Главная > Документ


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Илитович Надежда Абрамовна,

Пошелюжная Лина Валерьевна,

Шибаева Марианна Борисовна

преподаватели

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

В настоящее время отмечается тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования. Система филологического образования в области иностранных языков также выстраивается в русле компетентностного подхода.

Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.

Особенность компетентностного обучения состоит не в усвоении готового знания, а в том, что прослеживаются условия происхождения данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых предметные области соотносятся с различными видами компетентности, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента (межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного предмета). Одной из ключевых компетенций в процессе изучения иностранного языка выделяют «учебно-познавательные компетенции и готовность к непрерывному образованию».1 Как отмечают специалисты, для развития этой группы компетенций средствами иностранного языка полезной может оказаться работа обучающихся с электронным учебным пособием.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам занимает прочное место. Ежегодно создается большое количество компьютерных учебных материалов: электронные словари, мультимедийные обучающие программы, справочники.

Из года в год возрастают требования к уровню освоения студентами иностранного языка. Высокие требования предъявляются к освоению студентами профессиональной терминологии и к умению анализировать и переводить узкоспециальные тексты в рамках той специальности, по которой студенты проходят обучение.

С переходом на ФГОС третьего поколения у преподавателей возникла необходимость в совершенствовании методики обучения иностранному языку.

В соответствии с примерной программой учебной дисциплины иностранный язык для профессий НПО и специальностей СПО при освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся должен погружаться в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что должно создавать условия для дополнительной мотивации, как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной профессии НПО или специальности СПО. «Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала».2

Для реализации требований ФГОС третьего поколения и для развития компетенций в области изучения иностранного языка было разработано электронное учебное пособие “Deutsch Für Den Beruf”. Электронное учебное пособие предназначено для студентов II и III курсов системы СПО, которые обучаются техническим специальностям.

Электронное учебное пособие предназначено как для работы во время аудиторных занятий, так может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

Целью электронного учебного пособия является развитие навыков понимания общетехнической литературы и совершенствование знаний грамматического материала.

Структура электронного пособия. Состоит из 5 разделов. В каждый раздел входят: лексический минимум (в среднем 10-15 корневых и производных слов), которые подлежат усвоению, текст (все тексты взяты из оригинальной современной научно-технической литературы и по своей тематике относятся к различным областям физических и технических наук), комплекс лексико-грамматических упражнений (упражнения предназначены для выработки автоматизированных навыков перевода грамматических конструкций).

В конце каждого раздела студентам предлагается пройти тест для определения уровня освоения пройденного материала. Тест состоит из двух частей. В первой части обучающийся проверяет уровень знаний технической лексики, а во второй - уровень освоения перевода грамматических конструкций.

Данное учебное электронное пособие может быть размещено в сети Internet. Студенты, которые пропустили аудиторные занятия, имеют возможность выполнить задания пропущенной пары.

Таким образом, согласно требованиям ФГОС третьего поколения, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс через создание и использование электронных учебных пособий способствует успешной реализации компетентностного подхода при обучении иностранным языкам.

Список литературы

Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 156-163.

Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. – 216 с.

Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов:учебное пособие - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 112 c.

Колесников А.А.Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 10. - С. 11-18.

Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.

Тимофеев В.Г. Примерная программа учебной дисциплины английский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования - М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. - 24 с.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: Изд-во МГЛУ (русская версия), 2003.

Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. – 1997. – August, p. 73-77

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Каширина Людмила Владимировна

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения английскому языку в нашем колледже. Применение компьютера на уроках английского языка имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы студентов, повышение познавательной активности и мотивации.

Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Это «Bridge to English – 1», «Bridge to English – 2», «English discovery», «Talk to me», «Учить английский» и многие другие, созданные для самостоятельного изучения английского языка. Изучив перечисленные и многие другие программы, мы сделали вывод о том, что для нашего колледжа оптимальным является использование программ «Bridge to English – 1», «Bridge to English – 2» и фрагментарное использование программы «English discovery» в зависимости от цели урока.

В нашей статье представлен опыт работы с одной программой наиболее часто используемой нами при усвоении грамматического и лексического материала.

Грамматические упражнения увлекательными не назовёшь, да и подбор таких заданий, в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер. Программа «Bridge to English – 1» включает в себя грамматические темы 8-10 классов общеобразовательной школы: времена, модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и многое другое. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя лексику, грамматику, большое количество диалогов, монологов, а так же большое количество упражнений, которые можно использовать, как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний студентов.

А особенно привлекает работа по написанию лексики. Это самая трудная часть изучения любого языка. В этой программе письменное изучение лексики происходит в форме быстрой игры. На уроках в компьютерном классе, как правило, нет студентов, которым было бы не интересно, и темп работы всегда довольно быстрый.

Каждый урок начинается с введения лексики. Процесс овладения лексики состоит из нескольких этапов:

  1. Ознакомление,

  2. Тренировка в употреблении лексических единиц,

  3. Употребление лексики, включение лексики в речевую деятельность.

Расскажем, например, о работе над лексикой и грамматикой при помощи программы «Bridge to English – 1». На уроке 16 этой программы вводиться лексика по теме «Рабочее место»

  1. Folder,

  2. Computer,

  3. Boss,

  4. Paper,

  5. Secretary,

  6. Photocopier,

  7. Fax – machine,

  8. Type – writer,

  9. Cope,

  10. Office.

Сначала на экране появляется графическое изображение слова и одновременно даётся звуковой образ слова. Студент произносит это слово несколько раз за компьютером. Затем компьютер «произносит» это слово, а студент находит соответствующую картинку. Затем слово произносится компьютером, и студент должен напечатать это слово за определенный период времени, который «представляет» компьютер. Сначала это упражнение выполняется с трудом. Студент должен печатать это слово много раз, так как компьютер не даст студенту перейти к другой операции. В результате такой целенаправленной работы студенты очень быстро запоминают лексику.

Далее идет введение грамматического материала. Например, вводится тема: «Утвердительное предложение в Present Simple». На экране компьютера появляется «поезд», который «привозит» все члены предложения. Сначала появляются местоимения: I, you, we, they и несколько существительных во множественном числе, например, students, doctors, computers и так далее. Затем несколько глаголов в неопределенной форме, например:

to speak English,

to play computer games.

Затем местоимения с существительными выстраиваются в колонку и к ним «подъезжают» глаголы с «to». Вдруг «to» исчезает и на экране появляется такая схема.

speak English every day.

I

You

We

Whey

Students

}

И студенты, без труда делают вывод, как построить предложение в Present Simple. Затем на экране появляется колонка с местоимениями и существительными 3-го лица единственного числа.

Не

She

It

a student

Speak S English ever day.

}

И, так же легко, студенты делают вывод, как построить предложение с существительными и местоимениями 3-го лица единственного числа.

Аналогично вводится вопросительная форма. «Поезд» подъезжает к этим же колонкам и привозит вспомогательные глаголы «Do» и «Does». Затем идет многократная тренировка построения утвердительных и вопросительных предложений в Present Simple.

Студентам эта программа очень нравится, так как специфика всех компьютерных упражнений заключатся в том, что все они связаны с движением (перемещение грамматического материала на экране дисплея). При работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемещения грамматических единиц способствует быстрому запоминанию и повышению устойчивости внимания у студентов, поскольку, как утверждают психологи, студенты гораздо быстрее усваивают материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Анализируя результаты обобщающих уроков по изученным грамматическим темам с использованием программы «Bridge to English – 1» можно сделать вывод, что объем выполненных заданий намного больше того, что было бы сделано на обычном уроке.

Применение компьютерных программ повышает интерес к изучению английского языка, а так же резко повышает качество успеваемости по английскому языку.

ИКТ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Керман Татьяна Павловна

преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-

экономический колледж»

(г. Омск)

Реализация общеобразовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов.

В последние годы в образовательных стандартах СПО значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов, что предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.

Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Современное образование ставит своей целью воспитание социально-компетентной личности, где особенно важным являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ. Формирование профессиональной компетентности в процессе самостоятельной работы студентов предполагает единст­во усвоения соответствующих знаний (ориентировочной основы деятельности), практических умений и опыта самостоятельного решения учебных и профессиональных задач, принятия ценностей и смыслов самореализации и профессиональной деятельности в информационном обществе.

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся динамизм и вариативность. Одна из задач преподавателей средних профессиональных учебных заведений на современном этапе – заложить фундамент в подготовке специалиста-профессионала, готового к жизни в новом информационном мире. Это обусловило активное использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые в последние годы становятся его неотъемлемой частью.

Важным этапом внедрения информационных технологий в преподавание математики должно стать создание и использование информационной среды. Я постепенно создаю базы электронных тестов, используемых непосредственно на уроках; применяю презентации, и как средства развития навыков самостоятельного поиска даю задания студентам самим приготовить презентации. Мультимедиа средства значительно расширяют возможности представления учебной информации. Позволяют создавать активный познавательный процесс, что существенно повышает мотивацию обучающихся, повышает эффективность самостоятельной работы. Таким образом, у студента формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

• умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по  интересующей теме;

•    умение работать в группе;

•    умение находить информацию в различных источниках;

•    коммуникативная компетентность;

•    осознание полезности получаемых знаний и умений.

Также я размещаю учебные материалы в сети колледжа в системе

дистанционного обучения для самостоятельной работы студентов, для подготовки к экзаменам

Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной деятельности, без него нельзя проводить управление любым процессом или системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя. Отсюда следуют задачи, возникающие при разработке средств контроля. В их числе:

  • конкретизация целей,

  • установка адекватности средств и результатов обучения,

  • определение значимости результатов.

Осуществление контроля знаний обучаемых, в свою очередь, логично приводит к решению проблемы создания надежных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. Актуальность процедуры контроля знаний обучаемых за счёт использования средств ИКТ определяется целым рядом факторов: Освобождением преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы; предоставлением педагогу времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности; обеспечением всесторонней и полной проверки; повышением объективности контроля и обеспечением его стандартизации; оперативностью и многофакторностью статистической обработки результатов контроля. Для осуществления контроля и самоконтроля знаний студентов я активно использую систему интерактивного опроса SMART Только в этом году мною созданы 8 тестов с использованием программного обеспечения SMART для промежуточной аттестации, например по темам, « Производная», «Фигуры вращения», «Многогранники» а также тесты для итоговой аттестации. Данная система тестирования даёт быстрый анализ усвоения материала и позволяет сразу же разобрать тот или иной пример, где больше всего было ошибок, а также исключает субъективность в оценке знаний студентов. Это повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала. Во время тестирования у студентов нет возможности обговаривать варианты ответов между собой.

Таким образом ИКТ при рациональном использовании улучшают условия труда как преподавателя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ИКТ интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность студентов, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Усиление роли самостоятельной работы студентов позволяет преподавателям всё шире использовать возможности самостоятельной работы для подготовки будущих специалистов. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе самостоятельной работы даёт возможность объединить тенденции, существующие в профессиональном образовании: информатизацию и усиление роли самостоятельной работы студентов.

В этом процессе осуществляется преобразование знаний в области информационно-коммуникационных технологий в особый тип знаний и опыта, позволяющих вырабатывать и применять приёмы самостоятельного решения задач в сфере будущей профессиональной деятельно­сти. Формирование профессиональной компетентности в процессе самостоятельной работы студентов предполагает единст­во усвоения соответствующих знаний (ориентировочной основы деятельности), практических умений и опыта самостоятельного решения учебных и профессиональных задач, принятия ценностей и смыслов самореализации и профессиональной деятельности в информационном обществе.

Список литературы

Агибова И.М . Информационно - коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения.

Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс  /Open/ikt/3.htm

Гладилина Т.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы.

Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности.

Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс /



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обеспечение образовательной деятельности

    Документ
    ... конференции «Образовательнаясреда учреждения как условие реализации стандартов нового поколения», Ревда, 2011; Сборник материалов Международной конференции «Информационные ...
  2. Научно-практический журнал

    Документ
    ... условиях введения ФГОС НОО», - «Создание информационно-образовательнойсреды как условиевнедрения Федерального государственного образовательного ... (статус областной конференции), интернет-конференции «Формирование коммуникативной компетентности ...
  3. За 2011 – 2012 учебный год

    Анализ
    ... межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современная информационно-образовательнаясреда как фактор реализации ФГОС ООО». Ведущий конференции ...
  4. СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

    Программа
    ... образовательных учреждений начато внедренииФГОС ... Информационно-образовательнаясреда как условие реализации ФГОС» ... межрегиональнойконференции ... 6 - дистанционного; В ... информационная деятельность в образовательном учреждении», построенной на формировании ...
  5. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... вопросам развития образования. Формированиеединогоинформационно-методического пространства. Проведение ... информационно-методическом вестнике «Образовательные вести» (4 выпуска) и материалы для публикации в газете «Берега» к августовской конференции ...

Другие похожие документы..