Главная > Документ


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Мячина И.В.,

руководитель учебно-инновационного центра

Колесник А.Г.,

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний, критического мышления.

Необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов (СРС), диктует и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В связи с этим актуализируется вопрос о создании образовательной среды на основе информационных и коммуникационных технологий, ориентированной на самостоятельную работу студента.

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов образования, поскольку именно она создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, формирует готовность к самообразованию.

Самостоятельная работа студентовпланируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В настоящее время основными целями самостоятельной работы студентов являются:

  • обеспечение профессиональной подготовки специалиста СПО;

  • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности;

  • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО.

В связи с этим, задачи, реализуемые в ходе проведения самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:

  • систематизацию, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • развитие исследовательских умений.

Для сравнения были некоторые ОК, которые необходимо сформировать при реализации ФГОС:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Все вышеперечисленные компетенции созвучны с задачами, которые ставятся при организации самостоятельной работы студентов, соответственно, они могут быть сформированы не только во время аудиторных занятий, но и при самостоятельной работе студентов.

Для организации эффективной самостоятельной работы необходимо выполнение следующих условий:

  • мотивация получения знаний и формирования профессиональной компетентности;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь преподавателя.

Известно, что на организацию СРС существенно влияют два фактора:

во-первых, это инициативная позиция преподавателя. Она включает в себя высокий уровень педагогического мышления и его критичность; способность и стремление к проблемному обучению и умению вести диалог со студентом; стремление к обоснованию своих взглядов; способность к доброжелательной оценке знаний учащихся и к самооценке своей преподавательской деятельности;

во-вторых, эффект от СРС можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, охватывающей все этапы обучения дисциплине студентов.

Существование этих проблем приводит к необходимости создания гибкой модели организации СРС, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. В данной ситуации наиболее оптимальным способом такой организации СРС является активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время все большее значение приобретают информационные ресурсы, предоставляемые пользователю в режиме удаленного доступа главным образом через Интернет. Развитие глобальных компьютерных сетей создало принципиально новые возможности работы с информацией. Компьютерные средства, телекоммуникации, сеть Интернет позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, порождают дополнительную мотивацию учения, дают возможность индивидуализировать обучение.

Одна из моделей организации самостоятельной работы студентов, применяемая в колледже, основана на активном использовании автоматизированной системы управления обучением MOODLE (система дистанционного обучения) и системы интерактивного опроса SMART RESPONS.

Наилучшим решением проблемы методического, дидактического и информационного обеспечения организации СРС по этой модели является создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), и дальнейшее размещение его в СДО как ключевого информационного образовательного ресурса в локальном и в сетевом исполнении.

На сегодняшний день в системе профессионального образования сформировались определенные требования, отличающие качественный ЭУМКД и определяющие его содержание и оформление.

Каждый ЭУМКД представляет собой компьютерную обучающую программу с комплексом учебных, учебно-методических, справочных материалов, системой тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого с возможностью прямого и опосредованного взаимодействия с преподавателем.

Технологии дистанционного обучения, применяемые преподавателями колледжа, в значительной мере рассчитаны на самостоятельную работу студента, следовательно, роль, разработанных преподавателями и размещенных в системе электронных учебно-методических комплексов дисциплин обеспечить организацию этого вида работы.

Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов — это компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения — анимации, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость. ЭУМКД может интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ.

ЭУМКД не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала. В тех учебных курсах, где образовательная информация содержит большое количество текстового материала, использование электронного представления информации позволяет лучше структурировать учебное содержание с целью предоставления студентам альтернативных путей его изучения. Соответственно, использование ЭУМКД для организации СРС представляется удобным как для студента, так и для преподавателя. Обучающийся может выбрать путь и темп изучения материала в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Кроме того, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных сведений в огромных массивах информации.

Для преподавателя ЭУМКД удобен, потому что он позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУМКД то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий; позволяет индивидуализировать работу со студентами.

Важной составляющей самостоятельной работы студента является осуществление контроля за его деятельностью.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей.

Большое воспитательное и образовательное значение в самостоятельном учебном труде студента имеет самоконтроль, поскольку он возбуждает и поддерживает внимание и интерес, повышает, активность памяти и мышления, позволяет студенту своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить уровень своих знаний, практических умений.

Студентам предлагаются контрольные тесты с применением информационно-коммуникационных технологий — это ряд тестов онлайн, которые позволяют в режиме реального времени определить свой уровень владения предметным материалом, выявить свои ошибки и получить рекомендации по самосовершенствованию.

Система MOODLE имеет обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. В системе поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.).

Другим, не менее интересным инструментом для осуществления самоконтроля знаний в нашем колледже, является система интерактивного обучения SMART RESPONSE, которая открывает большие возможности перед преподавателями в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса студентов, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.

Работая в аудитории, преподаватель может использовать SMART RESPONSE как инструмент для проведения тестирования с целью организации самопроверки знаний в любой момент во время урока.

Неоспоримым является тот факт, что формирование общих компетенций происходит постоянно, в процессе изучения различных дисциплин и междисциплинарных курсов на протяжении всего периода обучения по специальности. Поэтому применение и использование ИКТ для организации СРС и соответственно для формирования ОК является актуальным для всех педагогов.

Список литературы

  1. Барышникова З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. — М., 2000.

  2. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. — М.: Знание, 1978.

Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений // Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002. № 14-55-996 ин/15.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДОЛОГИИ XP - ПРОЦЕССОВ

Репин П.В.

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

В связи с внедрением федеральных государственных стандартов третьего поколения необходимо изменять подходы к обучению студентов их профессии. Главным отличием новых стандартов от прежних, является содержание обучения, которое заключается в том, что студент должен овладевает общими и профессиональными компетенциями. Следовательно, процесс обучения должен быть по возможности ориентирован на профессиональную подготовку.

Практически в каждом новом стандарте присутствует компетенции направленные на работу в коллективе и принятие на себя ответственности за результат этой работы, применение информационно-коммуникационных технологий в работе и готовности к смене технологий в сфере профессиональной деятельности, которые непосредственно влияют на будущую профессиональную деятельность студентов.

Для реализации деятельности в коллективе можно эффективно применять групповые формы работы над единым проектом с распределением ролей. Также необходимо использовать современные технологии в профессиональной деятельности учитывающие всю специфику профессиональной задачи направленные и на коллективную работу.

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении обусловлено процессом формирования информационного общества, в котором студент более адаптивен в вопросах мультимедиа и дистанционного общения и такой современный формат обучения ему более интересен. К тому же огромный выбор программных средств коммуникации позволяет в полной мере организовать интерактивное общение в on-line режиме во время выполнения совместного проекта. Преподаватель же имеет возможность осуществлять общее руководство в режиме реального времени, оценивать ход выполнения работы и контролировать время выполнения проекта.

Для успешной адаптации выпускника в ситуациях связанных со сменой технологий в сфере профессиональной деятельности необходимо знакомить студента с несколькими технологиями и комбинировать их.

В настоящее время программирование все больше носит прикладной характер. Автоматизации и информатизации подвергаются все области человеческой жизнедеятельности. Задачи же становятся сложными с часто изменяющимися требованиями и спецификациями.

В данных условиях программист должен обладать следующими требованиями непосредственно связанными с данными компетенциями:

- владеть несколькими технологиями программирования;

- уметь анализировать практически любую прикладную предметную область;

- уметь работать в коллективе и с заказчиками;

- постоянно самосовершенствоваться и развиваться;

- грамотно составлять документацию на программные продукты согласно нормативным документам.

Для изучении темы «Коллективная разработка программных продуктов», рассчитанной на 6 аудиторных часов, дисциплины «Технологии разработки программных продуктов» специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» за основу была взята технология экстремального программирования (XP – процессы).

ХР-процесс ориентирован на группы малого и среднего размера, располагающихся, как правило, в одном помещении, строящие программное обеспечение в условиях неопределенных или быстро изменяющихся требований. Четырьмя базовыми действиями в ХР-цикле являются: кодирование, тестирование, выслушивание заказчика и проектирование. Большинство принципов, поддерживаемых в ХР (простота, малая длительность итерации, участие пользователя, оптимальные стандарты кодирования и т. д.), продиктованы здравым смыслом и применяются в любом упорядоченном процессе.

На теоретическом занятии были рассмотрены все особенности данной технологии. На двух ЛПЗ были реализованы элементы данной технологии в среде программирования Delphi.

Для реализации элементов технологии экстремального программирования на первом ЛПЗ обучающиеся были разбиты на группы однородного состава с одинаковым уровнем знаний с использованием дифференциального подхода. С учетом дифференциации выданы задания разного уровня.

Были применены элементы ролевой игры: преподаватель в роли заказчика, обучающиеся в роли групп разработчиков. Внутри групп также была предусмотрена работа со сменой роли в ходе разработки проекта через определенные интервалы времени согласно графику. В конце первого ЛПЗ были представлены первые версии программы и программной документации.

Для организации домашней и самостоятельной работы были применены элементы дистанционного обучения. Общение внутри группы осуществляется дистанционно согласно графику смены видов деятельности. Общение с преподавателем (заказчиком) осуществляется дистанционно через чаты и электронную почту в режиме on-line индивидуально и в режиме телеконференции. В конце каждой итерации каждая группа высылала новую версию программы и документации для согласования с заказчиком. Затем был произведен анализ последней версии программы и документации к ней и сформулированы задания на доработку.

На втором ЛПЗ группам был озвучен анализ предшествующей работы над проектом и выданы задания на доработку. Группы устраняли замечания и готовили презентации своих программных продуктов и документации. В конце занятия состоялась презентация программного продукта и документации.

В результате каждая группа успешно завершила свой проект и была оценена согласно критериям применения технологии экстремального программирования при решении задачи.

Данной технология позволила формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, направленные на их профессиональную деятельность.

Список источников:

1. Скотт Амблер Гибкие технологии: экстремальное программирование и унифицированный процесс разработки. Издательство: Питер, 2005.

2. Хасия Т. В. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов [Текст] / Т. В. Хасия // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 144-148.

3. Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1 – С. 62-65.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОДА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Слободенюк М.Е., Тимофеева Т.П.,

ГБОУ СПО «КТК»

(г. Курган)

Каждое образовательное учреждение уникально, подходы к организации собственной деятельности индивидуальны: разрабатываются особые процедуры, методы работы с обучающимся, способы обработки информации. Также различны методики работы очного и заочного отделений внутри образовательного учреждения.

В статье мы хотели бы коснуться одного направления организации работы со студентами – перевод и восстановление студентов для продолжения обучения. Организация работы по переводу и восстановлению студентов – это процесс, требующий много внимания и терпения.

Студенты, которые по каким-либо причинам не могут получать образовательные услуги на очном отделении, имеют возможность перевестись на заочное и продолжить обучение, совмещая учебу с работой. В этом случае реализация образовательных программ без прерывания процесса обучения согласуется с интересами самого учебного заведения по сохранению контингента. Заочная форма обучения также дает возможность получить образование без отрыва от производства: людям, имеющим только среднее (полное) общее образование; специалистам, не имеющим соответствующего занимаемой должности образования; работающим людям, имеющим профессиональные навыки и опыт работы; студентам, ранее прервавшим обучение в средних или высших профессиональных учебных заведениях.

Заочное отделение ГБОУ СПО «КТК» существует тринадцатый год. За это время был произведен выпуск 1338 студентов, из них 88 получили дипломы с отличием. В настоящее время контингент составляют 439 обучающихся. Обучение студентов ведется по семи специальностям.

В течение учебного года около 100 человек переводятся на заочное отделение с очного или из других учебных заведений, восстанавливаются из ранее отчисленных. С каждым из них методист отделения проводит следующую работу: выявляет дисциплины для перезачета и досдачи, определяет курс и группу для последующего зачисления.

Раньше для этого на каждого студента заводился учетный лист, в котором отмечались все оценки, полученные им ранее, и те дисциплины, по которым выявились задолженности из-за разницы в учебных планах. Лист подшивался в дело «Ведомости группы» и хранился в ней в течение всего периода обучения. Обработка такого количества информации вручную занимала очень много времени. И порой проходила впустую, если студент, узнав на какой курс он попадает, отказывался от обучения.

Поэтому в 2007-2008 учебном году на отделении была начата деятельность по совершенствованию системы качества образовательного процесса по выявлению проблемных участков в организации работы. Методистом отделения по данному направлению деятельности были разработаны инструкции: «Перевод студентов с очного отделения на заочное», «Восстановление студентов из ранее отчисленных». Описание таких мини-процессов помогло совершенствовать деятельность. Для упрощения процесса обработки информации нами была разработана форма учета результатов, уже имеющихся у студента:

Студент

восстановлен (переведен) в гр. № ______ специальности _________________

Дисциплины на досдачу:

п/п

Дисциплина

Форма контроля

Примечания

дом.

зач

итог.

зач Д

курс.

экз

1.

2.

3.

4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..