Главная > Автореферат диссертации


Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Б. Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:

-малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;

-талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе ( 5%);

-обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени ( 90%).

Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения.

В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог, опираясь на государственные стандарты образования, используя таксономию учебных целей, составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить.

Проектирование технологии полного усвоения:

1) Подготовка учебного материала, деление его на фрагменты – учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения.

После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение – «усвоил - не усвоил».

2) Следующий шаг – подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

3) Подготовка детей к работе, разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь;

Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения.

Изложение материала при этом осуществляется традиционно.

4) Организация текущей проверки знаний, оценивание текущих результатов по схеме «усвоил – не усвоил».

5) Организация коррекционной работы. По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.

6) Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.

Дополнительное образование (как и другой тип образования) имеет не только иерархический ряд целей, но и соотнесенный с ним ряд планируемых обязательных результатов обучения, что делает обучение целостным и завершенным. Именно выход на конечные результаты, определение «эталона» обучения придает дополнительному образования осмысленность, а обучающийся знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп.

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН-нов, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

-задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

-успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

-каждый ученик получает необходимую помощь;

-диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

В условиях дополнительного образования детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы, или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.

Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Новые информационные технологии обучения

в дополнительном образовании детей

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

История и тенденции применения компьютерных технологий в дополнительном образовании детей. Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей. В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокий (порой профессиональный), чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным про­граммам.

И совершенно очевидно, что в среде, где дети относятся к обучению с должным энтузиазмом, компьютерные тех­нологии, стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь около 10 лет назад, стали центром притяжения для очень многих школьников и педагогов.

Сейчас Россия известна в мире не только как "страна белых медведей", но и как колоссальный источник интеллек­туальных ресурсов, и, особенно, в области программирования и информаци­онных технологий.

В учреждениях дополнительного образования первые компьютеры начали появляться около 15 лет назад. Это были в основном персональные компьютеры. О таких, теперь уже привычных нам явлениях как Интернет и компьютерные сети, где-то слышали, но, даже не мечтали. Персональные компьютеры и определили начальное направ­ление развития образования в области информационных технологий - программирование. На базе крупных Дворцов и Домов творчества стали появляться компьютерные центры и кружки программирования. Эти новые учебные центры родились одновременно с началом широкого появления компьютерной техники в различных сферах жизни.

Исторически сложилось так, что педагогический состав центров программирования первое время формировался из профессиональных программис­тов - они, в большинстве своем, создавали методические базы, вели занятия. Не всегда зная, как "надо" с педагогической точки зрения, эти люди делали так, как считали необходимым для получения результата. Именно такой подход сделал новое образовательное направление чрезвычайно притягатель­ным для молодых людей. В частности, на базе Центра компьютерных технологий в Санкт-Петербурге сложилась уникальная система. Цель реализуемых ими образовательных программ - не только дать детям знания, но и развить их творческий и умственный потенциал, научить решать самые неожиданные задачи самыми неожиданными методами. Занятия школьников заключаются не только в посещении лекций и прилежном выполнении заданий, но и в создании и развитии собственных проектов, в которых все, начиная от идеи и заканчивая документацией к программному продукту, является заслугой ребенка. Периодически проводятся конференции и конкурсы городского масштаба, на которых учащиеся представляют свои работы, выносят их на обсуждение общественности. Аналогичные системы построены и во многих других Дворцах и Домах творчества различных регионов России (Москва, Самара, Ярославль, Волгоград, Дзержинск).

Направление программирования, хотя и претерпело определенные изменения, диктуемые стремительным технологическим прогрессом, дожило до наших дней. Определенно, оно будет жить и дальше. Гораздо позже (в начале 90-х годов) появились компьютерные сети. Изначально это были так называемые локальные сети, объединяющие компьютеры в одном машинном зале, или одном здании. Еще позже стала доступна в учреждениях дополнительного образования всемирная информационная сеть - Интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации.

Естественно, интерес школьников и педагогов к сети огромен. Причин тому много: и уже упомянутая легкость общения со сверстниками и коллегами, и удивительная простота поиска информации и документации для написания программ, и многое другое. Раньше для освоения того или иного языка программирования порой приходилось заказывать книги по почте и неделями ждать посылки. Сейчас же получить доступ к электронному варианту практически любого компьютерного издания можно несколькими щелчками мыши. Так, например, каждый учащийся может опубликовать в сети свою собственную страничку (собственный информационный ресурс), которая тут же становится доступной миллионам пользователей Сети. Кроме того, Интернет предоставил возможность многим детям общаться, обучаться по программам учреждений дополнительного образования дистанционно - через Сеть.

Стало ясно, что Интернет-технологии, (не пользовательские, а профессиональные) - новое направление, которому более нельзя не уделять внимание. И опять встал вопрос о методике, и вновь события развивались по вышеописанному сценарию - учить создавать информацию в Сети пришли профес­сионалы, и результат был замечательный. Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением, и уж никак не менее значимым (и даже бо­лее популярным), чем традиционное направление программирования. Однако, не стоит думать что Интернет и разработка программного обеспечения - вещи сугубо далекие друг от друга. Время диктует свое - эпоха "поделок" и простеньких страниц в Сети прошла. Современный сетевой информационный ресурс - это сложный программный комплекс, динамически формирующий страницы по запросам пользователей, работающий с корпоративными базами данных. В действительности наблюдается определенная интеграция, взаимосвязь этих двух направлений.

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления - программирование и Интернет-технологии. Безусловно, и то и другое будет модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi-tech технологий, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества. В начале XXI века информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом.

Но и в применении новых информационных технологий в дополнительном образовании есть проблемы. Одна из них, как ни парадоксально, связана с общедоступностью компьютерной техники. Десять-пятнадцать лет назад, в эпоху становления преподавания информационных технологий, компьютерное оборудование было дорогостоящим, а компьютеры - крайне медлительными (по современным меркам, конечно). Требовалось умение и много знаний из области математики и теории алгоритмов, чтобы написать приемлемо быстро работающую программу на медленных машинах. Тогда стало формироваться понятие культуры, или искусства программирования.

Именно в те годы образование в области компьютерных технологий готовило настоящих мастеров своего дела. Компьютеров в личном пользовании почти не было - молодые талантливые люди формировали на базе компьютерных центров Домов и Дворцов пионеров творческие коллективы, с энтузиазмом коллективно и персонально делали свои проекты - игры, утилиты, прикладное программное обеспечение. Они учились писать программы оптимально, используя хитрые схемы и приемы, "выжимали" из компью­теров максимум производительности. В те годы было очень популярно направление создания визуальных впечатляющих демонстрационных про­грамм минимального размера. Обычно такие "демо" писались непосредствен­но в машинных кодах, занимали объем от 50 байтов до 5 Кбайтов и предлага­ли потрясающий видеоряд с трехмерными сценами и немыслимой анимацией. Даже регулярно устраивалась конференция таких программистов, фестиваль компьютерного искусства.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

  • Обучение - это общение ребенка с компьютером.

  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

  • Диалоговый характер обучения.

  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

  • Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания новых информационных технологий:

Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей кленова н в буйлова л н

    Документ
    Педагогические технологии в дополнительном образовании детей Кленова ... технология активно используется в системе дополнительного образования детей. Например, известен опыт ... , Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. ...
  2. Оглавление 3 сеть учреждений дополнительного образования детей победители всероссийских и международных смотров конкурсов фестивалей соревнований в 2009-2010 учебном году 11

    Конкурс
    ... дополнительного образования и передового педагогического опыта в системе дополнительного образования детей; поиску педагогических идей по обновлению содержания и педагогических технологий в практике воспитания и дополнительного образования ... опыт ... (теория ...
  3. Кузнецова анна николаевна формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей

    Автореферат диссертации
    ... педагогической теории и практике, выявляется специфика коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей, ... личности в учреждении дополнительного образования / А.Н. Кузнецова // Инновационные технологии в гуманитарных науках ...
  4. «Я могу работать в современном офисе» Методические рекомендации для педагогов системы дополнительного образования детей к дополнительной образовательной программе и пособию для обучающихся по курсу «Я могу работать в современном офисе» Москва 2005

    Методические рекомендации
    ... педагогических вузов, всем тем, кто интересуется проблемами использования новых информационных технологий в системе дополнительного образования детей ...
  5. Сеть учреждений дополнительного образования детей

    Конкурс
    ... дополнительного образования детей». ГБОУ ДПО ПИРО Курсы педагогов дополнительного образования «Современные технологии и методики организации педагогической деятельности в дополнительном образовании детей» ... уровней (образование, опыт работы ... (теория). ...

Другие похожие документы..