Главная > Рабочая программа


Муниципальное образовательное учреждение

Кладовская основная общеобразовательная школа Ярославской области

Рассмотрен Утверждён

на заседании МО Приказ по школе №

протокол № от «___» ___________ 2011г.

от «___» ___________ 2011 г.

Рабочая программа

за курс основного общего образования

по историческому краеведению для 9 класса

Учитель: Смирнова Т. И.

Кладово, 2011

пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов:

  • БУП 2004

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-01 от 31.01.2006г. «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта»

Изучение истории родного края призвано помочь ребенку:

- ощутить свою сопричастность с историей края, и через историю края с историей страны;

- понять ценность исторического и культурного наследия края, необходимость его сохранения;

- успешно интегрироваться в общество, позитивно взаимодействовать с конкретными личностями, группами людей, коллективами;

- оценивать события и деятельность людей на основе категорий морали, нравственности, соответствия принципам гражданского общества.

Общие цели изучения регионального содержания соответствуют целям государственного образовательного стандарта. Изучение регионального содержания историко-обществоведческого образования направлено на:

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника, где духовное воспитание – это, прежде всего, воспитание в традиции гуманизма, это приобщение к национальным и культурным ценностям через изучение нравственных норм, ценностей и культуры родного края, формирование способности к самовоспитанию и духовному совершенствованию. Патриотическое воспитание – это воспитание национальной идентичности, бережного отношения к истории, нравственным ценностям и культурному наследию края, воспитание уважения к достижениям, что создавались талантом и руками людей, живущих в крае;

- приобретение знаний о важнейших событиях истории края в их взаимосвязи и хронологической последовательности, формирование целостного представления о месте и роли Ярославского края в отечественной и всемирной истории;

- овладение умениями и навыками поиска исторической информации, элементарными методами исторического познания;

- применение полученных знаний и представлений для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе на основе принципов ненасилия, толерантного отношения к представителям других народов и государств, для участия в межкультурном взаимодействии.

Принципы преподавания региональной истории:

- приоритет воспитательных целей, акцентирование ярких и значимых событий в истории края, достижений жителей края;

- персонализация истории, внимание к судьбам не только знаменитых земляков, но к истории семей, к повседневной жизни жителей края;

- деятельностный и практикоориентированный подходы преподавания региональной истории;

- личностная направленность обучения.

Цель программы: формирование гражданских качеств учащихся на основе знания и уважения нравственных ценностей и исторических традиций своего народа.

В 9-х классах общеобразовательных школ выделяется один час в неделю на преподавание интегрированного предмета - «Историческое краеведение».

В соответствии с методическим письмом Департамента образования Ярославской области «Особенности преподавания истории в 2008-2009 учебном году» курс исторического краеведения охватывает историю Ярославского края XX-начала XXI века.

В настоящее время для учащихся имеется два пособия: «История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века» под ред. Селиванова А.М. и «История Ярославского края(1930-2005)», авторы Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г., рекомендованные Департаментом образования Администрации Ярославской области для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений, которые можно адаптировать для 9 класса основной школы.

Поурочно-тематическое планирование

Дата изучения

№ п/п

Тема урока

Стр. учебника

Тема 1. Ярославский край в начале 20 века

1

Промышленное развитие губернии. Сельское хозяйство и проведение Столыпинской реформы.

Здесь и далее А.М.Селиванов

Стр.193-203

2

Общественно-политическое развитие края в начале 20 в.

203-217

3

Культурное развитие края.

219-229

Тема 2. Ярославский край в 1917г.

4

Революционные события в Ярославском крае (февраль-октябрь 1917г.)

230-250

Тема 3. Ярославский край в годы гражданской войны

5

Июльский 1918г. мятеж в Ярославле

251-256

6

Экономическое развитие губернии в годы гражданской войны

265-272

7

Ярославская деревня в годы гражданской войны

272-288

8

Ярославцы на фронтах гражданской войны

288-294

Тема 4. Ярославский край в годы нэпа (1921-1928)

9

Накануне нэпа. Промышленность и сельское хозяйство в годы нэпа

295-315

10

Культурное развитие края в послеоктябрьский период

320-345

Тема 5 Ярославский край в годы предвоенных пятилеток

11

Политика индустриализации в крае

Здесь и далее Н.П.Рязанцев

Стр.5-16

12

Коллективизация в ярославской деревне

16-24

13

Ярославская область накануне Великой Отечественной войны

24-36

14

Культура края в годы предвоенных пятилеток

36-62

Тема 6. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны

15

Ярославская область на начальном этапе войны

67-79

16

Ярославцы - фронту

79-86

17

Ярославцы на фронтах Великой Отечественной войны

86-95

18

Культура Ярославского края в годы войны

95-112

Тема 7. Ярославская область в годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (1945-1964)

19

Восстановление ярославской промышленности

116-122

20

Трудности послевоенной деревни

122-124

21

Развитие Ярославской области в годы правления Н.С.Хрущёва

124-136

22

Культурное развитие Ярославской области в 1946-1964 гг.

136-149

Тема 8 Ярославская область в середине 1960-х – середине 1980-х годов

23

Ярославская область в период хозяйственной реформы середины 1960-х годов

153-168

24

Ярославская область в годы «застоя»

168-185

25

Культурное развитие края в середине 1960-х – 1980-х г..

185-203

Тема 9. Ярославская область в годы перестройки

26

Попытки реформ и нарастание социальной напряжённости на предприятиях области

207-210

27

Сокращение сельскохозяйственного производства

210-214

28

Рост общественно-политической активности ярославцев

214-220

29

Культурное развитие области в годы перестройки

220-230

Тема 10. Ярославская область на современном этапе

30

Экономические преобразования в области в 1990-е гг.

235-236

31

Сельское хозяйство области в 1990-е гг.

236-243

32

Общественно-политическая жизнь области в условиях рыночных реформ 199-х гг.

243-250

33

Культурные процессы в крае в 1992-2005гг.

250-263

34-35

Итоговое повторение

В результате изучения курса «Историческое краеведение» учащиеся должны

знать/понимать

-ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей ярославской земли;

-важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития на Ярославской земле;

-изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий отечественной истории и истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территорию края, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.

Практически полностью переносится из государственного образовательного стандарта блок «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях населения края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература:

  1. Атлас Ярославской области. История. География. М., 1999.

  2. Вглядись в минувшее бесстрастно… Документы и материалы. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 1995.

  3. Ермолин Е.А. Культура Ярославля. Ярославль 1998.

  4. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 2000.

  5. Марасанова В.М., Федюк Г.П. Ярославские губернаторы. Ярославль. 1998.

  6. Методические рекомендации Департамента образования Администрации Ярославской области по проведению урока России на тему «Ярославль красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история» Ярославль. 2000.

  7. Методические рекомендации Департамента образования Администрации Ярославской области по проведению урока России на тему «Губерния – оплот Отечества. Ярославль. 2002.

  8. Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края (1930 -2005гг.) Ярославль. 2005.

  9. Рязанцев Н.П. Спасти живую старину. Ярославль. 2000.

  10. Хохлов. А. Юность мужает в борьбе. Ярославль 1978.

  11. Ярославский край в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 1996.

12.Ярославский район: страницы истории. Под ред. Селиванова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа основного общего образования (2)

    Программа
    Программа разработана административной командой МОУ « Оболенская средняя общеобразовательная школа» и институтом стратегических исследований в образовании РАО.
  2. Рабочая программа по русской литературе 5-11 классы зариповой флюры камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  3. Рабочая программа по русской литературе 5-11 классы зариповой флюры камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования мкоу сош №93 имени

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образо­вания МКОУ СОШ №93 имени М.М.Царевского разработана в соответствии с приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
  5. Основная образовательная программа начального общего образования оглавление

    Основная образовательная программа
    - Приказ №373 от 6.10.2009 Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  6. Основная образовательная программа начального основного и среднего общего образования « средняя общеобразовательная школа № 10»

    Основная образовательная программа
    2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования,

Другие похожие документы..