Главная > Автореферат диссертации


БУЙЛОВА Л.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ:

ТЕОРИЯ И ОПЫТ

МОСКВА

2002

БУЙЛОВА Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ -

**************

Автор:

Буйлова Л.Н.

Рецензенты:

Филиппова Е.А. – директор ЦДЮТ «Бибирево», Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Андрианов П.Н. – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования Российской Академии Образования

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой книге. Читатель выберет то, что созвучно его практике и той личной профессиональной концепции, которая у него так или иначе складывается.

Автор анализирует различные подходы ученых и практиков к решению проблемы педагогических технологий, представляет подходы практиков к их отбору и использованию и предлагает конкретные методы и формы, используя которые педагог дополнительного образования может решать задачи видит свои задачи развития творческих способностей детей.

Предложенный проблемно-информационный материал предназначен для творческой деятельности педагога, принявшего образовательные технологии как наиболее перспективное направление развития дополнительного образования детей.

© Буйлова Л.Н., 2002.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ:

ТЕОРИЯ И ОПЫТ

Содержание

Введение

Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей

Развитие личности и педагогические технологии

История становления педагогической технологии

Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике.

Заключение

Используемая и рекомендуемая литература

Введение

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;

  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей

В основе любой дидактической системы лежит определенная философия образования, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т.п.

Сегодня условно выделяются две основные образовательные философии:

-конгнитивная (направленная на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей);

-личностная (направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка).

Это два противоположных направления: с одной стороны, - неличностный подход к ребенку, с другой - вера в человека и интерес к его судьбе. Очевидно, что педагогические поиски сегодня направлены от конгнитивной к личностной философии образования, взят курс на вариативность образования.

При этом выделяются две педагогики: поддерживающая (традиционная) и инновационная (современная).

Обращаясь к развитию новых дидактических подходов к обучению, рассмотрим, как соотносятся традиции и инновации в педагогике, в каком направлении идут поиски?

Традиционная педагогика ограничивает свои формы целенаправленным обучением, отводит ребенку роль объекта, которому педагог передает опыт, готовит к жизни (Я.А. Коменский, И. Гербарт). Индивидуализация скорее провозглашается, чем практически реализуется, поскольку личный интерес учащегося до сих пор не стал основополагающим: государство диктует, чему учить.

Целью педагогической деятельности является достижение дидактической задачи, формирование знаний, умений и навыков, а не системы убеждений и отношений. Педагогические средства строятся на принуждении детей. Стиль общения носит авторитарный характер.

Школа поставлена в такие условия, которые вынуждают ее нести ответственность только за обучение в соответствии с госстандартами. А сохранение и развитие целостной, адаптивной образовательной среды зачастую остается красивым лозунгом. Практикоориентированная социализация также загоняет детей в рамки социальных требований, поэтому продуктивность учебы и практической деятельности достигается в школах очень редко. Учащиеся не желают учиться, способны нарушать дисциплину, теряют интерес к учебе.

Традиционным является урок - одновременное занятие с целой группой, когда учитель передает знания и способы действий в готовом виде, ученики воспроизводят, а он оценивает.

Можно ли подготовить ребенка к жизни, если все традиционные методы обучения и воспитания заранее зажимают его в тиски запретов? «Общее условие, которое сдерживает развитие образования, - по замечанию Н. Крыловой, - это относительно низкий уровень культуры массовой школы. Массовая школа остается малокультурным, формально действующим учреждением, именно поэтому дети, пришедшие туда учиться, через некоторое время теряют интерес, т.е. то главное, ради чего стоит идти в школу!»

В обстановке массовой школы заглушаются такие качества ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что мы относим к индивидуальности человека. Существующее противоречие можно представить в виде схемы:


Для того чтобы преодолеть это противоречие, необходимо создать оптимальные условия для развития личности ребенка. Но разве традиционное обучение не влекло за собой развитие личности?

Нельзя сказать, чтобы школа не ставила перед собой эту цель. Наоборот, подобная цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности, которая понималась, как носитель идеологических образцов, заданных государством. Традиционное обучение строилось, в основном, в соответствии со стандартизированными целями обучения и воспитания. Однако ведущими признавались внешние, социальные воздействия, а собственно психическое развитие происходило стихийно.

Традиционные системы обучения и воспитания себя исчерпали на исходе ХХ столетия, подорвав до основания психическую конституцию человека, поэтому сегодня необходимо не усовершенствовать существующие принципы обучения, а радикально их заменять.

На смену традиционной педагогике приходит новая, отличающаяся демократическим характером, органической связью с социумом и перспективами развития человека во взаимосвязи с обществом и природной средой.

В последние годы обострилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда стало ясно, что школа не может традиционными способами обеспечить ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, что требуется в новых социально-экономических условиях.

Переход к развивающему обучению требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития учащихся они должны опираться при обучении.

В данном случае целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для осуществления развития психических особенностей детей.

Сегодня многие идеи развивающего обучения имеют место в учреждениях дополнительного образования детей. Каждый учебный предмет, направление деятельности несет в себе огромный потенциал для формирования и развития интересов, способностей и личностных качеств детей.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского, который в начале 30-х годов выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением, на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50-60-х гг. разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Дальнейшее развитие и несколько иное направление развивающего обучения в 60-х гг. было воплощено в практике работы экспериментальных школ Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которые разработали и осуществили на практике технологию содержательных обобщений, которая стала в последствии называться развивающим обучением. В их технологии обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения. Содержательное обобщение понимается как постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, сколько обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия, т.е. во главу угла ставится развитие личности ребенка, развитие его психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.), что позволяет овладеть теоретическим мышлением.

Развивающее обучение – это новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену иллюстративно-объяснительному.

Принципы развивающего обучения (по В.В. Давыдову):

-общее развитие всех учащихся;

-обучение на высоком уровне сложности;

-ведущая роль теоретических знаний;

-изучение учебного материала быстрым темпом;

-включение в процесс обучения эмоциональной сферы;

-проблематизация содержания учебного материала;

-индивидуальный подход;

-использование логики теоретического мышления: обобщение, дедукция, рефлексия, др.

Модель обучения, как отмечает В. Давыдов, можно считать развивающей, если в ней присутствуют следующие компоненты:

- понимание того, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования;

- организация обучения на основе ведущей деятельности конкретного возраста (игровая, учебная и т.д.);

- реализация взаимосвязи с другими видами деятельности (художественной, трудовой и т.д.);

- наличие в методическом обеспечении образовательного процесса разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований.

Развивающее обучение ценно в настоящее время тем, что создает условия, в которых происходит формирование новых мотивов детей на основе уже имеющихся потребностей и интересов, таких, как: интерес к учению и внеучебному познанию, стремление познать истину, быть милосердным, уметь сострадать.

Развивающее обучение охватывает все аспекты становления личности, оно не ограничивается какой-либо из существующих концепций, допускает другие подходы.

Приоритетной задачей современной педагогики является развитие обучающегося, взаимодействующего с окружающей средой и стремящегося к саморазвитию. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и способностям ребенка и строится «на представлении о том, что уже в младшем школьном возрасте необходимо пробуждать у ребенка способность быть субъектом учебной деятельности (по Л.В. Занкову).

Существенным требованием к постановке и выдвижению образовательных целей в рамках современной педагогики является их конкретность или продуктивность, а также диагностичность.

Что означают эти требования? Достижение цели предполагает получение результата с заданными свойствами. Эти свойства должны быть диагностированы и измерены. Важно прогнозировать изменения в учащихся и иметь инструмент, с помощью которого можно определить, что они достигнуты.

«Что умеет делать ученик в нетиповой ситуации?» - главный вопрос целеполагания в современной педагогике.

Диагностичность цели дает возможность определить с помощью критериев изменения в ученике, которые произошли в результате учебной деятельности.

Стремлением к достижению целей развития ребенка продиктовано применение в учебном процессе коллективных форм организации: парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия.

Методами преподавания в этом случае являются проблемные: проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские, - их применение меняет позицию ученика и педагога в учебном процессе. Предполагается субъект - субъектный характер взаимодействия педагога и ученика, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности своих действий. Ученик становится активным субъектом деятельности, активно решает учебные задачи: объясняет смысл наблюдаемых явлений, определяет способ выполнения деятельности, объясняет причины наблюдаемого явления, исследует зависимость между величинами и др.

Изменяется позиция педагога: он выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения. Педагог выполняет функцию консультанта: помогает ученику в учебном процессе найти решение проблемной ситуации.

Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются:

1) Формирование познавательной мотивации, интереса.

2) Создание ситуации успеха для ученика.

3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального в зону ближайшего развития.

4) Реализация перехода от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

5) Реализация принципа успешности обучения.

6) Учет механизма развития способностей.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, он обучается ради самоизменения, когда его развитие из побочных и случайных факторов становится главной задачей не только для учителя, но и для него самого.

Современная педагогика ориентирована не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что мы относим к индивидуальности человека. Урок превращается в живое, заинтересованное решение проблем, что способствует разнообразию образовательных форм.

Но система образования сегодня в целом остается инертной.

Одной из главных причин, препятствующих реализации личностно-ориентированного подхода является ориентация современного обучения на передачу определенных знаний, умений и навыков без учета развития личности, несмотря на постоянно провозглашаемые установки на развитие обучающегося, раскрытие его творческих возможностей и способностей.

Школа - один из наиболее инерционных социальных институтов, в котором учебный процесс несет следы конвейерной организации труда. Неудивительно, что в таких условиях в решении проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации личности, возрастает значение дополнительного образования детей, понятие которого раскрывается как личностно-ориентированная деятельность, направленная на освоение опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности.

Основной «удар» в реализации идей гуманизации образования принимает на себя дополнительное образование, поскольку средняя школа, хотя на словах и исповедует эти идеи, сохранила многие существенные приметы «советского периода».

Система дополнительного образования признает важность приобщения ребенка к полноценному творчеству. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей кленова н в буйлова л н

    Документ
    Педагогические технологии в дополнительном образовании детей Кленова ... технология активно используется в системе дополнительного образования детей. Например, известен опыт ... , Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. ...
  2. Оглавление 3 сеть учреждений дополнительного образования детей победители всероссийских и международных смотров конкурсов фестивалей соревнований в 2009-2010 учебном году 11

    Конкурс
    ... дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей; поиску педагогических идей по обновлению содержания и педагогических технологий в практике воспитания и дополнительного образования ... опыт ... (теория ...
  3. Кузнецова анна николаевна формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей

    Автореферат диссертации
    ... педагогической теории и практике, выявляется специфика коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей, ... личности в учреждении дополнительного образования / А.Н. Кузнецова // Инновационные технологии в гуманитарных науках ...
  4. «Я могу работать в современном офисе» Методические рекомендации для педагогов системы дополнительного образования детей к дополнительной образовательной программе и пособию для обучающихся по курсу «Я могу работать в современном офисе» Москва 2005

    Методические рекомендации
    ... педагогических вузов, всем тем, кто интересуется проблемами использования новых информационных технологий в системе дополнительного образования детей ...
  5. Сеть учреждений дополнительного образования детей

    Конкурс
    ... дополнительного образования детей». ГБОУ ДПО ПИРО Курсы педагогов дополнительного образования «Современные технологии и методики организации педагогической деятельности в дополнительном образовании детей» ... уровней (образование, опыт работы ... (теория). ...

Другие похожие документы..