Главная > Документ


3. Подготовка аудиторов к проведению внутренних аудитов.

Внутренние аудиторы не могут проверять свою собственную деятельность или деятельность структурного подразделения, работниками которого они являются.

Персонал учреждения образования ответственный за проведение внутренних аудитов и осуществляющий их, проходит специальную подготовку и имеет квалификацию внутреннего аудитора.

Руководитель аудита проводит вводный инструктаж аудиторов, разъясняя им цель и порядок проведения предстоящего внутреннего аудита, а также уточняя плановое время проведения работ по каждому проверяемому подразделению/процессу и закрепляя отдельные объекты аудита за конкретными членами аудиторской группы. Руководитель внутреннего аудита снабжает аудиторов необходимыми исходными документами.

По результатам ознакомления с полученными документами каждый аудитор готовит себе опросные листы по закрепленным за ним объектам аудита. Опросные листы должны содержать перечни конкретных вопросов, ответы на которые необходимо получить в процессе проведения внутреннего аудита.

4. Проведение внутренних аудитов.

Руководитель аудита проводит предварительное совещание с участием аудиторской группы, руководителей проверяемых структурных подразделений и процессов.

Свидетельства аудита основаны на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Надлежащее использование выборок тесно связано с конфиденциальностью информации, содержащейся в заключении по результатам аудита [2].

Все несоответствия в СМК, выявленные в процессе проведения внутреннего аудита и подтвержденные объективными, обоснованными доказательствами, аудиторы фиксируют в протоколах несоответствий, оформляемых в двух экземплярах.

На завершающей стадии проведения внутреннего аудита, перед подготовкой отчета руководитель аудита проводит заключительное совещание.

Результаты внутреннего аудита отражаются в отчете об аудите, проект которого составляет руководитель аудита с привлечением, при необходимости, аудиторов-членов аудиторской группы.

5.Корректирующие действия.

Учреждение образования должно предпринимать действия, направленные на устранение причин несоответствий с целью предупреждения их повторного возникновения. Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий.

Руководитель проверенного структурного подразделения/процесса разрабатывает План корректирующих действий и согласовывает его с руководителем внутреннего аудита.

По завершении выполнения корректирующих действий руководители структурных подразделений/процессов уведомляют руководителя внутреннего аудита.

6. Контроль устранения несоответствий.

В назначенное время руководитель внутреннего аудита осуществляет контроль фактического выполнения запланированных корректирующих действий и оценивает их результаты с точки зрения устранения выявленных несоответствий и причин их возникновения. При положительных результатах контроля он заполняет раздел протоколов несоответствий.

В тех случаях, когда предпринятые корректирующие действия и коррекции не дали положительных результатов, т.е. выявленные в ходе внутреннего аудита несоответствия и/или причины их возникновения не были устранены, руководитель проверяемого подразделения/процесса должен организовать повторную разработку и реализацию Плана действий, направленных на устранение обнаруженных несоответствий и причин их возникновения.

7. Анализ, обобщение и использование результатов ВА.

Обобщенные результаты внутренних аудитов системы менеджмента качества учреждения образования являются необходимыми входными данными для организационно-управленческого процесса, анализа системы менеджмента качества со стороны руководства, а также принятия корректирующих/предупреждающих действий. По результатам внутренних аудитов, проведенных в течение года, готовится аналитический отчет руководству учреждения образования о функционировании системы менеджмента качества. В отчете отражаются все выявленные в процессе аудитов несоответствия системы менеджмента качества, приводится перечень предпринятых корректирующих действий, а также дается оценка их результативности с использованием обобщенных данных проведенных контрольных проверок. Отдельно в отчете приводятся предложения по устранению существующих недостатков системы менеджмента качества на следующий год.

Литература

1. СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования.

2. СТБ ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

Система менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов

Т.Н. Кузьминова, И.А. Сокольчик

БГУ, Минск

Важнейшим условием эффективной работы вуза на рынке образовательных услуг сегодня является внедрение системы менеджмента качества. Данная проблема является одной из приоритетных, ключевых не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. Среди ряда причин необходимости внедрения системы менеджмента качества в высших учебных заведениях можно выделить основные:

  • обостряющаяся конкуренция на рынке образовательных услуг в условиях глобализации экономики;

  • изменение качества и характера конкуренции на рынке образовательных услуг;

  • изменение системы требований к получению высшего образования со стороны абитуриентов, к рынку труда, вызванного научно-техническим прогрессом;

  • отсутствие современной нормативно-правовой базы высшего образования применительно к рыночным условиям, в т.ч. и довузовской подготовки.

Цель создания системы менеджмента качества образования состоит в том, что вуз должен:

  • предоставлять услуги более высокого качества, чем у конкурентов;

  • внедрять новые формы обучения, основанные на инновационных технологиях;

  • обеспечивать непрерывное повышение квалификации преподавателей в ведущих отечественных вузах, вузах ближнего и дальнего зарубежья;

  • иметь систему мониторинга, способную предоставить объективную информацию о качестве образовательного процесса.

В Республике Беларусь ведется работа по развитию и совершенствованию деятельности системы менеджмента качества, внедрению международного стандарта в высших учебных заведениях. Эту деятельность целесообразно рассматривать в комплексе с проблемами обеспечения качества довузовской подготовки как связующего звена между школой и вузом, поэтому внедрение системы управления качеством затронуло и факультет доуниверситетского образования. Факультет сегодня – это сочетание традиционных форм (подготовительное отделение для белорусских и иностранных граждан, учебный центр очно-заочного и дистанционного обучения) и новых форм, таких как школа юных, школа абитуриента, летняя школа русского языка для иностранных граждан. Всё это направлено на удовлетворение требований потребителей образовательных услуг.

В целях повышения конкурентоспособности будущих специалистов на факультете внедряется система менеджмента качества довузовской подготовки. Принята программа перспективного развития, обозначены ее приоритеты, разработаны мероприятия по основным направлениям деятельности факультета и кафедр. Также определены цели довузовской подготовки:

в области подготовки белорусских слушателей:

  • формирование качественного состава абитуриентов и их адаптации для дальнейшего обучения в университете;

  • активное внедрение методов и средств обучения, основанных на использовании современных информационных технологий;

  • проведение ранней профессиональной ориентации и профессиональной диагностики;

в области подготовки иностранных слушателей:

  • привлечение в стены университета иностранных слушателей, адаптация их для дальнейшего обучения в университете;

  • внедрение новых форм обучения, основанных на информационных технологиях;

  • обучение русскому языку как иностранному (общее и профессионально ориентированное владение русским языком);

  • предоставление возможности для формирования индивидуальных программ обучения;

  • погружение в социокультурную среду изучаемого языка; приобщение иностранных слушателей к национальной культуре, традициям и обычаям белорусского народа;

  • преодоление разрыва между уровнем знаний, полученных в образовательных учреждениях своих стран и требованиями, предъявляемыми к абитуриентам – иностранным гражданам – в вузах Республики Беларусь.

При разработке системы менеджмента качества учитывались следующие факторы, определяющие качество образовательного процесса, совершенствование нормативной и учебно-методической документации: четкая организация и постоянный контроль над учебным процессом; высокая квалификация профессорско-преподавательского состава; материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса; обеспечение непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства преподавательского состава, особенно молодых преподавателей; активизация воспитательной работы со слушателями в учебное и внеучебное время.

В целях своевременного и оперативного управления качеством образования особое внимание уделяется мониторингу системы качества. Он проводится по разным направлениям:

  • мониторинг самого процесса обучения;

  • мониторинг качества профессорско-преподавательского состава;

  • мониторинг поступления слушателей в БГУ;

  • мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

На факультете внедряется процедура анкетирования слушателей и преподавателей, разработаны анкеты по оценке качества дисциплины, анкета абитуриента, анкеты преподавателя. Проведен социологический опрос иностранных слушателей по организации учебной и воспитательной работы (март 2010 г.), который позволил проанализировать динамику образовательного и воспитательного процесса на факультете.

Вместе с тем существует, на наш взгляд, ряд проблем, влияющих на качество образования: недостаточная мотивация преподавателей в улучшении качества преподавания из-за невысокой оплаты труда; отсутствие современной учебно-методической базы для осуществления учебного процесса и необходимых учебно-методических комплексов по дисциплинам учебных планов кафедр; низкая мотивация (а порой и ее отсутствие) к получению качественных знаний, умений и навыков у слушателей.

Таким образом, разработка и внедрение системы менеджмента качества на факультете доуниверситетского образования будет способствовать повышению конкурентоспособности будущих специалистов и позволит:

  • обеспечить качественную подготовку абитуриентов вуза;

  • повысить рейтинг факультета доуниверситетского образования на рынке образовательных услуг в Республике Беларусь;

  • удовлетворить конкретные потребности и интересы потребителей в системе непрерывного образования.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Л.А. Луцышена, В.В. Швед

Винницкий финансово-экономический университет

Предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности сталкивается со многими контрагентами (кредиторами, дебиторами). В связи с этим, для того чтобы занять свою нишу на рынке и успешно работать, оно должно учитывать ряд факторов, которые влияют на его деятельность, что, в свою очередь, требует планирования и прогнозирования собственных шагов.

Основными экономическими преобразованиями является реализация на практике принципов самопланирования, самообеспечения, самоуправления. При этом принципы самофинансирования и материальной ответственности за конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий могут быть в определенной мере реализованны при предоставлении трудовым коллективам широкой самостоятельности [2].

Выполнения данного условия можно достичь за счет гармонического объединения всех направлений деятельности предприятия в единый сбалансированный механизм. Создать такой механизм можно на основе центральной функции управления - планирования, поскольку оно является важной частью коммерческой, экономической и социальной деятельности любого предприятия в современных рыночных условиях хозяйствования. С помощью планирования руководители предприятий устанавливают направления деятельности, выполнение которых обеспечивает единство целей и задач для всех его производственных подразделений и работников.

Предприятие, которое не умеет и не считает необходимым планировать свою деятельность, неминуемо становится объектом планирования, средством для достижения лучших результатов другими предприятиями и другими участниками рыночных отношений. Поэтому управление предприятием является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, которые необходимы для того, чтобы сформулировать цель деятельности предприятия и пути ее достижения.

Вопрос относительно особенностей планирования как основной составляющей процесса деятельности предприятия является предметов научных интересов таких исследователей, как Марцин В.С., Билоусова И.И., Фурман В.В, Уманцив Ю.М., Шудень В.В. и прочие.

Планирование как важная функция управления предприятием – объективно необходимый процесс определения целей деятельности на определенный период и средство достижения поставленной цели [3].

Само планирование объединяет структурные подразделения предприятия единой общей целью деятельности, придает всем процессам однонаправленность и скоординированность.Это дает возможность наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, профессионально решать управленческие задачи.

Планирование - это процесс формирования цели деятельности предприятия, определение приоритетов, средств и методов ее достижения, на основе выявления комплекса задач и работ, а также внедрение эффективных методов, образов, ресурсов, необходимых для выполнения конкретных задач в установленные сроки.

Целью планирования является создание максимально приближенных к условиям деятельности предприятия планов в минимальные сроки и с минимальными допустимыми потерями материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Планирование деятельности предприятия базируется на разработке плана, который представляет собой конкретную задачу с определенными исходными данными, ожидаемыми результатами (целью), обусловленным путями решения.

Процесс планирования должен максимально предусмотреть всестороннее изучение действительности, тенденций, закономерностей развития объекта планирования и среды его деятельности. Общей научной основой планирования является система объективных экономических законов, и в первую очередь – закона спроса и предложения. В планах предприятия должны быть реализованы требования этих законов, учтенные объективные результаты макро- и микроэкономического анализа состояния, тенденции развития условий хозяйствования [4].

Планирование, хотя и выступает функцией управления, опирается на определенные специфические принципы планирования, к которым принадлежат:

1. Целевая направленность.

2. Системность.

3. Непрерывность.

4. Сбалансированность.

5. Оптимальность использования ресурсов.

6. Адекватность объекта и предмета планирования.

Следует обратить внимание на то, что основой планирования является выбор и обоснование целей, конечной цели и результатов деятельности предприятия. Четко и взвешенно определенные показатели являются исходным пунктом планирования и должны быть заложены в отдельных программах.

Одним из самых важных требований к плановым решениям является обеспечение оптимальности использования имеющихся ресурсов.

Использование ресурсов предприятием должно ориентироваться на нужды, условия и конъюнктуру рынка, интенсификацию производства, внедрение достижений научно – технического прогресса, максимально полную реализацию существующих резервов, лучшее применение предметов и орудий труда, организацию производства и т.п.

Важной качественной характеристикой плана является его сбалансированность, то есть необходимое и достаточное количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана.

Сбалансированность – это определяющее условие обоснованности планов, реальности их выполнение. Главным ее проявлением является соответствие между потребностями в ресурсах и их наличием [2].

В плане отображают комплекс задач, работ, методов, образов их выполнения, необходимые финансовые, материальные, трудовые и другие ресурсы, сроки поставок сырья, материалов, оборудование, размеры и направления использования инвестиций, а также управленческие решения и меры для них реализации. Разработка планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности предприятия.

Средствами планирования являются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, которые обеспечивают выполнение поставленных целей и задач.

Основными условиями планирования является соблюдение законов и принципов плановых расчетов, что позволяют осуществить цели и задачи планирования.

Кроме принципов планирования, которые рассматривались нами ранее в данной статье, существуют основополагающие законы планирования, к которым относят:

1. При планировании все количественные показатели планов округляются в большую сторону, а качественные показатели планов округляются по законам математики.

2. Количественные показатели планов в натуральном выражении планируются с точностью до одного знака после комы (0,0), а в стоимостном выражении округляются с двумя знаками после комы (0,00). Качественные показатели планов планируются в процентах с точностью до одного знака после комы (0,0), а в удельном значении – с точностью до трех знаков после комы (0,000) [1].

Также в процессе планирования можно выделить так называемые «дополнительные принципы», к которым относятся достоверность, рациональность, научность, компактность, наглядность, гибкость.

Достоверность – принцип, по которому допускается использование в плановых расчетах только многократно проверенных и абсолютно достоверных исходных данных.

Рациональность предполагает планирование показателей на основе оптимизации затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Научность предполагает использование в плановых расчетах современных методов, методик и технологий, которые обеспечивают повышение качества и сокращение сроков планирования.

Компактность предполагает создание минимального и достаточного количества показателей в плане согласно целям планирования.

Наглядность предполагает логическое построение планов, которое обеспечивает простоту чтения и корректирование.

Гибкость предполагает формирование показателей планов в коридоре значимости от минимума до максимума запланированной величины.

Планирование на предприятии может относиться к тому или иному типу в зависимости от признаков, по которым происходит классификация.

Основными признаками, которые определяют тип планирования, являются:

- степень определенности в планировании;

- временная ориентация идей планирования;

- горизонт планирования (время планирования).

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования можно распределить на два типа.

Первый тип – это детерминированное планирование.

К его признакам принадлежит использование исходных данных, которые действуют в целиком прогнозируемой среде и могут быть достоверно определенными. В условиях рынка этот тип планирования используется на уровне общего планирования предприятий, объединений, организаций, и т.п. На уровне подразделов предприятия детерминированное планирование имеет наиболее высокую определенность и точность плановых показателей (например, план производства, работы и зарплаты и др.).

Второй тип – это стохастические системы.

Использование такого типа планирования предполагает определенную неопределенность во внешней рыночной среде и частичное отсутствие достоверной информации об исходных данных для планирования. Такой тип планирования не дает полной предсказуемости результата. Степень неопределенности может варьироваться в зависимости от экономического развития, исторического периода и т.д. [3].

Определение типов планирования логически формулирует потребность в классификации видов планирования и их краткой характеристики.

Практика планирования выделяет три основных вида планирования:

1. Стратегическое планирование.

2. Тактическое (текущее) планирование.

3. Оперативное планирование.

Стратегическое планирование является долгосрочным планированием деятельности предприятия. Его особенностью является отсутствие конкретных значений показателей, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия. Это планирование определяет направленность деятельности, формирует виды деятельности и периоды существования определенных видов деятельности. Основоположником создания стратегических планов как совокупности стратегий действий является Александр Македонский. Область возникновения стратегического планирования – военная наука.

Тактическое планирование является планированием деятельности предприятия на текущий период его существования с четко выраженной конкретной целью и задачами. Такое планирование образовывает текущие планы, которые включают конкретные показатели и границы их значений, достижение которых ограничено текущим плановым периодом деятельности предприятия.

Оперативное планирование является детализацией тактического планирования и без него не существует. Оно позволяет создавать оперативные плановые задачи конкретным исполнителям текущих планов предприятия. Оперативное планирование решает задачи внутрипроизводственного характера на основе определенных показателей и их расчетами, а также отличается от тактического планирования методами и приемами, употребляемыми при этом.

Очевидно, что сроки реализации оперативных планов должны быть меньшие, чем сроки реализации тактических планов. Области использования оперативного и тактического планирования также разные. Для тактического планирования - предприятие в целом и его укрупненные подразделы. А для оперативного планирования – участки, рабочие места, конкретные работники.

Основной целью планирования является интеграция усилий всех работающих на предприятии для решения комплекса задач и выполнение работ, обеспечение достижения эффективных конечных результатов. Поэтому планирование на предприятии охватывает разработку системы показателей, которые характеризуют взаимосвязь процессов производства и реализации продукции в определенный срок как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделам. Принятые в планировании решения должны обеспечить достижение цели предприятия в запланированные сроки с минимальными затратами.

Литература

  1. Билоусова, И.И. Проблемы планирования финансовой деятельности на предприятиях // Бухгалтерский учет и аудит. - 2008. – № 5. – С. 30–34.

  2. Марцин, В.С. Планирование как основная составная процессу финансовой деятельности // Финансы Украины. – 2008. – № 4. – С. 23–30.

  3. Экономика предприятия: Учебник / За ред. С.Ф. Покропивного. – изд.2, – К.: КНТЕУ, 2008. – 528 с.

  4. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. Под редакцией Мазараки А. А. – К.: Крещатик, 2009. – 458 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Системы менеджмента качества

    Документ
    ... перспективам организации; - позволяет понять и преследовать цели в области качества ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... внешними. Решение проблемы, касающейся двусмысленных ...
  2. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  3. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  4. Высшая школа россии проблемы и перспективы (2)

    Библиографический указатель
    ... И. П. Внутренний аудит системыменеджментакачества и проблемы стратегического развития высшей школы ... , А. А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений ... процесса в достижении целей обучения. Проблемы студенчества 786 ...
  5. Iso 9001 разработка внедрение сертификация улучшение системы менеджмента качества практическое руководство для специалистов по качеству

    Руководство
    ... системыменеджментакачества для выполнения требований, приведенных в п. 4.1, а также достижения целей организации в области качества. 5.4.2.2. Сохранение целостности системыменеджментакачества ...

Другие похожие документы..