптеку. А кто бывает в аптеке, посмотрит на цены… тот поймет, что после наркотического бизнеса по доходности следующий — фармацевтический.

Вернемся к периоду становления рабовладения. Хотелось бы большей ясности в отношении того, где ничто в рабовладении, в какие годы рабовладение началось, и где бытие в рабовладении. Причем не такое бытие, которое бы соседствовало с ничто, то есть в данном случае с первобытно-общинным строем, а рабовладение как господствующая форма общественных отношений, человеческого бытия.

Следующая задача. Есть ли такие исторические работы, которые бы четко определили, когда у нас началось становление феодализма и когда закончилось? Когда на земле в целом утвердился феодализм? Хотя мы знаем, что в разных регионах, на разных континентах все это было по-разному. Мы знаем, что до последнего времени остатки первобытно-общинного строя наблюдались в Африке и на некоторых островах Полинезии.

Если в качестве примера взять становление человека как такового, можно сказать, что в утробе матери заканчивается его становление как биологического вида, а потом идет его становление как общественного существа.

Когда становление заканчивается, дальше идет развитие. Развитие — это движение от бытия к бытию или движение неразвитого бытия к более развитому бытию на собственной основе.

Если мы хотим определить период становления капиталистического или буржуазного строя, то мы тоже должны поставить вопрос о том, когда это началось. Применительно к России это была сложная проблема. Народники говорили, что у нас никакого капитализма нет, нет рынка для развития капитализма. Но вот появилась фундаментальная работа Ленина «Развитие капитализма в России». После этой книги вопрос о том, развивается у нас капитализм или нет, был решен однозначно: конечно, развивается.

Можно ли считать, что освобождение от крепостного права в 1861 году — это завершение становления буржуазного строя в России? Видимо, нет. Можно считать, что, пока было крепостничество, не было буржуазных отношений? Не говоря уже о том, что деньги вообще были еще при рабовладении. Это деньги как деньги. А деньги как капитал, то есть как самовозрастающие деньги, появились в то время, которое описывали меркантилисты, считавшие, что капитал — это самовозрастающие деньги и что стоимость создается в торговле. Затем рассматривали самовозрастающую стоимость, то есть капитал как творение земли (Тюрго). И наконец, когда под все виды капитала была подведена более глубокая экономическая основа и капитал стал создаваться на основе эксплуатации труда наемных работников, свободных от крепостничества, тогда мы получили капитализм. А в чем важнейшая для капитализма сторона освобождения крестьян? В том, что их освободили от средств производства. Они от всего свободны и могут свободно продавать свою способность к труду — рабочую силу.

Мы помним огораживание, которое было в Англии, и знаем, что тогда от работы, а заодно и от жизни, освободили очень многих людей и заменили их на овец.

Когда начался процесс освобождения трудящихся от средств производства и когда он завершился? В России когда он завершился? К концу ХIХ века становление капитализма в России завершилось. И началось развитие. Формы, которые принял капитализм в начале ХХ века, были уже монополистическими. То есть у нас уже имелся монополистический капитализм. А это уже не становление капитализма, это его движение от одной формы, более низкой, к другой, более высокой.

Эти проблемы исторического становления необходимо продолжать разрабатывать. И эта работа будет плодотворной при условии, что мы будем стоять на почве философии истории. С одной стороны, философия, потому что мы разбираем становление, некое всеобщее. С другой стороны — философия истории, потому что мы это всеобщее берем в исторической оболочке. А еще есть естественнонаучная оболочка становления, которая помогает понять, как эти процессы проявляют себя в развитии природы. Этим занимаются естественные науки. Физики, химики, геологи, биологи и т. п. также смотрят, как становится человек.

Но правильно ли считать, что само это становление исчезает после того, как оно завершилось? Или оно просто уходит вглубь? Можно сказать, что становление закончилось и больше становления нет? Чтобы дать ответ на эти вопросы, мы должны опять обратиться от истории к философии.

Все определения носят такой характер, что чем они короче, тем лучше. Длинные определения — это уже не определения, это использование определений. То определение человека, которое было дано выше, — достаточное. А вот развитие человека можно описывать бесконечно.

Что же является методом философии истории?

Когда люди хотят найти ответ на вопрос, они обычно смотрят энциклопедию. Но в энциклопедиях разорваны все диалектические связи, статьи написаны по алфавиту. Каков же метод философии истории?

Что такое метод? Обычно отвечают: это способ. А способ — это что? Это метод. А метод это что? Это средство. Гегель сформулировал такое определение метода в «Науке логики». Метод есть осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.

Берем предмет, например, человека. Берем его как историческое существо. Есть у него какое-то самодвижение. Какое? Чтобы узнать, надо сначала собрать материал. Что делают историки? Они сначала собирают материал, разбираются, чтобы уловить внутреннее самодвижение материала.

Сначала нужно найти какое-то самодвижение в предмете. Самодвижение нужно освоить, осознать его формы. Осознать — это изобразить в словах, понятиях. Если я осознал, но не могу выразить в словах, то я и не осознал. Если я это выразил в понятиях, то тогда метод изложения оказывается и методом исследования. Я, пытаясь изложить, одновременно тем самым и исследую. А если я не могу изложить, не могу выразить в понятиях, значит, я не понял. Понять — это значит понять в такой форме, чтобы это можно было передать другому человеку. А если я не могу никому передать, значит, я не понял.

Отсюда следует, что нет никакого метода, который может быть оторван от самого предмета, от того, что является живым и что имеет внутреннее самодвижение. В биологии свой метод, в химии свой, в истории свой, а в философии истории свой. Какой метод в философии истории? Это философия, но такая, которая сама о себе говорит, что я свой предмет не изучила, если не представила его в каком-то историческом материале, если не показала, как эти абстрактные философские формы выступают в исторической действительности. Если я этого не показала, то я не философия истории, а просто философия. Но надо знать, что есть метод философии, а есть метод философии истории. В содержание философии истории входит доведение абстрактных вещей до исторической формы их проявления.

То есть это некая пограничная область. Что такое граница? Граница — это такая определенность, которая соединяет и разделяет два нечто (по Гегелю).

Возьмем для примера меня, лектора, и студента. Что нас разделяет, а что объединяет? Философия истории нас соединяет. Она же нас и разделяет, потому что вы, изучая философию истории, не перестаете быть историками. А я, преподавая философию истории, не перестаю быть философом.

Также и в отношении географических границ. Если мы с Китаем дрались, это была граница вражды. Сейчас это граница дружбы.

Нейтральная полоса принадлежит и тому, и тому; и не тому, и не тому.

В ряде случаев непонятно, к какому классу кого нужно отнести. Например, продавец, или конструктор. Такие люди находятся на границе между людьми умственного и физического труда. А что же будет дальше? Все общество будет пограничным, все будут работниками и физического, и умственного труда. Сейчас у нас рабочее время занимает большую часть жизни, поэтому все определяется тем, что я делаю в рабочее время. А когда превалировать станет свободное время, тогда кто я — если я в рабочее время строгаю, а в свободное играю на скрипке? Скрипач или столяр? Все зависит от того, чему посвящается больше времени.

Когда все окажутся в пограничном положении, это и будет означать преодоление разделения труда между людьми, преодоление противоположности между людьми физического и умственного труда.

Итак, мы определили, что такое метод. Если это живой человек, то его и исследовать надо как живой организм. А что такое живое? Только то, в чем есть борьба двух противоположных тенденций. А есть что-нибудь живое, в чем не было бы этой борьбы? Такого нет. И в неживом такая борьба присутствует. Возьмите камень: он преходящ, сохраняясь, распадается.

Надо живое явление как живое и изобразить, то есть осознать, в какой форме оно проявляется. Нужно осознать внутреннее самодвижение, что происходит в результате внутренних противоречий.

Наш с вами объект — живой. Даже в покойниках идет движение, преобразование. Похоронили одно, позднее раскопали — а там уже скелет.

Все живое содержит в себе противоречие, которое определяется как единство и борьба противоположностей. Если мы берем одну сторону противоположности, то в силу единства она содержит в себе вторую противоположность. А другая сторона противоположности, тоже в силу единства, содержит в себе первую.

Например: преподаватель — студент. Преподаватель преподает студентам. Если студентов не будет, некому и преподавать. В понятии «преподаватель» содержится и понятие «студент». А в понятии «студент» содержится «преподаватель». Но тогда уже получается не две стороны одной противоположности, а две противоположности, только одна одной стороной повернута, а другая — другой. В одном случае «преподаватель — студент», а в другом «студент — преподаватель». Но каждая из этих противоположных сторон есть вся противоположность. И тогда уже рассматривается не единство противоположных сторон, а единство противоположностей. При этом раз это противоположности, то борьба противоположностей абсолютна, а единство лишь относительно. Имеется в виду, что первое, что мы должны видеть, это борьбу противоположностей.

Если мы хотим пользоваться методом, соответствующим науке, подходить по-научному, мы должны найти эти противоположности, выяснить, в чем их борьба, определить, какие с ними связаны тенденции, а их по крайней мере две, и как они борются. И мы свои субъективные усилия должны направить не на то, что мы должны поддержать любое решение, постановление правительства или указ президента, а мы должны поддержать одну объективно прогрессивную тенденцию против другой.

Великие исторические деятели являются носителями прогрессивных исторических тенденций и сознательно как бы ускоряют ход истории. И наоборот, великие злодеи последовательно развивают отрицательную тенденцию, мобилизуют ее носителей и обрекают на беды, на страдания страны и народы, тормозят историческое развитие.

Думаете, Горбачев просто взял и сделал перестройку? Он был носителем тенденции «маленьких Горбачевых». А «фонд Горбачева» был самым настоящим центром иностранного влияния на территории России.

Мы говорим, что когда речь идет о каком-то живом процессе, и прежде всего об историческом процессе, то если мы не различаем противоположных тенденций, не видим противоречий, то у нас нет истины. То есть мы можем говорить правильно, но не истинно. Например, видеть одни плюсы или только одни минусы. Или рассматривать сочетание плюсов и минусов. Это все будет правильно, достоверно. Но истинно ли это? Истина — это изображение живого противоречия. Как они сочетаются в живом целом. Надо не распиливать на минусы и плюсы, а исследовать, как шла борьба противоположностей.

В связи с этим наиболее полным учением о развитии является диалектика.

Как диалектика рассматривает развитие?

Есть много концепций развития недиалектических. Например, развитие понимается так: движение то вперед, то назад. То прогресс, то регресс. А то, что в каждом прогрессе есть регресс, а в каждом регрессе есть прогресс, это на поверхности не лежит. Есть революция, а есть контрреволюция и реставрация. Но и в революцию есть подлецы, а в контрреволюцию есть люди, которые продолжали действовать как революционеры.

Как определяется развитие? Как колебание или как круговое движение: весна, лето, осень, зима, и опять все сначала. Все возвращается на круги своя. Некоторые ссылаются на Энгельса, который писал, что с такой же железной необходимостью, как природа породила свой цвет — мыслящий разум, с такой же силой она его уничтожит. Но ничего страшного, он в другом месте возникнет. Но это некие предположения, а не научные достижения.

Еще одна распространенная концепция развития: развитие как уменьшение или увеличение. Например, Горбачев выступал с идеей: больше социализма. Мне такая идея непонятна. Когда было становление социализма? Это период с 1917-го по 1930 год, когда становилась единая общественная собственность. А после того, как построен социализм, что значит: больше социализма? Можно говорить о большей развитости, но не о количестве социализма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российские ученые социалистической ориентации

    Монография
    Российскиеученыесоциалистическойориентации Ленинградское отделение ... (рис. 1). Как отмечает известный российскийученый В. И. Кушлин, «в преподаваемых ... частности, по мнению некоторых известных российскихученых, в результате революционной смены ...
  2. Модернизация российского общества реальность и мифы

    Документ
    ... : РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ Санкт-Петербург 2012г РОССИЙСКИЕУЧЕНЫЕСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙОРИЕНТАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ...
  3. «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Закон
    ... и среднего предпринимательства" Общероссийская общественная организация "Российскиеученыесоциалистическойориентации" Общероссийская общественная организация "Союз нефтегазопромышленников ...
  4. Социально-экономическое развитие прибайкалья состояние проблемы перспективы

    Документ
    ... всероссийской общественной организации «Российскиеученыесоциалистическойориентации» Вас приветствовать и пожелать ... общественной организации «Российскиеученыесоциалистическойориентации», ученый секретарь Байкальского государственного ...
  5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 1900 – 1914 гг

    Документ
    ... взаимо­отношений большевиков с партиями социалистическойориентации. Меньшевики и правые ... Съезд объявил Россию РоссийскойСоциалистической Федеративной Советской Республикой ... Н. Вавилова, историка Н. Ванага, ученого-аграрника А. Чаянова, фило­софа П. ...

Другие похожие документы..