Главная > Документ


В такой версии учетного листа заранее уже пропечатана вся необходимая информация о составе и количестве дисциплин, предусмотренных учебным планом, количестве часов, видах домашних заданий, формах контроля. Вручную заполняются только оценки студента. Эта форма действует на отделении и на сегодняшний день.

В результате в процессе деятельности появляется возможность:

  • удобно выполнить сравнительный анализ количества часов и формы итогового контроля;

  • увидеть количество задолженностей по дисциплинам на каждом курсе и в каждом семестре;

  • определить курс и семестр для восстановления или перевода.

Но, тем не менее, с помощью одного листа сориентироваться на какой курс и в какую группу зачислить студента иногда невозможно, нужно проанализировать оценки в двух, а порой и трех учетных листах. Это создает проблемы в обработке информации и делает процедуру более продолжительной. Поэтому возникла необходимость автоматизировать данный процесс.

С использованием конфигурации «1С: Предприятие 8», единой информационной базы колледжа, в частности, базы приемной комиссии и учебной части, сегодня внедряются следующие направления:

  • формирование электронных личных карточек восстанавливающихся или переводящихся студентов (методист вносит оценки в единую информационную базу);

  • программный анализ имеющихся оценок для автоматического определения оптимально возможного курса и специальности для конкретного студента, автоматическое распределение оценок по семестрам;

  • формирование в уже имеющейся форме учетного листа перечней по дисциплин для перезачета и досдачи недостающих предметов.

В дальнейшем, при успешной реализации данного направления, планируется создание в конфигурации «1С: Предприятие 8» полной базы электронных личных карточек студентов. Такая база будет полезна в том случае, когда необходимость восстановления или перевода возникнет у студентов, ранее обучавшихся именно в нашем учебном заведении. Тогда процесс, который раньше мог занять час рабочего времени, займет лишь несколько секунд. Автоматизация процессов позволит с помощью программы проанализировать и определить недостающие дисциплины и дисциплины для перезачета с целью возможности обучения студента в определенной группе данной специальности.

Также создание базы оценок необходимо и в работе учебной части: позволяет сократить влияние человеческого фактора на качество внесения оценок в систему и уменьшить нагрузку на учебную часть. Применение принципов единства информационной среды колледжа дает возможность автоматического формирования оценок в виде электронных личных карточек, сводных ведомостей и в форме приложения к диплому.

Сегодня информация, тесно связанная с управлением и организацией, превратилась в глобальный ресурс человечества, многократно увеличивающий его потенциальные возможности во всех сферах жизнедеятельности. В том числе, достижения в области телекоммуникационных технологий привели к качественному изменению информационной составляющей развития сферы образования, сделали ее более мобильной и адаптирующейся к потребностям времени.

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Шевченко О.П., Смальцева М.Н.

преподаватели

БОУ ОО СПО «Омский промышленно –

экономический колледж»

( г. Омск)

В последние годы информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и образовательного учреждения.

Информатизация образования - это процесс изменения его содержания, методов и организационных форм, направленный на достижение нового качества образования на основе применения информационных технологий. Она должна помочь решению двух основных задач школы: образование - для всех, и новое качество образования - каждому.

Важнейшие задачи информатизации образования:

1. повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2. применение активных методов обучения, повышения творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3. интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4. адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5. разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6. обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7. разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8. совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9. внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

Выделяют несколько направлений применения информационных технологий в управлении образовательными учреждениями: мониторинг качества образовательных услуг на основе автоматизации сбора статистических данных, внедрение электронного документооборота, автоматизация хранения сведений о кадрах и обучаемых, автоматизированный учет состояния зданий, оборудования и материалов, автоматизация бухгалтерского учета.

В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

- повышение эффективности учебного процесса,

- возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,

- принятие более эффективных управленческих решений,

- повышение объективности в оценке деятельности преподавателей и студентов,

- более эффективное управление познавательной деятельностью студентов, возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,

- оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения, экономия материальных и человеческих ресурсов, высвобождение свободного времени, сокращение объемов рутинной работы.

Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:

· списочный состав контингента студентов с данными о ходе их обучения:

· сведения о результатах обучения каждого студента по каждой преподаваемой дисциплине (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков), данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения:

- организация учебного процесса (специфика преподавания дисциплин, численность групп и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.

Можно отметить, что информатизация рассматривается как один из основных способов модернизации системы образования, где под образованием будем понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах обучающегося, установленных государством образовательных уровней. Требование модернизации образования связано не только с экономическим переформатированием общества и техническим прогрессом, который выходит из-под социального контроля, но и с изменениями, которые вызваны развитием информационного общества, где основной ценностью становится сама информация и умение работать с ней.

Соответственно, одной из задач системы образования является методологическая разработка проектов и программ, способствующих формированию человека будущего. Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования необходимо рассматривать как одно из важных средств достижения этой цели. При этом необходимо последовательно решить ряд задач: техническое дооснащение, разработка методологии использования информационных средств, создание дидактических пособий и разработка новых технологий обучения, определяющих этапы процесса модернизации.

В глобальном плане примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета – всемирной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим студентам реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к дисциплинам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеаудиторную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.

Наиболее распространенным способом является применение презентаций на занятиях. Некоторые формы, которые реализуются на различных дисциплинах:

  • Просмотр демонстрационных презентаций, сопровождающих лекцию преподавателя.

  • Просмотр презентаций, подготовленных студентами при их выступлениях с докладами, сообщениями.

  • Обсуждение материалов презентации, пособия с преподавателем.

  • Обсуждение материалов, представленных с применением ИКТ, в группе с последующим подведением итогов.

  • Самостоятельная индивидуальная работа по получению нового знания с презентацией, подготовленной преподавателем.

  • Самостоятельная работа с электронными пособиями, учебниками, обучающими программами на занятии по получению информации.

  • Оценивание представленной презентации по заранее определенным критериям.

  • Подготовка презентации для собственного выступления.

Важным направление работы по применению ИКТ является исследовательская деятельность студентов, представляемая на ежегодных научно-практических конференциях, использование метода проектов.

Таким образом, анализируя опыт использования ИКТ на занятиях, можно с уверенностью сказать, что использование данных технологий позволяет:

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

Повысить объем выполняемой на занятии работы;

Усовершенствовать контроль знаний;

Рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В настоящее время идет процесс накопления опыта, поиск путей повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет преподавателя на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Студенты могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории, но и виртуально, например, на сайтах учебных центров.

Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Выработка и обоснование приоритетных направлений в области информатизации управления образованием возможны лишь на основе анализа состояния работ. Необходимы четко спланированные инициативы, направленные на адаптацию лучшего опыта и на поддержку начинаний, которые позволят перейти от простого насыщения компьютерной техникой к регулярной комплексной работе по изменению практики работы руководителей образовательных учреждений и органов управления различных уровней.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»

2. Ананьев, И. И. Использование информационной системы для модульной организации образовательного процесса / И. И. Ананьев, П. И. Ананьев, А. В. Бобров // Измерение, контроль, информатизация. - Барнаул, 2007. - С. 161-163.

3. Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е. Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. - 2010. - №14. - С. 15-25.

4. Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 31-34.

5. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С.И.Маслова – М.: МЭИ, 2008, 868 с.

6. Пруцков, А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1. - С. 18-20.

7. Сайков, Б. П. Информатизация образования / Б. П.Сайков // Информатика. - 2007. - 16-31 окт.(№ 20). - С. 14-17.

8. Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.

9. Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения / И. Г. Санникова, М. В. Корнилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика (Физическая культура и спорт). - 2007. - Вып.7. - С. 73-76.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шевченко О.П., Смальцева М.Н.

преподаватели

БОУ ОО СПО «Омский промышленно –

экономический колледж»

(г. Омск)

Современная социально - экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение.Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах города реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Возникший в настоящее время интерес общества к технологиям дистанционного образования объясняется скорее не новыми потребностями человека, а техническими и технологическими достижениями в области переработки информации, которые позволяют децентрализовать процессы представления знаний, субъектам обучения, отделив их от процессов накопления, структуризации и хранения информации, осуществляемых преподавателями.

Дистанционное обучение (обучение на расстоянии) - это одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и коммуникационных средств.

На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным, если будет:
- в полном объеме и с высоким качеством подготовлена учебно-методическая база, доступная каждому студенту образовательного процесса;

- четкое и грамотное сочетание дистанционных и контактных форм обучения;
- оперативный контроль качества усвоения студентом учебного материала (строгое соблюдение технологии обучения педагогом);

- индивидуальный выбор и заинтересованность именно этой технологией обучения всеми студентами образовательного процесса.

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной.

Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения, где:

- в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность студента (учение, а не преподавание);

- важно, чтобы студент научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время;

- самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности;

- организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности студентов в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого студента в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами для дистанционного обучения необходимо наличие электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине должен включать обязательный и дополнительный компоненты.

Обязательный компонент включает в себя:

- рабочую учебную программу;

- электронный курс лекций;

- материалы практических занятий;

- задания для самостоятельной работы студента;

- материалы для организации рубежного контроля;

- материалы по организации итогового контроля.

Дополнительный компонент может включать справочный материал, мультимедийные варианты исполнения учебно-методических пособий - электронные презентации, видеолекции, видеоролики, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для студента время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и т.д.

Обучение - это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя.

Комбинированное обучение – само по себе самоценно, т.к. позволяет использовать сильные стороны очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий, прежде всего коллективно-распределенные формы организации деятельности. Появляется возможность проведения более интересных и насыщенных очных занятий. Преподаватель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы студент предварительно осваивал определенную часть материала самостоятельно с помощью дистанционных технологий. На очном занятии преподаватель будет иметь дело с более подготовленной аудиторией, сможет уделять максимум внимания практике, не теряя время на чтение лекции и т.д. Студенты получают возможность формирования очного занятия, заранее передавая преподавателю свои вопросы, с которыми они сталкиваются в ходе самостоятельной работы. Преподаватели действуют как эксперты и консультанты, помогая студентам анализировать и решать проблемы. Таким образом, на занятии можно организовать такие практические семинары, обмен опытом и дискуссии, которые сложно организовать с неподготовленной аудиторией.

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. От профессионализма педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля. В то же время, слабые стороны дистанционного обучения проявляются в отсутствии: очного общения преподавателя и студентов, а значит и воспитательного воздействия; развитии мотивации и самодисциплины у студентов, необходимых при дистанционном обучении; сформированных первоначальных навыков обучаемых для работы в этой системе. Кроме того, не по всем специальностям можно эффективно проводить подготовку специалистов по дистанционным курсам и т д.

Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе преподавателя, учебника и студента. Это взаимодействие преподавателя и студентов. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Факторы и примеры, приведенные выше, показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список литературы

1. Дистанционное обучение: материал из Википедии - свободной электронной энциклопедии.

2. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высш. образ. в России. - 2004. - № 3

3. Капустин Ю.И. Становление и развитие системы дистанционного образования в высших учебных заведениях. Москва. МГОПУ. 2006.- 82 с.

4. Кречетников К.Г. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации: аналитический обзор / К.Г. Кречетников, Н.Н. Черненко // Интернет-журнал ";Эйдос";. – 2006.

5. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф. Евгения Семеновна Полат. – М., 2009.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..