Главная > Автореферат диссертации


В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;

  • текстовый редактор;

  • графопостроитель, графический редактор;

  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;

  • создании программных продуктов;

  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;

  • компьютерных игр по сети;

  • компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;

  • знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

  • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

  • необходимо активизиировать детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к творчеству;

  • предоставить воспитанникам больше самостоятельности;

  • развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;

  • постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.

Анализ теории и практики внедрения новых технологий в практику учреждений дополнительного образования детей позволил В.В. Гузееву выявить три группы проблем:

  • освоение образовательной технологии педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;

  • внедрение технологии в практику;

  • подготовка детей к работе в условиях новой технологии.

Ведь известно, что если педагогическое новшество противоречит духу учреждения и прежнему стилю работы, то оно будет чуждым и не приживется. Необходимо, чтобы педагог осознал необходимость изменений, начал поиск причин несоответствия имеющегося стиля своей работы и результатов деятельности ребенка.

Наилучшим образом образовательная технология осваивается в том учреждении, где имеется поддержка творчески работающих педагогов администрацией. «Как всякое новое, гуманистически ориентированная педагогика прочно закрепляется только командным способом внедрения, - отмечает Газман О.С. – Он позволяет удерживать новый образец деятельности для всех за счет групповой солидарности, организационной и методической поддержки». Эту мысль развивают В.В. Гузеев и А.С. Сиденко: «Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать, что жизнь мгновенно улучшится лишь от того, что кто-то заговорил про что-то новое».

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, то проблем с его обучением не возникает: экспериментатор изучает литературу, общается с коллегами, работающими по-новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары, ведет самостоятельные поиски. Если же совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации учреждения, то необходима организация специальной работы, специальное обучение педагогов, в процессе которого методической службой должны быть решены следующие задачи:

  1. Мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей.

  2. Предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения и воспитания детей.

  3. Формирование умений применять конкретную технологию или ее элементы в практической работе.

  4. Формирование умений проектировать учебное занятий в соответствии с концепцией осваиваемой технологии.

Выработка умений анализировать и оценивать результативность внедрения новой технологии.

Обучение педагогических кадров освоению новых педагогических технологий организуется в следующих формах:

    • педагогическая мастерская;

    • деловая игра;

    • мастер-класс;

    • лекция;

    • семинар;

    • посещение и анализ занятий;

    • учебное занятие;

    • открытое учебное занятие;

    • педагогические чтения;

    • дискуссия;

    • ярмарка педагогических идей;

    • консультации;

    • стажировка.

В нашей практической работе часто приходится сталкиваться с тем, что незнание специалистами методической службы вопросов содержания подготовки педагогических кадров для работы по новым технологиям приводит к следующим недостаткам:

  • педагоги получают общее, поверхностное, обзорное представление о новых технологиях;

  • мало внимания уделяется истории и предназначению конкретной технологии;

  • не раскрываются концептуальные основы педагогической технологии;

  • не ведется работа по формированию проектировочных и аналитических умений педагогов;

  • педагоги перегружены при разработке дидактических средств, что приводит к их отказу от применения новой технологии.

Методы обучения педагогических кадров работе по новым технологиям включают следующие:

Информационные –

Комплексные –

Дискуссионные -

лекции, педагогические чтения.

педагогические мастерские, мастер-классы, стажировка, работа в творческих группах.

Педагогический ринг, дискуссия, оценка и анализ занятия.

Таким образом, обучение педагогов внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений.

Теоретические знания, которые должен получить педагог о новой технологии:

  • Понятие о «педагогической технологии», ее отличие от дидактики и методики обучения.

  • Представление о роли и месте педагогической технологии в дополнительном образовании детей.

  • Умение ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий, не открывать уже известного.

Знание концептуальной основы, особенностей содержания и методики, сущности процесса и назначения той технологии, которую будет реализовать педагог.

Внедрить образовательную технологию в педагогическом коллективе – значит освоить новый тип деятельности, который необходимо обеспечить информационными, экономическими, материально-техническими, кадровыми, методическими и др. ресурсами.

Педагог должен знать, назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме этого, педагог должен знать, на какую научную теорию опирается данная образовательная технология, какими основаниями руководствовались ее создатели.

Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы учителями и учеными Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером; теория интенсификации педагогического процесса разработана академиком Ю.К. Бабанским; в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В. Талызиной; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности и теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина.

Знание о новой технологии должно включать вопросы о методах и приемах работы педагога, а также - о методах, приемах учебной деятельности детей и формах ее организации.

Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс должен знать:

  • сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);

  • теоретическое обоснование планируемых результатов;

  • этапы освоения новой технологии;

  • методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.

Механизм освоения новой технологии, по мнению А.С. Сиденко, должен обеспечить постепенность включения в работу всего коллектива и может проходить по следующей схеме:

  • выявить в результате изучения научно-методической литературы и знакомства с передовым педагогическим опытом образовательную технологию, которую целесообразно внедрять в учреждении;

  • формирование микрогрупп единомышленников-лидеров (педагогов, методистов, управленцев), создание хорошего климата в коллективе, развитие инициативы, творческих настроений педагогов, мотивация к освоению новшеств;

  • разработка проекта, этапов постепенного приобщения коллектива к нововведению, а также программу внедрения технологии в педагогический коллектив с учетом индивидуальности каждого педагога;

  • снятие профессиональных стереотипов, преодоление конфликтов, обнаружение в личном опыте элементов деятельности нового типа и распространение его; применения трех функций рефлексии: анализа, критики, нормирования;

  • преобразование взаимоотношений, возникающих в процессе освоения образовательной технологии (от индивидуальной деятельности к развитию кооперации, сотрудничества);

  • изменение индивидуальной профессиональной деятельности;

  • создание механизмов по необратимости преобразовательных действий по внедрению образовательной технологии.

При таком подходе к освоению новых технологий, педагог становится субъектом деятельности, видит свою цель, осознает программу ее достижения, представляет результаты, способен находить в своем опыте элементы новой образовательной технологии и достраивать их до освоения целостной образовательной технологии.

Профессиональные умения педагога,

применяющего новую технологию на практике.

В процессе обучения работе по новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы, оценивать результативность новой технологии, используя методы педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога являются проектировочные – умение планировать образовательный процесс на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие.

После анализа особенностей образовательной технологии и определения методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант программы обучения в соответствии с направленностью данной технологии, выделить учебные модули, составить календарно-тематический план реализации программы и разработать планы различных типов занятий.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:

  • организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

  • четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;

  • установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.

  • обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

  • реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технология проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков) включает:

  • ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

  • выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

  • выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

  • выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

  • ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы;

  • дробление проблемы на отдельные задачи;

  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;

  • анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

  • планирование работы в группах;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение результатов;

  • сообщение о результатах;

  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Технология построения учебного занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества:

  • ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;

  • составление крупных блоков основного содержания учебного материала;

  • дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;

  • повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;

  • выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;

  • самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;

  • выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

  • Результаты коллективного дела.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

  • Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

  • Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

  • Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что научно-педагогической основой организации деятельности учреждения дополнительного образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности. В дополнительном образовании в силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Здесь образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие».

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

Деятельность многих учреждений дополнительного образования детей сегодня является базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий, поскольку именно в этих учреждениях ныне имеются особые возможности для развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей. Но, как правило, педагогические технологии формируются ситуативно, и многие педагоги используют их, опираясь на свой опыт, без знания педагогической теории.

Каждое учреждение дополнительного образования детей неповторимо, у каждого свои традиции, опыт, ценности, свои педагоги. Поэтому к вопросу проектирования педагогических технологий стоит подходить с позиций признания своего своеобразия.

Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

  • применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

  • проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

  • научить детей новым методам работы;

  • оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Следовательно, педагога нужно учить разработке недостающих дидактических средств.

Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.

Педагогические технологии (или их элементы) все чаще стали встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами (например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому чрезвычайно важно организовать работу по обучению педагогов внедрению новшеств в образовательный процесс, наладить процесс сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому педагог сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и получать своевременную реальную методическую помощь.

Используемая и рекомендуемая литература

  1. Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.

  2. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.

  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

  4. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.

  5. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.

  6. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. - № 8. – 1999. – с. 25-30.

  7. Важник С.С. Творчество: важная проблема дидактики./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 47-50.

  8. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М., 1988.

  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991

  10. Варыхалов А.Ю. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. История, тенденции, проблемы. /Путь к ребенку: вверх по ступеням Мастерства. – Санкт-Петербург, 2001.

  11. Геин А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.; Просвещение, 1991.

  12. Газман О. С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перемтройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции/ Под ред чл.-корр. РАО О.С. Газмана. – М.: УВЦ «Инноватор», 1996, с. 4-25.

  13. Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии.// Завуч. –1998. - № 1. – с. 20-36.

  14. Гузеев В.В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. - № 7. – с. 84-91.

  15. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. // Школьные технологии. - № 1. – 2000. – с. 167 – 181.

  16. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л., 1989.

  17. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998, 30 с.

  18. Еремкина О.В. Воспитательные технологии.// Классный руководитель. 1998.- № 5, с. 2.

  19. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

  20. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994

  21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.

  22. Крылова Н. Как мы можем изменить культурные ценности образования.// Народное образование. 1998. - № 9, с. 20-24.

  23. Кушнир А. Есть ли место тройкам – пятеркам в развивающем обучении? // Народное образование. – 1997.- № 8, с. 49-58

  24. Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31.

  25. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975.

  26. Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31.

  27. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И. и др. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара, 1998.

  28. Мосина Ю.В. Современные подходы к использованию педагогических технологий./ Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. - № 1. – 1999. – с. 26-28.

  29. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – Москва, 1996.- 258 с.

  30. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М.: Центр инноваций в педагогике. 1995.- 190 с.

  31. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Глейзер Г.Д. Цикловое обучение в вечерней школе // Советская педагогика. – 1988. - № 1. – с. 56-60.

  32. Организация деятельности экспериментальных площадок. Ч. 2. Отв. Ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

  33. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе. – Москва-Тюмень, 1994.

  34. Прудченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993.

  35. Педагогика / Под ред. П.И.Пядкасистого. - М.: РИА, 1996.

  36. Петрусшский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М., 1987.

  37. Подластый И. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

  38. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996.-№5.

  39. Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990.

  40. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  41. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогия. -1989.-№3.

  42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.

  43. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии № 4, 1997.

  44. Симоненко Н.Э. Способы активизации творческой деятельности./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999, с. 50-53

  45. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. - 1989. - №3.

  46. Управление, информация, интеллект / Под ред. А-И.Берга и др. - М., 1976.

  47. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 189с.

  48. Финькевич Л.В., Тихонович О.С. Условия развития креативности на ранних этапах онтогенеза./Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 39-42.

  49. Черданцева Е.В. Детское творчество: личностно-формирующие аспекты./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999. – с. 86-88.

  50. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996.

  51. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика.-1992-№ 11.

  52. Школьные технологии. /Научно-практический журнал для школьного технолога. – 1998. - № 1.

  53. Школьные технологии. /Научно-практический журнал для школьного технолога. – 1997. - № 4.

  54. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований// Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.

  55. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1994.- 117с.

  56. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?./ Школьные технологии. – 1999. - № 3. – с.34 – 41.

  57. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

  58. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. – М.: Новая школа, 1996. –352 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей кленова н в буйлова л н

    Документ
    Педагогические технологии в дополнительном образовании детей Кленова ... технология активно используется в системе дополнительного образования детей. Например, известен опыт ... , Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. ...
  2. Оглавление 3 сеть учреждений дополнительного образования детей победители всероссийских и международных смотров конкурсов фестивалей соревнований в 2009-2010 учебном году 11

    Конкурс
    ... дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей; поиску педагогических идей по обновлению содержания и педагогических технологий в практике воспитания и дополнительного образования ... опыт ... (теория ...
  3. Кузнецова анна николаевна формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей

    Автореферат диссертации
    ... педагогической теории и практике, выявляется специфика коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей, ... личности в учреждении дополнительного образования / А.Н. Кузнецова // Инновационные технологии в гуманитарных науках ...
  4. «Я могу работать в современном офисе» Методические рекомендации для педагогов системы дополнительного образования детей к дополнительной образовательной программе и пособию для обучающихся по курсу «Я могу работать в современном офисе» Москва 2005

    Методические рекомендации
    ... педагогических вузов, всем тем, кто интересуется проблемами использования новых информационных технологий в системе дополнительного образования детей ...
  5. Сеть учреждений дополнительного образования детей

    Конкурс
    ... дополнительного образования детей». ГБОУ ДПО ПИРО Курсы педагогов дополнительного образования «Современные технологии и методики организации педагогической деятельности в дополнительном образовании детей» ... уровней (образование, опыт работы ... (теория). ...

Другие похожие документы..