Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Североколчимской СОШ

1.Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа ОУ создана на основе примерной основной образовательной программы второго поколения группой лиц:

Паршакова А.С., Антипина Е.В., Попова Д.И., Петренко Ф.З., Антипина Л.А.

Цели реализации ООП НОО : обеспечение планирования результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  1. Создать комфортную развивающую образовательную среду, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

  2. Создать социально-педагогическую поддержку становления и развития гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  3. Создать систему комплексной помощи детям с умеренно ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию негрубых дезадаптивных проявлений, их социальную адаптацию.

  4. Сформировать у младшего школьника знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

  5. Способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

  6. Обеспечить систему поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ Североколчимской СОШ является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образованияна начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования
    (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

  • Закон РФ «Об Образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

  • УМК «Школа России»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

  • Устав ОУ

  • Другие локальные акты ОУ, регламентирующие образовательную деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ Североколчимской СОШ, к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;

  • Родители обучающихся 1-4 классов;

  • Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ Североколчимская СОШ, представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении об Управляющем совете и т.д.)

Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

  • предоставление равных возможностей для получения начального общего образования

  • открытость образовательного пространства

  • первостепенность интересов обучающихся

  • свобода выбора для обучающихся

Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, поселения и т.д.

Общая характеристика ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

-словесно-логическое мышление,

-произвольная смысловая память,

-произвольное внимание,

-письменная речь, анализ,

-рефлексия содержания, оснований и способов действий,

-планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.

Развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связаны с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Технологии:

  • игровые технологии;

  • тестовые технологии;

  • ИКТ;

  • технология проектной деятельности;

  • элементы развивающего и опережающего обучения;

  • здоровьесберегающие технологии.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

·пояснительную записку;

·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

·учебный план образовательного учреждения;

·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

·программы отдельных учебных предметов, курсов;

·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

·программу коррекционной работы;

·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Условия реализации программы

Организационно-педагогические условия

Режим работы

В начальной школе режим 5-дневной учебной недели. Начало уроков – в 08.30 часов и заканчиваются не позднее 15.00. Продолжительность академического часа составляет 1 классе – сентябрь, октябрь 3 урока по 35 минут, со 2 четверти – 4 урока по 35 минут (обучаются только в первую смену), в последующих классах – не более 45 минут. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся при 5-дневной учебной неделе. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив.

Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Наполняемость классов

Средняя наполняемость классов – 9 человек. Социальное положение семей: многодетные – 2; малообеспеченные – 4; неполные – 3; состоящие на учёте в СОП -2; «норма» - 4.

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Реализуемые программы

«Школа России»

Учебно-методическое обеспечение

В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП, рекомендованные или допущенные Министерством Образования Российской Федерации.

Финансовые условия реализации программы

Структура и объём финансирования реализации ООП осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Используется бюджетное финансирование.

Материально-технические условия

Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.

Кабинеты начальных классов имеют необходимый методический и дидактический материал, в том числе и технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

В актовом зале организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания.

Спортивный зал оснащён спортивным инвентарём для проведения уроков физической культуры у обучающихся начальной школы.

Обучающиеся обеспечены двухразовым горячим питанием в столовой.

Кадровые условия реализации ООП НОО :

Кадровый потенциал образовательной программы начальной школы

п/п

Специалисты

Функции (примерные)

Количество специалистов с высшей, первой категорией

1.

Учитель начальных классов

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

Первая категория – 3 чел.

Вторая категория – 1 чел.

2.

Учитель английского языка

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса на примере изучения иноязычной культуры страны изучаемого языка.

Вторая категория -1 чел.

3.

Классный руководитель

Осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса. Организует работу по формированию Портфолио обучающихся

4 чел.

4.

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.

Первая категория - 2 чел

5.

Медицинский персонал (по договору)

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1 чел.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу никоновской общеобразовательной школы пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ Никоновской общеобразовательной школы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ Никоновской общеобразовательной школы разработана в ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу гаютинской сош сроки реализации программы 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1. Общие положения Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияМОУ Гаютинской СОШ – один ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №2» на 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ «СОШ №2» на 2011-2015 годы. Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования (далее ООП НОО ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош № 11 г воскресенска

    Основная образовательная программа
    ... школьников. ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ «СОШ №11» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщегообразования, на ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу берёзовской сош пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограммаНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯМОУ Берёзовской СОШ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ Берёзовской СОШ разработана педагогическим коллективом ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования моу селезянской сош

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМОУ Селезянской СОШ Еткульского муниципального района ...

Другие похожие документы..