Главная > Документ


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

С.А. Карташев, О.И. Якубенко

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

«Образование через всю жизнь»

Разработку системы менеджмента качества (СМК) вуза следует начинать с выбора терминов и определений. Вопросы: что есть качество образования, результаты (продукция) образовательного процесса – до сих пор вызывают дискуссии среди специалистов как в области образования, так и менеджмента качества. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Министерство образования России дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах. Первый – качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов. Второй – характеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности.

Известно, что наш ВУЗ, изучив опыт различных высших учебных заведений, предложил программу в рамках СМК «Миссия, Видение, Политика в области качества»,провел анкетирование выпускников, студентов различных форм обучения, повысил квалификацию профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала. Область применения СМК ВУЗа – это образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Трехуровневая система управления: университет, факультет, кафедра.

Высшее образование Беларуси в ХХI веке переходит на международную систему менеджмента качества. «Повышение качества высшего образования – один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, – отметил, выступая на заседании Совета ректоров ВУЗов, первый заместитель министра образования Александр Жук. – Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам» [1, 3].

По словам замминистра, проблема повышения качества образования сегодня актуальна по ряду внешних и внутренних факторов. Один из них – утверждение в августе прошлого года Государственной программы «Качество» на 2007–2010 годы. А ведь система образования – важнейший ресурс инновационного развития страны.

По мнению А.Жука:

1. Характерным для белорусского высшего образования является и значительный возраст профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала ВУЗов. За последние годы оживился приток молодежи в ВУЗы, но темпы естественного старения пока выше динамики обновления профессорско-преподавательских кадров. Во многих сферах наблюдается поколенческий разрыв. При этом, как ни парадоксально, рост бюджетного финансирования не способствует обновлению кадров в образовании: чем лучше идут дела, тем меньше находится желающих освобождать свои места, предоставляя возможность карьерного роста молодым.

2. Необходимо усилить мотивацию студентов к обучению и сделать акцент на самостоятельном получении знаний и управлении собственным развитием. Они должны обладать инструментарием самопознания, идентификации собственных качеств, возможностей; знать требования к личности, ее параметрам, способы развития необходимых качеств. Надо создавать условия, при которых учебу могли бы продолжать лишь те, кто из года в год демонстрирует все улучшающиеся результаты обучения. Студенты, которые пришли в ВУЗ не за знаниями, а за дипломом, – это тот балласт, который не сможет обеспечить качественное развитие нашего государства в будущем. Занимаясь профессиональной деятельностью, такого рода специалисты не будут готовы полностью реализовывать себя в профессии, достичь высоких показателей, обеспечить творческий подход к трудовой функции.

3. Необходим поиск рационального сочетания аудиторных занятий и самостоятельной работы студента, которая составляет меньше половины всей учебной нагрузки (до 40%). Основное образование студент должен получать не столько в аудитории, сколько в ходе самостоятельной работы при изучении рекомендованной литературы, написания рефератов, курсовых работ, использования технологии удаленного доступа, во время консультаций с преподавателем. Это позволяет развивать у студентов навыки исследовательской работы, помогает наладить обмен учебными материалами. С другой стороны, и преподаватели получат возможность больше времени уделять творческой работе, а не многократному повторению материалов учебников [1, 5].

Проблемы высшей школы существуют на современном этапе. Они заключаются в следующем:

  • понижение социального статуса педагогических работников ВУЗов;

  • рост уровня безработицы среди выпускников;

  • более четкое определение статуса выпускников магистратуры;

  • необходимость выдачи документа установленного образца лицам, завершившим обучение в аспирантуре, но не защитившим диссертацию, и др. [2, 9].

Опыт зарубежных стран показывает, что наиболее эффективным сегодня является путь сочетания теории и практики, учебной и исследовательской деятельности, путь создания крупных научно-образовательных комплексов. Именно такие структуры способны обеспечить полноценную подготовку специалистов в ХХI веке.

Творческие специальности не «живут» и не должны «жить» по такой формуле, где учебная и исследовательская деятельности идут в одном ключе, и в результате ее все становятся учеными. Теория и практика – это другое дело, так как педагог-музыкант, педагог-художник, в первую очередь – практик, а во вторую – теоретик. Педагог-ученый необходим в образовательном процессе. Но там, где царит творчество, их не много и не должно быть много. Не каждому человеку дано быть замечательным музыкантом и в то же время прекрасным исследователем. В педагогической деятельности необходимо быть хорошим педагогом-музыкантом. В настоящее время нередко встречаются случаи, когда отличный музыкант и замечательный ученый как педагог не состоялся, так как не может передать свои ЗУНы студентам, не хватает педагогического таланта, такта, мастерства, полностью отсутствует педагогическое чутье. Необходим баланс творчества и науки, т.е. заниматься наукой должны все, но не все должны быть учеными.

В рамках СМК образования необходимо все вышесказанное учитывать, так как наш ВУЗ вмещает в себя множество подразделений, и у нашей кафедры должно быть достойное место в предложенной системе. Университет «обеднеет», если станут исчезать творческие кафедры, а этот процесс, к сожалению, наблюдается. Только наукой мы не сможем коснуться студенческих душ в учебно-воспитательном процессе и поддержать статус университета. Исчезновение кафедр в ВУЗе недопустимо, тем более, если мы говорим о совершенствовании СМК образования.

Таким образом, реформирование системы высшего образования Республики Беларусь имеет своей конечной целью формирование системы обучения и воспитания, отвечающей задачам нового этапа развития белорусского общества. Главное направление – предоставление опережающего образования, готовящего специалистов для решения не только текущих проблем, но и тех, возникновение которых возможно в будущем [1, 7]. При этом важно понимать, что наука – это сердце университета, а творчество – его душа.

Литература

  1. Жук, А.И. Высшая школа Республики Беларусь на современном этапе развития: тенденции и перспективы / А.И. Жук // Высшая школа. – 2009. – № 6. – С. 3–7.

  2. Зданович, В.М. Законодательное обеспечение высшей школы: проблемы и перспективы / В. М. Зданович // Высшая школа. – 2009. – № 1. – С. 8–14.

МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Т.С. Кухаренко

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

Отличительной чертой современного этапа мирового развития цивилизации является перемещение центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область получения, переработки, передачи, хранения и использования информации. Создание ";общества, основанного на знаниях"; не означает отрицания традиционной сферы материального производства, оно лишь привлекает к нему и показывает, что и материальное производство трансформируется и радикально меняет свою технологическую основу под влиянием новейших научных и технологических знаний. Переход мирового сообщества к качественно новому технологическому укладу, базирующемуся на сетевом развитии производства и управления, на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий, определяет новую ступень современной цивилизации, в которой основополагающая роль принадлежит высшему образованию.

В Беларуси повышение качества высшего образования является одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси «на уровень, соответствующий мировым стандартам». Регламентации механизмов обеспечения качества на государственном уровне посвящена значительная часть Закона «Об образовании», определившем государственные органы (организации), содержание и виды государственного контроля за обеспечением качества образования [1].

Временем зарождения менеджмента знаний как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента как науки, так и практики.

Историческими причинами возникновения менеджмента знаний в сфере образования являются:

  • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие университеты искать конкурентные преимущества;

  • быстрое развитие и внедрение информационных технологий;

  • повышение общего технологического уровня образования, науки и производства.

Хотя это относительно новое направление, в литературе, особенно англоязычной, широко представлены материалы о менеджменте знаний. Начиная с 1999 года опубликовано более семи учебников о менеджменте знаний, авторами которых являются: Bukowits W.R., Williams R.L., Liebowits J., Carter L., Harcins P., Timmins A., Sricantaiah Т.К., Koenig M.E.D., Holsapple С.W. [2].

Современный менеджмент качества базируется в основном на зарубежных исследованиях. Работы Ф.Б. Кросби, У.Э. Деминга, А.В. Фейгенбаума, К. Ишикавы (Исикавы), Дж. М. Джурана в 80-е годы оказали большое влияние на следующие направления обеспечения качества:

  • заинтересованность руководства высшего звена;

  • образование совета по улучшению качества работы;

  • вовлечение всего руководящего состава предприятия или учреждения в процесс улучшения работы;

  • обеспечение коллективного участия;

  • обеспечение индивидуального участия;

  • создание групп по совершенствованию систем;

  • более полное вовлечение поставщиков;

  • обеспечение качества функционирования систем управления;

  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочных стратегий улучшения работы;

  • создания систем признания заслуг [3].

Идеи менеджмента знаний использовались на двух уровнях. Первый – это разработка идеи постиндустриального, информационного, основанного на знании общества. Второй – это исследование социального опыта человека, исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков менеджмента знаний считают, что знания существуют и растут в коллективах, передаваясь из поколения в поколение. Создание социальной среды в университете, мотивирующей сотрудников и студентов на постоянный рост собственных знаний и постоянное развитие эффективности процессов получения и закрепления новых знаний, является необходимым условием процветания университета.

";Всеобщее качество, в которое я верю"; – так назвал одну из своих работ итальянский специалист в области статистики и качества профессор Паскуале Эрто. В отличие от корифеев современного менеджмента качества Э. Деминга, К. Исикавы, Дж. Джурана, В. Шухарта его имя менее известно даже среди тех, кто профессионально связан с решением проблем качества. Тем не менее именно П. Эрто одним из первых задался вопросом о том, можно ли опыт менеджмента качества, накопленный в промышленности, использовать в непроизводственной сфере. Возможности такого использования были продемонстрированы П. Эрто на примере итальянских школ и университетов [4].

Эволюция мышления о качестве шла от опыта инспекций и испытаний продукции и контроля качества (до конца 1950-х гг.) через обеспечение качества в 1960-е и управление качеством в 70–80-е годы к всеобщему управлению качеством в последнее десятилетие ХХ века. В это же время динамика уровней качества развивалась от соответствия стандарту (первый уровень, 1950-е гг.) через соответствие использованию (второй уровень, 1960-е гг.) и соответствие фактическим требованиям рынка (третий уровень, 1970-е гг.) к соответствию скрытым потребностям (четвертый уровень, 1980-е гг.). В перспективе в менеджменте качества особое место, скорее всего, займут такие понятия, как качество жизни, качество человеческого ресурса, которые самым непосредственным образом связаны с обучением и воспитанием.

Знания – это ключевой фактор оценки высшего учебного заведения, которое создает и пополняет потребность общества в производстве их и услугах. Уровнем ценности для вузов являются интеллектуальные активы знаний, которые можно классифицировать следующим образом:

1. ";Очевидные знания"; – знания, которые существуют на каком-либо носителе.

2. ";Скрытые знания"; – задокументированные знания, которые существуют в головах преподавателей и сотрудников.

3. ";Скрытые"; или личные знания – это: социально построенные знания; внутренний мир сознания человека; совокупность ценностей, проницательности, интуиции, чувств, воображения, символов и восприятия; тяжелы к систематизации и вводу в базу данных; ценный и богатейший источник опыта и изучения; скрытый запас прочности организации.

Тем не менее, хорошая организация может перевести ";скрытые знания"; через эффективную систему управления, хорошо поставленные межличностные и коммуникативные навыки в прочную корпоративную культуру образовательного учреждения. Отражение в базах знаний не только документов, но и связанных с ними знаний и процессов, так называемых know-how, позволяет перевести часть скрытых информационных активов в явные, что повышает уровень знаний университета в целом, развивает составляющую инновационного менеджмента в менеджменте знаний [5].

Социальный опыт является важнейшей содержательной компонентой системы менеджмента качества, представляющий собой исторически селектированные и аккумулированные в общественном сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого, в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе которой происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательство, религия и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамке обычаев (мораль, нравственность). Формы же, в краткосрочном, и особенно долгосрочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируется и закрепляется в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр. [6].

Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что важнейшей задачей современного университета высшего учебного заведения является создание, сохранение, накопление и распространение знаний. Выполняя свою роль хранителей, создателей и распространителей знания, университеты способствуют обогащению людей и общества, частью которого они являются. Они должны стремиться поставить свой интеллектуальный потенциал на службу обществу. Вузы играют роль социального сознания общества. Следует отметить, что социальный опыт занимает важно место в системе менеджмента качества и включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с точки зрения её социокультурных функций, – прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных и иных социальных проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, согласия, выработку общих оценочных критериев и интерпритаций.

Литература

  1. Доклад Первого заместителя Министра образования Республики Беларусь Жука А.И.на Республиканском совете ректоров высших учебных заведений 11 ноября 2008 г., г. Минск \ Электронный ресурс: http://www.srrb.niks.by/info/guk.htm

  2. Глудкин, О.П., Горбунов, Н.М., Гуров, А.И., Зорин, Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Радио и связь, 1999.

  3. Крайер, Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. \Руководство по подготовке и проведению сертификации; дальнейшие шаги. \\Пер. с нем. Рождественской О.В. – Бодинген. Форум, 1995.

  4. Швец, В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество, 1997. № 6.

  5. Управление качеством. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  6. Бобнева, М. В., Социальные нормы и регуляции поведения. - М., 1978.

ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Е.Л. Михайлова

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск

Интерес к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру напоминает интерес к качеству продукции в экономике. Природу лидерства часто определяют как способность влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации. Но компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал. Обеспечить лидерство только мотивационными успехами (так называемыми «кнутом либо пряником») руководителям сегодня не удается. В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, компетентности, знаний. Но правильное понимание лидерства состоит, прежде всего, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее благо, для достижения ее целей.

Изучение существующих определений понятия «лидер» показало наличие следующих вариантов в концептуальном подходе к содержанию: лидерство на основе власти; поведенческая концепция; лидерство на основе техники групповой работы по достижению целей; лидерство как влияние; лидерство через убеждение; лидерство как достижение согласия; лидерство как центр всей деятельности группы. Таким образом, лидерство многоаспектно, но не все аспекты равнозначны. В целом, лидерство включает пять основных элементов: «лидер, его последователи, ситуация и задача, которую решает группа взаимодействующих людей» [1, 33].

Лидер – «обязательный участник процесса или отдельного акта лидерства» [1, 33]. Лидеру присущи определенные черты, которые выделяют его среди других. Благодаря компетентности, коммуникабельности, интуиции и т.д. ему удается достичь, а затем удерживать в течение некоторого времени лидирующее положение.

Без последователей нет лидерства, учитывая, что последователи – это те, кто, по крайней мере, не противодействует лидеру. Но и без лидера в организации люди не представляют собой однородную массу. Все члены коллектива должны активно взаимодействовать на пути к общей цели. В результате такого взаимодействия появляются лидер и его последователи. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного человека, который занимает лидирующее положение. Но если они не становятся таковыми, то могут потерять со временем принадлежность к данной группе. Если таких большинство или даже просто значительная часть, то лидер может утратить свои позиции.

Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. Они являются настолько важной характеристикой деловой ситуации, что их можно рассматривать в качестве самостоятельного элемента лидерства. Спектр задач даже для одного подразделения организации весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся, до творческих, нестандартных. Лидерство в каждой ситуации является видом отношений между людьми, которые характерны только для данной ситуации. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично.

Под группой понимается «персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений» [1, 37]. Группа является необходимым условием лидерства.

В современном менеджменте функциональный подход к лидерству остается актуальным. Практически «каждая из функций менеджмента одновременно является и лидерской функцией: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль» [2, 67]. Данный подход характерен также для лидерства в системе менеджмента качества (СМК) учреждения образования.

Деятельность руководства учреждения образования распространяется на мероприятия по инициации создания СМК, формированию организационной структуры системы качества учреждения образования, разработке миссии, видения, основных ценностей, политики и целей в области качества, процессов стратегического планирования, а также регулярного контроля функционирования системы качества учреждения образования. Приверженность высшего руководства идеям качества и его способность выделять соответствующие ресурсы в основном определяет успешность реализации планов по внедрению системы качества учреждения образования. Таким образом, в область ответственности руководства учреждения образования входят следующие аспекты, связанные с гарантией качества в высшем образовании:

  • развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;

  • понимание всеми сотрудниками учреждения образования требований потребителей, а также законодательных и государственных требований, предъявляемых к высшему образованию;

  • формирование и реализация политики учреждения образования в области качества;

  • наличие у руководителей процессов системы качества и подразделений учреждения образования целей в области качества;

  • поддержание структуры процессов и организационной структуры учреждения образования, наиболее отвечающей стоящим перед учреждения образования целям;

  • выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и эффективного функционирования системы качества, а также поддержания компетентности персонала учреждения образования, гарантирующей качество высшего образования;

  • официальное утверждение процедур и другой документации системы качества, гарантирующих качество образования и другой деятельности учреждения образования;

  • ежегодная оценка системы качества учреждения образования.

Представитель руководства вуза по качествулицо, ответственное за создание, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение системы качества учреждения образования. Функции представителя руководства по качеству сводятся к следующему:

  • обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых СМК; представление отчетов высшему руководству учреждения образования о функционировании системы качества и необходимых улучшениях;

  • содействие распространению понимания требований потребителей по всему учреждению образования.

Таким образом, роль лидера (руководителя и уполномоченного по качеству) в системе менеджмента качества ВУЗа заключается в личном участии в формировании и развитии Миссии, Видения и Политики в области качества; в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы менеджмента качества учреждения образования; в работе с нынешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности); в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности; в подготовке и организации проведения, лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации.

Литература

  1. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 302 с.

  2. Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. – 328 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Системы менеджмента качества

    Документ
    ... перспективам организации; - позволяет понять и преследовать цели в области качества ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... внешними. Решение проблемы, касающейся двусмысленных ...
  2. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  3. Системы менеджмента качества рекомендации по улучшению деятельности quality management systems

    Документ
    ... и эффективной системыменеджментакачества и достижения целей организации. Менеджмент также предусматривает ... - обратная связь по перспективам продукции; - требования потребителей ... возможных последствий рассматриваемой проблемы. При оценивании ...
  4. Высшая школа россии проблемы и перспективы (2)

    Библиографический указатель
    ... И. П. Внутренний аудит системыменеджментакачества и проблемы стратегического развития высшей школы ... , А. А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений ... процесса в достижении целей обучения. Проблемы студенчества 786 ...
  5. Iso 9001 разработка внедрение сертификация улучшение системы менеджмента качества практическое руководство для специалистов по качеству

    Руководство
    ... системыменеджментакачества для выполнения требований, приведенных в п. 4.1, а также достижения целей организации в области качества. 5.4.2.2. Сохранение целостности системыменеджментакачества ...

Другие похожие документы..