Главная > Пояснительная записка


Рассмотрено на заседании педсовета (протокол №_______ «_____»__________20_____г.)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 89

____________ Н.М. Корнилов

__________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89

Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

2010-2015г.г.

Уфа-2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. 3

Перечень общеобразовательных программ, реализуемых в МОУ СОШ № 89………………... 7

Нормативно-правовая база разработки образовательной программы ………………………… 7

Образовательная программа начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования ………………………………… 8

- учебный план

- учебные программы

- ожидаемые результаты (модель выпускника)

Общеобразовательная программа основного общего образования

Образовательная программа основного общего образования …………………………………. 31

- учебный план

- учебные программы

- форма аттестации выпускников и учета достижений обучающихся

- ожидаемые результаты (модель выпускника)

Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования

Общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования ………………….106

- учебный план

- учебные программы

- форма аттестации выпускников и учета достижений обучающихся

- ожидаемые результаты (модель выпускника)

Общие характеристики образовательных программ, реализуемых школой в

соответствии с лицензией….……………………………..............................................................112

Воспитательная работа ………………………………………………………………..………….115

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная деятельность МОУ СОШ № 89 ориентирована на внешние запросы, определяемые государственной политикой в сфере образования, родительской общественностью, социумом.

Родительская общественность МОУ СОШ № 89 представляет собой различные социальные группы, предъявляющие к школе различные по характеру требования в диапазоне mini-max. Но общей стратегией социального заказа является обеспечение качественного обучения всем школьникам, независимо от уровня психофизического, интеллектуального развития. Эта задача является актуальной, особо значимой для МОУ СОШ № 89, т.к. от 25 до 30% обучающихся (а в отдельные годы этот процент бывает и более высоким) составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, дети с ЗПР (задержкой психического развития), с эмоционально-волевыми, психическими расстройствами и нарушениями поведения; дети социально педагогически запущенные; социальные сироты – дети с особыми образовательными потребностями.

Соответственно запросам учащихся и родителей и задачам школы в плане личностно-ориентированного образования обучение ведется в трех дидактических системах:

- традиционной (ТО);

- развивающей (РО);

- коррекционно-развивающей (КРО).

В целом школа успешно справляется с задачей качественного обучения всех категорий школьников, обеспечивая 100% успеваемость и традиционно стабильный процент обученности: от 45,3% в традиционной системе до 54,5 в развивающей, в коррекционно-развивающей – от 22% до 35,1% и выше.

Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом, он находится в поиске разрешения проблем повышения качества образования, воспитания, развития школьников.

Количество выпускников школы, награждённых за высокие результаты обучения золотыми и серебряными медалями, составляет от 6,1% до 15,9% от общего количества учащихся 11-х классов. В 2006-2007 учебном году школа подготовила 10 «медалистов», в том числе выпускники школы получили три «золотых» и 7 «серебряных» медалей, что составляет 21,7% от общего количества выпускников; в 2007-2008 учебном году -5 медалистов- (3 «золотых» и 2 «серебряных».; в 2008-09 учебном году – 3 медалиста (1 «золотая» и 1 «серебряная»).

В условиях модернизации школьного образования и перехода на профильную специализацию ОУ МОУ СОШ №89 в течение последних 8 лет осуществляет предпрофильное обучение в рамках уровневой дифференциации.

С 2009-10 учебного года введена профильная подготовка в 10-ых классах по информатике. Свидетельством правильно выбранной ОУ тактики предпрофильного и профильного обучения является тот факт, что более 60% выпускников школы поступают в технические ВУЗы г. Уфы, других городов РФ и успешно там учатся.

В школе ведется работа с одаренными детьми; имеются предметно направленные программы по математике, по развитию творческих способностей; создана разновозрастная группа для математически одаренных детей; организована научно-исследовательская работа учащихся.

За последние пять лет педагоги подготовили 214 победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров разного уровня.

На всех ступенях обучения создается среда, ориентированная на личностное развитие каждого обучающегося. Обеспечение личностного роста происходит как в процессе непосредственной познавательной деятельности, так и в системе разноплановой внеурочной, внеклассной работы.

Школа успешно решает специфические для нее задачи, связанные с обучением детей с особыми образовательными потребностями. В ходе опытно-экспериментальной работы (2003-2006) создана инновационная модель коррекционно-развивающей школы на базе общеобразовательного учреждения.

Система эффективных, диагностически оправданных, научно обоснованных коррекционно-развивающих, социально-медицинских, воспитательных, профилактических мер, разработанных в школе, позволяет добиться высокого уровня общей реабилитации школьников с отклонениями в развитии.

Качество обученности в начальных классах КРО достигает уровня качества в классах традиционного обучения и имеет стабильную тенденцию к сохранению и повышению его в основной школе.

Нормативное обучение учащихся с ЗПР обеспечивает их готовность и равные возможности к продолжению обучения в условиях общеобразовательных, открытых сменных школ, ССУЗах, колледжах, техникумах, ПТУ.

Таким образом, школа №89 внесла достойный вклад в развитие системы образования города, республики по воспитанию и обучению школьников с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам инновационной практики в системе коррекционно-развивающего обучения в 2009 году школа стала победителем конкурса в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Школа продолжает работу в инновационном режиме. Педагоги в полном объёме реализуют собственную программу совершенствования системы КРО.

МОУ СОШ № 89 является открытым методическим центром, оказывающим с 1990г. теоретическую, практическую, информационно-методическую, научно-исследовательскую помощь образовательным учреждения всех типов Октябрьского района, города Уфы, Республики Башкортостан, а также НИМЦ, ИРО, педагогическим вузам и колледжам города Уфы; поддерживает тесную связь со специальными коррекционными дошкольными учреждениями .

Школа - живой организм, она должна постоянно развиваться, оперативно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические условия.

Сегодня усилия педагогического коллектива направлены на реализацию современных задач реформирования образования.

Муниципальное образовательное учреждение МОУ СОШ № 89 существует в образовательном пространстве с февраля 1961 года. Характерной чертой его жизни, работы, быта в течение последних лет является стабильность. Это сказывается и на численности учащихся школы, и в количестве класс-комплектов:

- начальная школа – 10 классов,

- основная школа – 11 классов,

- средняя школа – 2 класса.

В 2010- 2011 учебном году педагогический коллектив продолжил работу над реализацией целей и задач методической темы школы «Система работы ОУ по реализации государственных программ реформирования российского образования».

Перед администрацией и педагогами ставились следующие задачи: совершенствование методического, психолого-педагогического уровня педагогов; переход на новые образовательные технологии; развитие системы внутришкольного обучения педагогических и других работников ОУ; практическое решение актуальных задач по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Традиционными видами работ являются методические предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Традиционно проводятся 8 предметных недель: по русскому, английскому, башкирскому языкам, математике, физике, биологии, истории, физической культуре. В ходе предметных недель председатели методических объединений проявили хорошие организаторские способности, умение создать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы их проведения вызвали большой интерес учащихся, способствовали развитию положительной мотивации к изучаемым предметам.

«Воспитание успешно, если оно системно». Этот принцип стал основополагающим при планировании и организации воспитательной работы педагогического коллектива в истекшем учебном году. Приоритетные направления деятельности были определены исходя из анализа воспитательной работы в классах, диагностики уровня воспитанности учащихся, решений педагогических советов.

Таким образом, определились приоритетные направления воспитательной работы на 2010-2011 учебный год: изучение личности учащихся и работа по формированию ученического коллектива, учеба, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, правовое воспитание, сохранение здоровья учащихся.

Цели воспитательной работы:

- формирование у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства причастности к культуре и цивилизации своей республики, страны;

- формирование духовно-нравственной личности, способной к творческому самовыражению; личности с активной жизненной позицией, способной к самореализации и самоопределению в учебной и профессиональной деятельности;

Задачи воспитательной работы:

-определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка;

- создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей учащихся;

- формирование развивающей нравственно-эмоциональной благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности ученика;

- приобщение родителей в единое воспитательное пространство;

- создание условий для успешного функционирования совета самоуправления;

- использование инновационных подходов в воспитании обучающихся.

Приоритетные направления работы школы.

  1. Создание благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы, обучение школьников навыкам самоконтроля и самообразования.

  2. Развитие разносторонних творческих способностей обучающихся.

  3. Работа по раскрытию и развитию одаренности учащихся.

  4. Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников в целях повышения качества образования.

  5. Повышение профессионального мастерства педагогических кадров.

  6. Организация работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цели обучения.

  1. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;

  2. Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.

  3. Создать комфортную образовательную среду на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.

  4. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Цели воспитания.

  1. Способствовать развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и сомоопределению.

  2. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  3. Воспитание общепринятых нравственных и гражданственных ценностей (согласно закону РФ «Об образовании» и Уставу) через синтез направленных образовательных и воспитательных воздействий, реализуемый как единство учебной, внеклассной и воспитательной работы.

Цели развития.

  1. Формирование многосторонне развитой личности, в аксиологической системе в которой важное место занимает направленность на активную (самостоятельную) образовательную деятельность, опирающуюся на рациональные способы познания мира, которая опосредуется гуманистическими и духовными принципами, принятыми личностью как основа отношения к миру;

  2. Адаптация к жизни в современном обществе, характеризующемся возросшими информационными ресурсами человечества, требующем гибкости и открытости по отношению к постоянно меняющимся потребностям общества, активной жизненной позиции во взаимодействии с различными социальными системами;

  3. Создание условий для достижения учащимися такого уровня общекультурной компетентности, а также уровня допрофессиональной компетентности в некоторых областях знаний, которые обеспечивают готовность и ориентируют выпускника нашей школы на выбор образовательных программ высшего профессионального образования, на получение университетского образования;

  4. Усиление общекультурной направленности общего образования в целях развития личности учащихся.

Цели оздоровления.

  1. Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.

  2. Развитие потребности у обучающихся в здоровом образе жизни как важном условии успешности, развития и самореализации личности в современном мире.

Задачами общеобразовательного учреждения, исходя из вышеописанных целей, являются:

  1. обеспечить усвоение обязательного минимума содержания общеобразовательных программ (государственных образовательных стандартов) во всех образовательных областях;

  2. обеспечивать овладение учащимися базовыми компетентностями, в том числе навыками самообразования, рефлексии;

  3. оказывать влияние на формирование аксиологической системы учащихся, в частности, определения места образования как одного из приоритетных в системе ценностей развивающейся личности;

  4. воспитывать толерантность, готовность к международному общению;

  5. предоставить возможности получения дополнительного образования в различных предметных сферах и культуры;

  6. стремиться к оправданной интеграции воспитательной работы в учебный процесс, а также учебно-познавательной деятельности — во внеклассную воспитательную работу;

  7. обеспечить возможность привития учащимся навыков здорового образа жизни;

Для достижения указанных целей и решения поставленных задач школа считает необходимым сочетать в своей работе следование сложившимся школьным традициям, внедрение инновационных методов обучения, активное использование возможностей, предоставляемых процессом информатизации образования, опытно-экспериментальную работу в направлении повышения качества образования.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ МОУ СОШ № 89


Содержание образования, как базовое, так и дополнительное, реализуется по ступеням обучения.

На I ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, между учителями и учащимися; помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительных мотивации на учение.

На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся.

Образование на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков, предопределило следующие направления деятельности педагогического коллектива средней школы: завершить начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

На I ступени образования (начальное общее образование) последовательно реализуется:

  • общеобразовательная программа начального общего образования.

На II ступени образования – общеобразовательная программа основного общего образования.

На III ступени образования (среднее (полное) общее образование) параллельно могут реализовываться 2 общеобразовательные программы:

  • общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования;

  • профильное обучение.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Конвенция о правах ребёнка;

  2. Закон РФ «Об образовании»;

  3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

  4. Документы Министерства образования и науки РФ и РБ

  5. Устав МОУ СОШ № 89.

При разработке образовательной программы были использованы материалы сборников: «Разработка Образовательных программ петербургской школы», «Учебные стандарты школ России» под редакцией В.С.Леденева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Общие учебные умения, навыки и
способы деятельности

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципального бюджетного

    Программа
    ... , 2014-2015г. – 4 класс. Обновление содержания образования, обновление образовательных стандартов. Развивать ... срок освоения государственных образовательныхпрограмм начального общего образования. ... Направления кружковой работы 2010/2011 2011/2012 ...
  2. Программа развития центра образования «столичный-кит» на 2010 – 2015

    Программа
    ... управления ЧУ ЦО «Столичный-КИТ». Образовательнаяпрограмма2010-2011 г.г. (в редакции 2011-2012 уч ... тестирование учащихся по английскому языку.(2010-2015г.) 6/ Сегодня образ выпускника нашей школы ...
  3. Образовательная программа принята на педагогическом совете школы от 30 08 2011г протокол № 1 зовательная программа образовательная программа принята на школьной конференции

    Основная образовательная программа
    ... сентября 2011г., по 10 сентября 2015г.; Свидетельство о Государственной аккредитации – регистрационный № ... ) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 ...
  4. Образовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОГО

    Основная образовательная программа
    ... .2010 г. Комитетом общего и Профессионального образования Ленинградской области; действительно по 26 марта 2015г ... разработки Москва «Просвещение» 2010. 2 История Рабочие программы по истории и обществознанию (образовательные стандарты), 5-11 ...
  5. Образовательная программа (16)

    Основная образовательная программа
    ... -2015 учебные годы Наименование программыОбразовательнаяпрограмма муниципального общеобразовательного учреждения Бродовская ... 2007-2008 2008-2009 2009-20102010-2011 Русский язык 1 / 46 ... 2013-2014 гг. 2014-2015г.г Бродовская СОШ Бродовская СОШ ...

Другие похожие документы..