Главная > Документ


Система менеджмента качества

в общей структуре управления вузом

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СМК В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Е.С. Боброва

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

Изменчивость требований рынка образовательных услуг предъявляет к учреждениям последипломного образования жесткие требования. Необходимо быстро перестраиваться, открывать новые востребованные направления, профили повышения квалификации, экспериментировать с формами обучения, обновлять нормативную и материальную базу, повышать уровень компетентности преподавательского состава и,в целом, обеспечивать качество обучения.

На уровне конкретных действий качество можно определить как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит деятельность и отдельные действия организации, оказывающей какого-либо рода услуги. Эти признаки отвечают на вопросы: чего мы хотим достичь (качество результата)? Что мы должны для этого делать (качество процесса)? Какие средства нужны для этого (структурное качество)? Словом, качество – это то, что в случае какого-либо действия может быть ";лучше"; или ";хуже";.

Для того, чтобы ответить на данные вопросы, мы должны четко определить последовательность своих действий.

Во-первых, необходимо провести маркетинговые исследования, которые состоят из следующих этапов:

  1. Выявление проблемы и формулировка целей исследования.

  2. Отбор источников информации.

  3. Сбор информации.

  4. Анализ собранной информации.

  5. Представление результатов исследования. На первом этапе определяются цели, а именно:

- исследуется реакция потенциальных слушателей на открытие новых направлений (профилей);

- выявляются предпочтения клиентов рынка последипломного образования в отношении: направлений (профилей) повышения квалификации; формы обучения (очной дневной или вечерней); стоимости обучения и периодичности внесения оплаты за обучение; практики предоставления «связанных» услуг (например, предоставление места проживания в общежитии); материально-технического и кадрового обеспечения; альтернативные варианты удовлетворения потребности в получении дополнительных образовательных услуг; избрание слушателем формы повышения квалификации (курсовая подготовка и мероприятия межкурсового периода) и учреждения образования, обеспечивающего повышение квалификации.

  1. Выясняется, какие обстоятельства побуждают слушателей к осознанию потребности в повышении квалификации; какими источниками информации располагают слушатели при поиске необходимых сведений о рынке образовательных услуг; каким образом клиент осуществляет сравнительный анализ возможных вариантов получения форм повышения квалификации; каким образом слушатель осуществляет выбор приемлемого варианта удовлетворения потребности в получении повышения квалификации; выявляются критерии, которыми пользуются слушатели при выборе учреждения, обеспечивающего повышение квалификации.

На втором этапе определяются:

- способы сбора информации (опрос, изучение нормативно-правовых документов, анкетирование);

- средства исследования;

- план выборки;

- способы установления контактов с целевой аудиторией (потенциальными слушателями факультета).

Далее, согласно плану работы факультета повышения квалификации кадров, запросам и вновь изданным нормативно-правовым документам, проводятся рекламные мероприятия в учреждениях образования, организациях и на предприятиях.

Этап сбора информации включает непосредственно сбор информации одним из вышеперечисленных способов и обработку полученных результатов.

На четвертом, пятом этапах осуществляется анализ собранной информации и последующее представление результатов исследования в наглядном виде с помощью таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

После детального проведения маркетинговых исследований необходимо провести стратегическое планирование повышения квалификации кадров. Содержание стратегического плана включает следующие этапы:

  1. Формулировка целей.

  2. Задачи, которые представляют собой расшифровку целей и характеризуются измеримостью и конкретностью.

  3. Изучение исходного положения рынка (оценка рыночно -производственных характеристик рынка.

  4. Факторы, характеризующие степень привлекательности и отдельных направлений повышения квалификации.

  5. Выводы относительно целесообразности работы на отдельных сегментах).

  6. Вценка факторов, воздействующих на стратегию факультета, а именно:

    • оценка конкурентоспособности отдельных направлений повышения квалификации;

    • сильные и слабые стороны (по отношению к конкурентам) в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на образовательные услуги;

    • оценка опасностей и возможностей (базируется на анализе исходного положения рынка и относительной конкурентоспособности);

    • стратегия развития хозяйственного портфеля (приоритетные направления инвестиций);

    • стратегические изменения в регулируемых факторах (отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана);

    • ожидаемые финансовые результаты.

Неотъемлемой частью успеха является рекламная деятельность, которая включает в себя: просветительскую работу в учреждениях образования, предприятиях и организациях; индивидуальную работу с потенциальными слушателями (устная беседа, раздача рекламных буклетов); рекламную компанию в корпусах университета; размещение информации о наборе на сайте университета; информационные письма в учреждения образования, организации.

Качество образовательного процесса зависит и от обеспечения учебно-методическими комплектами, включающими в себя: учебную программу, учебный, учебно-тематический планы повышения квалификации, которые разрабатываются и утверждаются учреждением образования в рамках профилей и направлений образования установленных Общегосударственным классификатором Республики Беларусь. Качество образовательного процесса зависит от подбора профессорско-преподавательского состава их профессиональной компетентности.

Таким образом, обеспечение качества последипломного образования зависит от планомерных мероприятий проводимых на факультете повышения квалификации кадров.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Г.А. Бобрович, Т.Л. Голозубова

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

Педагогический контроль знаний, умений и навыков студентов является важнейшим структурным элементом учебно-воспитательного процесса по дисциплине, действенным средством получения студентами прочных и осознанных знаний. Посредством контроля определяется результативность и эффективность обучения. Выполняя стимулирующую роль в учебно-воспитательном процессе, контроль существенно влияет на регулярность занятий, тщательность изучения теоретического материала и выполнения заданий, способствует активизации умственной и практической деятельности студентов.

Важное место в повышении качества подготовки специалистов на первой ступени высшего образования в работе кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» занимает контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Данная проблема решается путем повседневной работы по совершенствованию учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется повышению уровня чтения лекций, проведения практических и лабораторных занятий. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания кафедры и руководства факультета и университета.

При проведении текущего и промежуточного контроля качества знаний студентов преподаватели кафедры руководствуются действующим в УО «ВГУ им. П. М. Машерова» Положением «О проведении текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий, промежуточной и текущей аттестации студентов, отчислении, восстановлении студентов и предоставлении академических отпусков», утв. ректором УО ";ВГУ им. П.М. Машерова"; от 16.04.2010г. № П.01.1.13-2010, где регламентируется учёт и контроль посещаемости студентами занятий, проведение различных форм контроля знаний, умений и навыков студентов в соответствии с утвержденным в установленном порядке учебными планами и учебными программами; порядок планирования, организации и проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и текущей аттестации студентов в течение учебного года; порядок отчисления, восстановления студентов и предоставление им академических отпусков.

Текущий контроль успеваемости в течение семестра осуществляется преподавателем в форме непрерывного мониторинга качества знаний и умений по итогам учебных занятий и контролируемой самостоятельной работы, что обеспечивает необходимую накопляемость текущих оценок, повышает качество образования и позволяет предупредить академические задолженности.

Целью промежуточной аттестации является комплексная и объективная оценка знаний студентов в процессе усвоения содержания учебных дисциплин.

Для студентов дневной формы обучения промежуточная аттестация проводится один раз в семестр: вторая декада ноября и вторая декада апреля. Для студентов заочной формы обучения промежуточная аттестация проводится в период экзаменационной сессии, как правило, в начале сессии перед зачетами и экзаменами.

В качестве положительного момента для расширения сферы контроля качества следует отметить применение тестовой формы контроля знаний студентов. Преподавателями кафедры разработаны тесты по учебным дисциплинам.

Итоги промежуточной аттестации регулярно обсуждаются на заседании кафедры и служат показателем результативности учебного процесса, во взаимосвязи с текущей успеваемостью выступают основанием для проведения мероприятий, обеспечивающих повышение результативности учебного процесса. Преподаватели кафедры анализируют итоги аттестации в учебной группе, подгруппе, рекомендуют студентам направления, формы и методы самостоятельной учебной деятельности, обеспечивающей результативность дальнейшего процесса обучения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНОЕ

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

А.А. Бочков, А.А. Сухарев

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

Инновация [анг. innovation, лат. innovatio] – означает обновление, перемена, нововведение, новшество. Инновационные технологии являются сегодня основным механизмом совершенствования общественных отношений, повышения материального и культурного уровня жизни народа, подготовки высококвалифицированных, востребованных кадров.

В своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 20 апреля 2010 года Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул, что основным ориентиром во всех сферах деятельности является качество производимых товаров и услуг, управления. Глава государства отметил, что важнейшей задачей является формирование общей культуры качества в стране.

В миссии системы менеджмента качества учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» сказано: «УО «ВГУ им. П.М. Машерова» видит себя в качестве универсального по направлениям и специальностям подготовки научно-исследовательского и образовательно-культурного центра инновационного типа с развитой материально-технической базой, ориентированного на оказание качественных интеллектуально-сервисных услуг широкого спектра на основании современных требований, стандартов и технологий по подготовке компетентных и конкурентоспособных специалистов и научных работников, реализующих разработку и внедрение инновационных образовательных программ и научных проектов».

Инновации в образовании могут рассматриваться в различных аспектах. Например, в преддверии распада СССР был проведен сравнительный анализ знаний школьников в разных странах в плане их теоретической подготовки и овладения практическими умениями и навыками.

Анализировались результаты в 15 ведущих странах мира. Исследование показало, что многие школьники при достаточно высоком уровне теоретических знаний затруднялись применять их на практике в неожиданных ситуациях.

Оказалось, что: осведомленность о фактах выше всего была в СССР, Великобритании, Венгрии, Словении, применение фактов – приблизительно одинаковое, в использовании знаний в неожиданных ситуациях наиболее подготовленными проявили себя учащиеся Канады, Франции, Израиля.

В этой связи можно констатировать, что сегодня в мире сохраняются аналогичные подходы к обучению и воспитанию. Поэтому для Беларуси, важно не утратив положительного опыта советской школы в теоретической подготовке, органично дополнить его лучшими подходами, методами и приемами для приобретения практических умений и навыков.

Выделим некоторые технологии обучения правовым наукам, распространенные в ведущих университетах Запада:

1. Теория передачи (традиционный метод). Она предполагает, что различные области знаний, преподаваемые предметы представляют собой определенную сумму информации, которая может быть передана, трансформирована в умы обучаемых. С этой точки зрения студент представляет собой «контейнер» (емкость), который должен быть наполнен определенной суммой знаний. Здесь роль преподавателя состоит в трансформации учебно-правовой информации, ее классификации, отборе, передаче традиционными способами. Процесс контроля выглядит как измерение меры наполнения «контейнера» правовыми знаниями [1, с.24].

2. Другая современная теория рассматривает процесс обучения как создание или придание определенной формы знаниям студентов. Преподаватели в этом случае развивают, формируют, инструктируют и систематизируют знания обучаемых. Здесь само содержание предмета рассматривается как инструментарий для придания необходимой формы знаний обучающегося в соответствии с существующей моделью.

Считается, что при такой технологии обучения процесс придания формы осуществляется на лабораторных и практических занятиях за счет инструкций, методических указаний преподавателей, выполнение которых приводит к вполне предсказуемым результатам. Процесс контроля заключается в определении знаний и соответствия их заданному образцу – модели. Например, на занятиях по уголовному, гражданскому праву, уголовному и гражданскому процессу студентам предлагается разрешить проблемно-правовую ситуацию, решить конкретную юридическую задачу.

  1. Теория «перемещения». Она рассматривает процесс обучения как своего рода «путешествие» по определенному полю (территории) знаний данной дисциплины. Здесь для студента может предлагаться какая-то определенная позиция, с которой он рассматривает и изучает мир данного предмета и осваивает отведенную ему территорию. При этом преподаватель выполняет роль гида, указывающего направление, обеспечивающего обучаемого соответствующим методическим инструментарием. Процесс контроля заключается в соотнесении достигнутого результата с поставленной идеальной целью.

  2. Метод «обучения в действии» предполагает коллективную организацию обучения командами, группами студентов. Выдается определенное игровое задание, выполнять которое можно только сообща при четком распределении ролей. В процессе работы предполагается, что в группе будет выделен лидер, а также другие участники, которые могут предлагать свои подходы и идеи, подвергать предложения критическому анализу. После выполнения задания студентами предлагается определить закономерности действий команды, последовательность принятия комплексных решений и классифицировать их.

  3. Метод работы с «кейсами». Под «кейсом» понимают развернутую процессуально-правовую ситуационную задачу, с большим количеством сопутствующих данных, осложненных имеющимися юридическими коллизиями [1, с.37].

Основными содержательными блоками «кейсов» могут быть:

    • реально существующая юридическая ситуация;

    • нормативно-правовая база;

    • юридические факты и различная правоприменительная практика.

Юридический факультет УО «ВГУ им. П.М. Машерова» как один из самых востребованных и престижных факультетов призван готовить кадры по специальности «Правоведение», обладающие высоким уровнем юридических знаний, умений и практических навыков в сферах законодательства, криминалистики, криминологии, юридической психологии, судебной медицины и психиатрии и т.д. Высокие требования предъявляются также к личностным качествам юриста. Он должен быть патриотом Республики Беларусь, моральным, честным, справедливым, дисциплинированным.

Инновационные технологии включают в себя использование компьютерной техники, мультимедиа, Интернет, деловых игр и др. При этом нужно иметь в виду, что инновационные технологии – это не только новые способы, приемы, методы, приобретения знаний, умений и навыков, но и в целом комплексный отвечающий потребностям времени гибкий, диалектически изменяющийся подход научения, приобретения знаний, основанный на единстве теории и практики. Личностно-развивающее обучение и воспитание должно лежать в основе всего.

Новые инновационные технологии – это учебно-научно-производственный комплекс «Фемида», 3-х этапный экзамен, филиалы кафедр в Хозяйственном суде, Витебской таможне, работа студентов в рамках «Лаборатории правового информирования», выполнение совместного с участием преподавателей и студентов научного исследования по заданию УВД Витебского облисполкома на тему «Проблемы формирования правовой культуры молодежи на современном этапе», участие в судебных заседаниях, проведение деловых игр в зале судебного заседания факультета с анализом, комментариями юристов-практиков.

В настоящее время на кафедрах факультета осуществляется разнообразная деятельность по внедрению и поиску современных средств и методов обучения. Создаются и решаются проблемные ситуации, организуется работа командами студентов, деловыми – ролевыми группами, используется индивидуальный подход и др.

В рамках курса «Правовая информатика» применяются: модульная технология обучения, изучаются справочные правовые системы «Эталон», «Консультант+» и др. Лекции проводятся в форме беседы по изученным заранее темам (курс лекций уже издан), применяется мультимедийный проектор, осуществляется дистанционное консультирование посредствам электронной почты и т.д.

На факультете действует программа MOODLЕ. В факультетскую и общеуниверситетскую сеть вносятся электронные пособия, учебники, научные статьи, тесты, хрестоматии.

Лаборатория правового информирования широко использует методико-интерактивный опрос, т.е. студенты сами включаются в процесс обучения, выводят правовые понятия, применяются метод группового мышления «мозговой штурм», ролевые игры. Внедряются элементы ланкастерской системы обучения по правовому информированию.

Многие преподаватели факультета проводят занятия со студентами на таможне, в Областном и Хозяйственном судах, помещении судебно-медицинской экспертизы, криминалистических лабораториях ПР УВД Витебского облисполкома и прокуратуры.

По многим дисциплинам имеются мультимедийные презентации. Например, по криминологии и правотворческому процессу все темы получили соответствующую разработку.

Активно используется зал судебных заседаний для проведения занятий в форме ролевых деловых игр.

Новые технологии проявляются и тогда, когда на факультет приходят и участвуют в учебно-воспитательном процессе ведущие специалисты-практики из Хозяйственного суда, районных судов, УВД Витебского облисполкома, судебно-медицинской экспертизы и др.

Новая форма работы – это Интернет-сайты. Доцент Борботько П.В. создал в Интернете «страницу» (блог), на которой размещается материал по международному гуманитарному праву и истории государства и права Беларуси: конвенции, документы, тексты лекций, копии научных статей, данные из энциклопедии ВКЛ и др. В зимнюю сессию постоянно посещали сайт до 50 студентов в сутки.

Опрос студентов показал, что материалы на сайте помогли им на 40% подготовиться к экзамену. Через эту страничку студенты задавали вопросы преподавателю и получали ответы, её посещали студенты из различных стран и регионов Беларуси. Она переросла в Клуб «Студенты ВГУ», который стремится оказывать методическую помощь студентам. Всего за декабрь-январь было более трех тысяч посещений.

Таким образом, повышение качества учебного процесса невозможно без внедрения новых и инновационных технологий.

Литература

  1. Русецкая, Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе. – Мн.: МИТСО, 1998.

АУДИТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Г.Я. Дубоссарский

БГУ, Минск

Международные стандарты ИСО серий 9000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества. Аудиты являются также существенной частью деятельности по оценке соответствия при сертификации, при оценке заказчиков, инспекционном контроле.

Учреждения образования должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы, чтобы определить, насколько система менеджмента качества:

a) соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2009 и требованиям к системе менеджмента качества, установленным учреждением образования;

b) результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

Должна быть разработана документированная процедура для определения ответственности и требований к планированию и проведению аудитов, установлению записей и отчетности по результатам.

Руководство, несущее ответственность за область, подлежащую аудиту, должносодействовать тому, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие действия для устранения выявленных несоответствий и вызвавших их причин предпринимались без необоснованной задержки. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых действий и отчетность по результатам верификации [1].

Объектом внутреннего аудита являются нормативная и инструктивная документация учреждений образования по системе менеджмента качества и деятельность подразделений, осуществляемая в соответствии с этой документацией.

Результаты внутренних аудитов системы менеджмента качества являются исходными данными для анализа состояния и оценки результативности системы менеджмента качества, что необходимо руководству учреждений образования для принятия управленческих решений.

Процесс внутреннего аудита СМК включает следующие этапы работ:

  • планирование;

  • подготовка приказа и плана проведения аудита;

  • подготовка аудиторов к проведению аудитов;

  • проведение аудита;

  • корректирующие действия;

  • контроль устранения несоответствий;

  • анализ, обобщение и использование результатов аудита.

1. Планирование внутренних аудитов.

Внутренние аудиты СМК учреждений образования проводятся в соответствии с годовой Программой внутренних аудитов. При составлении годовой Программы внутренних аудитов и определении периодичности проверок подразделений учитывается состояние и значимость проверяемых процессов в общем цикле деятельности учреждений образования, а также результаты проведенных ранее внутренних и внешних аудитов.

2. Подготовка приказа и программы внутренних аудитов.

Не позднее, чем за 1 месяц до наступления запланированной даты начала внутреннего аудита, на основании утвержденной (действующей) годовой Программы внутренних аудитов издается приказ о проведении очередного планового внутреннего аудита, который доводится до сведения персонала в установленном порядке.

Руководитель внутреннего аудита разрабатывает План проведения внутреннего аудита и передает его на утверждение Представителю руководства по качеству учреждения образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Системы менеджмента качества

    Документ
    ... перспективам организации; - позволяет понять и преследовать цели в области качества ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... внешними. Решение проблемы, касающейся двусмысленных ...
  2. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  3. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  4. Высшая школа россии проблемы и перспективы (2)

    Библиографический указатель
    ... И. П. Внутренний аудит системыменеджментакачества и проблемы стратегического развития высшей школы ... , А. А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений ... процесса в достижении целей обучения. Проблемы студенчества 786 ...
  5. Iso 9001 разработка внедрение сертификация улучшение системы менеджмента качества практическое руководство для специалистов по качеству

    Руководство
    ... системыменеджментакачества для выполнения требований, приведенных в п. 4.1, а также достижения целей организации в области качества. 5.4.2.2. Сохранение целостности системыменеджментакачества ...

Другие похожие документы..