Главная > Методические указания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

Академия

сервиса и экономики

Кафедра « Экономика и управление на предприятии сферы сервиса»

И.Ю.Левитина

Е.В.Ялунер

экономика сферы сервиса

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов дневного и заочного отделений

специальности 0608 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

Санкт-Петербург

2005

Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол №__ от 17.05.2005 г.

Утверждены Методическим Советом ИЭУСС, протокол № от ___.05.2005 г.

.

Экономика сферы сервиса. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов дневного и заочного отделений специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». Издание 2-е переработанное и дополненное - СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2005. – 31 с.

Составители: к. э. н., доцент И.Ю.Левитина

к.э.н., доцент Ялунер Е.В.

Рецензенты: д. э. н., профессор И.Н. Гаврильчак

к. э. н., доцент Е.Е.Шарафанова

Научный редактор: д. э. н., профессор В.Н. Соловьев

 Информационно-издательская группа «АКТиБ»

 Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

2005 г.

1.ВВЕДЕНИЕ

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор национального хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет "веком информационно-сервисного общества". Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Особенность природы услуг обуславливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. При подготовке специалистов, работающих в данной отрасли необходимо учитывать эти особенности и готовить студентов к самостоятельной работе на рынке услуг.

Подготовка специалиста - сложный и многогранный процесс, охватывающий комплекс функциональных элементов их профессиональной деятельности. Поэтому в учебном плане предусмотрена непрерывная экономическая подготовка, основанная на принципе: от общего к частному, от простого к сложному. На этом принципе выстроена последовательность спецкурсов, в которых сначала дается общее представление о предприятии, его внешней и внутренней среде, ресурсах и финансах предприятия (курс "Экономика предприятия"), особенностях рынка, на котором оно действует, специфики ценообразования и формирования финансовых результатов в отрасли (курс "Экономика сферы сервиса"), после чего подробно изучаются отдельные направления его функционирования (Организация производства, маркетинг, движение материальных потоков, инвестиционная деятельность, планирование, и т.п.) Для закрепления теоретических знаний предусмотрено выполнение ряда курсовых работ, которые в той же последовательности подготовят студентов к дипломному проектированию. Особенностью данного этапа обучения является то, что это первая самостоятельная работа студента по спецкурсу, которая закладывает фундамент его профессиональной квалификации.

2.Цели и задачи курсового проектирования

Целью курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения курса. Она позволяет привить навык и выявить степень подготовленности студентов к самостоятельному и творческому решению организационно-экономических задач.

Кроме этого, студенту предоставляется возможность приобретения опыта использования справочных, нормативных материалов и литературных данных, а также знаний, полученных в курсах «Экономика предприятия», «Налоги и налогообложение», во время учебной ознакомительной практики. Студенты, направляемые на целевое обучение могут привязывать курсовую работу к требованиям своего производства.

В результате выполнения курсовой работы студент должен представить к защите предварительное технико-экономическое обоснование организации предприятия сферы сервиса. Так как уровень знаний студентов в области экономики и управления предприятием еще не достаточен, рекомендуется проектировать организацию, удовлетворяющую условиям главы 26 Налогового кодекса РФ (т.е. малое предприятие, использующее упрощенную систему налогообложения).

В процессе выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • ознакомиться с особенностями организации и технологии работы предприятия выбранного профиля;

  • изучить состояние рынка и оценить потенциальный платежеспособный спрос;

  • выбрать наиболее эффективную организационно-правовую форму его деятельности и место размещения;

  • сформировать стандарт обслуживания для проектируемого предприятия;

  • рассчитать размер стартового капитала и определить источники финансирования;

  • спрогнозировать финансовые результаты работы проектируемого предприятия;

  • оценить коммерческую эффективность создания предприятия.

3.Выбор темы и задания на курсовое проектирование

Общая тематика курсовой работы : "Предварительное технико-экономическое обоснование организации предприятия сферы сервиса". Конкретное направление деятельности выбирается студентом совместно с преподавателем и отражается в названии индивидуальной курсовой работы. Тема - это конкретное название работы, точно отражающее цель, объект и базу работы, например: «Предварительное технико-экономическое обоснование ООО «Хозяюшка» (услуги по ведению домашнего хозяйства).

ВНИМАНИЕ! Бизнес-планы в любом виде в качестве курсовой работы не принимаются, так как на данном уровне подготовки они не могут быть выполнены студентом самостоятельно. Принимаются к защите только технико-экономические обоснования небольших предприятий оказывающих услуги, соответствующие по структуре требованиям пункта 5 данных методических указаний.

Студенты-заочники могут определить объект исходя из опыта работы, интересов своего предприятия. Студент дневного отделения может получить представление о возможном объекте из лекций и чтения дополнительной отраслевой литературы, воспользоваться опытом работающих знакомых.

Далее студент самостоятельно формирует задание на курсовую работу в виде плана работы и списка литературы, обязательной для изучения. Тема и задание согласовываются с руководителем курсовой работы. Студенты заочного отделения выполняют данную работу в соответствии с указаниями преподавателя, выдавшего установку на выполнение курсовой работы. Образец листа задания представлен в приложении 1

Лист задания (окончательный вариант с подписью руководителя работы) подшивается после титульного листа. При проверке работы преподаватель оценивает правильность и полноту выполненной работы и делает отметку о допуске работы к защите.

4.Исходные данные к выполнению курсовой работы.

Курсовая работа является серьезной самостоятельной работой студента и базируется на глубокой проработке большого информационно-справочного материала, изучении существующего состояния дел на выбранном рынке и на предприятиях аналогичного профиля.

Исходными данными для выполнения курсовой работы служат:

  • данные наблюдений;

  • нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность отрасли деятельность предприятий в РФ;

  • нормативно-техническая документация по технологии соответствующего профиля;

  • экспертные оценки лиц, имеющих опыт работы в данной сфере;

  • сведения и данные по литературным источникам, необходимые для теоретической подготовки к выполнению работы.

При выполнении работы студенты обязаны представить подробные расчеты и сделать выводы на основе полученных расчетов.

5.Содержание курсовой работы и ее оформление.

Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели проектирования, задачах, решаемых студентом, проведенных им технико-экономических расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты.

В таблице 5.1 приведено типовое содержание, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему. Предельный объем пояснительной записки до 40 страниц рукописного текста. Поощряется выполнение работы на ПЭВМ, однако при этом необходимо в пояснительную записку включить все формулы расчета с пояснениями.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, грамотно используя специфическую лексику отрасли и экономическую терминологию. Помните, что отрасль динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в данной отрасли, является обязательным.

Таблица 5.1.

Типовое содержание курсовой работы.

название раздела

содержание раздела

объем

Введение

Цели и задачи курсовой работы; краткое изложение основной коммерческой идеи

1 стр.

Оценка рынка сбыта

оценка спроса и уровня конкуренции, возможного объема реализации услуг и уровня цен, выбор места размещения

2-5 стр.

Описание процесса обслуживания

краткое описание технологии с фиксацией основных трудовых нормативов и норм расхода, требуемой квалификации персонала, формирование стандарта обслуживания

2-5 стр.

Определение величины начального капитала

расчет количества и стоимости основных фондов, нематериальных активов, величины оборотного капитала

2-6 стр.

Выбор метода финансирования проекта

обоснование выбора организационно-правовой формы, определение состава учредителей и метода финансирования проекта

1-2 стр.

Планирование фонда оплаты труда

расчет численности персонала, формирование штатного расписания, определение формы и уровня оплаты труда, расчет суммарной величины фонда оплаты труда.

1-3 стр.

Планирование текущих расходов

расчет величины всех необходимых расходов исходя из норм расхода, формирование сметы затрат (по элементам) на первый и последующие годы работы, калькулирование себестоимости отдельных видов услуг.

3-6 стр.

Планирование текущих доходов

определение уровня цен и величины доходов на первый и последующие годы работы

2-3 стр.

Планирование финансовых результатов

расчет прибыли, налоговых отчислений, рентабельности и показателей эффективности использования ресурсов предприятия на первый и последующий годы работы

2-3 стр.

Оценка эффективности проекта

расчет показателей экономической эффективности проекта статическим методом

1-2 стр.

Выводы

зафиксировать основные результаты расчетов и сделать вывод о целесообразности реализации проекта, выполнении задач работы.

1-2 стр.

Оформляется пояснительная записка на листах формата А4 (размер 297х210), все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны иметь нумерацию, приведение списка использованной литературы обязательно. Первым листом работы является титульный лист, за ним следуют задание на курсовую работу, основная часть, список литературы (оформленный по ГОСТ 7.32-91), приложения, содержание с обязательным указанием страниц. Работа может быть выполнена от руки (четким легко читаемым почерком) или на ПК, она должна быть собрана в скоросшиватель (не принимаются разрозненные листы, вложенные в файл).

6.Основные этапы работы выполнения курсовой работы.

  1. Внимательное изучение целей и задач курсовой работы, методических рекомендаций по ее выполнению, повторение пройденного ранее материала. В результате студенты должны четко понимать сущность предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), для чего оно используется, какие данные необходимы для его выполнения, твердо знать определения, правила и порядок расчета всех необходимых технико-экономических показателей.

  2. Проведение библиографического поиска и изучение учебной, научной, нормативно-справочной литературы по экономике и менеджменту предприятий сферы услуг, технологии выбранной отрасли, законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в отрасли. Поиск специалистов-экспертов по выбранной области, которые могли бы оказать консультацию при выполнении работы. Цель данного этапа - ознакомиться с особенностями товара (услуги), четко определить требующиеся для производства ресурсы, особенности рыночной ситуации и требования законодательства к предприятиям отрасли. На этом этапе необходимо: определиться с направлением работы, составить библиографический список, воспользовавшись системным каталогом библиотеки; ознакомиться с любой нормативно-законодательной базой (например, «Гарант» или «Кодекс»); проработать специальную периодическую печать (например «Деловой Петербург», «Вести», «Экономическая газета», "Коммерсантъ", "Эксперт", «Топ-менеджер», «Маркетинг» и т.п.). Этап заканчивается согласованием с руководителем темы и задания на курсовую работу.

  3. Сбор исходных данных. При его выполнении необходимо помнить, что ПТЭО делается для принципиальной оценки типа "да" - "нет", поэтому расчеты носят оценочный характер. Большая часть данных берется из выборочных наблюдений, а также опроса консультантов, экспертов, потенциальных потребителей. Если по какому-либо направлению существует более точная информация в литературе (например, проведенные и опубликованные социологические опросы, изученные характеристики колебаний спроса, среднестатистические данные по объемам реализации, уровню оплаты труда, доходности предприятий соответствующего профиля, данные по ценам на продукцию и ресурсы) то лучше воспользоваться ими, указав источник информации.

  4. Проведение расчетов. Студенты, пользуясь методическими материалами (формулами и методиками расчета основных параметров) и знаниями, полученными при изучении курсов "Экономика предприятия сервиса" и "Экономика сферы сервиса", выполняют необходимые расчеты и обосновывают выводы о целесообразности (или нецелесообразности) реализации цели, поставленной заданием.

  5. Оформление собранного материала и расчетов в единое предварительное технико-экономическое обоснование, все разделы которого должны быть органически взаимоувязаны и последовательно решать поставленную задачу. Необходимо помнить, что курсовая работа является документом, длительно хранящимся в архиве кафедры. Она может быть затребована комиссией, проверяющей качество подготовки специалистов. Поэтому к данной работе предъявляются жесткие требования по оформлению. Работа, выполненная с несоблюдением установленных стандартов оформления, не может быть допущена к защите.

  6. Защита курсовой работы является заключительным этапом работы студента и весьма ответственна. При этом выделяется два момента: соблюдение календарных сроков предоставления пояснительной записки на проверку и успешная защита предлагаемых в ней решений. Календарные сроки предоставления на проверку устанавливаются руководителем курсовой работы на основе графика учебного процесса и расписания занятий. В процессе работы студент может получить замечания и консультацию руководителя работы в установленные дни и часы. В случае неправильности выполнения и ошибок, допущенных в работе, студент извещается об этом и должен исправить пояснительную записку в соответствии с замечаниями. Последующая проверка и допуск к защите производятся с учетом вышеизложенных требований. К защите допускаются работы, соответствующие выданному заданию и требованиям по оформлению курсовых работ, с корректно проведенными расчетами и грамотно составленными выводами. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите.

Защита проводится открыто, в аудитории, где присутствуют другие студенты и лица, заинтересованные в теме данной работы в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. В ответах на вопросы студент должен четко излагать свои знания и суть выполненной работы, чтобы можно было дать объективную оценку его труду.

Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно) и отражается в выписке к диплому, выдаваемому по окончанию курса обучения. В случае неудовлетворительной защиты студент должен получить рекомендации по устранению дефектов. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

7.Методические рекомендации по выполнению отдельных разделов курсовой работы.

Для анализа целесообразности создания предприятия и тщательной подготовки с целью предотвращения неэффективного использования средств, составляется инвестиционный проект. Инвестиционный проект - это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей, и описывающих порядок этих действий. Это сложный комплекс документов, требующий большой работы по сбору исходной информации, проведению детальных расчетов и формированию набора юридически грамотно оформленных документов. Эта работа очень дорогостоящая и длительная. Так как не все возможные проекты целесообразно реализовывать, то она выполняется в несколько этапов, на каждом из которых происходит отсев заведомо невыполнимых или малоэффективных проектов. Сначала проводится исследование возможностей, которое носит весьма поверхностный характер и основывается в большей степени на общих оценках, чем на детальном анализе. Его можно сделать по материалам газет или отзывам работников данного вида деятельности, а также опроса возможных потребителей в конкретном районе, в котором намечается организация производства товара (услуги). Цель - быстро и без больших затрат оценить реальность проекта. Эту работу студент выполняет на этапе выбора темы курсовой работы.

Далее выполняется предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) инвестиционного проекта. Это промежуточная стадия между исследованием возможностей проекта и детальным технико-экономическим обоснованием (ТЭО), после которого обычно следует уже реализация проекта. Различие между ПТЭО и ТЭО в степени детализации исходной информации, тщательности проработки экономических расчетов и глубине рассмотрения вариантов проекта. Выполнение ТЭО очень сложная дорогостоящая задача, требующая высокой квалификации специалиста, глубоких знаний в области организации и планирования производства и труда, менеджмента и стратегического планирования, коммерческого права. Результатом разработки ТЭО обычно является бизнес-план, который предлагается потенциальным инвесторам для решения вопроса о финансировании проекта. Эти знания студенты получат в дальнейшем при изучении специальных дисциплин и практически смогут их применить в курсовом проектировании по "Планированию деятельности предприятия" и дипломном проектировании. На данном этапе обучения студенты уже имеют представление о ресурсах предприятия, расчете потребностей в них, формировании финансов предприятия, специфике рынка и ценообразовании в сфере сервиса, оценке эффективности производства и инвестиций. Поэтому они выполняют ПТЭО, логически связывая все изученные разделы.

Далее приведены рекомендации по выполнению отдельных разделов с учетом того, что студент хорошо освоил терминологию и основные формулы из курса «Экономика предприятия» в процессе выполнения курсовой работы по данному предмету. Поэтому перед началом работы рекомендуется повторить данный материал.

Обратите внимание! Примеры расчетных таблиц специально приведены для разных предприятий и не соответствуют друг другу с целью предотвратить дублирование их содержания в курсовых работах. Однако в индивидуальной работе студента все таблицы должны быть логически связаны между собой и значения одинаковых показателей в разных таблицах обязаны иметь одинаковое значение.

7.1Введение.

Курсовую работу начинают с определения цели и задач. Далее следует актуальность в виде краткого изложения основной коммерческой идеи, ее основных достоинств, выгод для потенциальных потребителей и инвесторов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессионального образования сервиса и экономики

    Методические указания
    ... учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики" Кафедра Мировой экономики Дисциплина "Международный ...
  2. Профессионального образования «высшая школа экономики»»

    Программа дисциплины
    ... учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» Факультет экономики Программа ... Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 4, С. 119-212) Стародубровская ...
  3. Среднего профессионального образования (11)

    Автореферат диссертации
    ... 11 классов), начальное профессиональное образование 080110 Экономика и бухгалтерский учет среднее профессиональное образование 3 года 10 ... Организация обслуживания в сфере сервиса БУ среднего профессионального образования ХМАО-Югры «Югорский ...
  4. Среднего профессионального образования «брюховецкий аграрный

    Документ
    ... . Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» О.А. Волкова, И.В. Колтунова, М.В. Понякшина ...
  5. Работники подведомственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования которым присвоена высшая квалификационная категория по указанным должностям с 31 03 2008

    Документ
    ... образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский государственный колледж торговли, экономики и сервиса» А.В. Бакулева, Н.И. Яковлева - преподаватели ...

Другие похожие документы..