Главная > Инструктивно-методическое письмо
Элективные курсы
Элективные курсы в 8-9 классах в рамках предпрофильной подготовки могут быть краткосрочными (оптимальное время – 8-17 часов, максимальная продолжительность 34 часа), знакомить обучающихся со способами деятельности (анализ исторических источников, выполнение исследовательских заданий, экспериментальных и практических работ и т.д.).
При организации предпрофильной подготовки общеобразовательное учреждение и учитель вправе использовать элективные курсы только те, которые имеют государственную программу, а также программу, разработанную в соответствии с требованиями к программам из региональных и муниципальных банков, программ элективных курсов и обеспечением учебниками и учебными пособиями.
При использовании государственной программы достаточно утверждения элективного курса на заседании педагогического совета. Если элективный курс является авторским (или адаптированным), то существуют требования к его структуре и содержанию, порядок экспертизы, которые должны соблюдаться. В связи с тем, что один элективный курс могут посещать учащиеся из разных классов одной параллели целесообразно для учета проведения элективных курсов, контроля посещаемости и знаний учащихся заводить специальные журналы для элективных курсов (журналы для факультативных занятий). Элективные курсы вносятся в основное расписание школы, которое утверждается директором ОУ.
Все элективные курсы предпрофильной подготовки по информатике и ИКТ ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладных программ. Поэтому учителям при переходе на ОС Linux необходимо корректировать существующие или разрабатывать новые элективные курсы для 9 классов с учетом изменившихся условий. Элективные курсы для 9 классов утверждаются экспертными и методическими советами муниципальных образований.
При изучении элективных курсов в старшей школе рекомендуется использовать программы, учебники и методические пособия, изданные в издательствах. В большинстве своем они ориентированы на изучение ОС Windows и ее прикладных программ, но существуют те, которые не привязаны к программному обеспечению (Приложение № 3).
Нормативы контрольных работ по «Информатике и ИКТ»
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется текущий и итоговый контроль. В классный журнал всем присутствовавшим на уроке обучающимся выставляются оценки за текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем программы;
в конце учебной четверти, полугодия, года.
При выставлении оценок за практические работы необходимо учитывать следующие подходы:
если практическая работа носит обучающий характер, проводится с целью проверки усвоения нового материала и по времени занимает часть урока, учитель имеет право не выставлять оценки обучающимся всего класса;
если практическая работа контролирующего характера, то оценки за данный вид практической работы выставляются всем без исключения обучающимся.
Текущий и итоговый контроль можно проводить в различных формах: например, контрольная работа, тестирование, практическая работа, зачет, самостоятельная работа и т.д.
В авторских программах по информатике указаны такие формы контроля, как: проверочная работа, практические задания, практические работы, контрольные практические работы, тестирование, практическая зачетная работа, практикум.
В образовательном процессе учитель, планируя свою деятельность по контролю знаний учащихся при изучении предмета, всегда планирует количество тематических и итоговых работ в той форме, которая предусмотрена в Положении о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении. Согласно авторским программам рекомендуется следующее количество контрольных и практических работ, практических заданий:
№ п/п | Класс | Рекомен-дуемое в тематичес-ком планировании количество часов в неделю | Автор, наименование учебников | Рекомендуемое количество контрольных работ за год обучения | Количество практических работ за год обучения (по авторскому планированию) | |
Пропедевтический уровень | ||||||
1 | 5-6-7 | 5 кл. – по 1 ч/нед. 6 кл. – по 1 ч/нед. 7 кл. – по 1 ч/нед. | Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ», 5 кл., 6 кл., 7 кл. | 5 кл. – 4 к/р, 6 кл. – 4 к/р, 7 кл. – 4 к/р, | 5 кл. – 15 п/р, 6 кл. – 21 п/р, 7 кл. – 12 п/р. | |
Основная школа | ||||||
1 | 8-9 | 8 кл.- по 1ч/ нед, 9 кл.- по 2ч/нед | И.Г.Семакин и др. «Информатика и ИКТ», 8 кл,9 кл. | 8кл - 4 к/р, 9кл - 6 к/р | 8кл - 18 п/р, 9кл - 34 п/р | |
2 | 8-9 | 8 кл. – по 1ч/ нед, 9 кл.- по 2ч/нед. | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», 8 кл, 9 кл. | 8кл – 3 к/р, 9кл – 6 к/р | 8кл - 15 п/р, 9кл - 35п/р | |
3 | 8-9 | 8 кл. – по 1ч/ нед, 9 кл.- по 2ч/нед. | Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ», 8-9 кл. | 8кл – 4 к/р, 9кл – 6 к/р | 8 кл. – 15 п/р 9 кл. – 40 п/р. | |
Профильный уровень | ||||||
1 | 10 | по 4 ч/нед. | Угринович Н.Д., «Информатика и ИКТ (профильный уровень)» 10 кл., 11 кл. | 10 кл - 4 к/р 11 кл. – 4 к/р | 10кл. - 142 п/р 11 кл.- 52 п/р. | |
2 | 10-11 | по 4 ч./нед. | Фиошин М.Е. и др. «Информатика и ИКТ» | 10 кл. – 4 к/р 11 кл. – 4 к/р | 10 кл – 36 п/р 11 кл. – 38 п/р. | |
Базовый уровень | ||||||
1 | 10-11 | по 1ч/нед. | Семакин И.Г., Хеннер Е.К., «Информатика и ИКТ. 10 – 11кл.» | 10кл - 4 к/р 11кл - 4к/р | 10кл-18 п/р; 11кл-14п/р | |
2 | 10-11 | по 1ч/нед. | Угринович Н.Д., «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» 10 кл. 11 кл. | 10кл – 3 к/р 11кл - 3 к/р | 10кл - 26 п/р 11 кл - 17 п/р; 11 кл – 7 п/з; | |
3 | 10-11 | по 1ч/нед. | Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ», 10, 11 кл. | 10кл - 4 к/р 11кл - 4к/р | 10 кл. – 20 п/р. 11 кл. – 22 п/р. |
V. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации изучения предмета.
В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и молодежной политики от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» на 2010-2011 учебный год учителям информатики и ИКТ необходимо разработать рабочие программы.
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы элективных курсов; программы факультативных курсов; дополнительных образовательных курсов.
Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
Рабочая программа обновляется ежегодно.
Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Рабочие программы составляются на основе (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»):
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
Учитель может внести изменения в составляемую рабочую программуне более чем на 20 % от вышеназванных программ. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Рекомендуемая примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:
1. титульный лист;
2. пояснительная записка;
3. требования к уровню подготовки учащихся;
4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);
5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
6. формы и средства контроля;
7. перечень учебно-методических средств обучения.
Оформление рабочей программы
Титульный лист Рабочей программы долженсодержать:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения и согласования программы (таблица №1);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), в котором изучается учебный курс,
- предмет, курс, дисциплина (модуль);
- год составления программы.
Таблица 1
«Согласовано» Руководитель МО ___________Шашаев А.Г. Протокол № ___ от «____»____________2009 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № ___ г. Белгород ___________ Королёва Н.В. «____»____________2009 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №__ г.Белгород __________Головинкина И.В. Приказ № ___ от «___»____2009 г. |
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений2;
- изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;
- название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения3;
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся»включается, если авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту.
Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся»представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 2).
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля»включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
Перечень учебно-методических средств обучения, как компонент Рабочей программы,включают:
основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы),
оборудование и приборы и т.п.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».
Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов и спецификой условий в регионе и образовательном учреждении.
Похожие документы:
Инструктивно-методическое письмо (1)
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Инструктивно-методическое письмо... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...