Главная > Пояснительная записка
Рассмотрено на заседании педсовета (протокол №_______ «_____»__________20_____г.) | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 89 ____________ Н.М. Корнилов __________________________ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
2010-2015г.г.
Уфа-2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. 3
Перечень общеобразовательных программ, реализуемых в МОУ СОШ № 89………………... 7
Нормативно-правовая база разработки образовательной программы ………………………… 7
Образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования ………………………………… 8
- учебный план
- учебные программы
- ожидаемые результаты (модель выпускника)
Общеобразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования …………………………………. 31
- учебный план
- учебные программы
- форма аттестации выпускников и учета достижений обучающихся
- ожидаемые результаты (модель выпускника)
Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования
Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования ………………….106
- учебный план
- учебные программы
- форма аттестации выпускников и учета достижений обучающихся
- ожидаемые результаты (модель выпускника)
Общие характеристики образовательных программ, реализуемых школой в
соответствии с лицензией….……………………………..............................................................112
Воспитательная работа ………………………………………………………………..………….115
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная деятельность МОУ СОШ № 89 ориентирована на внешние запросы, определяемые государственной политикой в сфере образования, родительской общественностью, социумом.
Родительская общественность МОУ СОШ № 89 представляет собой различные социальные группы, предъявляющие к школе различные по характеру требования в диапазоне mini-max. Но общей стратегией социального заказа является обеспечение качественного обучения всем школьникам, независимо от уровня психофизического, интеллектуального развития. Эта задача является актуальной, особо значимой для МОУ СОШ № 89, т.к. от 25 до 30% обучающихся (а в отдельные годы этот процент бывает и более высоким) составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, дети с ЗПР (задержкой психического развития), с эмоционально-волевыми, психическими расстройствами и нарушениями поведения; дети социально педагогически запущенные; социальные сироты – дети с особыми образовательными потребностями.
Соответственно запросам учащихся и родителей и задачам школы в плане личностно-ориентированного образования обучение ведется в трех дидактических системах:
- традиционной (ТО);
- развивающей (РО);
- коррекционно-развивающей (КРО).
В целом школа успешно справляется с задачей качественного обучения всех категорий школьников, обеспечивая 100% успеваемость и традиционно стабильный процент обученности: от 45,3% в традиционной системе до 54,5 в развивающей, в коррекционно-развивающей – от 22% до 35,1% и выше.
Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом, он находится в поиске разрешения проблем повышения качества образования, воспитания, развития школьников.
Количество выпускников школы, награждённых за высокие результаты обучения золотыми и серебряными медалями, составляет от 6,1% до 15,9% от общего количества учащихся 11-х классов. В 2006-2007 учебном году школа подготовила 10 «медалистов», в том числе выпускники школы получили три «золотых» и 7 «серебряных» медалей, что составляет 21,7% от общего количества выпускников; в 2007-2008 учебном году -5 медалистов- (3 «золотых» и 2 «серебряных».; в 2008-09 учебном году – 3 медалиста (1 «золотая» и 1 «серебряная»).
В условиях модернизации школьного образования и перехода на профильную специализацию ОУ МОУ СОШ №89 в течение последних 8 лет осуществляет предпрофильное обучение в рамках уровневой дифференциации.
С 2009-10 учебного года введена профильная подготовка в 10-ых классах по информатике. Свидетельством правильно выбранной ОУ тактики предпрофильного и профильного обучения является тот факт, что более 60% выпускников школы поступают в технические ВУЗы г. Уфы, других городов РФ и успешно там учатся.
В школе ведется работа с одаренными детьми; имеются предметно направленные программы по математике, по развитию творческих способностей; создана разновозрастная группа для математически одаренных детей; организована научно-исследовательская работа учащихся.
За последние пять лет педагоги подготовили 214 победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров разного уровня.
На всех ступенях обучения создается среда, ориентированная на личностное развитие каждого обучающегося. Обеспечение личностного роста происходит как в процессе непосредственной познавательной деятельности, так и в системе разноплановой внеурочной, внеклассной работы.
Школа успешно решает специфические для нее задачи, связанные с обучением детей с особыми образовательными потребностями. В ходе опытно-экспериментальной работы (2003-2006) создана инновационная модель коррекционно-развивающей школы на базе общеобразовательного учреждения.
Система эффективных, диагностически оправданных, научно обоснованных коррекционно-развивающих, социально-медицинских, воспитательных, профилактических мер, разработанных в школе, позволяет добиться высокого уровня общей реабилитации школьников с отклонениями в развитии.
Качество обученности в начальных классах КРО достигает уровня качества в классах традиционного обучения и имеет стабильную тенденцию к сохранению и повышению его в основной школе.
Нормативное обучение учащихся с ЗПР обеспечивает их готовность и равные возможности к продолжению обучения в условиях общеобразовательных, открытых сменных школ, ССУЗах, колледжах, техникумах, ПТУ.
Таким образом, школа №89 внесла достойный вклад в развитие системы образования города, республики по воспитанию и обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам инновационной практики в системе коррекционно-развивающего обучения в 2009 году школа стала победителем конкурса в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Школа продолжает работу в инновационном режиме. Педагоги в полном объёме реализуют собственную программу совершенствования системы КРО.
МОУ СОШ № 89 является открытым методическим центром, оказывающим с 1990г. теоретическую, практическую, информационно-методическую, научно-исследовательскую помощь образовательным учреждения всех типов Октябрьского района, города Уфы, Республики Башкортостан, а также НИМЦ, ИРО, педагогическим вузам и колледжам города Уфы; поддерживает тесную связь со специальными коррекционными дошкольными учреждениями .
Школа - живой организм, она должна постоянно развиваться, оперативно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические условия.
Сегодня усилия педагогического коллектива направлены на реализацию современных задач реформирования образования.
Муниципальное образовательное учреждение МОУ СОШ № 89 существует в образовательном пространстве с февраля 1961 года. Характерной чертой его жизни, работы, быта в течение последних лет является стабильность. Это сказывается и на численности учащихся школы, и в количестве класс-комплектов:
- начальная школа – 10 классов,
- основная школа – 11 классов,
- средняя школа – 2 класса.
В 2010- 2011 учебном году педагогический коллектив продолжил работу над реализацией целей и задач методической темы школы «Система работы ОУ по реализации государственных программ реформирования российского образования».
Перед администрацией и педагогами ставились следующие задачи: совершенствование методического, психолого-педагогического уровня педагогов; переход на новые образовательные технологии; развитие системы внутришкольного обучения педагогических и других работников ОУ; практическое решение актуальных задач по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Традиционными видами работ являются методические предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Традиционно проводятся 8 предметных недель: по русскому, английскому, башкирскому языкам, математике, физике, биологии, истории, физической культуре. В ходе предметных недель председатели методических объединений проявили хорошие организаторские способности, умение создать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы их проведения вызвали большой интерес учащихся, способствовали развитию положительной мотивации к изучаемым предметам.
«Воспитание успешно, если оно системно». Этот принцип стал основополагающим при планировании и организации воспитательной работы педагогического коллектива в истекшем учебном году. Приоритетные направления деятельности были определены исходя из анализа воспитательной работы в классах, диагностики уровня воспитанности учащихся, решений педагогических советов.
Таким образом, определились приоритетные направления воспитательной работы на 2010-2011 учебный год: изучение личности учащихся и работа по формированию ученического коллектива, учеба, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, правовое воспитание, сохранение здоровья учащихся.
Цели воспитательной работы:
- формирование у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства причастности к культуре и цивилизации своей республики, страны;
- формирование духовно-нравственной личности, способной к творческому самовыражению; личности с активной жизненной позицией, способной к самореализации и самоопределению в учебной и профессиональной деятельности;
Задачи воспитательной работы:
-определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка;
- создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей учащихся;
- формирование развивающей нравственно-эмоциональной благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности ученика;
- приобщение родителей в единое воспитательное пространство;
- создание условий для успешного функционирования совета самоуправления;
- использование инновационных подходов в воспитании обучающихся.
Приоритетные направления работы школы.
Создание благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы, обучение школьников навыкам самоконтроля и самообразования.
Развитие разносторонних творческих способностей обучающихся.
Работа по раскрытию и развитию одаренности учащихся.
Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников в целях повышения качества образования.
Повышение профессионального мастерства педагогических кадров.
Организация работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Цели обучения.
Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.
Создать комфортную образовательную среду на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Цели воспитания.
Способствовать развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и сомоопределению.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Воспитание общепринятых нравственных и гражданственных ценностей (согласно закону РФ «Об образовании» и Уставу) через синтез направленных образовательных и воспитательных воздействий, реализуемый как единство учебной, внеклассной и воспитательной работы.
Цели развития.
Формирование многосторонне развитой личности, в аксиологической системе в которой важное место занимает направленность на активную (самостоятельную) образовательную деятельность, опирающуюся на рациональные способы познания мира, которая опосредуется гуманистическими и духовными принципами, принятыми личностью как основа отношения к миру;
Адаптация к жизни в современном обществе, характеризующемся возросшими информационными ресурсами человечества, требующем гибкости и открытости по отношению к постоянно меняющимся потребностям общества, активной жизненной позиции во взаимодействии с различными социальными системами;
Создание условий для достижения учащимися такого уровня общекультурной компетентности, а также уровня допрофессиональной компетентности в некоторых областях знаний, которые обеспечивают готовность и ориентируют выпускника нашей школы на выбор образовательных программ высшего профессионального образования, на получение университетского образования;
Усиление общекультурной направленности общего образования в целях развития личности учащихся.
Цели оздоровления.
Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
Развитие потребности у обучающихся в здоровом образе жизни как важном условии успешности, развития и самореализации личности в современном мире.
Задачами общеобразовательного учреждения, исходя из вышеописанных целей, являются:
обеспечить усвоение обязательного минимума содержания общеобразовательных программ (государственных образовательных стандартов) во всех образовательных областях;
обеспечивать овладение учащимися базовыми компетентностями, в том числе навыками самообразования, рефлексии;
оказывать влияние на формирование аксиологической системы учащихся, в частности, определения места образования как одного из приоритетных в системе ценностей развивающейся личности;
воспитывать толерантность, готовность к международному общению;
предоставить возможности получения дополнительного образования в различных предметных сферах и культуры;
стремиться к оправданной интеграции воспитательной работы в учебный процесс, а также учебно-познавательной деятельности — во внеклассную воспитательную работу;
обеспечить возможность привития учащимся навыков здорового образа жизни;
Для достижения указанных целей и решения поставленных задач школа считает необходимым сочетать в своей работе следование сложившимся школьным традициям, внедрение инновационных методов обучения, активное использование возможностей, предоставляемых процессом информатизации образования, опытно-экспериментальную работу в направлении повышения качества образования.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ МОУ СОШ № 89
Содержание образования, как базовое, так и дополнительное, реализуется по ступеням обучения.
На I ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, между учителями и учащимися; помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительных мотивации на учение.
На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся.
Образование на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков, предопределило следующие направления деятельности педагогического коллектива средней школы: завершить начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
На I ступени образования (начальное общее образование) последовательно реализуется:
общеобразовательная программа начального общего образования.
На II ступени образования – общеобразовательная программа основного общего образования.
На III ступени образования (среднее (полное) общее образование) параллельно могут реализовываться 2 общеобразовательные программы:
общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования;
профильное обучение.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Конвенция о правах ребёнка;
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Документы Министерства образования и науки РФ и РБ
Устав МОУ СОШ № 89.
При разработке образовательной программы были использованы материалы сборников: «Разработка Образовательных программ петербургской школы», «Учебные стандарты школ России» под редакцией В.С.Леденева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Начальное общее образование – первая ступень общего образования.
В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.
В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».
Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.
Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.
Общие учебные умения, навыки и
способы деятельности
В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.
Познавательная деятельность
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Организация деятельности
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Похожие документы:
Образовательная программа муниципального бюджетного
Программа... , 2014-2015г. – 4 класс. Обновление содержания образования, обновление образовательных стандартов. Развивать ... срок освоения государственных образовательныхпрограмм начального общего образования. ... Направления кружковой работы 2010/2011 2011/2012 ...Программа развития центра образования «столичный-кит» на 2010 – 2015
Программа... управления ЧУ ЦО «Столичный-КИТ». Образовательнаяпрограмма2010-2011 г.г. (в редакции 2011-2012 уч ... тестирование учащихся по английскому языку.(2010-2015г.) 6/ Сегодня образ выпускника нашей школы ...Образовательная программа принята на педагогическом совете школы от 30 08 2011г протокол № 1 зовательная программа образовательная программа принята на школьной конференции
Основная образовательная программа... сентября 2011г., по 10 сентября 2015г.; Свидетельство о Государственной аккредитации – регистрационный № ... ) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 ...Образовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОГО
Основная образовательная программа... .2010 г. Комитетом общего и Профессионального образования Ленинградской области; действительно по 26 марта 2015г ... разработки Москва «Просвещение» 2010. 2 История Рабочие программы по истории и обществознанию (образовательные стандарты), 5-11 ...Образовательная программа (16)
Основная образовательная программа... -2015 учебные годы Наименование программыОбразовательнаяпрограмма муниципального общеобразовательного учреждения Бродовская ... 2007-2008 2008-2009 2009-20102010-2011 Русский язык 1 / 46 ... 2013-2014 гг. 2014-2015г.г Бродовская СОШ Бродовская СОШ ...